Выбор Бразилии с поворотом влево

Пока на европейском континенте, от России до Италии, происходит активная фашизация стран местными буржуазными элитами, отчаянно удерживающими власть путём реставрации репрессивных идеологий, — прогрессивная часть народов Латинской Америки вновь входит в ритм того левого марша, которым они вступили в ХХI век.

30 октября в Бразилии — решающий тур президентских выборов, после которых страна либо освободится от 4-летнего морока диктатуры фашиста Болсонару — друга Путина и Трампа; либо — погрузится в новый усовершенствованный виток правой реакции и репрессий.  В первом туре президентских выборов-2024, состоявшемся в начале октября  лидирует Луис Инасиу Лула да Силва, экс-президент   и лидер одной из самых серьёзных левых политических сил Бразилии — PT  (Рабочей Партии), которая в настоящее время воплощает надежду бразильского народа на прекращение неофашистского эпизода последних четырех лет. Его противник —  баллотирующийся на свой новый срок, ныне действующий президент Ж. Болсонару, — в этом туре заметно отстал от своего соперника, хотя также показал результаты, превысившие ожидаемые: за реакционного кандидата отдали свои голоса 43 % бразильцев, принявших участие в выборах.

Реакционный действующий лидер страны, или — «тропический Трамп», как его называют политологи, играет в своей правой популистской политике на тревогах и опасениях электората, состоящего из бразильских обывателей, городских представителей среднего класса и истеблишмента. Пока Болсонару опережает на юге (59% против 41% над Лулой) и на центральном западе страны, (те же 59% против 41%). На юго-востоке — «техническая ничья», с количественным преимуществом для Болсонару (52% против 48%), а также на севере (51% против 49%). На северо-востоке Бразилии — подавляющая победа Лулы да Силвы (примерно 72% против 28%).

И, если в странах Европы правый реванш только начинает набирать силу, попутно ввергая массы в большую войну, повторяя тем самым события первой половины ХХ в., южноамериканский континент, в странах которого ранее всех был опробован вариант капиталистической перезагрузки ультраправого типа (начиная с «экономического чуда», который сотворили так называемые «чикагские мальчики» после фашистского переворота 1973 г. в Чили),  в настоящее время продолжает показывать нам примеры достижения революционных целей с помощью подъёма самосознания масс, приводящих на президентских выборах к власти левых лидеров.  Пусть при этом не везде это происходит после предшествующего электоральной процедуре всплеска протестной борьбы своих народов, — на данном этапе кризиса неолиберальной мировой общественно-экономической модели, латиноамериканские товарищи в странах, уставших от беззакония диктатур, используют, и небезуспешно, в пользу трудящихся  даже такие прогнившие и давно дискредитировавшие себя модели буржуазной демократии, как современные электоральные процедуры. В нулевые это продемонстрировали нам примеры Венесуэлы, Никарагуа и Боливии, причём в последней, после переворота 2019 года, народ вновь сделал свой выбор, отдав большинство голосов за партию Социализма, которая выросла из профсоюза аграриев.

В текущем 2022 г., к «розовому повороту 2.0» присоединилась Колумбия. В Колумбии над нео-либеральным кандидатом Фико Гутьересом, выдвигавшимся от политического лобби Альваро Урибе, с отрывом  одержал победу Густаво Петро, лидер народного альянса «Исторический Пакт». Колумбия с момента инаугурации своего нового президента, прошедшей в августе, вступила на путь перемен, который очень давно востребован трудящимся народом, в течение десятилетий ведущим неравную классовую борьбу с колумбийской буржуазией. 

А еще ранее, на рубеже 2021 — 2022 гг.,  свой вклад в прогрессивный выбор латиноамериканских трудящихся внесли  Гондурас и южноамериканские Перу и Чили. В экономически отсталой центрально-американской «банановой республике» в качестве нового президента народом была избрана противница диктатора Эрнандоса Ксиомара Кастро, бывшая первая леди изгнанного из страны в 2009 г.  госпереворотом  Мэла Селайи. В Чили, долгое время остававшейся одной из самых экономически развитых на континенте, пришел к власти левый либертарианец Борич, победивший пиночетиста Каста. И, наконец, в Перу победил выдвиженец одной из коммунистических партий, лидер учительского профсоюза П. Кастильо. О подлинных переменах в этих трёх странах говорить до сих пор пока рано: все обещания социальных улучшений и попытки перемен здесь упираются в сопротивление  консервативного истеблишмента.  Но сейчас я говорю о Бразилии — одной из самых крупных стран западного полушария, которая в течение осенних президентских выборов этого года приобрела серьёзные шансы вновь стать на избавление от  течение последних четырёх лет на права трудящихся сил реакции. 1 октября здесь прошёл первый тур президентских выборов, и эксплуатируемые, нищающие социальные слои бразильского народа отдали свои голоса за испытанного лидера левых Игнасио Силва да Лулу.  

