День сияния рубиновых кремлёвских звёзд
В этот же день, то есть второго ноября, в 1937 году на пяти башнях московского Кремля зажглись рубиновые звёзды. Данное событие было приурочено к XX годовщине победы Великой Октябрьской социалистической революции и символизировало окончательное утверждение социализма в СССР. Следом за принятием Сталинской конституции — конституции победившего социализма, общественного документа полностью выстроенного социалистического базиса дальнейшего движение к коммунизму.
Но первые пятиконечные звёзды над Кремлем появились ещё в октябре 1935 года. Они были установлены вместо двуглавых царских орлов — причём установлены после выставки в Парке культуры и отдыха имени Горького (ранее — ВСНХ). Сравнительный анализ ржавых, мрачных вороноподобных символов самодержавия и сияющих новеньких символов рабоче-крестьянской власти, конечно, не оставлял сомнений у москвичей и гостей столицы, граждан СССР, каким быть Кремлю и венчающим его башням. Мой дед, Михаил Фёдорович Таборко как раз работал в Треугольнике ЦПКиО (руководящая тройка) тогда, и несомненно участвовал в организации этого исторического просмотра и выбора.
Установка кремлевских звёзд стала для Москвы настоящим праздником. Звёзды не стали везти под покровом ночи на Красную площадь. За день до водружения на башни Кремля звёзды выставили на обозрение в Парке им. Горького. Вместе с простыми смертными на звезды приехали посмотреть секретари городского и районных ВКП(б), в свете прожекторов сверкали уральские самоцветы и искрились лучи звёзд.
Это были красивейшие пятиконечные звёзды из драгоценных камней, нержавеющей стали и красной меди. Одна из них сейчас украшает выдвижной шпиль Северного Речного Вокзала (близ одноимённой станции метро и парка «Дружба»). Другая — павильон станции метро «Комсомольская», последней крупной работы архитектора Щусева.
Водрузить тысячекиллограммовые звёзды на башни Кремля было делом непростым. Загвоздка была в том, что подходящей техники в 1935 году просто не было. Высота самой низкой башни, Боровицкой, 52 метра, самой высокой, Троицкой — 72. Башенных кранов такой высоты в стране не было, но для русских инженеров не существует слова «нет», существует слово «надо». Специалисты Стальпроммеханизации спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно монтировалось металлическое основание — консоль. На ней собирали подъемный кран. Так, в несколько этапов, проводился сначала демонтаж двуглавых орлов, а затем водружение звёзд.
Учитывая высоту, на которой они должны были расположиться и парусную поверхность каждой звезды (6,3 кв. м.), существовала опасность того, что звёзды попросту вырвет вместе с верхушками башен. Башни решено было проверить на стойкость. Не зря: верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Строители усилили кирпичную кладку верхних этажей всех башен, в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. Шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.
Однако, недостатки первых звёзд обнаружились быстро: драгоценные камни от климата потускнели, оказались не практичными. Тогда в мае 1937 года было решено исправить этот недочёт и установить новые, рубиновые звёзды на пяти башнях, в том числе на ближайшей к Большому каменному мосту Водовзводной — вместо традиционно стоявшего на ней флюгера.
Над созданием новых звёзд работали специалисты 20 предприятий чёрной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты. Народный художник Фёдор Федоровский, который создавал эскизы первых звёзд Кремля, заново определил форму и рисунок новых символов.
Это именно он предложил рубиновый цвет стекла. По его предложению изменили размеры, чтобы звёзды с земли казались одинаковыми, поэтому на Водовзводной башне было решено установить самую маленькую звезду, расстояние между концами лучей которой — 3 м. В то же время у звезд на Боровицкой и Троицкой расстояние — 3,2 и 3,5 м соответственно, у самых крупных звезд, на Спасской и Никольской башнях, — по 3,75 м.
С изготовлением каркасов особых проблем не возникло — их произвели на подмосковном заводе «Электросталь» из высококачественной нержавеющей стали. Лучи сами по себе представляли многогранную пирамиду (у «никольской» звезды она была 12-гранная, у остальных — 8-гранная), а основания пирамид были сварены между собой в центре звезды.
Это обеспечивало устойчивость всей конструкции даже к ураганному ветру. Сам каркас опирался в основании на трубу, в которой располагались подшипники для вращения звезды. Внешний контур и узоры звезд изготовили из позолоченной гальваническим методом меди. Толщина золотого покрытия составила 40 микрон, всего на медные детали было израсходовано 11 кг золота, из экономии покрывали только наружную сторону.
А вот со стеклом возникли сложности, ведь никогда прежде в таком количестве рубиновое стекло в России не производили. По техническому заданию оно должно было иметь разную плотность, пропускать красные лучи определённой длины волн, быть устойчивым к резким перепадам температуры. При этом оно не должно было обесцвечиваться и разрушаться под воздействием солнечной радиации.
Рабочее задание поручили Константиновскому стекольному заводу «Стройстекло». А рецепт рубинового стекла, отвечающего предъявляемым требованиям, составил специалист-стекольщик Никанор Курочкин, который сам руководил варкой и обработкой материала. За высокие достижения в области стекольного производства мастер был удостоен Государственной премии. Из других известных его творений — первый саркофаг для Мавзолея Ленина.Для равномерного и яркого освещения всей поверхности звезды изготовили уникальные лампы накаливания мощностью от 3 700 до 5 000 ватт, а для предохранения звезд от перегрева специалисты разработали особую вентиляционную систему.
Рубиновые звёзды на пяти башнях Кремля зажглись 2 ноября 1937 года. У кремлёвских звезд двойное остекление: внутри — молочное стекло, снаружи — рубиновое. Вес каждой звезды — около тонны. Решение установить звезды разной величины на кремлевских башнях разной высоты оказалось очень удачным. Из-за этого весь кремлевский ансамбль выглядит очень гармонично.Конструкция звёзд предусматривает их вращение при любом изменении направления и силы ветра. Механизмы для обслуживания конструкции расположены внутри башен. Специальные подъемные приспособления дают возможность периодически производить очистку внутренних и внешних поверхностей звезд от пыли и копоти.Механизирующие устройства заменяют перегоревшие лампы в течение 30−35 минут. Управление оборудованием и механизмами сосредоточено на центральном пункте, куда автоматически подаются сведения о режиме работы ламп.Рубиновые звёзды на кремлёвских башнях горят днём и ночью. За всю историю они гасли всего два раза — во время Великой Отечественной войны, когда враг вплотную подошёл к Москве и когда в Кремле в 1996 году снимали историческую киноленту.
Ельцин мечтал удалить кремлёвские звёзды с глаз долой, как в 1995-м удалил из Кремля памятник Ленину (осуществлял это подлое, ни с кем не согласованное дело, — москвичей не спрашивали, как в 1935-м! — Павел Павлович Бородин, позже, при Путине, так же снесут по мановению руки государя целый 14-й корпус). Однако мечты его натыкались на противоположное мнение не только соотечественников за пределами Кремля, но и внутри него. Мечтал он так же, как рассказывали потом его царедворцы, и разрушить Мавзолей Ленина — «я принял решение»… Но всё это было блажью одного человека. Впрочем, Путин сделал многое из того, чего не смел Ельцин — установил и открыл множество памятников царям, на военных парадах стал использовать триколор под предлогом того что это государственный флаг. Впрочем, и тут самодержавное самодурство и произвол могут быть остановлены только ответом масс.
Дмитрий Чёрный, гражданин СССР
Нет, ну надо разъяснить всю ошибочность и порочность позиции, занимаемой группировкой тов. Д.Митиной, А.Диклофосова, М.Лейберова, Е.Срунько, Рашид Ишак-оглы перед активом ЦК.
Их надо спасти для Партии! Они — её золото.
как-то вот про Ишак-оглы не очень прозвучало… тут как раз шовинисты зааплодируют — давай к нам! за победу русскаго оружия и идейного безоружия трёх толстяков в ЦК!
дрыхнет редактор!…
(…. — , … — )
он работал как сВОл, имеет право (согласно гейропейским канунам))
и не хочет он спасать вышеозначенных товарищей по партии…
Куда смотрит ЦК?!!
Кто на вахте?
ты на вахте! только ты (голосом Димы Варшавского из «Чёрного кофе»)) только он пел «Только тааак!»
Красные звёзды над Советским Кремлём — осветят нам дорогу к Освобождению от рабства капитала!
Спасибо товарищу Д.Чёрному за прекрасный материал!
(редактор. — где хроника присланная?)
пАрижская осень в штанах Рудого, Сахнина, Рустамова
(канал Халявная Россия)
трио ухрёбков в странных одеждах (холодно)
red:
03.11.22 в 03:45
а ты вот за них на диване в Париже посиди))
это тебе не в Москве, св.. ты эдак
red:
03.11.22 в 04:44
им это отдали местные клошары
это хлопок. это дорого!
малиновые тёплые штаны с лампасами! а у тебя таких нет, тебе мамамамА-ма-ма-мАкрон Уан не подарит! «ты холодранэць!»
«Алиса! Меланшон!»
— Ну так где меланшон? Придётся помучить маму. В Жигули хочешь?
… с одышкой! «а хочешь — Жигули? такой маленький а уже Жигули!» — и впрямь тогда «жигулёвское» могло с ног свалить, мы с Дэном Соломатиным у него дома распивали по одной, слушая Бон Джови!.. год стоял 1989 — альбом «Нью Джерси», винил!
Рудой (после пыток в застенках Ле Пенов): Алиса! Я им ничего не сказал! И ничего не сказу! Меланшон у меня!
Миеланшон — читает мысли му…..ов на расстоянии. О, такой ценный аппарат. Это же власть над Вселенной!
Я все эти дни слышу голос из «прекрасного французского далёка».
А почему не Куба, КНДР, Вьетнам, Белоруссия, Йемен, Кот с Де Вуаром, Гондурас, Ангола, Бразилия, Шина, Гондурас, Бразилия, Ангола, Магриб, Алматы — ?????
Как смыть им этот страшный позор?
«Кин-дза»
Рудой: Капстрана!
Рустамов: Это же оголтелый расизм!
Сахнин: Это у них в ШвеСИИ — социализм! А во Франции — одна видимость…
комменты
Вук Новиков: сзади вас окно или картина?
Эдик Рудык: Вопрос о социализме не стоит. Нужно добиваться ликвидации узурпации власти!
(тебя и ликвидируют первого — не власть, так антисемитская уголовщина. и даже Я не смогу тебя спасти — из национальной солидарности!)
это у него «не стоит». а нас — !!!
(а у нас — стоит!!!)
…Когда будет стоять вопрос о социализме — всех этих деятелей отправят на великие стройки века. Эдика мы не узнаем — моложав, строен, подтянут, мышаст, упруг, прыгуч.
активен в работе с активом лесосплава
и даже роман в тайге напишет, его экранизируют — «Пень за пнём»
Элмар всё в экран заглядывает. наклоняется — почти вплотную к монитору постоянно, с серьёзным выражением.
меня видит…
29:33
На заднем фоне — детский писк и шум . На начальном французском.
Очевидно, Рудого с Рустамовым приютил детский сад.
А куда их ещё?
Бивиса и Батхеда оба напоминают.
но — идейные. и без музона
Рудой — чистый Батхед. Причесон и манеры.
а кто Бивис? (кстати, элементы хард-рока в дизайне Вестника Бури были, эт верно — «коза»))