С днём рождения Леонида Леонова, товарищи!

Не смотря на то, что о нём написаны несколько биографических книг, включая созданную нижегородскими «литературными неграми» и вышедшую под лэйблом «Захар Прилепин» в серии ЖЗЛ, писатель Леонов остаётся в России и в мире недопрочитанным и недопонятым (как и при жизни). А между тем он, на мой взгляд, стоит в ряду таких важных и узнаваемых романистов-ровесников нашей Советской Эпохи, как Всеволод Кочетов, Дмитрий Ерёмин и Фёдор Панфёров. Среди тех, кто пытался охватить мысленно и во многом репортажно самый первый в истории человечества период строительства социализма, то есть принципиально нового общества — и охватывал.

Попытка прилепинская «переписать» его из советских патриотов только в патриоты русские (которым плевать, социализм тут или капитализм — «формации меняются, государство остаётся») выдаёт мелкое, сиюминутное, своеугодное шулерство, но никак не раскрывает сути леоновского взгляда на Советский век, который он прошёл от и до. Леонов писатель всё же Мира, а не только Руси — и именно миру повествовал он и о Великой Отечественной в своём потрясающем «Взятии Великошумска», и об индустриализации с её изломами и конфликтами с прошляками. Потому его романы и переводили на иностранные языки. Он был рослым ровесником Эпохи среди равных. Мало кто из них дожил до проклятого 1991-го и сумел сам проклясть так наступающий на самосознание советского народа империализм — чтобы отпечаталось надолго, как в «Пирамиде» Леонова…

Дмитрий Чёрный, писатель

Леонид Максимович Леонов, видный советский писатель, драматург, публицист, родился 19 (31) мая 1899 года в семье известного поэта-суриковца Максима Горемыки.

Детство Леонова прошло в Москве, в Зарядье, в купеческой лавке деда — Леона Леоновича Леонова, который привил мальчику любовь к древнерусской и духовной литературе. Лето Леонов проводил в с. Полухино Тарусского уезда Калужской губернии. Окончил Петровско-Мясницкое городское училище (1909), 3-ю Московскую гимназию (1918). Гимназистом Леонов в каникулы выезжал в Архангельск.

В 1915 году появилось в печати первое стихотворение Леонова, а позднее заметки об общественной жизни, театральные и художественные рецензии. Ранние стихи Леонова, по его собственному признанию, «детски меняющийся голос, первая проба голоса, настройка лиры», были связаны с народнической и символистской эстетикой, во многом подражательны.

В гимназические годы Леонов пишет сказку «Царь и Афоня», рассказ «Валина кукла». После окончания гимназии уезжает к отцу в Архангельск, работает в газетах «Северное утро», «Северный день», знакомится с художником С. Писаховым, писателем Б. Шергиным. Встречи с «поэтами севера» открыли перед Леоновым мир русских преданий, нетронутой девственной природы, исконной былинной Руси с ее поэзией и символикой.

Роман «Барсуки» (1924) вывел Леонова в первый ряд молодых русских прозаиков. Созданный по классическим законам романного жанра, он был посвящен острейшей теме современности — крестьянскому мятежу в деревне против советской власти (1920-21). Роман проникнут сочувствием к трудовому человеку, охваченному наивной беспомощностью перед лицом больших событий, восхищением талантливой народной речью, «озорством мужицкой мысли».

Роман «Вор» (1927), задуманный в 1925 как «история из жизни воров и циркачей», проникнут иными настроениями, написан в иной творческой манере. Трагедия главного героя — Дмитрия Векшина (красный командир, совершивший в гражданскую войну бессмысленное убийство белого офицера и ставший в годы нэпа главарем воровской шайки) представлена в романе в сложном фокусе критического отношения автора и романтизированного отношения со стороны одного из героев — писателя Фирсова. Леонов в романе «Вор» разработал сложную повествовательную форму («роман в романе»), благодаря которой события получали двойное освещение: о них рассказывали автор и писатель Фирсов, создающий роман о Мите Смурове, прототипом которого был Дмитрий Векшин. Леонов одним из первых в литературе того времени поднял вопрос о «блестинке» наследия, о культурной преемственности, обеспечивающей духовную стойкость личности. Ориентация на традицию Достоевского (проблема «преступления и наказания»), нота скептицизма в оценке «нового человека», усложненная форма произведения вызвали гневные нападки критики.

Романы Леонова 30-х — «Соть» (1930), «Скутаревский» (1932), «Дорога на Океан» (1935) — отражали, по словам самого писателя, «историю столкновения наступающей новизны с российской архаикой, историю первой встречи машины с дремучими недрами».

Конец 30-х отмечен взлетом драматургического творчества Леонова: написаны пьесы «Скутаревский» (1934), «Половчанские сады» (1938), «Волк» (1938), «Метель» (1939), «Обыкновенный человек» (1941). Особое значение в творчестве этого периода занимает пьеса «Метель», где воссоздана атмосфера страха и недоверия, характерная для жизни в стране в конце 30-х годов Огромный «ветровал», обрушивший на Россию массовые репрессии, получил в пьесе образ страшной, вьюжной метели, которая губит в народе все дееспособное и живое. Леонов изменил привычные для того времени представления о типе героев. В образе положительного персонажа предстал возвратившийся эмигрант, а его брат — директор советского завода — изобличен как индивидуалист, карьерист и мещанин.

Во время Великой Отечественной войны Леонов был в эвакуации в г. Чистополе, занимался драматургией и публицистикой, неоднократно выезжал на фронт в качестве корреспондента газет «Правда» и «Известия». В пьесах «Нашествие» (1942) и «Ленушка» (1943) нашло свое отражение символическое осмысление народного подвига и народного горя, причиненного войной.

Сочетание бытовой достоверности, символической выразительности и высокой трагедийной интонации ставило эти произведения в разряд классических пьес о войне. Главная тема — созревание народного гнева и ненависти — являлась сквозной и в публицистике Леонова. Повесть «Взятие Великошумска» (1944) публиковалась на страницах «Правды». Она написана после поездки писателя на фронт в конце 1943. Присутствовал на Нюрнбергском процессе в числе советских корреспондентов и публицистически запечатлел важнейшие его эпизоды, а так же пространство и атмосферу Нюрнберга Поверженного.

После войны Леонов пишет пьесу «Золотая карета» (1946) — наиболее символическую из всей драматургии. Леонов обращает внимание на общее, философское содержание конфликта между героями — патриотами и эгоистами-мещанами.

С 1950 по 1953 Леонов работает над романом «Русский лес» (1953). Разрабатывая основную тему романа, Леонов досконально изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему. Однако смысл романа не исчерпывался «идеей постоянного лесопользования», через тему леса Леонов выходил к размышлениям об исторической судьбе России, об изменении русского национального характера, об экологических проблемах, грозящих катастрофой всему человечеству.

Роман в жанровом отношении приближается к «Дороге на Океан». Главы о настоящем (время действия — Великая Отечественная война) чередуются с главами о прошлом (дореволюционная Россия). В результате этого сопоставления возникал образ меняющегося, движущегося времени, в котором в определенных точках сходились линии исторического развития. Стиль «Русского леса» временами обретает характер метафорически оформленного философского текста, в котором в емком экспрессивном движении зафиксированы черты той или иной эпохи.

В конце 50-60-х Леонов возвращается к некоторым своим произведениям предшествующих лет, публикует новую редакцию романа «Вор» (1959), где усиливает мотивы вины в образе главного героя, новую редакцию «Метели» (1963), «Золотой кареты» (1964), публикует кинопамфлет «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961), где воссоздается атмосфера ужаса, связанная с возможностью осуществления на Земле ядерной войны.

Завершает работу над емкой, изящной повестью «Evgenia Ivanovna» (1938-63), посвященной судьбе невольной эмигрантки, так и не сумевшей «избавиться» от любви к родине.

В 1994 году выходит в свет последний роман писателя «Пирамида», над которым он работал с начала 40-х, то есть практически полвека. Этот роман подводит итоги и собственному творчеству Леонова, и всей реалистической литературе XX в. В нем с особой отчетливостью проявилось стремление Леонова совместить в своем творчестве научную картину мира с теологической, воссоздать путь развития цивилизации, объяснить суть исторических катаклизмов в России, «где во всевозможных рассечениях представлена человеческая душа». Роман овеян трагическими предчувствиями, эсхатологическими настроениями, ощущением тревоги и грусти. Собственно, Чёрный Октябрь 1993 года, центральные события которого проходили совсем близко от дома писателя на улице Герцена (он жил на одной улице с Центральным Домом Литераторов), звуки танковых выстрелов по Верховному Совету РСФСР с Красной Пресни долетали до Никитских Ворот не теряя громкости — полный крах Советов, убийство и расчленение СССР писатель застал и вряд ли этому был рад вместе с теми, кто требовал «раздавить гадину» (языком Вышинского, который их исторических предшественников-отцов не додавил)…

Леонид Максимович Леонов умер 8 августа 1994 года.

2 thoughts on “С днём рождения Леонида Леонова, товарищи!

    1. этим комментарием главред как бы дал знать, что одобрямс) лады! (сказал я, играя на безладовом басу0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *