Че Гевара: Я знаю, ты пришёл меня убить

Один из самых знаменитых людей ХХ века, символ мировой революции великий Эрнесто Че Гевара погиб мученической смертью в Боливии 9 октября 1967 года. Ему было 39 лет. Операцию по убийству команданте боливийская армия проводила совместно с спецподразделениями ЦРУ.

Накануне, 8 октября 1967 года, предатель из местных сообщил, что повстанцы находятся в ущелье Кебрада-дель-Юро. Солдаты окружили небольшой отряд партизан. В 13:30 раненый Эрнесто Че Гевара был захвачен в плен. Несмотря на тяжёлое ранение, он продолжал бой до последнего патрона.

Американцы привезли его в городок Ла-Игера и поместили в маленький глинобитный домик-школу, превращённый во временную тюрьму. На вопросы врагов Че не считал нужным отвечать. Зато был искренне озабочен состоянием здоровья своих раненых соратников.

Глядя вокруг, он вновь убедился в гнетущей, беспросветной нищете местных жителей, в том числе по убогому состоянию деревенской школы. «Всё, как всегда: деньги правительство страны тратит не на нужды народа, а на собственные «Мерседесы»». Об этом он даже успел перекинуться парой фраз с местной учительницей Хулией Кортес. «Именно против этого мы и воюем!» – эти слова она запомнила.

Сам Эрнесто задолго до своей кончины говорил, что смерть для него будет желанной, если его боевой крик услышит умеющее слышать ухо, а чья-то рука протянется и возьмёт оружие.

Приказ о расстреле Че Гевары был подписан рано утром 9 октября лично президентом Боливии, а исполнить его должен был 26-летний солдат Марио Теран. Привязанный к кровати команданте крикнул ему: «Я знаю, ты пришёл меня убить. Стреляй, трус! Ведь ты убьёшь только человека!» А на вопрос одного из солдат, что думает он о своём бессмертии, Гевара парировал, что для него важнее бессмертие революции.

Теран стрелял из винтовки М1, пока одно из ранений в грудь не стало смертельным. Всего было выпущено 9 пуль: 5 – в ноги, по одной – в правое плечо, руку и грудь. Ещё одна пуля оказалась в горле. Смерть команданте Че наступила в 13:10.

Расстрелянное тело привязали к полозьям вертолёта и срочно доставили в город Вальегранде. Правительству Боливии и властям США необходимо было быть уверенными, что уничтожен именно ненавистный революционер, за которым несколько лет шла охота. Поэтому военный хирург ампутировал кисти его рук и поместил их в формалин, чтобы провести окончательную экспертизу отпечатков пальцев.

Впоследствии президент Боливии, приказавший его расстрелять, загадочным образом погиб в автокатастрофе; крестьянин-предатель, выдавший местонахождение отряда, был убит; командир, руководивший окружением отряда команданте, был найден обезглавленным. В результате странных инцидентов погибли и несколько офицеров ЦРУ, участвовавших в охоте на Гевару.

…Говорят, что после смерти карие глаза Эрнесто Че Гевары неожиданно поменяли цвет — стали голубыми.

…Местные жители причислили Че к святым и стали обращаться к нему в молитвах о помощи, называя его San Ernesto de La Higuera.

Шамиль Султанов, «Завтра»


От редакции: Вся эта трагически-героическая история, конечно, не оставляет равнодушным никого. Самые отмороженные антикоммунисты тут не скажут банальное «собаке собачья смерть», поскольку само это подлое убийство привязанного к кровати героя — не похоже даже на фашистские расстрелы или просто расстрелы военнопленных. Тех хотя бы ставили к стене. Они глядели в глаза своим убийцам.

Напоминает эта пальба вот какую сцену из кинофильма «Коммунист».

Впрочем, глядел в глаза смерти и Че, этот взгляд его и остался на посмертных фото — навеки. Вместе со словами «думаю о бессмертии революции» этот взгляд переживёт не одного президента-убийцу и самих физических своих убийц. Че шёл будить континент — и в конце концов, за пределами своего существования, всё же разбудил его. Поднять восстание бедняков, обратить их классовый гнев, их измождённое самосознание — против империализма, обрасти живой и вооружённой плотью партизан, вот был его план. Он не реализовался, да. Тут развести пессимизм — нехитрое дело. Но через одно поколение перешагнув, эта идея восторжествовала, Боливия двинулась как раз в ту сторону — хоть и своим извилистым путём, путём господдержки крестьянства и «социализма 21 века». Недавно, кстати, её пытались сбить с этого пути — но эта попытка правых имела недолговременные последствия.

Ловившие Че в сельве военные и рейнджеры оправдывали потом свои действия тем, что Че якобы нёс гибель их соотечественникам. Глупости: он нёс им освобождение, угроза была только власть имущим, которым покровительствовали США. И власть имущие успешно натравили на партизан даже бедняков — вот что единственно и можно считать тут поражением. Увы, перед десантированием отряда Че, плохо работали и Режи Дебре (впоследствии сделавший карьеру политика), которому поручено было провести широкую рекогнисцировку, и сами местные товарищи из компартии, завышавшие революционность настроений крестьян. Всё это очень напоминает сегодняшних левых, пренебрегающих как теорией, так и сопряжением её с реалиями общества, применением её в действительности, пренебрегающих конкретным классовым анализом — тем, с чего начинал в своё время и Ленин…

Военные Боливии считали что Че было некуда деться вообще — там бытуют некие мифы о том, что и Куба была уже не рада ему, и СССР его бы не принял — вот потому-то они так уверенно и ловили его, словно дикого зверя. Опять глупости — ухищрения моральных банкротов. Че был бы принят в брежневском СССР (и всегда до того был так принят) как почётный гражданин, при желании мог бы остаться тут хоть на всю жизнь — но в том и загадка для убийц Че, что он этого не хотел. Не его это выбор — как тут не вспомнить и «Последнее искушение Христа»?.. Я далёк, как и Че, от любой религиозности — однако и революционеру приходится делать личный, экзистенциальный выбор такого рода, ничего тут нет божественного.

Че выбрал путь героя — но не спешите воспринимать эту фразу как славословие или банальность. Быть революционеру только героем — это значит быть одиночкой, а это поражение. Не «раствориться в людских количествах» при жизни чтобы изменить мир (этих самых людей, в них самих прежде всего), но оказаться там же в виде предания и отчуждённого образа — это не та победа, которой жаждал Че.

Отряд Че, прошедший немало невзгод в Боливии, встретивший даже не за пределами, а внутри себя все искушения и провалы в пропаганде и агитации, — был прото-обществом, которое в случае внутреннего здоровья и тенденции к расширению, привлёк бы новых соратников, но съедаемый мелкими проблемками и взаимонепониманием (вплоть до воровства из общего «котла» продуктов) — он стал сужаться, терять тот стартовый потенциал, на который рассчитывали Че, Хоакин, Таня и Дебре. Главный виновник провала, француз Дебре поспешил под предлогом «строительства семьи» скрыться — спасти, пусть и ценой позора, свою жизнь, Таня осталась с команданте…

Обрастание детонатора (а Че был уже всемирно известным детонатором революции) живой взрывною силой партизан — не состоялось. Повторить кубинский путь не удалось. Скрыться тоже не представлялось возможным, поскольку Че не рассматривал путей отступления (а зря — никакая мораль тут не властна, а революционная работа извилиста), рассеяться в сельве уже было нельзя. Уверенные вместе с Таней, что это начало куда более мощной, чем на Кубе, революции, что узнав о существовании отряда, ему поддержку окажут не только крестьяне, но и интеллигенция Боливии, её середняки, а там и соседние страны подтянутся, — партизаны потерпели поражение как раз в том году, когда началось пробуждение и молодёжи в США. Там, правда, это всё носило наименее марксистско-ленинский характер — было больше рока, радикализма, скорее, антибуржуазного только в стиле, нежели в организационных формах («Чёрные пантеры» да байкеры «Хээлс энджелс» разве что вспомнятся) — но всё же остановить войну во Вьетнаме выступления той молодёжи помогли. А Че хотел устроить США побольше Вьетнамов…

Интернациональное братство прогрессивной молодёжи — возникало вопреки, назло подлости империализма, действовавшего везде одинаково, убивавшего революционеров, душившего очаги социалистического сопротивления в зародыше чужими руками. К сожалению, СССР, КПСС не оказывали тут должной поддержки на местах, сделав ставку на легальные пути коммунистов к власти — Союз моральную поддержку оказывал, а вот организационную побаивался. Но и этот «легалистский» путь не приводил к победе, в 1973-м в Чили было так. Кстати, многие уцелевшие из отряда Че жили на тот момент в Чили…

Путём КПСС человечество к коммунизму не пришло, не пришёл передовой отряд, СССР, потому мелко и бессмысленно звучат с нашего российского островка СССР упрёки Че «не учёл, не угадал»… Мы оказались примерно в начале ХХ века на общемировом уровне движения, но МЫ — и это уже звучит гордо.

Героизм Че — был, увы, поражением. Остаться героем — значило в тех конкретно-исторических условиях не войти в революцию с необходимыми отрядами соратников, то есть не стать собственно революцией, а быть побеждённым системой в ранге одиночки. Однако моральная победа была на стороне героя.

Остаться преданием в веках, но потерпеть предательство тех, кто мог бы вместе с тобой изменить ход социального времени в Южной Америке — вряд ли входило в план Че. Но вышло так.

Погиб не просто неисправимый партизан и романтик революции, как его чаще называют — погиб тончайший знаток, теоретик и практик экономики переходного периода из капитализма в социализм, и политэкономические работы Че — стоят (хоть и не в том же разделе) на таком же высоком уровне марксистском, как работы Ильенкова, Лившица, Босенко, Канарского, Негри. Список можно продолжать — тем, кто занят сейчас нелёгкой кружковой работой, объективно основной на данный исторический момент.

Образ Че для моего, например, поколения стал своего рода переключателем — «делать жизнь с кого». Не в плане героизма — в плане направления мысли и деятельности. Чтобы однажды, как Керенский в Зимнем, капитализм на нашей советской земле сказал уже в свою очередь «Я знаю, вы пришли уничтожить меня» — и капитулировал… Не даром же в боевых нулевых сперва на Украине, а потом и в Приднестровье возникли молодёжные организации, носящие имя Че. То было только начало — но всегда важно, с чего (и с кого) начинать.

Революция — впереди. Коммунизм — будет!

Дмитрий Чёрный, член ЦРК ОКП, член СКМ с 2000 года

7 thoughts on “Че Гевара: Я знаю, ты пришёл меня убить

  1. А сколько бы этот прекрасный человек сделал ещё для кубинцев, откажись он от «революционной» романтики, и не пустись в партизанские авантюры — на ЧУЖОЙ земле. Где его не ждали…И не попросили быть.

    А ведь он осуждал Троцкого в своих статьях.

    Теперь из Ильича:

    «Может быть, авторы полагают, что интересы международной революции требуют подталкивания её?
    Подобная «теория» шла бы в полный разрыв с марксизмом,
    который всегда отрицал «подталкивание» революций, развивающихся по мере назревания остроты классовых противоречий, порождающих революции»
    (В.И.Ленин. ПСС. Т.35. С. 403)

    «Не путём насилия внедряется коммунизм»
    (В.И.Ленин. ПСС. Т.38. С. 162)

    Справедливым насилием могла только
    Красная Армия в 1944-1945-м, освобождая народы. И потом смогла бы. Это не горстка партизан в Боливии.

    1. кстати, при всей своей ненависти к Ленину, Глист, как ты его зовёшь, разок цитировал его по смыслу, не по букве — вот как раз это, об экспорте революции… что же касается «Боливийского дневника», если ты читал оный, там Че тоже пишет далеко не всё, с чем они стартовали, — он вёл дневник для тех потомков, кто продолжит Дело, а не будет искать подвошек…

  2. «Оконченная пьеса для механического эльмарино»

    Элмар Рустамов (2025 год): «Мне тридцать пять лет! Зюганов был уже в Орловском обкоме начальником, Сурайкин был уже
    честным бизнесменом, Сидоров был Сидоровым, и при жене, Шаркунов премии в Италии получал, — а я ничего, НИЧЕГО в вашей проклятой жизни не сделал!!! Вы с вашей КПРФ — погубили мою жизнь, я ничтожество — по вашей милости! Ничтожный калека!! (удар по клавишам компа). (Рузанову) Стася! А, и ты, хозяин очага «Дет-ТВ» и «Труп-Росса», в котором давно ничего уже не тлеет?! А-а-а!! Как я ненавижу тебя с твоей газеткой, болтовнёй со стариками у памятника Марксу!! Что, все собрались, всем мешаю?!
    Ничего, ОТДОХНЁТЕ БЕЗ МЕНЯ!!…
    Пойду в турфирму работать (выпрыгивает из окна 1-го этажа)
    Рузанов (выпрыгивает за ним вслед): Элмар, Элмарушка!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *