Фридрих Энгельс: сломавший стереотипы
Кто-то из современников однажды сказал, что в легендарном тандеме основоположников Фридрих Энгельс был вторым по значимости великим, и с этой своей ролью он вроде бы даже и примирился. Исходя из этого вполне можно было бы предположить, что нынешний юбилей Энгельса просто обязан остаться в тени недавно отмеченного Марксова 200-летия.
Но есть в этом высказывании все-таки одна небольшая натяжка: признавая безусловное первенство своего старшего товарища, Фридрих Энгельс вовсе не пребывал в его тени и ни в коем случае не был «подмастерьем». Напротив, в гениальном тандеме Энгельсу предстояло не просто завершить незаконченное Марксом (к примеру, второй и третий тома «Капитала»), но и сказать свое яркое и глубоко научное слово в марксизме.
Причем, слово это настолько яркое и мощное, что энгельсовский юбилей будут и впрямь всячески затирать – в отличие от Маркса, которого западные буржуа всеми силами пытаются выставить «гениальным экономистом», но «неудавшимся политиком и обществоведом», с Энгельсом подобный фарисейский трюк проделать практически невозможно. В этом, пожалуй, и кроется главная причина посмертного остракизма наследия Энгельса, которое, конечно же, неотделимо от наследия Маркса — так же как сам Маркс неотделим от главного дела их с Энгельсом жизни, дела раскрепощения человеческого труда, дела коммунизма.
Вклад Энгельса, как основоположника, поистине впечатляет. Его взгляд на развитие человечества (природы и общества) лег в основу всей марксистской методологии. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», и многие другие — стали подлинными жемчужинами марксисткой мысли. Труды, в которых Энгельс подверг беспощадному анализу все основополагающие «священные институты» современного капиталистического общества, доказав, что на них история не заканчивается (вероятно, именно Энгельса в своей предельно слабой книжке «Конец истории» как раз и пытался безуспешно опровергать Фукуяма).
Но не только этими неприемлем и враждебен нынешним необуржуазным мировым «элитам» и их околонаучной обслуге наш юбиляр. Энгельс не только декларировал, но и воплощал свои убеждения, возводя их в непререкаемые жизненные принципы, которым старался следовать неукоснительно. Принципиальный противник института брака (Энгельс считал, что брак, базирующийся на базе частной собственности — подлинное фарисейство, в то время как подлинные отношения есть только у пролетариата, которым, как известно, ничего не принадлежит, а следовательно, чувства не замутнены перспективой заполучения наследства), брак со своей второй женой он заключил только за несколько часов до ее смерти, чтобы облегчить, тем самым, ее последние минуты на этой земле.
Успешный фабрикант, никогда не желавший им быть, Энгельс до последнего дня поддерживал материально семью своего старшего товарища Маркса, за судьбу которой он считал себя ответственным до конца своих дней. Так Энгельс реализовывал на практике идею о превосходстве родства идейного, которое принесло ему личного счастья несравненно больше, чем родство кровное (у Энгельса были исключительно непростые отношения с отцом, из-за чрезмерной опеки которого молодой Энгельс так и не смог реализоваться на поприще литературном, а не экономическом).
А еще — и об этом тоже ни за что сегодня не скажут, — помимо семи языков, на которых Фридрих Энгельс мог свободно писать и говорить, восьмым языком, который он считал одним «из самых сильных и самых богатых живых языков», был именно был русский! «Русофоб» Энгельс не только знал русский язык, что позволяло ему вести активную переписку с лучшими представителями русской общественной мысли и, кстати, искренне радоваться их успехам — особенно, в связи с созданием «Освобождения труда». В последние годы уже тяжелобольной Энгельс начал изучать историю крестьянской общины, как важного феномена русского общественного бытия — элемента и возможной формы искомого коммунистического общежития, в дело победы которого в России Энгельс ни на минуту не сомневался.
Станислав Рузанов, член ЦК ОКП
Заметки И.В. Сталина на статье Энгельса «Внешняя
политика русского царизма» (1890 г.), сделанные
генсеком в июле 1934 года:
«Всемогуществен. дипломатов-авантюристов? Что за чепуха!». «Тут Фред напутал. Не всегда шведы были слабы». Статью Энгельса Сталин запретил печатать в журнале «Большевик». Была опубликована лишь в 1960-е годы в 50-томнике Маркса-Энгельса.
(См.: И.В.Сталин. Историческая наука в СССР в 1920 — 1950-е годы. Сборник документов и материалов Часть 1. СПб., С.227, 228).
И, всё равно, — с 200-летием «Генерала»!
«Классовый подход» в действии или похвала Российской имперской политике:
Из письма Ф.Энгельса к К.Марксу (23 мая 1851 г.):
«Несмотря на всю свою ПОДЛОСТЬ И СЛАВЯНСКУЮ ГРЯЗЬ, господство России играет цивилизаторскую роль для Чёрного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар».
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 т. М., 1955-1981. Т.27. С. 240).
И на том спасибо.
За статью о «Мосфильме» спасибо, Чёрный товарищ!
