Дворец культуры и науки имени И.В.Сталина в Варшаве как веха Будущего
22 июля 1955 года был открыт Дворец культуры и науки в Варшаве, 42-этажный (выше МГУ!) небоскрёб — дар польской столице от Советского Союза. Дар как в высоком, так и в самом прямом, утилитарном смысле: всё, от строительного материала до инженеров, строителей, было советское, из СССР. Здание первоначально называлось «Дворцом культуры и науки имени И. В. Сталина». Увы, и двух лет не прошло, как название из-за подлого закрытого доклада Хрущёва после ХХ съезда стало неполным… Начинали-то его строить при Сталине, как и московские высотки, но закончили после его смерти.
Дворец культуры и науки, по-польски Palac Kultury i Nauki (его часто сокращают как PKiN), – это до сих пор самое высокое здание в Варшаве и во всей Польше. Оно сконструировано и построено по образцу сталинских высоток. В наши дни Дворец входит в десятку высочайших небоскребов Европейского Союза, а с 1955 по 1957 годы он был высочайшим зданием Европы.
Дворец культуры и науки задумывался как подарок Советского Союза польскому народу и был возведён на советские деньги советскими строителями. Возводился Дворец со 2 мая 1952 по 22 июля 1955 силами 3500 советских рабочих, которых поселили в специально для них построенном районе с кинотеатром, столовой, клубом и бассейном. Польские товарищи развернули образцовое гостеприимство ради строительства столь великолепного объекта.
Автор проекта — прославленный советский архитектор Лев Руднев. Здание представляет собой смесь стилей ар-деко, соцреализма и польского историзма. В Польской народной республика всё новое должно было соответствовать национальному духу, стилю, ничего инородного старший социалистический брат, Советский Союз, конечно же, не мог подарить едва начавшей развиваться республике.
Архитектор Л. В. Руднев хотел, чтобы здание было в польском стиле, поэтому побывал в таких известных городах, как Краков, Хелм, Замосць, чтобы собрать необходимую информацию и познакомиться с польской архитектурой. Вместе со своими сотрудниками он создал пять проектов.
Поляки скромно выбрали проект 120-метрового здания, но притязания строительного коллектива были значительно больше, что позволило им построить здание гораздо выше.
Высота 42-этажного небоскрёба составляет 167,68 м, вместе со шпилем — 230,68 метров. Здание имеет 3288 комнат. Площадь — 123 084 м², внутренний объём — 817 000 м³. Для постройки было использовано 40 миллионов кирпичей. На 30-м этаже здания (на высоте 114 метров) имеется свободная для посещения терраса со смотровой площадкой, откуда открывается панорама города.
После 1989 года, в период охлаждения отношений Польши и СССР, из главного вестибюля дворца была убрана бронзовая скульптура работы Алины Шапошниковой, изображающая двух строителей Дворца культуры — поляка и советского гражданина с флагом ПНР в руке.
С начала 1990-х годов высказывались идеи о сносе дворца. Чеслав Белецкий предлагал разместить в здании со стороны Иерусалимских аллей (на месте Музея техники) «Соцландию» — «забавно-издевательский музей коммунизма». На объявленном в середине 1990-х годов архитектурном конкурсе победил проект, предусматривавший возвести вокруг дворца несколько небоскрёбов, чтобы уменьшить воздействие сталинского творения на столицу. Аналогичный проект (архитектора Фостера), кстати, давно реализован в Москве по благословению Ельцина и под присмотром его зятя Юмашева — называется он «Москоу-сити». Если смотреть со стороны Калининского проспекта, он как бы съедает угловатой бронзовой башней «Меркурий» высоту и контуры гостиницы «Украина» и вообще создаёт-задаёт новый уровень высотности, «пуп Москвы», привлекающий давно новорусский кинематограф. Всё это не случайно. Москва в этом смысле «обставила» польских антикоммунистов.
Но уже в 2009 году глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил, что поляки должны разрушить высотку в Варшаве так же, как немцы разрушили Берлинскую стену. В 2017-2018 годах целый ряд польских политиков подтвердил, что хотел бы видеть здание снесенным.
В настоящее время здание находится в собственности мэрии Варшавы. Объектом управляет транспортная компания «Zarząd Pałacu Kultury i Nauki» Sp. z o.o.
Сегодня небоскрёб выполняет функции офисного здания и выставочного центра, является штаб-квартирой ряда компаний, и государственных учреждений. Кроме того, в нём находятся кинотеатры, музеи, книжные магазины, научные институты, бассейны, театр и самый большой в Польше конференц-зал, рассчитанный на 3000 человек. Масштабы сталинского подарка до сих пор не превзойдены, это и бесит карликово мыслящих.
Сложно сказать, отважатся ли польские властвующие вандалы, которые по всей стране снесли уже десятки памятников социалистического периода, монументов, посвящённых солдатам и командирам РККА — разрушить это уникальное творение советских и польских трудящихся, здание символизирующее конструктивное сотрудничество, дружбу народов, социальный прогресс, устремлённость вверх, к науке и просвещению… Если ориентироваться на их российских коллег, которые в Свердловске взорвали недостроенную телебашню, в Москве свергли памятник поляку Феликсу Дзержинскому, — антикоммунисты смогут всё, дури у них хватит.
Однако есть надежда на непосредственное население этого Дворца социального прогресса — и дело тут вовсе не в названии его (имя Сталина втоптано самими советскими, Хрущёвым и Ко в пыль, в Чехословакии взорвали на народные деньги построенный монумент, аналогично созданный как символ дружбы социалистических сил Европы)… Дело в торжествующей общественной идее и настроениях: увы, поводы для «антиимперского», «русофобского» (хотя, ничего отдельно от советского русского в этой высотке нет, а польское — есть) мщения дают местным националистам захватившие в России власть силы точно такого же, если не ещё более злобного социального регресса, который вот-вот обернётся царизмом (он-то, романовский, и душил польское пролетарское восстание в 1905 году — в череде других, российских восстаний, пока Польша была частью РИ).
Как исторические оптимисты, мы надеемся на победу разума. На победу науки и культуры над невежеством и мракобесием.
В 2006-м, проездом в Афины, я был в Варшаве — это было очень раннее утро, мы с товарищами-антиглобалистами вышли из автобуса на часок пройтись по центру, внутри крепости даже зубы почистили у местного фонтанчика… А потом ехали дальше на нашем «Неоплане» и со второго его этажа видели эту высотку. Угловатая, готичноватая, кубическая её башенка с часами очень гармонично вписывается в остальную архитектуру, которую мы видели уже привычным к ней глазом. Выглядела она как-то… буднично, нормально. Не было в ней ничего, что могло бы вызывать ту бурю эмоций, что у националистов и либералов взыграла. Руднев действительно проделал огромную работу, изучая польскую архитектуру — кстати, он европейским стилем надолго заразился, и дом близ Патриарших прудов, который он строил и сам в нём проживал на Садовом кольце (на первом этаже которого ныне стоматологическая клиника Министерства обороны) — сер и хмуроват всё в том же, западно-европейском стиле…
Дмитрий Чёрный, гражданин СССР
Материалы по теме:
День предательского доклада Хрущёва
Начало «Пражской весны» и её трактовки
Доклад Хрущёва и его последствия в Венгрии
«Пражская весна» 1968-го как «Это ваше дело» (Брежнев)
«Пражская весна» и итоги её реванша в 1989-м: Mame prazdne kapse!
Две концепции свободы. Уроки «Пражской весны» (1968) для «Московской осени» (1991)
Дворец культуры и науки им. И.В.Сталина — Красавец-гигант, возвышающийся на фоне несколько однообразной «промышленно-административной» Варшавы (по сравнению со старой столицей Польши — Краковым).
И это украшение столицы, созданное великим талантом Льва Руднева и руками советских и польских строителей, — нынешние идиоты от власти в бывшей ПНР собираются сносить?
Чем всегда отличались не самые лучшие представители этого многострадального и талантливого славянского народа (в т.ч. и в годы социализма) — так это «шляхетской» провинциальной спесью и неумом. Лишь бы от нас, советских русских «варваров» подальше.
Дворец — устоит! Такую сталинскую глыбу тронуть — чревато.
Он ещё долго будет напоминать о себе.
А в лучшие (и, надеюсь, не такие уж далёкие) времена — вновь обретёт статус одного из главных и красивейших зданий столицы народной Польши.
твоими молитвами… но дури Дуды, пока обращённой на Украину, пока просто недоставало в этом направлении
Твой материал, гражданин СССР, — отличный!
(те приятные моменты, когда ты не сползаешь в левацкий кювет, в т.ч. и в стилистике)
Можешь ведь. Можешь!
(«они оба могут»)
граждане СССР когда вместе — силища. основа материала — не ими писана)