К 200-летию со дня рождения революционного демократа и поэта Некрасова
В числе умышленно подзабытых в ельцинско-путинское лихолетье, среди припрятанных под «пыльной» пеленой невнимания классиков русской литературы оказался с 90-х годов, конечно же, и Н.А.Некрасов. Модные либеральные поэты конца ХХ века с лёгкой руки Бродского и Набокова (Сирина) вообще за поэта его не считали — так, разве что за педагога от политики. Слишком он казался им «дидактическим», настойчивым в своих переживаниях у парадного подъезда. Ведь от Некрасова веяло «совком» — его же там пропагандировали, в школах, в кабинетах литературы и русского языка висели его портреты в обязательном порядке. А это плохо! Это признак отсутствия вкуса…
Не просто отрицание вклада Некрасова в сокровищницу общественной мысли и русской литературы характеризовало «новых хронологов» русской поэзии, но конечно же триггером для их ненависти служил его творческий вклад в революционное движение (а любое движение начинается с пробуждения разума, конечно). То, что Некрасов открыл в своём журнале читающей России Достоевского — обычно эти же «хронологи» забывают напрочь…
Что ж, именно судя по тому, как ненавистен (не совсем точное слово — они пытаются его по постмодернистским заветам Мишеля Фуко не замечать) Некрасов постсоветским властителям думок, нам просто необходимо пропагандировать его произведения, его творческую биографию — видимо, на нём экономят и в нынешней школьной программе, отдавая часы Солженицыну…
***
Николай Алексеевич Некрасов ( 1821 — 1877/78/ ) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Некрасов был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» вместе с писателем Панаевым, и редактором журнала «Отечественные записки». Его первый сборник стихов «Мечты и звуки»(1840) потерпел в буржуазных питерских кругах вполне предсказуемую неудачу, после него он постепенно отходит к прозе.
Главный герой творчества Некрасова – крестьянство. С исчерпывающей полнотой и ясностью в революционных образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости крестьянства. Некрасовские стихи поражают глубиной проникновения в психологию крестьянина, удивительным знанием деревенского быта, любовью к народу и неостывающей ненавистью к его угнетателям.
Поэзия Некрасова учила соединять слово с делом, воспитывала настоящих революционеров, вызывала восхищение таких великих современников Некрасова, как Чернышевский и Добролюбов. Поэзия Некрасова была прежде всего поэзией революционной борьбы.
Некрасов неустанно писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много новаторского, — в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь, что на фоне «изящной поэзии» выглядело вызовом обществу. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы.
Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, «избранника неба», «глашатая истин вековых», посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе («Муза»).
Пушкин и Лермонтов выразили свои сокровенные мысли в стихотворениях (переводах) с одинаковым названием “Пророк”. Некрасов говорит о соратниках по борьбе в стихотворении с таким же названием, которое формирует у читателя представление о вдохновляющем поэта вожде, наставнике, мыслителе. Именно таким наставником был для поэта Николай Гаврилович Чернышевский, находившийся тогда в Вилюйской тюрьме. Некрасов преклоняется перед подвигом писателя, сознательно принесшего себя в жертву за общее дело борьбы:
Его еще покамест не распяли,
Но час придет – он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Царям земли напомнить о Христе.
Интонация и концовка стихотворения напоминают лермонтовское “Смерть Поэта”. Здесь также звучат скорбь, гнев, уверенность в неотвратимости возмездия.
Идеал общественного деятеля Некрасов выразил в стихотворении “Памяти Добролюбова”. Это стихотворение – как гимн герою, заслужившему право на бессмертие, на память потомков:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Стремясь создать замечательные образы своих друзей и единомышленников, поэт передает их внутреннюю красоту, говорит об их патриотическом подвиге. Некрасов стремился рассказать о жизни друзей-поэтов, соратников так, чтобы в каждом последующем поколении были такие же смелые, верные в благородном деле борьбы люди, как те, о ком он писал. Огромной силы звучания стихотворение “На смерть Шевченко”:
Все он изведал: тюрьму петербургскую,
Справки, допросы, жандармов любезности.
Все – и раздольную степь Оренбургскую, И ее крепость…
Подобно Пушкину в стихотворении «Памятник», Некрасов в своей «Элегии» подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его кровные интересы:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
О «неистовом Виссарионе» Белинском Некрасов писал на протяжении всeй своей творческой жизни. И это не случайно: Белинский был учителем не для одного Некрасова, а для нескольких поколений лучших людей России, её самых прогрессивных умов, которые часто опережали своё время, но прокладывали путь к революции не только ментальной, но реальной — своими усилиями. (Некрасов и сам стал педагогом, учителем, наставником и примером для плеяды поэтов, революционных демократов — например, для Николая Огарёва, сподвижника и друга Герцена.)
В поэме «Белинский» Некрасов рисует своего учителя пламенным патриотом, верившим в великое будущее русского народа. С любовью и волнением рисовал Некрасов во многих произведениях образ великого критика, самоотверженного революционного борца и патриота, отдавшего всю свою недолгую жизнь угнетённому царизмом народу.
Настала грустная пора
И честный сеятель добра
Как враг отчизны был отмечен;
За ним следили, и тюрьму
Враги пророчили ему…
Но тут услужливо могила
Ему объятья растворила:
Замучен жизнью трудовой
И постоянной нищетой,
Он умер … Помянуть печатью
Его не смела…
***
Однако далеко не все произведения Некрасова проникнуты были тревожными чувствами, болью за крестьянство. Писал Некрасов, конечно же, и в других жанрах — более популярных в ту эпоху. Мало кто знает, что экранизированное в спокойные и весёлые брежневские времена «Сватовство гусара» — принадлежит его перу. Здесь ощущается и ирония над ростовщичеством, над скопидомством — почти уже классовая, и некие надежды на «военную молодёжь» (выражение Уго Чавеса), которая способна с должным скепсисом и брутальностью относиться к этим элементам патриархального общества.
Но, вспомнив водевильное, конечно, хочется вернуться к серьёзному… Некоторых поэтов вспоминают по одной-двум строчкам внутреннего «поисковика», у Некрасова такие есть — лично у меня всплывают про строительство железной дороги в господских целях: «а по бокам-то всё косточки русские…» Перевранные либералами всё теми же на новый лад, строки стали едва ли не символом Гулага, мифа лживых губителей СССР… Однако были у Некрасова и другие волнующие темы, революционно-демократическое перо не раз коснулось и женской доли в мире товарно-денежных отношений, и «райской» жизни в России, которую мы потеряли…
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…
Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубОко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…
В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоем совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…
Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
И бесполезно замрут!..
Материал о великом поэте — шикарен.
Молодец, спасибо.
Не все стихи привёл (потом расскажу)
да, тут либо диссертацию писать (уверен, ты бы и смог)) — либо дать просто небольшой обзор в честь дня рождения. извини что вчера тебя не слышал — исторический концерт Кубалова не мог пропустить)) был Роман Осин, общались, кстати — наша красная профессура)
После вчерашнего разговора я стал плохо слышать.
Где ты балдел, на кокой (……)? Совсем (…….л)??
клуб «Голова Льва» на Мясницкой — аккурат напротив бывшей билингвы (через Мясницкую) — где проходила презентация «Поэмы Столицы» в первом издании в мае 2008-го — наши места!
это у меня теперь голова барана (после Кубалова)
Осин жив? Слава те, Гос..
да, и вполне импозантен) оказался поклонником тех же групп, что и я (из ныне действующих), а Эшелон слушал ещё в школе 😉
В самые чёрные последние годы «николаевщины» (пути…..ны, аналогия абсолютная — и с николаевским лже-патриотизмом и т.н. «теорией официальной народности» — как и сейчас), в период «мрачного семилетья» (1848-1855), когда цензурой и полицейщиной вымарывалось и запрещалось уже фактически ВСЁ разумное, когда Достоевский и Плещеев прибывали на каторге, Тургенев и Салтыков-Щедрин были в ссылке, Огарёв под арестом, Герцен — в эмиграции, когда журнал «Современник выходил с пустыми наполовину страницами, а Некрасов и Панаев (редакторы) находились под угрозой ареста, когда уже не было в живых Белинского (по доносам Булгарина — «самого злостного вместе с Некрасовым коммуниста» — ребята духом не падали. Вот как они развлекались, смеясь над своими друзьями (это дружеское послание Некрасова критику В.Боткину, который был большой б….н, чему завидовал и Белинский. Некрасов, Григорович энд комп. молодых авторов «Современника» также посещали злачные места, открытые в 1843 графом Перовским в годы «православного фундаментализма» Николая I ):
(Это тебе, Дмитрий, уже не школьно-хрестоматийный Некрасов, а истинный — но кого-то главный герой мне напоминает, хм… Сразу извиняюсь (морально тоже), но академическое советское издание и «расшифровывается» не всё, кой-чё понятно, остальное уж сам отгадывай, пиит):
Песнь Васеньке
(Доброе слово не говорится втуне. Гоголь)
…Прекрасен ты — как даровитый странник,
Но был стократ ты краше и милей,
Когда входил в туманный передбанник
И восседал нагой среди (б….й)
Какие тут меж нас кипели речи!
Как к (……) ты настраивал умы,
Как (………….) гасили девки свечи —
Ты помнишь ли? — но не забудем мы!
Среди (б…..й) и шуток грациозных,
Держа в руке замокнувший (гандон)
Не оставлял и мыслей ты серьёзных
И часто был ты свыше вдохновлён!
Мы разошлись…Иной уехал в Ригу,
Иной в тюрьме…Но помнит весь наш круг,
Как ты вещал: «Люблю благую книгу,
Но лучшее сокровище есть есть друг!!!!»
О дорогой Василий наш Петрович,
Ты эту мысль на деле доказал.
Через тебя стыдливый Григорович
Бесплатно (е..) и даров (вые….л)
Тот, кто умел великим быть в борделе,
Тот истинно великий джентельмен…
(Е..и) сто раз, о друг наш, на неделе,
Да будет твёрд твой благородный (член)!
Пускай, тебя черня и осуждая,
Завистники твердят, что ты подлец,
Но и в тебе под маской скупердяя
Скрывается прещедрый молодец.
О, добр и ты…Не так ли в наше время,
В сей (…………..) и осторожный век,
В заброшенном (гандоне) скрыто семя,
Из коего родится человек!
(Н.А.Некрасов. Полн. собр. соч. в 15 тт. Л., «Наука», 1981, Т.1 С.426-427)
Только женщинам не читай!
да уж))) в (К) П.С.С. теперь побоюсь заглядывать! пойду с горя Бродского почитаю (венецианский цикл — там вот как раз в таком духе)))
а у меня ещё есть…