«Медведь» опять в ловушке, но уже без серпа и молота на лбу
Когда в 2001-м начиналась операция «Несгибаемая свобода», я работал на границе Афганистана и Пакистана, в Пешаваре. Сидя в гостинице, читал вот эту книгу: «Ловушка для медведя. Неизвестная история». Один из авторов — Мухаммад Юсуф, офицер пакистанской межведомственной разведки ISI, курировавший все вылазки моджахедов в время предыдущей войны, в общем, верховный главнокомандующий боевиков и самый важный посредник между ними и ЦРУ.
Книжка рассказывает, как был выдуман и реализован план по заманиванию советского медведя в капкан этноконфессиональной междоусобицы (по предложению Бжезинского Афганистан запараллелили с польской «Солидарностью»). Как устраивались диверсии на территории СССР, как в среднеазиатских республиках на ошметках басмачества создавались исламистские фронты (будущий директор ЦРУ и шеф Пентагона Роберт Гейтс, к примеру, разбрасывал с этой целью Кораны над Таджикистаном и Узбекистаном). Там же мельком говорится о том, как из студенческих медресе начало прорастать движение, которое уже после вывода Горбачевым войск превратится в запрещенный на территории РФ » Талибан».
В целом по миру американцы поддерживали все средневековые, мракобесные, черносотенные или прямо фашистские организации, до каких могли дотянуться. Хотя, кого же еще они могли поддерживать, если прогрессивные общественные силы чаще всего выступали с просоветских позиций?
Короче, из книги однозначно следовало: «воины Аллаха» выращены и вооружены американскими спецслужбами при активном содействии саудовских шейхов, пакистанских и египетских военных. С какой такой радости в 2001-м году они должны были ополчиться против своих кураторов и благодетелей? Этот вопрос не давал мне покоя.
С ним я приехал в богатый пригород Равалпинди, в поместье бывшего директора ISI генерала Хамида Гуля.
В кабинете Гуля на самом видном месте лежал здоровенный камень — кусок берлинской стены — с гравировкой: «За вклад в сокрушение тоталитаризма».
Гуль — ветеран афганской войны и крестный папа талибов.
Предложенная им версия не отличалась новизной:
— Талибан — преемники моджахедов, но вовсе не марионетка ISI или ЦРУ. Это такое же популярное народное движение, как » Братья Мусульмане». Это просто свободолюбивые люди (все пуштуны — свободолюбивые). Они никогда не позволят повелевать собой ни англичанам, ни шурави, ни американцам. Америка совершает большую ошибку, бросая вызов столь грозной силе. Америка должна извлечь уроки из советского опыта! Да и Россия швыряет деньги на ветер, поддерживая узбекского генерала Дустума. Все вместе не забывайте: тут рядом Китай, в случае чего талибам есть к кому обратиться.
Провожая нас, один из сыновей Гуля (воевал против шурави с 18 лет под видом простого дехканина) показывал мне фотографии из афганского альбома и трофейный АКСу, якобы отнятый у погибшего русского.
Вопросов меньше не стало. Почему, если еще в 1998-м Клинтон утюжил Афганистан ракетами, незадолго до 11 сентября США приняли большую делегацию талибов и обсуждали с ней строительство трансафганского газопровода компанией Unocal?
Почему ни одно из американских представительств в Пакистане не подверглось атакам даже через месяц после начала «Несгибаемой свободы»? Почему под давлением Вашингтона не был закрыт ни один саудовский фонд, ни одно талибское медресе (я побывал не в таких школах, где мальчишки из бедных семей расшибают лбы, зазубривая Коран)? Почему война сводилась к артиллерийским залпам наобум в эфире СНН (рассказывали, что это постановочные кадры, по 5000 баксов за выстрел)?
Казалось странным, что в Пешаваре пресс-конференция одноглазого представителя талибов собирает все мировые СМИ, а корреспонденты крупнейших телеканалов почтительно задают ему вопросы. Казалось удивительным, что генконсульство США в этом городе не закрыло двери, не выставило блок-посты и заграждения несмотря на ежедневные яростные митинги в поддержку талибов. Это была самая странная война, которую я видел. Таинственные Мулло Омар и Бен Ладен (где тут талибы, где запрещенная Алькаида — поди разберись) вдруг куда-то сбежали, в Кабул вошел состряпанный на коленке Северный Альянс, CNN месяц показывал стрельбу и бомбометания в пустоту, а потом внезапно все кончилось и… победила демократия.
Тогда, напомню, отечественный телевизор еще был весьма лоялен к американцам: Кремль только что открыл им воздушный транзит и пустил на постсоветские базы в Средней Азии (конкретно говоря – не Кремль, а Путин, уже год как президент РФ, — прим. Д.Ч.). Поэтому разговоры о двойной игре и связях США с талибами в эфире не очень приветствовались. Но по факту получалось, что партнеры в очередной раз дурят нас, накладывая волосатую лапу на стратегически важный регион.
Однако ящик транслировал песню о сплочении мирового сообщества и совместной борьбе с терроризмом.
Одна из говорящих телеголов, с которой я беседовал по душам уже после возвращения в Москву, божилась:
— Старик, все согласовано! В Кремле не дураки. Только между нами: это размен. Мы помогаем Бушу в Азии, он отдает нам Грузию. Всё под контролем, не парься.
(Сегодня те же сосредоточенные брови агитируют за «Едро» в одном из регионов)
Но я отвлекся. Поимка Бин Ладена застала меня в нью-йоркском метро. Видимо, коварный старик слишком утомил американцев видеообращениями. Появлялись они почему-то аккурат перед выборами. Сюрреалистическая картина: перед Новым Годом гигантская физиономия Бин Ладена шлет проклятия неверным на всю Таймс Сквер.
Короче, когда Обама выложил на стол голову злодея, я ехал на учебу. Метро остановилось. Народ с криками высыпал из вагонов, начал прыгать и обниматься на перроне.
Детская, неподдельная радость. Хэппи-энд.
— Избавилась от опасности!
— Теперь-то заживём!
Впрочем, открыв журнал Нью Йоркер со статьей Саймура Херша, я понял: старые вопросы по-прежнему тут. Из текста получалось, что Бин Ладен оставался под крылом ISI до самого последнего момента. Но тогда…
— ISI поперла против ЦРУ? (да ладно!)
— Кто, кого, как ловил?
— Зачем утопили тело?
— В конце концов, Пакистан это сколько-нибудь самостоятельная страна или филиал «Бургер Кинга»?
На все эти вопросы, как и на вопрос о причинах американской эвакуации, нельзя ответить, не используя марксистскую диалектику.
А она учит нас, что жизнь — есть движение, состоящее из противоречий.
Является ли уход американцев из Афганистана вынужденным? Отчасти — да, поскольку экономический кризис и внутренние проблемы США вынуждают эту капиталистическую страну перенаправлять ресурсы на другие задачи с целью — не допустить социальных волнений.
Является ли уход США обдуманным планом? Тоже да. Из региона Пентагон никуда не денется. Просто в мусульманском подбрюшье России и Китая (Синьцзян за перевалом) активируется настоящая нарко-террористическая бомба. Пентагон не выпускает самодельное чучело из зубов. С ним еще можно будет повоевать. Попозже. Скажем, когда в Белом Доме опять поселится республиканец. Ну, а пока доктор Франкенштейн натравит свое творение на конкурентов. Перегрызёт его зубами Великий Шелковый Путь.
Будет ли за этим безучастно наблюдать Китай? Не будет. У него тоже хватает проблем. Едва ли китайский капитал и китайское государство желают увеличить их количество. Поэтому американскую «капитуляцию» в Пекине примут, но постараются вернуть подачу, не дать использовать последствия против себя. Примерно так же китайцы тянут на свою сторону Пакистан (пока американцы вооружают Индию).
Ситуативно будет действовать и Россия. Точнее, российский капитал. С поправкой на гораздо более скромные размеры и возможности. Поэтому фотосессия Лаврова с талибами не должна никого сводить с ума. Нет смысла искать разницу между запрещенными в России движениями. Если речь заходит о деньгах и интересах, не все бармалеи одинаково опасны. СССР мертв. Никому из современных политиков не снятся кошмары, ни к кому из них не является по ночам скормленный ельцинской дипломатией талибам коммунист Мохаммад Наджибулла.
В общем, талибы теперь — невеста на международном выданье. Нет охотников ссориться, все хотят танцевать. И пока непонятно, кто оплачивает ужин. Но что можно сказать уверенно — вся эта собачья свадьба совершенно не в интересах афганского народа, да и других народов тоже.
Поскольку, как и любое подобное мероприятие, она имеет шансы закончиться большим мордобоем. Едва ли медведь сможет остаться от него в стороне.
Константин Сёмин
Материал по теме:
Талибы построят в Афганистане то самое Исламское государство, эмират…
А в наших среднеазиатских республиках — можно было «вытравить» религиозный?….
Мудрец Маркс… Европеец
можно было, и вплне вытравили — те самые учителя-большевики, первыми поездами туда прибывшие в 1919-22 гг… но потом вот Корановые бомбардировки пошли. у меня есть интересная книга писателя-сибиряка, о его поездке в Ташкент, о работе там — если всё же встретимся (о, это будет исторический день!)) где-то в парке Дружбы, обязательно дам. там масса фактов (и о землетрясении там и о партийной жизни), причём он пишет об обкомовской жизни тамошней без пииитета, скорее с иронией, но всё равно видно, что даже в традиционализме и некоторых рудиментах религиозного отношения к новому учению (ленинизму) был большущий прогресс — как и в подземном туалете, чтоб было как в Москве!, — что у себя на «вилле» сделал один обкомовец)))