С днём рождения Леонида Леонова, товарищи!
Не смотря на то, что о нём написаны несколько биографических книг, включая созданную нижегородскими «литературными неграми» и вышедшую под лэйблом «Захар Прилепин» в серии ЖЗЛ, писатель Леонов остаётся в России и в мире недопрочитанным и недопонятым (как и при жизни). А между тем он, на мой взгляд, стоит в ряду таких важных и узнаваемых романистов-ровесников нашей Советской Эпохи, как Всеволод Кочетов, Дмитрий Ерёмин и Фёдор Панфёров. Среди тех, кто пытался охватить мысленно и во многом репортажно самый первый в истории человечества период строительства социализма, то есть принципиально нового общества — и охватывал.
Попытка прилепинская «переписать» его из советских патриотов только в патриоты русские (которым плевать, социализм тут или капитализм — «формации меняются, государство остаётся») выдаёт мелкое, сиюминутное, своеугодное шулерство, но никак не раскрывает сути леоновского взгляда на Советский век, который он прошёл от и до. Леонов писатель всё же Мира, а не только Руси — и именно миру повествовал он и о Великой Отечественной в своём потрясающем «Взятии Великошумска», и об индустриализации с её изломами и конфликтами с прошляками. Потому его романы и переводили на иностранные языки. Он был рослым ровесником Эпохи среди равных. Мало кто из них дожил до проклятого 1991-го и сумел сам проклясть так наступающий на самосознание советского народа империализм — чтобы отпечаталось надолго, как в «Пирамиде» Леонова…
Дмитрий Чёрный, писатель
Леонид Максимович Леонов, видный советский писатель, драматург, публицист, родился 19 (31) мая 1899 года в семье известного поэта-суриковца Максима Горемыки.
Детство Леонова прошло в Москве, в Зарядье, в купеческой лавке деда — Леона Леоновича Леонова, который привил мальчику любовь к древнерусской и духовной литературе. Лето Леонов проводил в с. Полухино Тарусского уезда Калужской губернии. Окончил Петровско-Мясницкое городское училище (1909), 3-ю Московскую гимназию (1918). Гимназистом Леонов в каникулы выезжал в Архангельск.
В 1915 году появилось в печати первое стихотворение Леонова, а позднее заметки об общественной жизни, театральные и художественные рецензии. Ранние стихи Леонова, по его собственному признанию, «детски меняющийся голос, первая проба голоса, настройка лиры», были связаны с народнической и символистской эстетикой, во многом подражательны.
В гимназические годы Леонов пишет сказку «Царь и Афоня», рассказ «Валина кукла». После окончания гимназии уезжает к отцу в Архангельск, работает в газетах «Северное утро», «Северный день», знакомится с художником С. Писаховым, писателем Б. Шергиным. Встречи с «поэтами севера» открыли перед Леоновым мир русских преданий, нетронутой девственной природы, исконной былинной Руси с ее поэзией и символикой.
Роман «Барсуки» (1924) вывел Леонова в первый ряд молодых русских прозаиков. Созданный по классическим законам романного жанра, он был посвящен острейшей теме современности — крестьянскому мятежу в деревне против советской власти (1920-21). Роман проникнут сочувствием к трудовому человеку, охваченному наивной беспомощностью перед лицом больших событий, восхищением талантливой народной речью, «озорством мужицкой мысли».
Роман «Вор» (1927), задуманный в 1925 как «история из жизни воров и циркачей», проникнут иными настроениями, написан в иной творческой манере. Трагедия главного героя — Дмитрия Векшина (красный командир, совершивший в гражданскую войну бессмысленное убийство белого офицера и ставший в годы нэпа главарем воровской шайки) представлена в романе в сложном фокусе критического отношения автора и романтизированного отношения со стороны одного из героев — писателя Фирсова. Леонов в романе «Вор» разработал сложную повествовательную форму («роман в романе»), благодаря которой события получали двойное освещение: о них рассказывали автор и писатель Фирсов, создающий роман о Мите Смурове, прототипом которого был Дмитрий Векшин. Леонов одним из первых в литературе того времени поднял вопрос о «блестинке» наследия, о культурной преемственности, обеспечивающей духовную стойкость личности. Ориентация на традицию Достоевского (проблема «преступления и наказания»), нота скептицизма в оценке «нового человека», усложненная форма произведения вызвали гневные нападки критики.
Романы Леонова 30-х — «Соть» (1930), «Скутаревский» (1932), «Дорога на Океан» (1935) — отражали, по словам самого писателя, «историю столкновения наступающей новизны с российской архаикой, историю первой встречи машины с дремучими недрами».
