Абхазия уже не хочет в Путинскую Россию
В связи с появившимися сообщениями о желании провести референдумы о вступлении в состав России Луганской народной республики, Донецкой народной республики и Республики Южная Осетия, неожиданным кажется решение руководства Республики Абхазия не проводить такой референдум, то есть отказаться от вступления в состав России.
Лично для меня ничего неожиданного в этом нет.
В начале 90-х годов я, как один из руководителей депутатской группы «Союз» Съезда народных депутатов СССР оказывал абхазам максимальную помощь и поддержку. И признаюсь честно, долго гордился тем, что Абхазия обрела независимость. И что в этом есть и моя заслуга.
Но сегодня я уже сомневаюсь, а стоило ли тогда поддерживать стремление абхазов к независимости от Грузии? Ведь вместо построения республики дружбы народов в настоящее время там процветает абхазский национализм и в основу государственности положен принцип приоритета абхазской нации.
Проведя в ходе гражданской войны начала 90-х годов одну из крупнейших на территории бывшего СССР этническую чистку, в ходе которой с территории Абхазии было изгнано более 250 тысяч грузинского населения, абхазы впервые стали этническим большинством. Если по переписи 1989 года в Абхазии проживало 525 тысяч человек и из них 18 процентов населения были абхазами, а 46 процентов были грузинами, то после проведения этнической чистки в Абхазии осталось 245 тысяч населения, из которых 51 процент являются абхазами, а грузины около 18 процентов.
И теперь основная цель проводимой в Абхазии политики в любой ситуации обеспечить абсолютное большинство абхазского населения. На это направлено все, включая принятие дискриминационных законов. Например, русским, которые в 1989 году составляли 14 процентов населения (75 тысяч человек) и которые в ходе войны были вынуждены временно покинуть территорию Абхазии на основании принятых законов отказывают в возвращении их квартир и домов. Создаются препоны ведения бизнеса для граждан, не являющихся гражданами Абхазии, руководителем фирмы или частного предприятия может быть лишь абхаз.
До сих пор по прошествии 30 лет после войны большинство территории Абхазии лежит в руинах. И невзирая на это в Абхазию не допускаются иностранные инвесторы, готовые вложить инвестиции в восстановление территории. И многое, многое другое.
Казалось бы, территория Абхазии это райский уголок, который в случае восстановления, в первую очередь курортной инфраструктуры, мог бы процветать. Но, нет! Во имя сохранения приоритета коренной нации они предпочитают жить в условиях нищеты и разрухи.
К горькому сожалению, отношение многих простых абхазов к приехавшим из России русским, включая отдыхающих и туристов, за эти годы тоже изменилось. Если в начале 90-х их буквально боготворили, то сейчас скорее смотрят, как на дойную корову.
Я пишу эти строки с болью поскольку после неоднократных поездок туда полюбил этот благословенный край. При этом я ведь был не просто отдыхающий, а политик, помогавший абхазам добиться независимости и тем самым отстаивающий интересы России в этом регионе.
Но теперь я уже не уверен, что Абхазия всегда будет реальным союзником России. Она скорее будет ориентироваться на Турцию.
Повторюсь, у меня складывается ощущение, что Россия для Абхазии нужна сегодня исключительно в качестве дойной коровы для выкачивания денег и в качестве «военного зонтика» для защиты от Грузии.
И поэтому в отказе от проведения референдума для меня нет ничего неожиданного.
Виктор Алкснис
На фото я с президентом Абхазии Сергеем Багапш на даче Сталина на озере Рица в сентябре 2006 года