       Итак, в Бразилии в первом туре выборов лидировал Луис Инасиу Лула да Силва, экс-президент и лидер одной из самых серьёзных левых политических сил Бразилии — PT  (Рабочей Партии), которая в настоящее время воплощает надежду бразильского народа на прекращение неофашистского эпизода последних четырех лет. Его противник —  баллотирующийся на свой новый срок, ныне действующий президент Ж. Болсонару, — в этом туре заметно отстал от своего соперника, хотя также показал результаты, превысившие ожидаемые: за реакционного кандидата отдали свои голоса 43 % бразильцев, принявших участие в выборах.

Действующего президента Бразилии многие политологи называют «тропический Трамп»: в период выборов он пользовался поддержкой влиятельного политика из США Стивена Бэннона, который также проводил предвыборные интересы Д. Трампа. С. Бэннон,  играет в своей правой популистской политике на тревогах и опасениях электората, состоящего из бразильских обывателей, городских представителей среднего класса и истеблишмента. Этих бразильцев около десяти миллионов,  и более всего они опасаются левого выбора Бразилии: он у них четко ассоциируется с победой экс-президента И. С. Лулы, которая, согласно неолиберальной пропаганде, способна превратить Бразилию в подобие Кубы или Венесулы. Однако в Бразилии, чрезвычайно экономически ослабленной в результате пандемии и политического кризиса, который позволил правым политическим силам в борьбе за свою власть задействовать процедуру импичмента в отношении экс-президента Дилмы Русеф, одной из учениц И. С. Лулы, экономические условия ныне таковы, что кажется, что ниже падать уже некуда: обнищание народных масс достигло своего предела.  Борьба кандидатов, которая поляризовала страну в предшествующие первому туру выборов месяцы,  была  сложной и напряжённой.

Глава неофашистского клана использовал и намерен продолжать использовать все возможные и невозможные методы, чтобы остаться у власти в стране еще на один срок. В течение последних двух месяцев, в преддверие предсказываемой социальными опросами победе левого кандидата, Жаир Болсонару и его сторонники провели в СМИ информационную атаку на бразильский Избирком, заставляя обывателей поверить им и поставить под сомнение состоятельность электронной  избирательной процедуры. Глава страны заявил, что процедура электронного подсчета голосов являются слабым местом избирательной системы в Бразилии; и его идеологические  противники используют её слабые места как возможность для фальсификации и подтасовки результатов выборов. Этому практически нет никаких реальных доказательств, — болсонаристы таким способом добились признания целесообразности следующего, второго, тура президентских выборов, который намечен на 30 октября. Сторонников Ж.Больсонару так же много в среде бразильских военных, сейчас они, от привычной за эти четыре года практики борьбы внутриправительственных группировок, перешли к подобию консолидации на основе предлагаемых Жаиром Болсонару идеалов: президент, мечтающий повторить в Бразилии ставящих во главу угла «интересы нашей Бразилии, с Богом и истинной демократией».

Сторонники ультраправых сил посредством социальных сетей осуществляют многочисленные информационные атаки на избирательную кампанию, обвиняя избирательных чиновников Бразилии в том, что они выступают против «идеалов демократии в стране», на страже которых стоит действующий президент. Информационную войну, развязанную с фейковых и реальных аккаунтов в социальных сетях против сторонников И.С. Лулы, возглавляют сыновья президента Болсонару: они и их правые соратники обвиняют чиновники избиркома в сговоре с Лулой, против действующего президента.  Ультраправое лобби в стране продолжает оставаться в настоящее время  чрезвычайно мощной политической силой в Бразилии.

Многие общественные прогрессивные бразильские деятели испытывают небезосновательные опасения в том, что силы реакции готовы идти на всё, вплоть до попытки военного переворота, — в том случае, если они убедятся, что 30 октября велик шанс победы Лулы. В таких условиях, даже после удачного первого тура выборов, чаша весов которых склонилась к народному большинству и их лидеру,  говорить о победе левых сил, воспринимая удачу в 1 туре как перейдённый Рубикон, пока еще очень рано  и самонадеянно. Сторонники Болсонару в настоящее время контролируют большинство мест в парламенте, и — большинство региональных правительств. На стороне сил, стоящих за главным «поборником демократии» в стране, которая за четыре года его правления превратилась в огромный оружейный склад, — благодаря благоприятствующему для свободного обращения населения с оружием политическому курсу болсонаристов.  

За последние четыре года произошло значительное усиление со стороны клана Болсонару роли армейских и силовых структур, ставших тяжеловесными и затратными, особенно на фоне бразильской массовой нищеты. Репрессивная машина, находящаяся полностью под контролем правящего кандидата — сам по себе достаточно мощный аргумент. Бразильская военщина, ранее разделённая, вступавшая с правящим кланом в междоусобные интриги, перед опасностью победы левых объединились, делая ставку на «тропического Трампа». К тому же —  еще заранее, до начала 1 тура выборов, Ж. Болсонару заявил, что он будет оспаривать любое поражение, если не будут внесены изменения в избирательные процедуры. Он призвал десятки миллионов своих последователей готовиться к борьбе, и это — серьёзный вызов для левых сил.

 Победа в 1 туре президентских выборов Игнасио Лулы Сильва была в принципе, ожидаема и одной, и другой стороной. Однако левым Бразилии сейчас  противостоит очень хорошо подготовившийся противник. Болсонаристы задействуют в агитационно-пропагандистской компании за «демократию, Бога и лучшее будущее нашей Бразилии» нерешительность в умонастроениях наиболее политически неопределившихся обывателей благополучных районов Сан Пауло и других наиболее крупных городов.

Особенностью подготовки и прохождения 1 тура президентских выборов в Бразилии стал тот факт, что почти одновременно с ним, в воскресенье, 2 октября, проходили выборы в Конгресс и в местные региональные органы. И вот на них то неожиданно вырвались вперёд кандидаты от правящей Либеральной партии, добившись успехов на выборов в губернаторы в 9 из 15 бразильских Штатах. Правые Бразилии настроены решительно. На их стороне также — идейная поддержка клерикальных кругов — католического духовенства и протестантских пасторов,  причем в среде последних сейчас особую активность проявляет первая леди страны, жена Болсонару.    Однако на стороне трудящихся Бразилии, сплотившихся вокруг своего лидера Игнасио Лулы да Силва, освобождение из-под ареста которого бразильцам удалось добиться накануне, надавив на правящие круги, —  мощная поддержка Партии социализма и свободы (PSOL), которая является главной силой наиболее радикальных, антикапиталистических левых в Бразилии. Активисты PSOL, после долгих внутренних дебатов, пришли к решению поддержать на выборах Игнасио Лулу. От основной части партии откололась и покинула её ряды одна фракция — небольшое течение диссидентов во главе с экономистом Плинио де Аруда Сампайо-младшим, которые высказали своё несогласие с тем, чтобы поддержать И.С. Лулу,  проводящего в свой первый президентский срок нерешительную, социально-либеральную политику классового примирения  под эгидой ПТ. И, хотя большинство активистов PSOL не питают иллюзий по поводу того, каким будет правительство во главе с Лулой и ПТ, — многие из них считают, что в случае победы Лулы произойдёт становление еще более несбалансированной версии предыдущего типа правления во главе с ПТ, — всё же они предприняли объединение и координацию всех борющихся против реакции в Бразилии сил.

Первый срок правления И. Лулы, и затем, период правления его ученицы, Д. Русеф, правительства в Бразилии являли собой спорный эксперимент, предпринятый с целью добиться хоть каких-то социальных успехов путём проведения политики компромиссов, и всё же эти успехи были отчасти достигнуты. Однако в настоящее время, как считают многие левые активисты в Бразилии, уже нет  уверенности в том, что подобные шаги смогут быть успешно повторены. 

