С Днём Победы! Нашей победы в Гражданской войне

Год 1922, белые банды и их покровители, иностранные интервенты покинули советскую землю. 25 октября в 16 часов вслед за уходившими войсками интервентов передовые части 1-й Забайкальской стрелковой дивизии и школа младшего командного состава 2-й Приамурской стрелковой дивизии вступили во Владивосток.

Американские наблюдатели сообщали, что прибытие Народно-революционной армии привело к восстановлению порядка и было встречено населением Владивостока радостно.

26 октября В. И. Ленин телеграфировал председателю Совета министров Дальневосточной республики:

К пятилетию победоносной Октябрьской революции Красная Армия сделала ещё один решительный шаг к полному очищению территории РСФСР и союзных с ней республик от войск иностранцев-оккупантов. Занятие народно-революционной армией ДВР Владивостока объединяет с трудящимися массами России русских граждан, перенёсших тяжкое иго японского империализма. Приветствуя с этой новой победой всех трудящихся России и героическую Красную Армию, прошу правительство ДВР передать всем рабочим и крестьянам освобожденных областей и гор. Владивостока привет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

Вот так, первая пятилетка (как бы нулевая) Советской власти была ознаменована величайшей в истории народов Евразии победой — которую сегодняшние капиталистические власти России стараются напрочь не замечать. Тому есть причины не только субъективные.

Любопытно, а может быть и закономерно, что перестроечное поколение наследников (внуков и правнуков) той победы — уже не видело (не понимало) сущности её и величия. Например, главный редактор «Литературной России» Вячеслав Огрызко любил повторять, и наверное сейчас повторяет фразу: «в гражданской войне не может быть победителей». Фраза, безусловно, устойчивая, красивая — ах, трагедия, ведь это «брат на брата», и так далее. Ужос-ужос, падение «вековых человеческих ценностей», «гибель исторической России», «листая старую тетрадь расстрелянного генерала» (беляцкий набор аргументов этот расхожий известен) — тут можно наговорить ещё кучу банальностей, если не придерживаться классового подхода, если не видеть исторической сути, а не «исторической трагедии» (глазами отринутых от власти классов и сословий).

Но оставим «гуманистические» (абстрактный гуманизм тот самый!) чувства и вдумаемся в реальную историческую подоплёку: Гражданская была начата не красными, а белыми. Диктатура пролетариата, установленная в Петрограде и Москве, конечно, встретила ожесточённое сопротивление буржуазии. Белые имели поддержку нескольких империалистических держав, желавших задушить социалистическую революцию и затем, водрузив над Кремлём (столица уже была перенесена в Москву) триколор, поделить Россию на концессии (именно на этих основаниях и договорённостях Колчак и был высажен здесь англичанами и японцами). То есть, как и в случае с нацистами, наши красные воины начатую не ими оккупационную (при поддержке империалистов Антанты — поддержке оружием, прежде всего) войну — привели к победоносному для пролетариата финалу. Выгнали врага за пределы той самой «исторической России», которой по вине Николая Второго уже не было на карте, которую он же в двух войнах и проиграл. А Ленин сотоварищи её очистили от оккупантов и вновь собрали, но уже на новых, республиканских, а не имперских началах.

И после этого безусловного исторического факта у таких вот досужих гуманитариев-путриотов поворачивается язык осуждать Ленина, Свердлова и всех красных освободителей России от помещичье-капиталистического уклада, от безграмотности и безбудущности для 80% населения?! Советская власть — не просто как власть большевиков (поначалу она была коалиционной, пока белой контре не стали помогать эсэры и прочие «революционеры»), а как власть пролетариата и крестьянства, — не лозунгами, не на словах, а на деле, выстояв в тяжелейших боях против нескольких опытнейших белых военачальников и их хорошо обученных и вооружённых армий, победила в Гражданской войне. И как итог этой победы трудовой народ получил невиданные в мире перспективы саморазвития, строительства советского государства. Слово «государство» не совсем тут подходящее, поскольку госстроительство не было целью революции, государство по чертежам Маркса и ленинского проекта «Государства и революции» подлежало медленному упразднению (обобществлению его функций) в ходе соцстроительства — но суть, динамику процесса овладения властью пролетариатом слово «государство» отражает, ведь мыслить теперь государственно становилось обязанностью не элиты, а пролетариев, об этом говорил Ленин в знаменитой речи «Что такое Советская власть»).

Всё это стало возможно с победой в Гражданской войне Советов, а не интервентов (это если рассматривать альтернативный ход Истории). И с этого дня упомянутая Лениным РСФСР (ещё не СССР), которой полностью наследует нынешняя РФ — может считаться нашей родиной. Да-да, не абстрактная Россия, которую можно представлять и царской и советской, и так и эдак под ещё одним хитрым лозунгом «Россия у нас одна» — а именно РСФСР, то есть Россия Советская, отвоёванная у помещиков и капиталистов, у Романовых и Колчаков (причём суд над последними вершили вовсе не большевики, а именно Советы, в которых большинство имели эсэры и меньшевики) ведёт отсчёт своей славной судьбы.