Конец 30-х отмечен взлетом драматургического творчества Леонова: написаны пьесы «Скутаревский» (1934), «Половчанские сады» (1938), «Волк» (1938), «Метель» (1939), «Обыкновенный человек» (1941). Особое значение в творчестве этого периода занимает пьеса «Метель», где воссоздана атмосфера страха и недоверия, характерная для жизни в стране в конце 30-х годов Огромный «ветровал», обрушивший на Россию массовые репрессии, получил в пьесе образ страшной, вьюжной метели, которая губит в народе все дееспособное и живое. Леонов изменил привычные для того времени представления о типе героев. В образе положительного персонажа предстал возвратившийся эмигрант, а его брат — директор советского завода — изобличен как индивидуалист, карьерист и мещанин.
Во время Великой Отечественной войны Леонов был в эвакуации в г. Чистополе, занимался драматургией и публицистикой, неоднократно выезжал на фронт в качестве корреспондента газет «Правда» и «Известия». В пьесах «Нашествие» (1942) и «Ленушка» (1943) нашло свое отражение символическое осмысление народного подвига и народного горя, причиненного войной.
Сочетание бытовой достоверности, символической выразительности и высокой трагедийной интонации ставило эти произведения в разряд классических пьес о войне. Главная тема — созревание народного гнева и ненависти — являлась сквозной и в публицистике Леонова. Повесть «Взятие Великошумска» (1944) публиковалась на страницах «Правды». Она написана после поездки писателя на фронт в конце 1943. Присутствовал на Нюрнбергском процессе в числе советских корреспондентов и публицистически запечатлел важнейшие его эпизоды, а так же пространство и атмосферу Нюрнберга Поверженного.
После войны Леонов пишет пьесу «Золотая карета» (1946) — наиболее символическую из всей драматургии. Леонов обращает внимание на общее, философское содержание конфликта между героями — патриотами и эгоистами-мещанами.
С 1950 по 1953 Леонов работает над романом «Русский лес» (1953). Разрабатывая основную тему романа, Леонов досконально изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему. Однако смысл романа не исчерпывался «идеей постоянного лесопользования», через тему леса Леонов выходил к размышлениям об исторической судьбе России, об изменении русского национального характера, об экологических проблемах, грозящих катастрофой всему человечеству.
Роман в жанровом отношении приближается к «Дороге на Океан». Главы о настоящем (время действия — Великая Отечественная война) чередуются с главами о прошлом (дореволюционная Россия). В результате этого сопоставления возникал образ меняющегося, движущегося времени, в котором в определенных точках сходились линии исторического развития. Стиль «Русского леса» временами обретает характер метафорически оформленного философского текста, в котором в емком экспрессивном движении зафиксированы черты той или иной эпохи.
В конце 50-60-х Леонов возвращается к некоторым своим произведениям предшествующих лет, публикует новую редакцию романа «Вор» (1959), где усиливает мотивы вины в образе главного героя, новую редакцию «Метели» (1963), «Золотой кареты» (1964), публикует кинопамфлет «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961), где воссоздается атмосфера ужаса, связанная с возможностью осуществления на Земле ядерной войны.
Завершает работу над емкой, изящной повестью «Evgenia Ivanovna» (1938-63), посвященной судьбе невольной эмигрантки, так и не сумевшей «избавиться» от любви к родине.
В 1994 году выходит в свет последний роман писателя «Пирамида», над которым он работал с начала 40-х, то есть практически полвека. Этот роман подводит итоги и собственному творчеству Леонова, и всей реалистической литературе XX в. В нем с особой отчетливостью проявилось стремление Леонова совместить в своем творчестве научную картину мира с теологической, воссоздать путь развития цивилизации, объяснить суть исторических катаклизмов в России, «где во всевозможных рассечениях представлена человеческая душа». Роман овеян трагическими предчувствиями, эсхатологическими настроениями, ощущением тревоги и грусти. Собственно, Чёрный Октябрь 1993 года, центральные события которого проходили совсем близко от дома писателя на улице Герцена (он жил на одной улице с Центральным Домом Литераторов), звуки танковых выстрелов по Верховному Совету РСФСР с Красной Пресни долетали до Никитских Ворот не теряя громкости — полный крах Советов, убийство и расчленение СССР писатель застал и вряд ли этому был рад вместе с теми, кто требовал «раздавить гадину» (языком Вышинского, который их исторических предшественников-отцов не додавил)…
Леонид Максимович Леонов умер 8 августа 1994 года.
«Вчера звонил писатель Леонид Леонов: «Восхищаюсь Вашим мужеством, но евреев нам не одолеть. Я уже сдался».
(И.М.Шевцов. «Предвидение» (дневники разных лет). Записи 1970 г. // «Патриот». 2002, 27 августа.)
этим комментарием главред как бы дал знать, что одобрямс) лады! (сказал я, играя на безладовом басу0)