Всё  будет зависеть, в конечном счёте, от мобилизационного потенциала социальных движений эксплуатируемых и угнетаемых масс трудящихся, которые сейчас действуют нескоординированно и автономно. Ведь победе Исторического Пакта в Колумбии предшествовала единая мобилизационная протестная волна колумбийского народа, центр которой находился в революционном Кали. В Бразилии, пока, к сожалению, репрессивный аппарат и силовые структуры правящей диктатуры Болсонару оказались сильнее мобилизационного потенциала; к тому же, наиболее радикальные левые силы, вместо концентрации вокруг одного актива и объединения в борьбе народных масс, спорят о методах борьбы. Однако при этом всем ясно, что голосование за Лулу является необходимым, — для освобождения бразильского народа от кошмара, который создал режим Жаира Болсонару.

Алёна Агеева


Материалы по теме:

В Англии началась крупнейшая за десятки последних лет забастовка

Рабочие-нефтяники угрожают новыми забастовками в Мангистауской области

«Русский мир» как невозможность возврата социалистической собственности

А реприватизацию вместо национализации — не хотите ли, граждане обворованные?

23 thoughts on “Выбор Бразилии с поворотом влево

    1. знал, что обрадуешься. сегодня тоже будет её небольшой комментарий! но уже вдвоём) она там последние виноградинки собирает в родных краях… там тоже осень!

  1. Ладно. тов. редактор, не обижайся…

    Из людей ты можешь лепить всё, что хочешь. Даже сов. образование и пропаганда не помогли сохранить Советский Союз (мечта о несбывшейся «мировой революции»).

    Партия — вот основа. И отбор был.

    Может, всё-таки правду людям говорить будем?
    Миллионы-то у нас ещё умные. Поймут правильно. И фикцию «сов. власти» (на чём «демократы» в конце 1980-х выехали — с подачи КГБ)
    А остальным — ….начхать (бабам — особливо, вумные)

        1. До чего же он глуп. Артист, несостоявшийся на сцене. И вот это — будущее твоего левого движения (что это такое, объясни, наконец?)
          демагогия (хоть бы врал поцветастее)

          На сайте трудовой над ним ржут.

          На яйца надавят — будет петь другие песни. А на Западе — жизнь пошлого буржуа (пусть и в «Юманите»)

      1. ну вот опять чёрная ирония (не моя)) — Эльмар молодец, он пикетирует на французском, например, не отдыхает (в отличие от некоторых), живут они на окраине всем гуртом..

  2. Бразилия, да… На неё — вся надежда. Алёна права.
    «Мобилизационный потенциал социальных движений эксплуатируемых и угнетаемых масс». И много диких обезьян.

    Материал — интересен. Спасибо, Алёна!
    А что у нас?

    Сейчас Попов начнётся. Послушаем, что этот старый трибун расскажет (врет, бл…, хитрый и ссыкливый, как все ребятки, получавшие за профессорство при Л.И. — 450-500)

      1. Попов скоро как папа Зю начнёт вспоминать службу в ГДР… практический интернационализм, так сказать. нет, лучше чем в КДС он уже не выступит!

    1. да, Ред. так почти и выражается, но старается крепкО словцо без надобности не расчехлять а уж коль расчехлит, не остановишь, как того Председателя!..

  3. «Господину Иосифу Сталину. Москва. Ко дню Вашего шестидесятилетия прошу Вас принять мои самые искренние поздравления. С этим я связываю свои наилучшие пожелания, желаю доброго здоровья Вам лично, а также счастливого будущего народам дружественного Советского Союза. Адольф Гитлер»

    (Правда. 1939. 23 декабря)

    1. ну так змий подлый… «доигрался, пхадлЭц!» (с) — ему как ещё одному пурсонажу Истории надо было сохранять противника в полном спокойствии, чтобы блицкригом взять побыстрее в полон. но хрен — и там, и тут. и я этому рад, знаешь ли (хоть в Киеве только сегодня эелектричество вовсстановили)

  4. «Главе Германского государства господину Адольфу Гитлеру. Берлин. Прошу Вас принять мою признательность за поздравления и благодарность за Ваши добрые пожелания в отношении народов Советского Союза. Сталин»

    (Правда. 1939. 25 декабря)

    1. этикет, да-с. хотя, демкИ могли бы из этого сделать дисклэймер на века (проклятие, ну и уравнивание их, вошедшее в моду примерно с 1988-го)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *