С 85-летием замечательного советского актёра и гражданина Юрия Назарова!
Да, товарищи, не смотря на густоту событий, в этом году мы о ряде дней рождений вынуждены сообщать спустя сами эти дни — ничего не поделаешь, где Маркс, там и «Правда», а где «Правда, там и Юрий Назаров!
5 мая 2022 года замечательный советский и российский артист Юрий Назаров скромно, без шума и помпы отметил 85-летний юбилей. На его счету около 300 ролей в советском кино и постсоветских сериалах.
Юрий Владимирович Назаров появился на свет в Новосибирске, в студенческой семье. До года малыша растили бабушки, пока родители заканчивали вуз в соседнем Томске — городе, ещё в 1930-х, в романе Ильи Эренбурга «День второй» прозванном Сибирскими Афинами, то есть вузовской столицей Сибири.
Ему было 4 года, когда началась Великая отечественная: отца призвали на фронт, а мама и бабушка работали в тылу, на заводе. Он до сих пор помнит, как мама после 12-часовой смены просто валилась с ног от усталости, и через всю жизнь пронёс особое уважение к советским женщинам.
Его тётя, сестра мамы, организовывала концерты в госпиталях для раненных солдат, а маленький исхудавший Юра вставал на табурет и рассказывал стихи. Таким образом, можно сказать, состоялся его дебют как артиста.
Поступать в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина он отправился за компанию с другом — Виктором Лихоносовым, которому впоследствии суждено было стать известным писателем, а вот в «Щуку» из них двоих поступил только Назаров. Специализацию и таланты послевоенной молодёжи педагоги вахтанговской школы видели за версту.
К актёрской профессии студент Назаров относился весьма серьёзно: в какой-то момент он понял, что ему не хватает жизненного опыта, а потому посчитал для себя неправильным что-то рассказывать зрителю. Это была нормальная для сознательного юного строителя коммунизма позиция. Поэтому он отправился в Казахстан на целину, затем строил железную дорогу и работал на колхозных полях, и даже был кузнецом. Отрезвила артиста-разнорабочего повестка в военкомат. Тогда он прекратил свою, как он сам потом скажет, «интеллигентскую рефлексию» и вернулся в Москву. Восстановиться в «Щуке» у него на получилось. Тогда Юрий Назаров поступил снова — теперь уже в Щепкинское училище, с успехом его окончил и был принят в театр Ленинского комсомола, а в 1957 году впервые сыграл в кино — без упоминания в титрах.
«Фильм «Испытание верности» снимал Иван Александрович Пырьев, в главной роли — Марина Алексеевна Ладынина! Я один день снялся. Обзвонил весь Советский Союз, где были родственники, чтобы смотрели: я в кино попал! Сам раз пятнадцать посмотрел, так себя и не нашёл» — смеётся Юрий Назаров, вспоминая свой дебют в кино.
Но уже три года спустя ему доверили главную роль. В военной киноповести «Последние залпы» молодой актёр сыграл роль капитана Новикова, отдавшего свою жизнь во имя спасения Родины.
Юрий Назаров может гордиться тем, Андрей Тарковский считал его своим любимым артистом, и на две роли — враждующих братьев Князя Великого и Князя в «Андрее Рубл`еве» («Страсти по Андрею») — утвердил его безо всяких проб, и не ошибся.
В 1984 году Юрий Назаров получил звание Заслуженного артиста СССР, сыграв около ста ролей в кино, не забывая при этом и о театре. Актёр с лёгкостью перевоплощался в сотрудников милиции, учёных, военнослужащих, колхозников, простых рабочих и преступников, и в каждом из амплуа выглядел убедительно.
Если с началом 1990-х многие его коллеги не могли найти себя и адаптироваться к изменившимся реалиям, то Юрий Назаров не потерялся, оставаясь таким же востребованным. Его роли — главные и второстепенные, но одинаково глубокие и объёмные, — по-прежнему исчислялись десятками. И в 2005 году Назаров был удостоен звания Народного артиста России.
Разменяв восьмой десяток, Юрий Владимирович выпустил автобиографию «Только не о кино», в которой поделился с читателями некоторыми неизвестными фактами о своей жизни.
Юрий Назаров прекрасно играет на гитаре и любит петь, а секретом долголетия называет любовь к жизни. С женой и дочерью он часто выступает в формате семейного ансамбля, исполняет собственные, очень богато аранжированные песни — в основном лирической и патриотической русской тематики.
От редакции: С Юрием Владимировичем нам доводилось встречаться и на одной сцене Дома национальностей в 2018-м, и в редакции «Литературной России» ранее, мельком, однако до того — мы встретились в дорогом издании, посвящённом Андрею Тарковскому. Точнее — я встретился с ним. И вот что очень важно, что не юбилейно, но — идейно…
Это был 1995 год, я лежал в химкинской инфекционной больнице с подозрением на гепатит — хотя, всего лишь отравился немытой курагой. Лето было жаркое, и в палате кроме медикаментов, физраствора, который полагалось пить через каждые полчаса — у меня была стопка книг. Книги я попросил привезти маму, поскольку увозила «скорая» (на сборы времени не было), а читать очень хотелось и времени было именно для этого — дни напролёт. Тогда я очень увлекался Андреем Тарковским — причём не просто как зритель, а как ведущий кинофакультатива на своём втором курсе МОиПК (будущий МГППУ). И в этой стопке книг, рядом с прочими, биогрфическими и, например, «Андрей Тарковский: Начало и пути» была книга Ирины Николаевны Пискуновой, нашей институтской преподавательницы литературы — книга шикарная, с фотографиями и статьями актёров и режиссёров, работавших с Тарковским. Фактически фотоальбом, мелованная бумага — шик!
Книга была конца 1980-х, изданная после смерти режиссёра. Конечно, большинство статей и воспоминаний кинозвёзд в ней были пронизаны входившей в моду тогда и восторжествовавшей после метафизикой, православием, мистицизмом, фатализмом. В Тарковском видели кого угодно, только не реалиста — пророка конца материализма, мученика Госкино и Мосфильма… И вот тут-то, на фоне текстов, прославляющих его духовные искания, внутреннюю и фактическую эмиграцию из «безбожного тоталитаризма» — мне попалась в оглавлении статья, очень сильно повлиявшая на самоопределение в тот важный для меня период, период первой любви и поиска идеологического вектора. Это была статья не просто настоящего советского патриота — это была статья непреклонного, верного только фактам материалиста.
Называлась та небольшая статья «Мне дорог Тарковский-реалист». Выглядела она вызовом новому истеблишменту, белой вороной среди внезапно ощутивших себя и православными, и антисоветскими, и прозападными киноклассиков советского кино и звёзд киносцены. Эту статью я читал раз за разом, уверяясь, что всё понятое мной ранее в новаторском киноязыке Андрея Тарковского — предельно реалистичного и материалистичного, — не померещилось, и ясно в таком виде не мне одному. Назаров стал моим заочным товарищем задолго до того, как товарищем (комсомольцем — в 2000-м, и партийцем — в 2006-м) стал я сам.
Потом, например, в 2002-м, 2003-м и далее — были митинги КПРФ, где он замечательно читал революционные по духу стихи со сцены. У памятника Жукову, например. Я слушал его то с агит-грузовика партийного, то просто из масс. Но он был всегда вблизи от воображаемого нами прорыва на Красную площадь — буквально и в переносном смысле. И, кажется, у гостиницы «Москва» в 1992-м он был тоже, с Невзоровым и другими сторонниками сохранения СССР.
В 2018-м в Доме национальностей на 60-летии «Литературной России» я подарил ему свою книгу стихов — позже они ушли с редакционной верхушкой в какое-то кафе поблизости, а я отправился домой. Но рукопожатие Юрия Владимировича помню хорошо потому что и я был им услышан (в тот день читал стихи и пел со сцены «Песню пьющих солнце» Назыма Хикмета).
Присоединяюсь к поздравлениям коллег-историков!
До встречи в редакции «ЛР»!
Дмитрий Чёрный, гражданин СССР
Коллектив сайта СКМ сердечно поздравляет Юрия Владимировича Назарова, замечательного советского актёра и патриота нашей социалистической Родины, — с 85-летием!
Желаем ему доброго здоровья, долгих лет, бойцовского духа и многих дальнейших творческих свершений в борьбе за наше Дело!
Он один из немногих старших товарищей, но молодых душой и характером, — кто всегда был рядом с коммунистической молодёжью, был примером гражданского мужества и верности идеалам социализма.
И яркое поздравление Д.В.Чёрного действительно НАРОДНОМУ артисту республики — тому замечательный пример.
точно, именно коллектив. вот что верно — то верно! думаю, к нам присоединяется и тов. Зоммер сотоварищи
Позавчера Юрий Владимирович пожелал нашим товарищам
успехов в сегодняшней нелёгкой борьбе.
Всегда бодр, оптимистичен, весел — недаром его первая значимая роль в театре была — Павка Корчагин!
Рассказал, как всегда, много интересного, изрядно повеселились.
А через час у него — опять концерт.
О КПРФ я с ним не говорил. Да и зачем?..
Там давно всё ясно.
Познакомился с Ю.В. ещё в июне 1997-го на заседании в Думе комиссии ЦК по нац. вопросу.
Тогда он ходил с бородой. Не сразу узнал его, — потом замечательно гуляли по Москве. Позднее встречались на кинофестивалях, проводил творческие встречи с ним и с замечательной актрисой (увы,уже покойной) — Мальцевой.
И много раз потом виделись, созванивались, как и с М.И.Ножкиным.
Приятно, что Д.В. Чёрный лично знаком с нашими замечательными актёрами и получил от них творческое «благословение»
Беседы же мои с Ю.В.Назаровым — то рассказ отдельный…
Конечно, — они кладезь, дорогие наши ветераны, сама история нашей страны!
беседы бы те — записывать и публиковать, кстати…
А тебе, Д.В., в награду за замечательное поздравление — отдельная благодарность: Вышлю на завтра материалы ко
дню нашей великой Советской Победы!