Судьбы мирного строительства, в ходе которого сперва пришлось отступить в «окоп НЭПа», а затем вести ударную индустриализацию и коллективизацию, поскольку империализм, потерпевший в Советской России поражение не оставлял попыток атаковать первое на Земле социалистическое государство. Через шпионов и фракционеров, через вредителей и троцкистов затем, в 1930-х он начинал уже вторую империалистическую войну с большевиками. Потому форсированная коллективизация села по-сталински — и стала продолжением ленинского ударного строительства социалистического государства («в отдельно взятой стране»).

Какие же могут быть тут сомнения в том, праздновать или не праздновать этот день, 25 октября (1922 года) — точно так же, как празднуют 9 мая (1945)?

Это НАША С ВАМИ победа и никакие здесь вздохи неуместны, ибо то, что несли с собой белые — для нас с вами означало практически то, что сегодня уготовили силовигархи России. Участь сырьевой империи — в которой точно так же, как по планам Колчака и интервентов поделены на концессии богатста недр нашей родины: до того дошло, что совет директоров Газпрома возглавляет Герхард Шрёдер, представитель страны не которая поставляет газ, а в которую газ поставляется — Германии! Хоть в те времена, а начале ХХ века природный газ и не был открыт и не использовался в промышленных и бытовых целях (его изготавливали специально, путём выжигания специального угля — для уличных газовых фонарей, например), но это ли — не мечта ещё тех империалистов, которые в Первой мировой шли на Россию своей армадой?! А теперь Путин, Миллер и прочая силовигархия им всё мирно поставляют — по весьма условной цене…

Слушая, как кремл`ёвские куранты звонят теперь «Славься, русский царь«, а над Кремлём развевается триколор с двуглавым орлом (президентский штандарт), и обитающий там условно Путин костерит большевиков буквально в каждом публичном выступлении — сомневаешься всё же, кто тогда победил, в 1922-м? Преемственна ли РСФСР нынешняя Путинская Россия?

Может, лучше бы красные не побеждали тогда, в Гражданской? Лучше бы Колчак победил, памятник которому с 2004-го стоит в Иркутске? Может, с начала ХХ века бы стать России такой, как при Путине, страной-бензоколонкой, не развивать индустрию, не коллективизировать сельское хозяйство, не летать в космос?.. Да-да, плакальщики по «брат на брата» — подумайте и об этом. А чтоб лучше думалось — вот вам песня Николая Прилепского как раз на данную тему.

В качестве ещё одной историографической иллюстрации — дам неожиданное из неопубликованной пока 4-й части «Поэмы Столицы». Чтобы становилось ясно, как и представители имевших при царизме привилегию среднего и высшего образования классы отдавали революции лучших сынов — и этим отдавали исторический свой долг перед пролетариатом.

семнадцатый год, ноябрьские и декабрьские бои пришли и в семью прадеда. наш носатый, усатый и голубоглазый брюнет Вася (нет ни фотографий, ни даже рисунков, только бабушкин словесный портрет) рванул на Красную Пресню и стал там организатором, комиссаром красногвардейцев, вёл их на Кремль, оттуда же буквально и отправился на Гражданскую с Коммунистическим батальоном, однако до того успел пригласить бабушку на две важные встречи. первая для Васи была обычной, в Старопименовский переулок, в серый угловой дом тот самый, на вечер футуристов в полуподвальном кафе – для бабушки запомнившийся на всю жизнь. причём она видела и Есенина, как Маяковского близко, и Есенин ей всё же понравился больше грубо басящего Командора (но не в тот раз). вторая – была встреча с Лениным.

стало уже довольно голодно, и Вася завлёк бабушку тем, что на выступлении Ленина будет перекус, бутерброды с селёдкой и чай. пошедшая в основном подкрепиться, бабушка была так очарована Лениным, его интеллектуальным магнетизмом, что глаза её голубые при воспоминании об этой встрече всегда начинали лучиться той уловленной ленинской энергией, тем просветом в светлое, наше будущее, что открылся в распахнувшем объятия особняке Морозова, в доме девять на углу Садового кольца и Глазовского переулка — в восемнадцатом году, в пятнадцать бабушкиных лет (потом, в 1920-х в этом особняке будет детский сад, и на кузнецовском шикарном фарфоре будут питаться детишки пролетариев)… 

но видела бабушка и бои – любопытная и бесстрашная в свои пятнадцать, Милюня конечно же пошла к Никитским Воротам, когда там шли ожесточённые перестрелки и горел на бульваре громоздко стоящий дом князя Гагарина. часто, сидя у нас на Каретном на кухне напротив окна, погружалась в то тревожное вспоминание, едва ли не считая траектории пуль, пролетевших учтиво мимо неё, бабушка вспоминала с улыбкой свою смелость. очень хотела помочь отвозить раненных, наступающих со стороны Садового красногвардейцев – поехать с телегами. но не поехала, и правильно – районы тогда были в шахматном порядке красно-белыми, и везли-то к Пироговке, а там по пути как раз были юнкера… вглядываясь в фотографии последствий тех боёв (на Унион-театре, будущем «Повторного фильма» — и Высшие женские курсы, и «Чай, кофе 25% премия», напротив через будущую площадь «Папиросы дядя Костя» и прочее прошлое) пытаюсь не рассмотреть, но представить бабушку, вышедшую со стороны Арбата, из Мерзляковского или Скатертного. москвичи многочисленно, деловито, активно шагают мимо, почти как в октябре 1993-го шагал я сам, но от Моховой к Поварской мимо зеленоногой тумбы часов Test the West (на месте княжеского дома), бесстрашно слушая эхо выстрелов на Пресне… (как всё же правильно выбомбили красногвардейцы этот перегородивший бульвар княжеский дом – подсказывает наше пролетарское будущее, кольцо замкнулось зелено, гуляй – не прерывайся, не как на Петровских или Сретенских воротах, где частная собственность торчит домами наглыми)

словно соблюдая некие семейные порядки календаря, не шокируя до наступления «паспортного» возраста матушка-История, однако, двум нашим поколениям выдала события схожие – вовремя и на долгое осмысление, а кому-то и на мгновенное решение. Октябрь Красный и Чёрный… в свои восемнадцать я был менее сознательным, чем бабушка в пятнадцать – медлительнее оказался. я был, конечно, не с артиллерией Ельцина, но и не с защитниками Верховного Совета, не готов гибнуть за идею – и бабушка тоже, была готова раненым помогать, но не держать оружие. свет ленинских идей ещё не разгорелся в глазах Милюни. эта умная осторожность, но не безыдейность, надеюсь, и передались, и может преумножились даже… (впрочем, об этом во Второй части есть подробно).

Дмитрий Чёрный, гражданин СССР

17 thoughts on “С Днём Победы! Нашей победы в Гражданской войне

  1. С днём Победы Красной Армии над белогвардейцами и интервентами!
    Кстати, мог бы вставить опять «Парольне нужен». А то пока бедновато.
    Ладно, пришлю тебе по этой теме к 29-му (день рождения ВЛКСМ) — и по тематике комсомольской (дальневосточной) совпадает.

    А сейчас — направляю тебе материалы к 80-летию гибели А.П.Гайдара (на завтра)

  2. По А.Гайдару выслал. Кстати, во втором фильме («Остаюсь с вами», 1981) — о героической гибели Гайдара. Первый фильм — о начале творческой деятельности писателя (в роли Гайдая — Андрей Мягков).

    Сейчас посмотрю (и, возможно, вышлю) — ещё по Дальнему Востоку. А ты, будь добр, прикрепи опять в этот материал
    фильм «Пароль не нужен» (Владивосток 1921-1922, ДВР, Блюхер)

      1. а ты кукАнишь)) послезавтра поведу на твой любимый тырнет-канал твоего любимого пасынка 😉

  3. «стакан воды» к Коллонтай отношения не имеет (оный упоминал, кажется, Свердлов). у неё «Крылатый Эрос», очень правильный текст на тот момент — «любовь-товарищество» это, на самом деле, идеал и следующий этап как раз прежних семейных отношений, вытекающий из совместных интересов Деятельности, а не только совместного проживания — которое и есть прежняя буржуазная семья. про стакан это чья-то шутка, на которую Ленин ответил (так утверждал покойный Илья Сидоренко) — «вы же не будете черпать стаканом из лужи?»

  4. Как ты, Дмитрий Владимирович, замечательно Свердлова упомянул-то, который к теории «стакана воды» не имеет никакого отношения.
    Если «кажется» — креститься надо…
    Чапа! Эту «теорию» впервые сформулировала ещё панталонщица Жорж Занд. Потом подхватила Клара Цеткин
    (в честь коей была названа новорожденная девочка в 1925, обстоятельства знаешь по Булгакову). Затем — главный «пропагандист свободной любви — А.М.Коллонтай (дочь женерала Домонтовича).
    Луначарскому это очень не понравилось — и он раскритиковал Сашеньку. Он и тебя бы («бегунка» нулевых) — разгромил бы с консерватором в данном вопросе Ильичём.

    1. ну, насчёт консерватизма Ильича не надо преувеличивать, на похоронах Арманд он был таким, каким его вообще никто ни разу не видел (от слёз и потерянности) — и это вообще к вопросу неуместной возле Революции морали. Революция строит всё совершенно заново — никакие оковы держать не должны 😉 самое смешное что спор этот идёт между убеждённым холостяком и мной, человЕцем семейным))))

        1. ты прислал, понятно, уже после даты — я добавил «И на Тихом океане» — и достаточно, текста не так много, а тут не киноклуб, в конце концов — иллюстраций исторических более чем

  5. Так, тебе прислано было (несколько часов как) по освобождению Дальнего Востока шесть фильмов — почему здесь нет?
    Чем ты занимался, когда мне сюда отписывал?
    Не вырастит у тебя отписка весной заново, не вернётся к тебе это орудие производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *