Иван Франко о Льве Толстом, и мы — об отдыхающих его потомках

Благодаря всей этой истории с путинским завоеванием мира, больше всего досталось культуре. По обе стороны разошедшихся крепостных стойл.

Про современную российскую культуру даже писать не буду, она прямо противостоит русской классической, ее уму, ее чувствам, ее образам, ее совести. Но в страшной ситуации пришедших в движение народных стад, отношение ко Льву Толстому, вероятно, является одним из яснейших маркеров всепобеждающего скотства.

Впрочем, вот в украинском провинциальном городке лишили одну из улиц имени Ильи Репина, украинца, написавшего самую, вероятно, украинскую по характеру и темпераменту картину «Казаки пишут письмо турецкому султану», сочтя его русским.

Глупо, однако. Но ведь никто не обязан знать, никто никому ничем не обязан, разве только биться за приписку к стойлу или корыту.

Куда уж им Лев Толстой с его обличением животного патриотизма, всяческой социальной и духовной неправды. Вот и бьют по нему с обеих сторон славянской государственной жизни, возведенной на общем крепостиническом фундаменте, на основаниях чаемого единства сбитого в гурты стада. А эти граждане вообще что-нибудь читали, видели в своей жизни что-либо выше кумиров презренной толпы?

Франко, Коцюбинский, Нечуй-Левицкий, Шевченко?

Они знают, кто написал «Як поросяча кров лилась, я різав все, що паном звалось, без милосердия й зла»?

Что они вообще знают, чему учились, что читали? И о какой демократии и свободе можно говорить, когда перед нами настоящие кріпаки 21-го столетия, люди не то, что без широты духовной и культурной, но ничего не желающие знать, кроме того, что вбивает в их головы детская пропаганда по обе стороны кровавой границы?

Перед нами настоящее восстание масс, доведенных до скотского образа и радующихся собственном скотству, алчущих незнания и тьмы.

Для справки. Вот, что писал величайший украинский писатель Иван Франко про Льва Толстого, нетерпимого ныне и там, и тут:

Ця людина – граф Лев Миколайович Толстой, найвидатніший поміж живих російських письменників, єдиний муж, що одважився у хвилю загальної прострації, переполоху й безпорадності мати власну думку й узятися на власний розсуд до громадської роботи – подати допомогу жертвам нещастя, – єдиний муж, що в цій хвилі загальної депресії, незважаючи на ще донедавна визнавану доктрину «непротивлення злу», незважаючи на свої консервативно-раціоналістичні принципи, не завагався стати в ряди невеличкого гуртка ліберальних письменників та публіцистів і голосно апелювати до невигаслих іще суспільних інстинктів російської громадськості й закликати її до самодопомоги; єдиний росіянин, що відважився і поза межами Росії піднести свій голос в оборону бідних, які терплять і вмирають.

Но что плебсу Толстой, что им Франко, когда у них прилепины в героях ходят?

Товарищ Матяш


От редакции: Тут, увы, не одна культура — в нынешней ситуации лишь доказывающая марксистские истины, что она надстройка, и её можно менять на бегу, как декорацию. Тут резко меняется вся международная обстановка, спровоцированный «питерским» ненавистником большевиков и Ленина — обвальный просто, лавинообразный «ленинопад» в европейских странах уже в виде памятников, посвящённых всему советскому и даже досоветскому. И Пушкин попадает в этот же список на декоммунизацию — вот же злая, но не неожиданная ирония Истории.

По бюсту Пушкина на бульваре постреливали немецкие оккупанты в Днепропетровске в 1942-м, изрешетили его, но он был после Великой Отечественной восстановлен. А уж Прометей в Днепродзержинске, как спасали его рабочие, как прятали и потом возвращали на постамент (увы, при Ющенко — оригинал Прометея был снят с постамента и заменён отдалённым эстетичным аналогом) — это вообще легенда, которую нынче будет рассказать особенно важно, в ближайшее время. Продолжая считать монументальные потери нашей Эпохи за пределами границ СССР. Если до СВО памятники отдавшим свои жизни за освобождение Европы от фашизма красноармейцам пытались отстаивать местные коммунисты и краеведы — в той же Польше, — сейчас это категорически невозможно.

Сейчас борцы с империализмом (и не важно, что германским), воины-освободители РККА — стали для поляков, чехов, прибалтов символами другого империализма, сырьевого. «Нас ждёт успех!», — как говорил господин Путин на Манежной площади. Увы, «текущий политический момент, отображённый в прошлое», определение Истории по Сталину — и есть новая «монументальная политика» зарубежья. 9 мая это было особенно отвратительно видно и понятно. И сюда же попадают вступления в НАТО — спешные, «аварийные», — тех стран, кто туда до начала СВО и не планировал даже вступать. Вдвое возросшая милитаризация стран, примыкающих к Белоруссии… Всё это за два месяца! Мощная, мудрая геополитика «питерских»…

Всё это можно назвать одним словом — «эскалация». Рост международной напряжённости и разобщённости. Культурный разлом и сепаратизм тут неизбежен. Под ударами «освободителей» утрачивается то единство советского воспитания и культурного пространства, которое сохранялось и воспитывалось благодаря бессеребренникам-учителям даже вопреки постсоветским сепаратистским реалиям. И удерживать эти просторы СССР и пролетарски-интернационалистского миропонимания, открытые Великим Октябрём, хотя бы в себе, не становясь добычей сырьевых империалистов, первейшая задача коммунистически мыслящих. Для них самих и тех, кого они воспитают.

Отважный противник «собственного», царского милитаризма, Лев Николаевич Толстой на фоне оголтелой рус-сепаратистской пуропаганды и реакции выглядит удивительно позитивно. Причём и на фоне собственных биологических потомков — Петра и Владимира. «Природа отдыхает» — говорят в таких случаях. Да, благодаря думским и околопутинским потомкам Льва Николаевича — сажают и штрафуют за одни лишь цитаты из его «Войны и мира». Но мы, потомки не биологические, а советские его наследия — конечно, не убоимся духовного родства своего. Напротив, будем его цитировать, пропагандировать. Не может сводиться ненасильственное противление государственному злу только к культурному сопротивлению, но начинаться с него — может.

Д.Ч.


Материалы по теме:

Село Революционное и его «освободители»

О родине-бабушке и патриотизме, о Прилепине и Шевчуке

4 thoughts on “Иван Франко о Льве Толстом, и мы — об отдыхающих его потомках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *