К 128-летию со дня рождения революционера и красного военачальника Сергея Лазо
Но фоне стремительно преобразующей судьбы мирных прежде граждан — вошедшей вновь в активную фазу Истории России, мы вспоминаем биографии большевиков. Они азбучны для нас, коммунистов, и являются подлинной историей подлинного, Советского отечества нашего — судьбы тех, кто возглавлял классовую войну против, казалось бы, своего же класса, прежних привилегированных слоёв общества.
Сергея Лазо часто называют романтиком и даже Дон-Кихотом революции. Отчасти это как раз можно объяснить тем, что он отказался от своего происхождения, от своей старой жизни, от патриархальных убеждений, которые ему внушались с детства. Он погиб в годы Гражданской войны в возрасте 26 лет далеко от родного дома, погиб во имя коммунистических высоких идеалов, выбрав путь революционной борьбы и прожив хоть и короткую, но яркую жизнь.
Стоит отметить, что многие российские революционеры имели именно дворянское происхождение. Самым известным из них был потомственный дворянин Владимир Ильич Ленин (Ульянов), помимо него, только в первом составе Совета Народных Комиссаров (СКН) дворянами были нарком народного просвещения Луначарский, нарком по делам продовольствия Теодорович, нарком юстиции Оппопков, член наркомата по военным и морским делам Овсеенко.
Дворянином по происхождению был и первый комиссар Красной Пресни Василий Васильевич Былеев-Успенский (выпускник кадетского корпуса), младший брат которого Владимир, вдохновлённый примером брата-большевика, — как раз на Дальнем Востоке по линии НКВД работал охранником другого красного военачальника Блюхера, и даже был ранен в лёгкое при покушении на него…
23 февраля (7 марта по новому стилю) 1894 года в небольшом селе Пятра, расположенном на территории Бессарабской губернии, родился Сергей Георгиевич Лазо. Сергей Георгиевич Лазо родился в дворянской семье молдавского происхождения. Его родителями были Георгий Иванов и Елена Степановна Лазо.
После смерти отца в 1907 году семья Сергея Лазо перебралась в Езорены, а в 1910 году Лазо поступил в 7-й класс 1-й Кишиневской мужской гимназии, в том же году вся его семья переселилась в Кишинев. Осенью 1912 года будущий революционер окончил гимназию и решил продолжить обучение, поступив в Петербургский технологический институт, однако в 1914 году перед началом Первой мировой войны вынужден был вернуться на родину в Бессарабию. По причине болезни своей матери ему пришлось, как старшему сыну, на время взять на себя заботы о семье. Осенью 1914 года он продолжил обучение, поступив на физико-математический факультет Московского университета.
В университете он с особым увлечением изучал математическую науку. В своем дневнике он записал, что значение математики для умственного развития человека представляется ему огромным. Математика дисциплинирует ум, приучает быстрее разбираться в самых разных вопросах. При этом Лазо писал о том, что в математике есть своя поэзия и философия, она наделяет человека силой мышления. Исходя из своих убеждений, он советовал всем в молодости по 2-3 часа в день уделять изучению математических наук, вне зависимости от знаний и увлечений человека.
Помимо занятий в Московском университете Сергей часто посещал интересующие его лекции, которые проводились в Народном университете Шанявского, посещал московские театры и музеи. При этом уже с ранних лет Сергей Лазо выделялся среди сверстников своим максимализмом и обостренным чувством справедливости. Нет ничего удивительного в том, что уже в студенческие годы он увлекся революционными идеями и был активным участником студенческих сходок, участником нелегального революционного кружка, которых в российской студенческой среде тех лет было огромное количество.
В июле 1916 года Лазо был мобилизован в армию, он был направлен на обучение в Алексеевское пехотное училище в Москве, после завершения которого в конце 1916 года был произведен в офицеры (сначала прапорщик, затем подпоручик). По выпуску из училища в анкете его охарактеризовали как «офицера-демократа», оппозиционно настроенного к царскому правительству. Начальство старалось не отправлять таких офицеров на фронт, где солдаты уже начинали выказывать недовольство затянувшейся войной, а дисциплина в армии падала. В 1916 году в стране насчитывалось уже более 1,5 миллионов дезертиров. Именно поэтому в декабре 1916 года Лазо отправили не на фронт, а в Красноярск, в 15-й запасной стрелковый полк. Уже в Красноярске Сергей Лазо сблизился с находившимися в городе политическими ссыльными, совместно с которыми начал вести среди солдат полка пропаганду против идущей войны. Здесь же в Красноярске Лазо вступил в партию социалистов-революционеров (эсеров).
2 марта 1917 года до Красноярска дошли известия о событиях, произошедших в Петрограде. Тогда же Лазо одним из первых офицеров полка снял погоны и присоединился к революции. Солдатами 4-й роты 15-го Сибирского запасного стрелкового полка он был выбран своим командиром вместо командира роты Смирнова, который сохранил верность присяге. Тогда же Сергея Лазо избрали делегатом в Красноярский совет рабочих и солдатских депутатов, совет начал действовать в городе уже 3 марта.
В июне Красноярский совет отправил Лазо на Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который проходил в Петрограде. Здесь молодой революционер впервые увидел и услышал выступление Ленина. Речь Ленина, который открыто призывал большевиков бороться за переход всей власти в стране к Советам, произвела на Сергея очень большое впечатление. Ему понравился радикализм вождя и его демарш на съезде. Эти события окончательно определили его будущую судьбу, сблизив его с большевиками. После съезда Лазо ненадолго посетил свой дом в Молдавии, где встретился с матерью и братьями, а затем снова отбыл в Красноярск.
Вернувшись в Красноярск, Сергей Лазо организовал в городе красногвардейский отряд, продолжал свою работу в Совете и изучал военное дело, в том числе читал статьи Ленина о революционной армии и партизанской борьбе, следил за выступлениями большевиков.
После Октябрьской революции исполнительный комитет Красноярского Совета: блок большевиков, левых эсеров и анархистов (так называемый «левый блок») поддержал вооруженное восстание большевиков против сил Временного правительства и поручил Лазо захватить все правительственные учреждения Красноярска, арестовав остающихся в городе представителей старой власти. В ночь на 29 октября Сергей Лазо поднял по тревоге те воинские части гарнизона, которые поддерживали большевиков, и занял с ними все красноярские государственные учреждения, при этом высшие городские чиновники были сопровождены в тюрьму.
Уже в конце 1917 года в Иркутске, Омске и других крупных городах Сибири была установлена советская власть, при этом Сергей Лазо принимал в этом самое непосредственное участие. Так уже 1 ноября 1917 года в Омске произошло выступление юнкеров Омской школы прапорщиков, которые поддерживали Керенского и входили в состав антибольшевистской организации «Союз спасения Отечества, свободы и порядка». В подавлении восстания юнкеров принимал участие и красногвардейский отряд, которым командовал Лазо. В декабре восстание юнкеров, казаков, офицеров и студентов произошло уже в Иркутске. В городе шли ожесточенные уличные бои, в которых принимал участие и Сергей Лазо со своим отрядом, бойцы которого 26 декабря после многочасового боя захватили Тихвинскую церковь и пытались пробиться к резиденции генерал-губернатора Восточной Сибири (известный всем жителям Иркутска Белый дом, сегодня памятник архитектуры федерального значения). При этом ближе к вечеру контратакой юнкеров части красных были выбиты из города, а Лазо ненадолго даже попал в плен, но уже 29 декабря было объявлено перемирие, еще через некоторое время советская власть в городе была восстановлена, а сам Лазо даже успел побывать военным комендантом и начальником гарнизона Иркутска. Одновременно с этим он являлся и членом военного комиссариата Центросибири.
В эти дни большую помощь в работе ему оказывал бывший царский генерал Александр Таубе, который перешел на сторону революционеров. Будучи хорошо подготовленным военным специалистом, он передавал Лазо свои опыт и знания. Они пригодились ему уже в феврале-августе 1918 года, когда в возрасте 24 лет Сергей Лазо стал командующим войсками Забайкальского фронта. В этот же период времени он окончательно перешел из партии эсеров к большевикам.
При этом власть большевиков в восточной части России продержалась недолго, уже осенью 1918 года Сергей Лазо вынужден был перейти к подпольной деятельности и занялся организацией партизанского движения, сначала направленного против войск и чиновников Временного Сибирского правительства, а позднее против Верховного правителя России адмирала Колчака. Осенью того же года Лазо стал членом Дальневосточного областного комитета РКП(б) во Владивостоке и с весны 1919 года осуществлял командование партизанскими отрядами, действовавшими на территории Приморья, с декабря 1919 – начальник Военно-революционного штаба по подготовке восстания в Приморье.
В Приморье Сергей Лазо стал одним из организаторов успешного военного переворота во Владивостоке 31 января 1920 года, в результате которого удалось свергнуть главного начальника Приамурского края генерал-лейтенанта Розанова, являвшегося наместником адмирала Колчака. После восстания в городе было сформировано марионеточное «Временное правительство Дальнего Востока», которое полностью контролировалось большевиками. Успех восстания во Владивостоке во многом был связан с тем, что Лазо смог склонить на свою сторону офицеров школы прапорщиков на острове Русском, обратившись к ним от имени руководства восставших и продемонстрировав хорошие ораторские способности. Уже 6 марта 1920 года Сергей Георгиевич Лазо был назначен заместителем председателя Военного совета Временного правительства Дальнего Востока.
После Николаевского инцидента, который закончился разгромом японского гарнизона и расправой над японской колонией в Николаевске-на-Амуре, японское правительство воспользовалось данными событиями, как поводом для оправдания массированного вмешательства в России. В том числе с целью реабилитации себя в глазах общественного мнения. В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года японские регулярные части напали на органы советской власти, а также военные гарнизоны Дальневосточной республики, расположенные во Владивостоке, Хабаровске, Спасске и других городах Приморья, захватив их. В ночь с 4 на 5 апреля был арестован японцами и Сергей Лазо.
Дальнейшая судьба Лазо неизвестна. Он был убит, но когда именно это произошло, не знает никто. Хрестоматийная версия гласит, что японские военные передали Лазо и других большевиков белоказакам, которые после пыток сожгли его живьем в паровозной топке. Так безымянный машинист утверждал что видел, как на станции Уссури японцы передали казакам из отряда Бочкарева три мешка, в которых были люди. Казаки пытались затолкнуть их в паровозные топки, однако они сопротивлялись, тогда их расстреляли и засунули в топки уже мертвыми. При этом еще в апреле 1920 года в японской газете Japan Chronicle вышел материал, согласно которому Сергей Лазо был расстрелян во Владивостоке, а его труп сожжен. Данная версия представляется более логичной, японцам не было никакого резона отдавать арестованных казакам и везти их куда-то из Владивостока. Во-вторых, сами размеры паровозных топок того подвижного состава, который имелся на Дальнем Востоке, были малы и не позволяли засунуть в них человека. Так что, к счастью для самого Лазо, столь страшная смерть – это скорее легенда, чем правда.
Более вероятным представляется то, что молодой революционер-романтик закончил свою жизнь уже в апреле 1920 года на мысе Энгершельд во Владивостоке. Здесь массово расстреливались большевики и партизаны, захваченные в ночь с 4 на 5 апреля 1920 года. Трупы расстрелянных затем сжигались.
Вот это ты молодец, поместил таки!
С днём рождения знаменитого Сергея Лазо — героя Гражданской войны, товарищи!
А сегодня — ещё одна дата будет…
Кстати, Лазо в фильме 1985 года играл главный герой советско-прибалтийской экранизации «Американской трагедии» (Клайда Гриффитса) — Сторшиптис.
И не выговорить…
приятно читать, что у тебя были в роду такие замечательные люди — и по нашей чекистской линии.
ну так война-войной, а наш большевицкий календарь работает!
помести-таки и о себе кусок из романа (страна должна знать биографии своих нынешних будущих советских героев)
пусть Элмар сползёт с Баранова и Тяжкуна — и пригласит тебя на собеседование в ближайший выпуск «Сов-экспорт ТВ».
(а я послюшаю и наслежу тут непременно)
да я-то тут причём? а вот часть (4-я) Поэмы Столицы, посвящённая Васе в том числе — лишь готовится к публикации. думаю, двухтомник всё же выйдет и тебе понравится
«Утомлённые Солнцем-3»
Верун: А где папа Митяй?
Чёрный: А папа мячик нашёл. Верун, ты не знаешь — почему меня на этом сайте обижают? Постоянно!
«погоди-иии-и, погоди-и-иии!» «ты моё счастье»)))) гад он ,конечно, надо док.фильм снимать — нннадой! по весне начну, когда улицы опустеют (там натурные съёмки)
С Днём рождения, Красный Реактор ты наш — Дмитрий Владимирович!!
Почти все мои пожелания тебе приведены в письме вместе с подарками на почте.
Залезай!
На днях на Лен-ру была лекция профессора Казённова (секта Попова) «о международном положении и текущем моменте»
Тов. Казённов (д.ф. н.) — благодарным слушателям: А вот вы фильм «Вечный зов» смотрели? Нет? Тогда у вас большая брешь в образовании. Там этот, как его, бывший офицер царской охранки, как же его…ну с польской фамилией…
Из зала: Лахновский!
Тов. Казённов: Да!…допрашивает в плену своего зятя, офицера Красной Армии, как же его звать-то?…
Из зала: Полипов!
_________
Тов. Казённов: Вот когда Ленин после эмиграции выступал на Ленинградском вокзале с броневика…
Из зала: С Финляндского!
Тов. Казённов: Да!…
___________
Тов. Казённов: Вот когда войска Врангеля подходили к Екатеринбургу, чтобы освободить царя
Зал: — Врангель ??
Тов. Казённов:…тогда царя расстреляли англичане.
у него было 6,5 миллиардов на сберкнижке в Лондоне.
Если вы этого не понимаете — вы в политической жизни ничего не понимаете!
(заодно и сказку о колобке рассказал аудитории)
И вот этот вот профессор «марксистских» щей учил нашу студенческую молодёжь в 1970-х.
И до сих пор «учит»…