Гибель демократического социализма в трёхлетнем возрасте в Чили

Дата, которая расположена поближе к нашей современности и связанная с событиями как раз в той империи, что 11-го же сентября нанесла чужими руками удар по демократическому социализму в Чили — вроде бы заслоняет трагедию Чили… Однако случившееся в 2001 году в Нью-Йорке — теракт, не пошатнувший, но укрепивший власть Империи, причём как мирового гегемона, давший карт-бланш для полного разгрома режима Саддама Хусейна (хотя он был тут совершенно не при чём) и атаки на талибов в Афганистане. А вот трагедия, развернувшаяся в центре Сантьяго в 1973-м — тоже по сути международный терроризм, точнее — империализм в действии.

Последнее обращение Сальвадора Альенде к чилийскому народу

Соотечественники!

Наверное, это моя последняя возможность обратиться к вам: военно-воздушные силы бомбили радиостанции «Порталес» и «Корпорасьон». В моих словах не горечь, а разочарование, и они будут моральной карой тем, кто нарушил принесенную присягу: военным Чили — командующим родами войск и адмиралу Мерино, который назначил себя командующим флотом, а также господину Мендосе, генералу-подлецу, который еще вчера заявлял о своей верности и преданности правительству, а теперь тоже провозгласил себя генеральным директором корпуса карабинеров.

Перед лицом этих событий мне остается сказать трудящимся одно — я не уйду в отставку!

На этом перекрестке истории я готов заплатить жизнью за доверие народа. И я с убежденностью говорю ему, что семена, которые мы заронили в сознание тысяч и тысяч чилийцев, уже нельзя полностью уничтожить.

У них есть сила, и они могут подавить вас, но социальный процесс нельзя остановить ни силой, ни преступлением.

История принадлежит нам, и ее делают народы.

Трудящиеся моей родины!

Я хочу поблагодарить вас за верность, которую вы всегда проявляли, за доверие, оказанное вами человеку, который был лишь выразителем глубоких чаяний справедливости и который, поклявшись уважать конституцию и закон, сдержал свое слово. Это решающий момент, последний, когда я могу обратиться к вам. Но я хочу, чтобы вы извлекли урок. Иностранный капитал, империализм в союзе с реакцией создали условия для нарушения вооруженными силами традиции верности которой их учил генерал Шнейдер и которой остался верен майор Арайа. Оба они стали жертвами тех социальных слоев, которые сегодня отсиживаются в своих домах, надеясь чужими руками вернуть себе власть, чтобы и дальше защищать свои барыши и привилегии.

Я обращаюсь прежде всего к простой женщине нашей страны, к крестьянке, которая верила в нас, к работнице, которая много трудилась, к матери, которая знала, что мы заботимся о ее детях.

Я обращаюсь к специалистам всех отраслей производства нашей родины, к профсоюзникам-патриотам, к тем, кто все эти дни продолжал работать, чтобы сорвать заговор, в то время как профессиональные объединения иных специалистов, классовые объединения помогали заговорщикам с целью защиты привилегий, которые дал немногим капитализм.

Я обращаюсь к молодежи, к тем, кто с песней отдавал борьбе свой задор и силу духа.Я обращаюсь к гражданину Чили — к рабочему, крестьянину, интеллигенту, к тем, кого будут преследовать, потому что в нашей стране уже давно — в покушениях террористов, в взрывах мостов, в разрушении железнодорожных линий, нефте- и газопроводов — ощущалось присутствие фашизма. С молчаливого согласия тех, кто был обязан… Их будет судить история.

Наверное, радиостанцию «Магальянес» заставят замолчать, и до вас уже не дойдет твердость и спокойствие моего голоса. Это неважно. Меня будут слышать, я всегда буду рядом с вами. По крайней мере, обо мне будут помнить как о достойном человеке, который отвечал верностью на верность трудящихся.

Трудящиеся моей родины!

Я верю в Чили и в судьбу нашей страны. Другие чилийцы переживут этот мрачный и горький час, когда к власти рвется предательство. Знайте же, что не далек, близок тот день, когда вновь откроется широкая дорога, по которой пойдет достойный человек, чтобы строить лучшее общество.

Да здравствует Чили!

Да здравствует народ!

Да здравствуют трудящиеся!

Таковы мои последние слова.

И я уверен — моя гибель не будет напрасной. Я уверен, что она будет, по крайней мере, моральным уроком и наказанием вероломству, трусости и предательству.

Итак, 48 лет тому назад в Чили при поддержке США произошёл военный переворот. Всенародно избранный президент-социалист Сальвадор Альенде был убит. Во главе государства встал военный диктатор Аугусто Пиночет.

Эта трагедия преподала два важных урока:

1) Буржуазию нельзя победить на выборах. Она легко растопчет любые неугодные результаты. Для победы нужна мобилизация рабочего класса и его готовность к революционной борьбе. Иными словами, нужна революция, обрамлением которой в каких-то условиях могут стать и выборы.

2) Если взялся бороться с буржуазией, надо идти до конца. Половинчатые меры — гибель. Стремление понравиться всем, боязнь призвать и вооружить пролетариат оборачиваются катастрофой.

Александр Батов, РОТ-Фронт


От редакции: Сухость «капитана очевидности» в целом — верна, однако важны всё-таки и нюансы. Да, путь Альенде не заклеймил только ленивый из российских постсоветских левых — однако зададим вопрос и себе, а каковы были альтернативы? И вот тут от латиноамериканистов мы узнаём удивительное: путь Альенде, путь демократического социализма без коммунистической однопартийности, без установления диктатуры пролетариата, путь мягкого перехода от капитализма к социализму… имел поддержку в СССР и со стороны КПСС. Да-да, этот путь назывался тогда в Чили «советским». КПСС той брежневской поры после ряда встрясок, как в Чехословакии, побаивалась резких движений, и метод Альенде находил понимание в ЦК КПСС, а вот альтернатива — «геваризм», то есть путь не реформационный, но революционный, в СССР не поддерживался. При всей официальной симпатии к Кубе, Фиделю и уже погибшему Че…

Парадокс? Говорю же: нюансы важны. Я-то совершенно согласен, что «демократический социализм» в той конкретно-исторической ситуации, которая имелась в Латинской Америке на конец 1960-х и начало 1970-х — был утопией от начала до конца. Но сам по себе приход Альенде к власти через создание коалиции, «Народного единства», через примирение тех самых «геваристов» (коммунистов) и социалистов (которые считали возможным путь реформ, а не резкой экспроприации) — позволял питать иллюзии и не ждать от США прямого вмешательства. Хотя, оно прямым и не было, если судить строго по фактам — найти «своего сукина сына» в рядах подобных гуманистов оказалось не так сложно. К тому же, армия была изначально на порядочном расстоянии от «гуманистов» демократического социализма, а в ходе реформ Альенде восстала первой и начала даже брать заложников. И как бы ни был с позиций идеальной Демократии прав, и даже героически прав Альенде в своей «мягкой схватке» с собственной чилийской буржуазией и Империей (прав в самопожертвовании, как считают современные чилийские социалисты и коммунисты) — но прав оказывается в итоге только победивший, а он проиграл. Пиночета же наши системные либералы уже к концу 1980-х считали едва ли не спасителем нации с лёгкого языка Чубайса — «процветание Чили» ставили в пример СССР, как безусловные успехи капитализма…

Фотография, приведённая вначале — выражает всю гамму эмоций тех, кто пытался не во имя капитализма, конечно, но во имя социализма и коммунизма, вести себя цивилизованно, а страну вести к равноправию постепенно… Что своя же авиация будет бомбить этот гуманизм и эту цивилизованность, Альенде никак не ожидал. Он считал своё обаяние миролюбия и демократического социализма настолько убедительным и заразительным, что, казалось, и США тут отступят, и чилийские буржуи смирятся с отторжением у них частной собственности, дававшей солидные прибыли…

Увы, бомбардировки и костры из марксистской литературы мгновенно избавляют от подобных иллюзий.

Укорять Альенде, однако, вправе разве что Фидель, подаривший ему АКМ как символ «геваризма» (хотя и Че Гевара уже погиб, а члены его боливийского отряда нашли многолетнее укрытие именно в Чили благодаря гуманизму и открытости режима Альенде). Но Пиночет (без поддержки ЦРУ и США вряд ли была бы такая решимость) бомбил в президентском дворце, в Ла-Монеде не одного Альенде сотоварищи — нет!

Это Империя, это империализм подводили итог всем потугам демократического социализма в мировом масштабе — взять власть и удержать её в своих руках. Кое-где даже первый этап не был пройден, поскольку брать власть нечем было, как в Париже 1968-го года. Настроения студенчества леворадикальные были — маоизм правил бал, троцкизм и прочая экзотика. Дружно бастующие профсоюзы, несомненно, поддержали бы ту партию (а была многопартийность — в том смысле, что Латинский квартал представлял собой уже коммуну, в которой иделогии и группы студентов не вели меж собой борьбы, но пытались бороться с режимом Де Голля), которая решительно выступила бы на первый план с программой действий (компартия же от событий дистанцировалась) — пусть даже реформ, как в случае Альенде. Но в Латинском квартале с его «демократическим социализмом» как некоей идеологической медианой — не было ни первого, ни второго. Силы на стычки с полицией были, лозунги были, но именно классовых Сил, организованных в партию и решительно действующих по собственному плану — не было… Оттого валявшаяся весной-летом 1968-го под ногами власть и вернулась ко всё той же буржуазии, которая тоже пошла путём реформ, инкорпорируя радикалов и их «требования невозможного».

Настроения социалистические были в мире очень сильны на рубеже 1960-х и 70-х — сказывались и успехи КНР, культурная революция, и длительное успешное соцстроительство в СССР. Если не как пример (для парижского студенчества), то как фактор молчаливой поддержки (как в Чили), как некий арбитр в случае происков реакционных сил, СССР присутствовал везде. А в Чили буржуазия не стала уже играть, как со студенчеством в Париже в гуманизм, и достала бомбы из кармана.

Урок осаждённого в своей же стране президента Альенде, урок, на который учитель-камикадзе шёл сознательно, — понимая, что назад пути не будет, — не только локально трагичен, но имеет и международный смысл. Уничтожив Альенде, буржуи на самом-то деле сильно сузили перспективы и собственного существования в глобальном историческом будущем, это была Пиррова победа. И выстрелы по Ла-Монеде, конечно, повторялись потом много раз — отсрочивая отстранение буржуев от власти лишь на время. Как и в 1993-м — когда вместе с ВС РСФСР уничтожалась не допускающая приватизации конституция 1977 года, — вот перекличка 1970-х и 1990-х, кстати.

(Перекличка это закончилась недавно ниспровержением пиночетовской конституции — это заслуга снова союза социалистов и коммунистов Чили.)

Да, 1993-й, окончательный переворот, поворот от почти векового пути советского социализма вспять — во вчерашнем Белом Доме, символе «демократического капитализма» черно зиял и горел как в Ла-Монеде, тут многие сразу заметили схожесть обстоятельств. Только в России парламентские иллюзии сожительства классов, а не демократический социализм пришлось буржуям расстреливать и бомбить (кстати, план такой и у Ельцина имелся на крайний случай, и силы имелись — причём с обеих сторон, верные конституции 1977-го года лётчики были готовы хоть Кремль бомбить, о чём говорил Руцкой в здании ВС РСФСР, воодушевляя защитников Дома Советов).

То что уничтожили в зародыше (режим Альенде, режим социалистического реформаторства и гуманизма прожил всего три года) в Чили — сами стронники Альенде назвали вот как. «Власть у нас было отнять так же легко, как игрушку у трёхлетнего ребёнка» — никто точнее это не сформулировал. Однако последовавший за изъятием власти у Альенде террор — обрушившийся на всех марксистов, а не только на социалистов или коммунистов по-отдельности, террор Пиночета, в ходе которого был зверски убит всемирно известный автор-исполнитель Виктор Хара и тысячи других стронников не диктатуры пролетариата, но демократического социализма, — расставил чётко акценты. Кто не решился добить буржуазию на своей территории — утратил и власть и территорию.

Далее никаких уже детских игр в демократический социализм во всём мире не планировалось и просто не получилось бы. Далее шли крупнейшие баталии Холодной войны — свидетелями финала которых мы стали в 1991-м. Шли «холодные» и не очень баталии, из которых империализм вышел полным победителем, а соцлагерь распался. «Бархатные контрреволюции» и август-1991 как их итог — это тоже было вроде бы мягко и почти без жертв. Жертвы, причём миллионы «мирно» вымерших из тех 280 миллионов что населяли СССР, — последовали потом…

Впрочем, это иная история, но всё равно — урок Альенде это урок И нынешним демократическим социалистам (в России — троцкистам, РСД, в частности), мнящим себя в силах противостоять «широко» неравному и коварному врагу. Противостоять, в том числе, и через участие в позорном буржуазном балагане выборов.

Дмитрий Чёрный, член ЦРК ОКП


Материал по теме:

Полвека и один год назад Альенде стал президентом

19 thoughts on “Гибель демократического социализма в трёхлетнем возрасте в Чили

    1. Мы знаем — почему сейчас так актуален этот давний и дальний латиноамериканский сюжет.
      «Социалист» с замашками урки Платёша — это не мужественный и интеллигентный идеалист Альенде.

      Так что всё пройдёт как никогда хорошо для АП.
      И позорно (и, уверен, окончательно) — для КПРФ и всей
      корыстной левотни. Жёнушки — может быть и попадут своими бабьими ж….ми в дурские кресла.
      Эллка обещала большие сюрпризы (подготовленные для дураков ещё год назад)

      Чили: 1973-1988
      Германия: 1933-1945
      РФ: 1991-2021-…

      1. вчера насладился чтением признания Кирюши Васильева — мол, уж кто-кто как не я натерпелся обманов от ЦК КПРФ, и место проходное в депутанском списке моё продали Потоцкому (который Ваню Грозного скульптурно увековечил потом, став губером), и это меня лично, «санируя СКМ» вышвыривали преторианцы (термин АБ) из горкома КПРФ по приказу Юры Афонина… но тем не менее я подписываюсь под решением ЦК ОКП голосовать за списки коммунистов…. аллес капут, короче. слились с фоном наши фрондёры-оппортунисты

        1. Что, и этот — в депутаты?
          Чё он там делать для народа-то будет, чё умеет?
          400 «рублей» в трусы класть и

          Эта ваша карьерная левотня — стадо мудаков.
          (это ещё комплимент, пусть спасибо мне скажут)

          Давным-давно тебе об этом говорил.
          В 1990-е была другая картина. И молодёжь ещё советская, честная в большинстве.
          Жаль не видел ты того, НАСТОЯЩЕГО. Последние 20 лет человечьего г…на. Скучно.
          Остаётся на БМП кататься (по подсказке более умных — из АП).

          А Кирюша пусть поноет. Может делом потом займётся. Пора бы…

          1. делом он и так занят)) вполне преуспевающий буржуазный адвокат по защите пролетарских прав)))

  1. Да и тема — наша, актуальная. А не паршивая конспирология для Калаша.
    Хотя не стоит впадать и в другую крайность — объявлять «конспирологией» всё реально существующее и действующее.
    Так можно и роль ЦРУ и финансовой этно-мафии Запада в развале СССР и соцлагеря отрицать.
    Но это уже для других наших тем и дат.

    1. для меня сия анатомия не нова — дружба со Львом Пономарёвым это уже некий маркер…

  2. Мог бы и «Эль Кантора» выложить. Читатель у нас головастый.
    И без перевода понял бы.
    А Парфёше — бовинскому протеже (он уже в Израиле, куда собирался намеднить?) тогда ещё «позволялось» пускать струйки в Святое.
    Я тебе еще коё-что присылаю по теме. Музыкальное и неожиданное.

  3. КНР — какие там на (…) «успехи», всё до разрыва — на нашей помощи взросло на руинах. А потом — «скачки пошли» троцкотные, ШОВИНИЗМ (Мао японским «коммунистам» в 1962 году карту Китая показал с нашими территориями до Урала), культурная революция со сломом культуры (в 1970 Великий Кормчий — сковородка с глазами её отменил), спиз…я атомная бомба (единственное «достижение», но не их), пакости на наших границах и кровь наших солдат (с 1960 г. — ещё до разрыва) и т.д. и т.п.
    А парижские засранцы (побогаче жили наших студеров) — тоже коммунистическая идея?

    Любишь ты всю эту левацкую дрянь. И это путь к социализму? Неужели так и не понял, что этот путь — тупик?
    Попробуй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *