Как Ельцин и его подельники в пьяном угаре убивали СССР
8 декабря 1991 года я вела новостные эфиры Первого канала в Останкино. Именно в этот день произошли роковые события, изменившие историю нашей страны: распался Советский Союз.
Даже сейчас, много лет спустя, я не могу отделаться от мысли, что все произошедшее было какой-то спонтанной акцией, в которой было мало логики. Начать с того, что Договор 1922 года об образовании СССР вообще не мог быть денонсирован тремя представителями республик из состава Советского Союза.
Изменение Союзного договора подлежало исключительному ведению Съезда Советов СССР. Но в тот день никто не вдавался в юридические тонкости.
Это мое роковое дежурство выпало на выходные дни. А это означало, что руководства редакции на месте скорее всего не будет. Не будет и традиционной летучки, на которой можно обсудить с коллегами и с начальством верстку программы и материалы. Так и произошло.
В начале 90-х, слово «ведущий» еще оправдывало свое название, и человек в кадре часто сам намечал основные материалы выпуска и писал тексты для программы, которую вел. К эфиру 8 декабря готовить было в общем-то нечего: корреспонденты молчали, начальство тоже. Руководили выпуском программы в этот день заместитель главного редактора Олег Борисовский и шеф-редактор основного информационного выпуска Ольга Иванова.
Все знали, что Борис Ельцин не в Москве, что в Вискулях проходит его встреча с руководителями Белоруссии и Украины Шушкевичем и Кравчуком, и что там готовятся документы о новом устройстве одной шестой суши. О сути документов, которые будут подписывать в Беловежской пуще, информации не было. Подозреваю, что сами подписанты во главе с Борисом Ельциным тоже в начале дня не знали точно, что именно они будут подписывать: новостей из Вискулей не было совершенно.
Зам. главного редактора Олег Борисовский предпринял все возможные попытки дозвониться руководству страны. Но телефоны помощников Горбачева и Ельцина молчали. К середине дня пришла информация о том, что в Москве проездом в Беловежскую пущу остановился казахстанский руководитель Нурсултан Назарбаев. Интервью с ним давало шанс понять, что будет со страной. Корреспондент уехал на интервью с ним, но вернулся ни с чем: дальше Москвы Назарбаев не полетел — его в Вискулях, как выяснилось, не ждали.
Назарбаев был за сохранение Союза, и то, что в Беловежской пуще решили обойтись без него, наталкивало на мрачные мысли. Помню, корреспондент спросил тогда у «застрявшего» в Москве Назарбаева: «Обидно, Нурсултан Абишевич?». Назарбаев, выглядевший очень расстроенным, ничего не ответил. Возможно, он знал о сути готовившихся Беловежских соглашений, и решил попросту в этом не участвовать.
Тем временем, аппараты ТАСС предательски молчали. Новостей не было. Провела эфир и сразу зашла в аппаратную, где были ленты информационных агентств. Чудесным образом они внезапно заработали: новости выходили со ссылкой не просто на нашу программу новостей ТВ – лично на меня. Честно говоря, стало страшно.
До 21 часа новостей из Беловежской пущи не было. И это наводило на мысли о том, что собравшиеся там Ельцин, Кравчук и Шушкевич не могут о чем-то договориться. Все агентства это видимо, понимали, и поэтому замерли в ожидании. Примерно за 40 минут до начала выпуска позвонило руководство Гостелерадио, и нам сообщили, что подписаны документы о денонсации договора об образовании СССР. Но без сообщения ТАСС мы не имели права обнародовать эту новость.
Помню, меня оставили на какое-то время одну, чтобы я обдумала, как обо всем этом сказать в эфире. Было понятно, что просто зачитывание сообщения ТАСС в этом случае не годится, нужны какие-то слова, которые подготовили бы людей к этой трагичной для многих новости. Понимала я и другое: то, что меня выбрали «глашатаем» этой жутковатой новости, так или иначе скажется на моей судьбе. Поэтому слова надо было подобрать правильные.
Помню, никто мне ничего не навязывал, не советовал, не рекомендовал. Я приняла решение предварить новость о распаде СССР словами: «Сейчас я вынуждена сообщить вам о том, что той страны, в которой все мы родились и жили, больше не существует…». Это была заготовка на тот случай, если придет сообщение ТАСС.
Но его не было. Ни до эфира, ни в его начале, ни в середине. Я уже, честно говоря, думала, что всё обойдется, но за несколько секунд до конца выпуска в эфирную студию вошла шеф-редактор Оля Иванова с огромной «простыней» ТАСС. Я сразу поняла, что это то самое роковое сообщение о денонсации договора о создании СССР.
Читая этот зубодробительный текст ТАСС со всеми повторами, опечатками, которые по ходу надо было замечать и учитывать, я думала только об одном: видят ли люди по ту сторону экрана, как я сейчас у них на глазах седею? Прочитав длинную «простыню» ТАСС, я собиралась уже заканчивать программу, но в конце произошло то, что до сих пор для меня загадка.
В студию принесли сообщение ТАСС с обращением Ельцина, Кравчука и Шушкевича к президенту США Джорджу Бушу. Его тональность меня, честно говоря, удивила: это напоминало своего рода отчет о проделанной работе.
Ото всего произошедшего в тот день веяло разрушением реальности. Но порой мне кажется, что события 8 декабря 91-го года складывались во многом спонтанно. Позднее лидер Беларуси Шушкевич признается, что тогда, в декабре 91-го, всё решилось «на основе хорошей вечерней бани». Распад СССР долго и хорошо «отмечали» в Вискулях…
В результате этой бани миллионы людей потеряли всё в своей жизни из-за росчерка пера нетвердой руки политиков, опьяненных маниакальной идеей собственного величия.
Ирина Мишина
P.S. Из воспоминаний 41-го президента США (1989-1993) Джорджа Буша-старшего:
8 декабря 1991 года Ельцин позвонил мне, чтобы сообщить о своей встрече с Леонидом Кравчуком и Станиславом Шушкевичем, президентами Украины и Белоруссии. Фактически он еще находился вместе с ними в комнате охотничьего домика недалеко от Бреста. «Сегодня в нашей стране произошло очень важное событие. И я хотел проинформировать вас лично, прежде чем вы узнаете об этом из прессы», — заявил он с пафосом. Ельцин объяснил, что они провели двухдневную встречу и пришли к заключению, что «нынешняя система и договор о Союзе, к подписанию которого все нас подталкивают, нас не удовлетворяют. Поэтому мы собрались вместе и несколько минут назад подписали совместное соглашение».
A World Transformed, 1999
Вне зависимости от того, вызывает ли убийство СССР сожаление или радость, поведение Ельцина ничего, кроме презрения, вызывать не может. Потому что это поведение шестёрки.
И совсем неудивительно, что итоги Всесоюзного референдума о сохранении СССР, поведённого в марте этого же, 1991 года, власть имущие просто проигнорировали. За сохранение Союза было 77,85 % голосов, но никакому Бушу такое не понравилось бы!
От редакции: Величайшее преступление двадцатого века подавалось в государственных СМИ как малозначимый эпизод, к которому уже было подготовлено общественное мнение. Послушать Бурбулиса, посмотреть на Козырева (нынешнего гражданина США) — так убийство Союза нелегитимной пьяной троицей, это вполне логичный шаг, который только и мог вывести СССР из «кризиса производства»… Поражает, конечно, государственный язык того времени, ссылаясь на собственные же экономические преступления, на взломавшие плановую экономику «присадки», властители сепаратной России, отделившейся от СССР ещё в 1990-м году (нынешний государственный праздник — 12 июня), разводят руками — что тут поделаешь? Нам ничего не остаётся, как распадаться дальше, отдаляться республикам друг от друга — и когда «цивилизованный развод» (ещё так называли это преступление) состоится, тут-то животворительные силы капитализма начнут работать!
То, что произошло в ходе типичного для партийной элиты (с которой вроде бы боролся Ельцин) хмельного отдыха в Беловежской Пуще — преступление без срока давности. История словно посмеялась над теми, кто так парился-парился, отдалялся-отдалялся от народа — ну, что, братцы, хорошо вам? может, вы в благополучии вашем сможете и самый корень этого благополучия в «несознанке» подрубить? Всё так же весело и пьяно?! Впрочем, Ельцин-то и его семья ничего не утратили в плане благополучия — «семья», ныне представляемая в основном Юмашевым осталась в солидном «плюсе», вон, одного «Москоу-сити» хватило (курировал строительство Юмашев), чтоб поразить финансовым размахом москвичей…
Росчерком трёх перьев были приговорены к инфраструктурной деградации, к социальному регрессу, к гибели от реформ, к обнищанию, к гастарбайтерству — миллионы граждан 290-миллионного на тот момент Советского Союза. Карта нашей общей родины была исполосована границами, пользу от которых обрели только буржуи (продавая поныне друг другу нефть да газ) — а с распадом межреспубликанской кооперации производств, лишились рабочих мест (в том числе и в НИИ — есть и киевские примеры) миллионы граждан СССР.
И вот этому-то, главному, идейному убийце СССР, Ельцину-то — открывают в Свердловске Медведев с Путиным целый фактически мемориальный комплекс, музей, построенный на пожертвования олигархата? И вот этому-то деятелю в Москве в нынешнем декабре откроют «филиал Ельцин-центра» на улице Герцена?
Хитрость момента заключалась ещё и в том, что тему «нового союзного договора» сумел заболтать до бессмыслицы и Горбачёв, который вроде безрадостно принял данную весть, поскольку лишался таким образом работы: ему было ясно, что с августа 1991-го он стал кем-то вроде Николая Романова после Февраля-1917, однако в декабре всё разрешилось окончательно и бесповоротно, волюнтаристично и бредово — но факт. Характерно, что и никакого возмущения масс, никаких манифестаций по данному поводу не происходило — забОлтанная тема, какой-то СНГ вместо СССР, но вроде как всем будет от сокращения букв и смыслов в названии стран только лучше.
Тогда, а не в 1994-м, с началом реальной приватизации — закладывались этими сепаратистами основы олигархического строя, сказочного обогащения паразитов и прозябания на уровне выживания миллионов трудового народа. Уничтожение десятков тысяч заводов, колхозов, превращение сверхдержавы в сырьевую империю, в рабский придаток ЕС, а затем Турции и КНР — всё было уже начертано в этом «договоре», а точнее сговоре…
Есть один факт, звучащий приговором как убийце СССР Ельцину, так и его преемнику Путину: на момент беловежского сговора в РСФСР проживало 148 миллионов человек (во всех прочих республиках СССР, то есть с «отстёгнутыми» 8 декабря республиками — примерно столько же, — в сумме с РФ 290 миллионов). За тридцать лет (!!!), за то же самое время, что с 1945 прошло по 1975-й и население СССР выросло на 40 миллионов — в РФ населения не прибавилось, а убавилось.
Всё, занавес. Спасёт эту самоубийственную страну только Вторая социалистическая революция, смена правящего класса и формации на более прогрессивную — национализация крупных средств производства, ликвидация олигархата как класса и тотальная замена управления.
Дмитрий Чёрный, член ЦРК ОКП
Все эти негодяи ответят за подлость и величайшее предательство в мировой истории (и успевшие сдохнуть будут прокляты последующими поколениями, и ныне живущие).
Миллионы жертв. Рабство. Нищета. Безнадёга и горе — для сотен миллионов. Целенаправленное разрушение всего того, что было построено и защищено в страшных боях.
Наша Родина — СССР!
Навсегда.
только что об этом говорили на канале-телемосте Европа для Кубы. этот акт был автоматически и предательством Кубы… так что боль общая. но советский патриотизм победит сепаретизм Эрэфства, путинизм-ельцинизм,мединскизм-РВИОнанизм
Победит. Только с НАЧАЛА придётся всё…
И идею осовременить (а это — первоначало)
Радио «Свобода», 8 декабря 1991 (вечерний эфир): » Горбачёв даже стукнул несколько раз по столу кулаком, узнав о Беловежских соглашениях».
Горби 25 декабря 1991 года (после обмена Советского Союза на дом у м. Аэропорт — будущий Горбачёв-фонд): «В связи с созданием Союза Суверенн……
Постыдный конец великой истории великого некогда народа. Землю стали вращать в «обратном направлении».
До сих пор.
Даже Рим сопротивлялся (пока воротА варвары не открыли в 410-м), Константинополь (в 1453-м, последний император Константин Палеолог погиб на улице, израненный турками)
Даже негодяи-беляки за «единую-неделимую» (при помощи иноземцев) сражались, кровавя всё вокруг.
А эти х…..ты? КПСС — «руководящая, направляющая» (и сгнившая), 18,6 млн. — и что? Позор на века. Только единицы тогда, в 1991, старались хоть что-нибудь спасти. Факты ты приводил в августовских материалах.
Только осенью начнётся постепенное сопротивление, в 1992 будет набирать обороты и массовость, в 1993 — достигнет пика. А другого сейчас и нет давно уже (кроме трёпа разрешённых властью платошки-зюги-спички и прочих — …)
Замечательная роль спецслужб.
он бы лyче баshkо своеи долбанyл, чтоб отвалилась! Kиса, blyad…