Особенно понравилось про машинки, о карете Е.Пугачёва и про вертолет Гардемарининой…
Макеты из спичек тоже хороши.
«Сломавший классовые стереотипы Фридрих Энгельс»:
«На все сентиментальные фразы о братстве,
обращаемые к нам от имени САМЫХ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫХ НАЦИЙ ЕВРОПЫ, мы
отвечаем: НЕНАВИСТЬ К РУССКИМ была и продолжает ещё быть у немцев их ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ СТРАСТЬЮ, со временем революции к этому прибавилась ненависть к чехам и хорватам, и только при помощи самого решительного ТЕРРОРИЗМА ПРОТИВ ЭТИХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ можем мы совместно с поляками и мадьярами оградить революцию от опасности. Мы знаем теперь, ГДЕ СКОНЦЕНТРИРОВАНЫ ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ: в России и в славянских областях Австрии, и никакие фразы и указания на НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ демократическое будущее этих стран НЕ ПОМЕШАЮТ ОТНОСИТЬСЯ К НАШИМ ВРАГАМ, КАК К ВРАГАМ».
(Ф.Энгельс «Демократический панславизм» // «Новая рейнская газета», 1849. 16 февраля). Опубликовано в Соч. Маркса-Энгельса в 50 тт.
И НИ СЛОВА о царизме (полиэтничном по своему
нац.составу — русские, немцы, тюрки, евреи (Нессельроде)), о российском дворянстве, о буржуазии. «Классово-расовый подход». Молодец,
Фридрих!
Надо пойти с этим и многим другим к пролетариям.
Они это примут с воодушевлением.
Кстати, расист Розенберг тоже хорошо знал русский
язык. А Горбачёв — нет, со своими — только матерный.
И ещё, уважаемый преподаватель С.Рузанов:
умерьте на «Сов. ТВ» пыл молодых неучей-«пропагандистов». Не вульгаризируйте великие идеи
«основоположников». Не следует и пропагандировать явную чушь 150-170-летней давности. Себя же подставляете. Всё превращается в левацкий цирк… Вчера гр-н «историк» (тьма этих любителей, лучше бы медициной занимались) А.Васильев заявил в эфире, что Маркс якобы писал в 1840-е годы
русским «народникам» (??), В.Г.Белинскому (революционному демократу и юдофобу — см его письмо к В.П.Боткину от 2-6 декабря 1847 г. — «Недаром все нации в мире, и западные и восточные, и христианские и мусульманские, сошлись в ненависти и презрении к жидовскому племени: жид — не человек; он торгаш по преимуществу»- Соч. М., 1982. Т 9 С.700 ) и «писал» к …….. А.И.Герцену, которого терпеть не мог (из-за
его панславизма и дружбы с Бакуниным). Маркс
в 1840-е гг. действительно тесно общался с Бакуниным (до разрыва отношений позже), уважал
Н.Г.Чернышевского-экономиста, встречался с Г.Лопатиным. В конце 1870-х гг. Маркс фактически
одобрил народническую идею крестьянского социализма для России, а в 1882 г. назвал Россию
«передовым отрядом революционной Европы», благословил рев. народничество (уже разгромленное к тому времени). У Энгельса — сложнее (даже после в 1890-е гг.).
Если хотите провещать зрителей, а не подростков-
бездельников, приглашайте в эфир профессионалов, а на великовозрастных неучей
и «р-революционных» балбесов. Хотите цирк — другое дело. «Хозяин — барин»…
P.S. Станислав! Если Вы не женаты — Ваше счастье.
А то пришлось бы делиться супругой с друзьями,
а детей отдать в общественное воспитание. Семьянин Маркс по этому пути почему-то не пошел.
Ждём от Вас объективной монографии о «герое» несостоявшейся гражданской войны в СССР 1975 года предателе Саблине.
«Сломавший классовые стереотипы Фридрих Энгельс»:
«На все сентиментальные фразы о братстве,
обращаемые к нам от имени САМЫХ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫХ НАЦИЙ ЕВРОПЫ, мы
отвечаем: НЕНАВИСТЬ К РУССКИМ была и продолжает ещё быть у немцев их ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ СТРАСТЬЮ, со временем революции к этому прибавилась ненависть к чехам и хорватам, и только при помощи самого решительного ТЕРРОРИЗМА ПРОТИВ ЭТИХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ можем мы совместно с поляками и мадьярами оградить революцию от опасности. Мы знаем теперь, ГДЕ СКОНЦЕНТРИРОВАНЫ ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ: в России и в славянских областях Австрии, и никакие фразы и указания на НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ демократическое будущее этих стран НЕ ПОМЕШАЮТ ОТНОСИТЬСЯ К НАШИМ ВРАГАМ, КАК К ВРАГАМ».
(Ф.Энгельс «Демократический панславизм» // «Новая рейнская газета», 1849. 16 февраля). Опубликовано в Соч. Маркса-Энгельса в 50 тт.
И НИ СЛОВА о царизме (полиэтничном по своему
нац.составу — русские, немцы, тюрки, евреи (Нессельроде)), о российском дворянстве, о буржуазии. «Классово-расовый подход». Молодец,
Фридрих!
Надо пойти с этим и многим другим к пролетариям.
Они это примут с воодушевлением.
Кстати, расист Розенберг тоже хорошо знал русский
язык. А Горбачёв — нет, со своими — только матерный.
И ещё, уважаемый преподаватель, к.и.н. С.Рузанов:
умерьте на «Сов. ТВ» пыл молодых неучей-«пропагандистов». Не вульгаризируйте великие идеи
«основоположников». Не следует и пропагандировать явную чушь 150-170-летней давности. Себя же подставляете. Всё превращается в левацкий цирк… Вчера гр-н «историк» (тьма этих любителей, лучше бы медициной занимались) А.Васильев заявил в эфире, что Маркс якобы писал в 1840-е годы
русским «народникам» (??), В.Г.Белинскому (революционному демократу и юдофобу — см его письмо к В.П.Боткину от 2-6 декабря 1847 г. — «Недаром все нации в мире, и западные и восточные, и христианские и мусульманские, сошлись в ненависти и презрении к жидовскому племени: жид — не человек; он торгаш по преимуществу»- Соч. М., 1982. Т 9 С.700 ) и «писал» к …….. А.И.Герцену, которого терпеть не мог (из-за
его панславизма и дружбы с Бакуниным). Маркс
в 1840-е гг. действительно тесно общался с Бакуниным (до разрыва отношений позже), уважал
Н.Г.Чернышевского-экономиста, встречался с Г.Лопатиным. В конце 1870-х гг. Маркс фактически
одобрил народническую идею крестьянского социализма для России, а в 1882 г. назвал Россию
«передовым отрядом революционной Европы», благословил рев. народничество (уже разгромленное к тому времени). У Энгельса — сложнее (даже в 1890-е гг.).
Если хотите просвещать зрителей, а не подростков-
бездельников, приглашайте в эфир профессионалов, а на великовозрастных неучей
и «р-революционных» балбесов. Хотите цирк — другое дело. «Хозяин — барин»…
P.S. Станислав! Если Вы не женаты — Ваше счастье. А то пришлось бы делиться супругой с друзьями, а детей отдать в общественное воспитание. Семьянин Маркс по этому пути почему-то не пошел. Ждём от Вас объективной монографии о «герое» несостоявшейся гражданской войны в СССР 1975 года предателе Саблине. Хороший человек он был, за 10 лет до Горби выступил за «возвращение к ленинским нормам», боролся против брежневского антинародного правления (люди-дураки не понимают, ТУДА обратно хотят).
Второй вариант исправлен дополнен. Повторенье — мать «Ученья».
Интернационалист об интернационалисте.
«Лавина писем от Лассаля здорово позабавила меня, его развратная жидовская морда должно быть выглядела весьма впечатляюще, высовываясь из
красного халата» ( из письма Ф.Энгельса к Карлу Марксу от 14 апреля 1856 г.).
Еще о Лассале:
«Больше того, меня всегда воротит от мании засаленного бреславского жида, пользующегося
всяческими помадами и румянами, дабы, прихорошившись, затесаться в мир выдающихся людей» (из письма Ф.Энгельса к Марксу от 7 марта
1856 года).
кто бы так ещё знал первоисточники! кладъ-кладъ-кладъ (голосом мышей из Леопольа)
Держись, Станислав!
Мы все с тобой!
тут главное, не спутать ударение — пан станИслав…
Это С.С.Куняев лучше нас знает. Ему в четверг стукнуло 88.
Многовато я Сергуньке дал. Я имел в виду
его отца — СтанислАва Юрьевича.
Сыну — 63.
А ты, Чёрный человек, — прореха на Теле!
Дмитрий! Я слышал, что ты вёл себя на «Мосьфильме» неважно: громко крякал, приставал к экскурсоводу со всякой ерундой, пытался залезть в машину МУРа и требовал ключи, довёл своим поведением женщину до обморока. Наконец, у выхода из павильона ты начал
раздавать брошюру Кожнева о сталинском «красном
фашизме». Поз-ззор!
Даже Верунчику стыдно за папу стало…
16-го коммента я не даю. Это Святая для меня Цифра!
Да, я ошибся, назвал Маркса. Но переписки Ф.Энгельса с Белинским (ум. в 1848 г.) и Герценом
(до его смерти в 1870-м) — ТОЖЕ НЕ БЫЛО (ка утверждает «историк» Антон). Герцен для обоих вообще был враг (как панславист и русский рев.
националист), хотя и жили в одном городе — в Лондоне.
А.И.Герцен в своих статьях и переписке называл их
«марксидами». Маркс на социалистическом митинге
в Лондоне в середине 1850-х гг. отказался выступать вслед за «славянином» Герценом. Возненавидел и Бакунина, как полит. конкурента в 1-м Интернационале.
Каюсь за опечатки — печатаю быстро, иногда без проверки. Главное — суть, точность цитат и ссылок на первоисточники, объяснение СМЫСЛА сказанного и написанного, объективная оценка и умение отделять подлинник от апокрифа.
Ох, как мне больно за вас!
Даёшь «двадцатый»!