Малоизвестные кинороли Вячеслава Тихонова

Сегодня день рождения Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Сталинской премий Вячеслава Тихонова.  

Вячеслав Васильевич Тихонов – выдающийся актёр, внесший неоценимый вклад в советскую и русскую культуру, ставший на экране воплощением мужественности, чести и героизма. Это произошло благодаря ролям князя Болконского в киноэпопее «Война и мир», рядового солдата Стрельцова в киноленте «Они сражались за Родину», учителя истории в мелодраме «Доживём до понедельника», писателя в драме «Белый Бим Черное ухо» и, конечно, благодаря легендарной роли советского разведчика Штирлица-Исаева в военном детективе «Семнадцать мгновений весны». Начало профессионального, чекистского пути Исаева — можно увидеть в кинофильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), правда, роль его там исполняет не Вячеслав Тихонов, а Владимир Ивашов, что вполне логично — Штирлиц это более поздний период работы героя эпопеи Юлиана Семёнова.

Будущий народный артист появился на свет 8 февраля 1928 года в подмосковном Павловском Посаде, в семье рабочего-механика Василия Романовича, трудившегося на текстильной фабрике, и воспитательницы детсада Валентины Вячеславовны.

Рос он обычным советским мальчишкой, романтичным и немного стеснительным. Любил с отцом мастерить что-нибудь по дому, но вместе с тем мог и «побузить» – воровал с друзьями яблоки из чужих садов, пробовал курить и даже в соответствии с модой тех лет сделал себе наколку «Слава» на руке. Эта татуировка причинила ему впоследствии немало неудобств – во время съемок ее приходилось замазывать гримом или прятать под перчатками.

В школе Слава учился неплохо. Ему нравились точные науки – математика и физика, интересовался он и историей. Когда грянула война, здание школы забрали под госпиталь, а 13-летний подросток сперва отправился в ремесленное училище изучать профессию токаря, затем наравне со взрослыми трудился на заводе, выполняя работу под всесоюзным лозунгом «Всё для фронта, всё для победы». По вечерам после рабочей смены Слава часто бегал в кинотеатр «Вулкан», где пересматривал героические советские картины: «Два бойца» с Марком Бернесом, «Чапаев» с Борисом Бабочкиным и Георгием Жжёновым, «Депутат Балтики» с Николаем Черкасовым, «Большая жизнь» с Борисом Андреевым и Николаем Крючковым.

Кино завораживало и манило рабочего паренька. Втайне от всех он начал мечтать о карьере актёра, хотя родные видели сына инженером или агрономом. В 16 лет он пошел на нулевой курс Автомеханического института, дававший возможность абитуриентам получить знания для поступления. Спустя год Вячеслав сообщил родителям, что хочет стать актёром. Они были категорически против. За внука вступилась бабушка, мудрая и добрая женщина. После этого он отправился во ВГИК, где конкурс не прошел (его лицо признали «не совсем фотогеничным»), но сумел тронуть сердце педагога Бориса Бибикова, и тот из жалости принял его на свой курс.

Старт кинославе Тихонова дали съёмки артиста-третьекурсника в ленте «Молодая гвардия» (1948), где Сергей Герасимов доверил ему роль Осьмухина.

Появление в этой картине, получившей Сталинскую премию, стало для него прекрасной путёвкой в жизнь, как и для других занятых в фильме артистов – Нонны Мордюковой (роман между актрисой и Тихоновым завязался именно на съемочной площадке), Сергея Бондарчука, Инны Макаровой, Клары Лучко, Сергея Гурзо, вмиг получивших популярность и любовь зрителей.

Тихонова, однако, не спешили звать в другие картины — его скромность и интеллигентность не находили пока режиссёрского понимания.

Только в 1957 артист был принят в штат киностудии им. Горького. В него наконец поверили режиссеры, и начали предлагать роли. Главного персонажа Безбородько он сыграл в драме Евгения Ташкова «Жажда», Панина в одноименной картине Михаила Швейцера, Алексея в исторической ленте «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова.

Но сегодня, когда и на ТВ несомненно будут вспоминать знаменитые роли Тихонова в кино, мы хотели бы поделиться как раз теми картинами, где он замечательно играет — которые менее известны и незаслуженно забыты телевидением и зрителем (и, возможно, кому-то вообще неизвестны). Матроса он играл не только в «Оптимистической трагедии», но и в «Мичмане Панине» (1960, реж. М.Швейцер).

Совсем малоизвестной для нашего зрителя картиной с участием Тихонова является совместный советско-шведский фильм «Человек с другой стороны» — это уже 1970-е, фильм цветной.

Профессиональная востребованность Тихонова в кино — феномен, конечно, не только субъективный, но и объективный, характеризующий Эпоху. Кино советское было не только высоко востребовано внутри СССР, но и за рубежом — оно было оружием посильнее атомного, убеждавшим в успешности социалистического пути в коммунизм. И такие актёры, как Вячеслав Тихонов — без пропагандистских фраз и поз, своей интеллигентностью, обаянием ума, уверенности в своём деле, — работали лучшими пропагандистами социализма во всём мире.

Потому звание героя соцтруда он носил вполне заслуженно. Образ советского мужчины ХХ века за пределами СССР формировался на основе его ролей — даже в «Войне и мире» это был всё тот же советский рабочий паренёк, выросший над собой и недалёким дореволюционным российским прошлым, образованный, эрудированный, способный вжиться в роль князя Андрея так, что сомнений в раскрытом им русском характере не будет никаких… Это уровень актёрской работы — недосягаемый для постсоветского кино.

Тихонов играл много ролей в кино и в годы перестройки, и после 1991-го. Но эти роли вряд ли запомнились и затмили прежние, — 1960-х, 70-х, начала 80-х, — особенно как бы покаянная для КПСС «Любовь с привилегиями», вышедшая на экраны в 1990-м. В этом фильме через интрижку на отдыхе с героиней Полищук показан псевдоклассовый конфликт «партийной элиты», номенклатуры и «обслуги», курортной работницы. Увы, такая «самокритика» извне идеологически выродившейся компартии в данном случае касается только материальной стороны жизни номенклатуры — а ведь Тихонов бы мог прекрасно сыграть куда более содержательную роль.

Постельная фраза героини Полищук «Я сама всё сделаю» — прозвучала пророчески. Действительно, за КПСС контрреволюцию сделали наполненные «пролетарским» гневом на такие вот «сказочные» привилегии опьянённые гласностью интеллигенты и сторонники «честного капитализма» из комсомольского звена, из питерского Клуба молодого экономиста… Но возглавил её конечно профессиональный борец с партийными привилегиями Ельцин — так что фильм был очень своевременным.

В фильме шажок к капиталистическим ценностям и ориентирам от спецоблуживания маникюршами и московскими магазинчиками показан вполне логичным — жаль, не снимают столь же откровенного кино о нынешнем быте обитателей постсоветской Рублёвки, вот и сравнить бы те и эти привилегии! Жизнь спутницы силовигарха Сечина показали бы, например — которая сбежала с молодым итальянским автогонщиком это этой, капиталистической номенклатуры…

Сюда же, конечно, приплели «рэпрэссированных» родителей героини Полищук, выселенных из Москвы, — в общем, снятый в 1989-м последний для Тихонова советский фильм стал сборником тех заблуждений и настроений, которые стали фатальными для интеллигенции и СССР. Фильм надо смотреть критически, как отпечаток «последних», предсмертных времён той власти, что выбрала монетизацию и наследование привилегий, а заодно и как мадригал той культуре, в которой Тихонов был столь широко востребован.

После гибели социализма от самокритики, если можно так выразиться, — пошёл столь стремительный социальный регресс, что роли Тихонову предлагали уже куда печальнее и примитивнее этой, в которой ещё чувствуется Эпоха и её идейный, хоть и конфликтный уже, размах.

Но не будем омрачать подробностями Постэпохи дня рождения великого актёра…

Д.Ч.

22 thoughts on “Малоизвестные кинороли Вячеслава Тихонова

    1. кстати, ожидаемого на ТВ поздравления не последовало — хотя бы фильмами. только мелькнула реклама тех самых «привилегий с любовью» на Доверии, кажется…

  1. Хорошо, что дали для нашего читателя-зрителя работы В.Тихонова из уже давно не транслируемых советских кинофильмов. Хотя мы-то помним…

    «Человек с другой стороны» (1973) — и до перестройки крутили не часто.
    А вот «Европейская история» (1984) — была всесоюзная премьера. Смотрел в кинотеатре в том же году.
    После 1986 г. — их уже не показывали (иногда в «нулевые» — по цифровым)

  2. Хотя «Человек с другой стороны» — об одной из самых насущных и жизненных проблем Сов. республики — о транспорте.
    «Паровозы» — вот, что так волновало Ильича в 1920-21 годах.

    А без этого — ни восстановления промышленности, ни обороны социалистического гос-ва.

    1. да, фильм — приятное открытие (как много ещё смотреть и смотреть! и жоне покажу)

  3. Первым Штирлицем (ещё Владимировым-Исаевым) в кино
    стал Родион Нахапетов — «Пароль не нужен» (реж. Б.Григорьев, 1968)
    А замечательный Владимир Ивашов в фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (реж. Краманов, 1975), снятом через два года после «Мгновений», — замечательно перенял манеры Тихонова, мимику, коронные фразы (….»нет?»)

    О Штирлице в СССР 1960-70-х было снято 5 фильмов и поставлен радиоспектакль — с теми же актёрами из «17 мгновений» — в 1984 г («Приказано выжить»). Спектакль с В.Тихоновым, Л.Броневым, О.Табаковым
    транслировали в марте 1987 г. сразу же после окончания
    12 серии «Мгновений» — диктор телевидения предупредила — слушать.

  4. Ошибка. В начале апреля были показаны последние серии.
    До этого крутили весной 1982.

    Л.И.Брежнев, большой поклонник замечательного многосерийного телефильма был тогда ещё жив.
    «Помощник Брежнева А.М.Александров-Агентов: «Смотрел на даче раз двадцать» (А. С.Черняев. «Шесть лет с Горбачёвым. М., 1993)

  5. Мой отец в 1980-м достал для Вячеслава Васильевича «Волгу». В том же году Тихонову была присуждена Ленинская премия за роль писателя Ивана Ивановича в фильме Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Чёрное ухо» (1977).
    Когда фильм смотрел Леонид Ильич — плакал (до этого было с «Белорусским вокзалом»).

    Вообще, мудрый человек был Л.И. — столько «спас» от «партЕйных» мудаков и жополизов фильмов, ставших классикой советского кино — «Бриллиантовая рука», «Белое солнце пустыни», «Укрощение огня» и др.

    1. вот «Белого Бима» мы традиционно не можем смотреть — очень похож на Джосю нашего, английского сеттера, который меня ходить учил осенью 1975-го (я на его шерсти вис и поднимался) — мама и отец похоронили любимого пса в Магадане, история тоже трагическая (оставили его в Москве на знакомую-пофигистку, а она его какими-то просроченными консервами кормила, привезли в Магадан из Москвы — отец вёз на самолёте, но там он и остался)…

    1. ну, куда же без классики! учитывая то как её испохабил либерал свердловский КОляда в театре… вот кого точно расстреляю после революции лично

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *