В этот день в 1895-м году скончался Фридрих Энгельс
Родился Фридрих Энгельс 28 ноября 1820 года в городке Бармен. В настоящее время это административный округ Вупперталя в Германии. Мальчик стал первым из девяти детей текстильного фабриканта Фридриха Энгельса и его супруги Элизабет Энгельс (в девичестве Хаар). Отец был выходцем из богатой династии текстильщиков, первое упоминание о которой датировано 16-м веком. Он был человеком строгим и консервативным.
Мама — прямая противоположность отцу. Образованная, чуткая, талантливая женщина, выросла в среде филологов, она многому научила своего первенца. Отец, впрочем, как и вся его родня, придерживался пиетизма, возникшего на основе лютеранства. Пиетисты отличались от лютеран тем, что не принимали их догматы, но зато приветствовали собственное благочестие и живое общение с Всевышним. Дети в семье росли в религиозной атмосфере, Фридрих стал приверженцем протестантства, царившего дома.
Однако по мере взросления мальчик начал решительно отказываться от веры, он категорически отвергал само существование Бога. Фридрих постепенно приходил к атеизму. Отправной точкой в этом деле послужило знакомство Энгельса с трудами публициста и известного теолога Давида Штрауса. Когда молодой человек прочел его труд «Жизнь Иисуса», то у него появились основательные сомнения в личной вере. С каждым годом он все больше отдалялся от религии, и на этой почве часто ссорился с отцом.
Тесная дружба связывала Фридриха и его деда по линии матери – Герхарда Бернхарда ван Хаара. Он имел филологическое образование, занимал должность ректора гимназии в Хамме. Именно благодаря дедушке Фридрих полюбил литературу, особенно ему нравился древнегреческий эпос. Мальчик приходил в восторг от «Илиады» Гомера, зачитывался подвигами храброго Менелая, сразившегося с Парисом, чтобы добиться руки и сердца прекрасной Елены. Любил Фридрих читать и труды о Троянской войне, о легендарных героях, которые не жалели своих жизней в сражениях.
До четырнадцати лет Фридрих учился в простой школе родного Бармена. Больше всего ему нравилась химия и физика, помимо этого он преуспел в изучении иностранных языков. В 1834 году Энгельса перевели в гимназию Эльберфельда, где он учился всего три года. В 1837 году отец настоял, чтобы сын оставил обучение в этой гимназии, и продолжил семейный бизнес.
Фридрих всегда мечтал об университетском образовании, однако подчинился воле отца и начал свою трудовую биографию в компании родителя, хотя никакой коммерческой жилки у него не было. Если бы он мог выбирать себе занятие, то явно остановился бы не на бизнесе, а на писательстве. Он мечтал заняться поэзией и литературой, возможно на этом поприще его ждала бы слава Шиллера или Гете, однако у судьбы на него были совершенно другие планы. Однако стоит отметить, что в 1838 году молодой человек все же написал балладу «Бедуины».
В августе того же года Энгельс последовал настоянию отца и отправился на учебу в город Бремен. После окончания учебы из него должен был получиться дипломированный торговый работник. В студенческие годы Фридрих трудился в качестве корреспондента в изданиях «Аугсбургская общая газета» и «Штутгартская утренняя газета». Он взял себе псевдоним Освальд, в своих провокационных заметках описывал проблемы индустриализации, за что получал небольшой гонорар. Энгельс тщательно скрывал от читателей свое происхождение.
Свободного времени у него оставалось мало, однако его Фридрих посвящал чтению классической литературы, сочинению стихов, написанию эссе и музицированию. Кроме этого молодой человек усиленно занимался спортом, больше всего ему нравилась верховая езда и плавание. В это время Энгельс зачитывается работами Якоба Беме, который основал софиологию и христианскую мистику, но достаточно быстро охладевает к этому учению.
Новым увлечением Фридриха стали труды проповедника и теолога Шлейермахера, проповедовавшего эклектизм, и отвергающего вторжение в религию метафизики. После этого Энгельс увлекся немецким философом Георгом Гегелем, и его рукописями с размышлениями на тему права, религии, искусства и истории.
В 1841-м Фридриха призвали в армию. Служба проходила в Берлине, в одной из артиллерийских бригад, где он был бомбардиром. Молодой человек имел возможность не только служить, но и посещать лекции в берлинском университете как вольный слушатель. Его увлекала философия, и кроме этого Энгельс стал членом группы левых гегельянцев. Поклонники знаменитого философа восторгались его диалектикой, однако не могли смириться с консерватизмом Гегеля. Фридрих придерживался золотой середины, он пытался защитить Георга от нападавшей на него стороны, представителем которой выступал Шеллинг.
В 1842-м Фридрих Энгельс познакомился с Карлом Марксом. Это случилось в Кельне, в редакции издания «Рейнская газета». Фридрих Марксу не понравился, он считал его поклонником младогегельянцев, с которыми у него не было ничего общего. Энгельс уехал в Манчестер, продолжил учиться тонкостям производства текстиля на отцовском предприятии. В этом городе он жил и работал на протяжении двух лет. Он видел жизнь и быт простого рабочего человека, и это впоследствии помогло сформировать его дальнейшее мировоззрение.
В 1843-м Энгельс примыкает к немецким революционерам, которых знал еще в Лондоне. Он продолжает журналистскую деятельность, пишет статьи, в которых иногда рассуждает о коммунизме, и оправляет их в разные издания. Труды Фридриха опубликовал и «Немецко-Французский Ежегодник», издателем которого был никто иной, как Карл Маркс и его приятель Руге. Маркс и Энгельс начали переписываться, постепенно возникала дружба, основанная на общности интересов. Они встречались достаточно часто, проводили время за обсуждением общих философских идей.
В 1845-м Фридрих вернулся домой, и начал писать научную работу под названием «Положение рабочего класса в Англии». Именно в это время между ним и отцом начинаются постоянные ссоры и разногласия. Фридрих-старший отказывался понимать занятие сына. Он был успешным коммерсантом, и никак не мог понять, почему его сын так увлекается идеей противостояния между буржуазией и пролетариатом. Энгельс-младший не просто отвергал религию, у него начались проблемы с полицией, и репутация отца от этого сильно страдала.
Фридрих был уверен в правильности своих взглядов о коммунизме, поэтому мог отстаивать их публично, не прячась и не стесняясь. Полиции ничего не оставалось делать, как установить слежку за активным оратором. В это же время его друг Маркс тоже вступает в противостояние с французскими стражами порядка. Итогом этих распрей стал переезд в Брюссель, где общественные деятели могли чувствовать себя относительно свободно. В 1845 году Маркс и Энгельс возвращаются в Англию, спустя два года вступают в леворадикальную организацию под названием «Союз справедливых».
Буквально сразу после того, как они вступили в эту организацию, ее переименовали, и теперь она называлась «Союз коммунистов». После того, как в Кельне прошел суд над одиннадцатью членами этой организации, ее упразднили. Спустя год Маркс и Энгельс снова уехали в Брюссель, основали виртуальный инструмент «Коммунистический корреспондентский комитет», главной задачей которого была почтовая связь с приверженцами социализма.
В ноябре 1845 года философы начали писать труд под названием «Немецкая идеология», в котором содержался весь свод их философских идей. Издать его так и не получилось, двухтомник вышел спустя много лет, в 1932-м, в Москве. Фридриха Энгельса часто ставят на второе место после Маркса, хотя он внес большой вклад в материалистическое понимание истории. Владимир Ленин в свое время сказал, марксизм невозможно понять, если не принимать во внимание все труды Энгельса.
Два гения придерживались общей пролетарской теории, именно они нашли обоснования для необходимости создания партии революционеров. Неизвестно, добились бы такой славы Маркс и Энгельс, если бы работали отдельно друг от друга. Последние годы своей жизни Фридрих активно боролся за права рабочих. Он написал работу под названием «Капитализм», в которой указал на зарождавшийся империализм. В труде «Манифест Коммунистической партии» Маркс и Энгельс размышляли об антикапиталистической революции, считали, что это единственный способ разрушить границы, отделяющие буржуазию от пролетариата.
В марте 1883 года умер Карл Маркс. Энгельс тяжело перенес утрату соратника, он писал, что не стало самого могучего ума их партии, что остановилось самое сильное сердце, которое он когда-либо знал.
После смерти Карла вся работа по подготовке к печати второго и третьего тома «Капитала» легла на Энгельса. Этим он и занимался практически до самой своей смерти.
Помимо доработки «Капитала» Фридрих трудится и над собственными публикациями. В 1884 году он закончил свою работу под названием «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которая служит ключом для понимания самой сути марксизма. В 1886 году философ издает еще одну свою ключевую работу – «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В1894 году вышла последняя работа Энгельса, которую он назвал «Крестьянский вопрос во Франции и Германии». После этого началось резкое ухудшение его здоровья.
Сердце великого революционера и мыслителя перестало биться 5 августа 1895 года. Он умер от онкологии, доктора диагностировали у него рак пищевода. Тело Фридриха Энгельса предали кремации, а урну с его прахом опустили на морское дно близ побережья Ла-Манша.
Уникальный человек! Знал 25 языков (специально в 1851 г. изучил русский — для борьбы с «реакционным
славянством»), прекрасный специалист по военной истории — «генерал» (как называли Энгельса), поэт (по жизни), драматург-либретист (автор текстов опер), философ — идеалистический материалист (и такое бывает, если прочесть его ЮНОШЕСКУЮ работу «Принципы коммунизма»), экономист, социолог (о положении рабочего класса в Британии и др.), ДРУГ великого Маркса (сейчас такая дружба почти невозможна, увы), «родитель» его детей (от служанки Ленхен), фабрикант, капиталист (каялся в письмах), спонсор друга.
Автор исправленных 2-3 томов «Капитала» — после каракулей Маркса (которые смогли прочесть только он и жена Маркса)
АНТИСЕМИТ (как и великий Маркс)
РАСИСТ — по отношению к «реакционным славянским нациям» — ?? (у Маркса — евреи, негры, славяне (до 1870-х годов — читайте их сочинения, наконец-то, а не ВЫДУМЫВАЙТЕ за них, как сусловская сволочь)
Маркс с 1869 года изменил своё негативное отношение к русским (в пролетарской Европе всё кончилось крахом — и Маркс пожелал России первенство в революции — его статьи 1877-1882 годов)
Вообще, Фридрих, — замечательный мужик был! Энциклопедист, умница, талант гигантский.
Любимец женщин, хорошего вина и закуски.
Таким мы его и любим, прощая его юношеские глупости.
Молодец ты, Дмитрий Владимирович, что выложил замечательный мультфильм 1969 года по рисункам
Энгельса. Пусть молодые знают — какими людьми были наши великие «основоположники»
И диафильм хорош.
А теперь вернёмся к правде источников…
Что уж тут поделать?
Заметки И.В. Сталина на статье Энгельса «Внешняя
политика русского царизма» (1890 г.), сделанные
генсеком в июле 1934 года:
«Всемогуществен. дипломатов-авантюристов? Что за чепуха!». «Тут Фред напутал. Не всегда шведы были слабы». Статью Энгельса Сталин запретил печатать в журнале «Большевик». Была опубликована лишь в 1960-е годы в 50-томнике Маркса-Энгельса.
(См.: И.В.Сталин. Историческая наука в СССР в 1920 — 1950-е годы. Сборник документов и материалов Часть 1. СПб., 2006. С.227, 228).
«Классовый подход» в действии или похвала Российской имперской политике:
Из письма Ф.Энгельса к К.Марксу (23 мая 1851 г.):
«Несмотря на всю свою ПОДЛОСТЬ И СЛАВЯНСКУЮ ГРЯЗЬ, господство России играет цивилизаторскую роль для Чёрного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар».
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 т. М., 1955-1981. Т.27. С. 240).
И на том спасибо.
«Интернационалистами» Маркс и Энгельс были лишь в тактике — только для решения революционных задач европейского пролетариата.
Опосля 1848-го, и, окончательно, — после гибели Парижской Коммуны в 1871-м — «европоцетрист» Маркс обратил свои взоры на Россию.
Читайте его,»марсисьты», чтобы не оказаться, как КПСС — на помойке… Вот уж кого-кого, а т.н.марксистов — «жидоненавистник» Маркс люто ненавидел.
«Сломавший классовые стереотипы Фридрих Энгельс»:
«На все сентиментальные фразы о братстве,
обращаемые к нам от имени САМЫХ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫХ НАЦИЙ ЕВРОПЫ, мы
отвечаем: НЕНАВИСТЬ К РУССКИМ была и продолжает ещё быть у немцев их ПЕРВОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ СТРАСТЬЮ, со временем революции к этому прибавилась ненависть к чехам и хорватам, и только при помощи самого решительного ТЕРРОРИЗМА ПРОТИВ ЭТИХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ можем мы совместно с поляками и мадьярами оградить революцию от опасности. Мы знаем теперь, ГДЕ СКОНЦЕНТРИРОВАНЫ ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ: в России и в славянских областях Австрии, и никакие фразы и указания на НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ демократическое будущее этих стран НЕ ПОМЕШАЮТ ОТНОСИТЬСЯ К НАШИМ ВРАГАМ, КАК К ВРАГАМ».
(Ф.Энгельс «Демократический панславизм» // «Новая рейнская газета», 1849. 16 февраля). Опубликовано в Соч. Маркса-Энгельса в 50 тт. Т. 6.
И НИ СЛОВА о царизме (полиэтничном по своему
нац.составу — русские, немцы, тюрки, евреи (Нессельроде, Канкрин)), о российском дворянстве, о буржуазии. «Классово-расовый подход». Молодец,
Фридрих!
Надо пойти с этим к пролетариям.
Они это примут с воодушевлением.
Кстати, расист Розенберг тоже хорошо знал русский
язык. А Горбачёв — нет, со своими — только матерный.
Интернационалист об интернационалисте.
«Лавина писем от Лассаля здорово позабавила меня, его развратная жидовская морда должно быть выглядела весьма впечатляюще, высовываясь из
красного халата» ( из письма Ф.Энгельса к Карлу Марксу от 14 апреля 1856 г.).
Еще о Лассале:
«Больше того, меня всегда воротит от мании засаленного бреславского жида, пользующегося
всяческими помадами и румянами, дабы, прихорошившись, затесаться в мир выдающихся людей» (из письма Ф.Энгельса к Марксу от 7 марта
1856 года).
Как же можно писать такое интернационалисту?
Безобразие…
» Необходима эмансипация человечества от еврейства»
(Карл Маркс. «К еврейскому вопросу»).
А для замечательных, очень достойных моих и твоих знакомых-евреев — это не обидно слышать?
Э-э!… (Савва Игнатч)
Кстати, современники Энгельса называли его «самым грубым человеком в Европе».
Правильно!
Вспомним сегодня нашего Фридриха добрым, коммунистическим словом!
Следите за статьями Чёрного!
По киргизскому злату я тебе уже отписал.
Там всё про тебя.
Хватит на даче дурака валять! И в креслах загорать.
С самодовольным лицом таким… Наглым.
Роман он свой пишет семейно, ьт-тать…
«Скарлетъ»!
В понедельник Чёрный должен класть Бовина.
Знайте об этом, товарищи!
на обе лопатки, ага
Вот и всё.