«Ленин был из породы распиливающих, обнажающих суть вещей»

Сто десять лет назад, в такие же майские и июньские дни, в годы глубочайшей российской реакции, когда РСДРП(б) явно была не на взлёте, а члены её ЦК были вынуждены после «репетиции революции» 1905-7 годов расселиться по заграницам — под Парижем была организована партшкола. Ленин мыслил поверх временных неблагоприятных для социал-демократии обстоятельств — мыслил о кадрах неизбежной, и уже второй по счёту русской революции. Да-да — не поддаваясь отчаянию, ликвидаторству и фракционерству некоторых, он вёл теоретическую подготовку большевиков, будущих неистовых и непобедимых строителей социализма — хотя, и не фокусируясь на большевизме в самом учебном процессе…

Момент тот истории партии очень напоминает нынешний в РФ и в комдвижении после спада 2012-го… «Учиться, учиться и ещё раз учиться коммунизму!» — вот единственный ленинский рецепт выхода из нынешнего кризиса и преодоления дилеммы «акционизм/диванный марксизм». Однако откуда он взялся и как практически реализовывался самим Лениным — стоит узнать подробнее.

***

Итак, как мы уже сказали выше, находясь в вынужденной эмиграции, В. И. Ленин заботился о подготовке и воспитании партийных кадров для революционной деятельности в России. Весной 1911 года он организовал в местечке Лонжюмо под Парижем партийную школу.

Если ехать к югу от Парижа по Тулузскому шоссе, то на 18-м километре, в глубокой котловине, встретится деревня Лонжюмо. В те далекие годы там проживало около двух тысяч человек. В Лонжюмо была одна главная улица — Гранд-рю, что означает Большая улица. По обе стороны расположены каменные домики, а позади них — огороды и сады. Воду для полива брали в небольшой речке Иветта.

Каждую ночь по шоссе в Париж грохотали телеги, возы с продуктами, с зеленью, овощами. В Лонжюмо, вспоминала Н. К Крупская, был небольшой кожевенный заводишко, а кругом тянулись поля и сады. Достопримечательностью здесь считается памятник на маленькой площади в честь композитора А. Адана, прославившегося оперой «Почтальон из Лонжюмо». Оперу забыли, а памятник стоит до сих пор.

На Гранд-рю, 17, на левой стороне, если ехать от Парижа, у Леона Дюшона сняли дом на имя Инессы Арманд, приехавшей с 12-летним сыном Андрюшей. В. И. Ленин сам принимал участие в выборе помещения. До наших дней сохранился старенький домик, где располагалась ленинская партийная школа. Место для нее выбирали тщательно. Ведь во Франции было немало шпионов и провокаторов. Близость к Парижу создавала удобства для приглашения лекторов, проживавших в столице.

«План поселения, — писала Н. К. Крупская, — был таков: ученики снимают комнаты, целый дом снимает Инесса. В этом доме устраивается для учеников столовая. В Лонжюмо поселяемся мы…Так и сделали. Хозяйство все взяла на себя Катя Мазанова, жена рабочего, бывшего в ссылке… Катя была хорошей хозяйкой и хорошим товарищем. Все шло как нельзя лучше. В доме, который сняла Инесса, поселились тогда наши вольнослушатели: Серго (Орджоникидзе), Семен (Шварц), Захар (Бреслав)… Мы жили на другом конце села и ходили обедать в общую столовую, где хорошо было поболтать с учениками, порасспросить их о разном, можно было регулярно обсуждать текущие дела».

В Лонжюмо на мемориальной доске дома 91 на Гранд-рю написано: Здесь жил и работал в 1911 году В. И. Ленин, теоретик и вождь мирового коммунистического движения, основатель Советского государства.

Французский историк Жан Фревиль высказал предположение, что, по старой привычке подпольщика, В. И. Ленина привлекло то, что квартира была снята у рабочего-кожевника и имела два выхода — один на Гранд-рю, другой — в переулок. При доме не было никакого садика. В Лонжюмо меньше риска натолкнуться на шпика, сохранялась тайна пребывания учеников школы, так как им всем предстояло возвратиться в Россию. Поблизости находился костел, где пели монахини, звучала музыка.

Надежда Константиновна писала в Россию Марии Александровне, что за две маленькие комнаты платили 10 франков в месяц, питались в общей коммуне (стол домашний, русский) и обходилось по 1 франку 30 сантимов с человека.

Ленинская школа в Лонжюмо стала высшей школой революционного марксизма для рабочих, делегированных из России местными партийными организациями, а также для тех рабочих-революционеров, которые жили в эмиграции, и в частности в Париже. После окончания школы слушатели должны были сразу ехать на нелегальную работу в Россию.

Большую работу по организации школы провел Школьный комитет, созданный по решению январского (1910) пленума ЦК РСДРП. Комитет состоял из девяти человек: два большевика, два меньшевика, два представителя группы «Вперед», один польский социал-демократ, один латышский социал-демократ и один бундовец.

Позднее туда ввели шесть делегатов от слушателей.

Школьный комитет начал работать в марте 1910 года. Позднее он изложил задачи будущей общепартийной школы и призвал оказывать ему посильную помощь, в том числе и материальную. Комитет разослал письма в местные партийные организации в Россию. Он направил также делегата С. М. Семкова в крупные пролетарские центры страны. В результате в школу приехали представители Петербурга — 3 человека, Москвы — 3, Иваново-Вознесенска, Николаева, заводского поселка Екатеринославской губернии, Сормова, Баку, Тифлиса, Домбровского района (Польша) — по 1. Было принято 5 вольнослушагелей-рабочих — Г. К. Орджоникидзе, И. И. Шварц (Семен), Б. А. Бреслав (Захар), С. М. Семков (Сема, Семен), В. Н. Манцев.

Делегированные в школу занимали руководящие посты в местных организациях и уже много лет работали в партии. Из 18 учеников 11 имели партийный стаж свыше шести лет. Но по возрасту это были молодые люди. Г. К. Орджоникидзе, например, тогда исполнилось 25 лет. В Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС хранится отчет школы в Лонжюмо, написанный в сентябре 1911 года секретарем Школьного комитета Н. А. Семашко.

Об общепартийном характере школы в Лонжюмо, отличающем ее от фракционных школ на Капри и в Болонье, в отчете говорится, что «слушатели принадлежали к разнообразным течениям в нашей партии:

5 из них причисляли себя к большевикам, 4 — к меньшевикам-партийцам, 1— к впередовцам, 1— ПСД, 2 — к нефракционным».

Большую роль в создании партийной школы сыграла Надежда Константиновна Крупская. У нее был огромный опыт партийной, конспиративной переписки. Деятельно помогал в организации школы Николай Александрович Семашко (Александров). Жил он с семьей в парижском предместье Фонтеней-о-Роз, был секретарем Заграничного бюро ЦК РСДРП, членом президиума Парижской группы большевиков. Н. А. Семашко занимался медицинской практикой, но у него было много забот о школе: финансирование, учебный процесс, вопросы конспирации и безопасности. Он читал лекции о рабочем законодательстве, о государственном страховании рабочих в европейских странах, о парламентах, Государственной думе в России.

Очень много сделала для школы Инесса Федоровна Арманд. Она переехала в Париж в 1910 году из Брюсселя, где окончила университет. В школе Лонжюмо вела семинарские занятия по политической экономии и читала лекции о социалистическом движении в Бельгии. Широта ее знаний поражала всех.  Она в совершенстве владела несколькими языками. Надежда Константиновна вспоминала: «Светлело в доме, когда Инесса приходила».

Инесса Арманд была отличным помощником В. И. Ленина и Н. К. Крупской в организации школы и ведении занятий.

Партийной школе в Лонжюмо были отданы талант и знания А. В. Луначарского. До этого он был впередовцем и его философские взгляды «богостроительства» резко критиковал Владимир Ильич. «К Луначарскому Ильич, — вспоминала Н. К. Крупская, — всегда относился с большим пристрастием — больно его уж подкупала талантливость Анатолия Васильевича».

Г. К. Орджоникидзе приехал в Париж задолго до начала занятий с путевкой Бакинской партийной организации. В документах царской охранки сохранилось письмо Г. К. Орджоникидзе, в котором он писал о сильном впечатлении от первой встречи с Владимиром Ильичем. Его подвезли на таксомоторе к квартире В. И. Ленина. «Вышла его жена, она, конечно, догадалась, что к ним босяк из России, и с довольно теплой душой приняла. После нескольких минут пришел сам Ленин. Он с внешней стороны похож на типичного русского рабочего…»

***

А теперь дадим слово поэту-шестидесятнику. Да-да, тому самому Андрею Вознесенскому, который потом (а может даже раньше контрреволюции 1991-го) громко отрёкся от ленинизма в своей творческой биографии. Но нам — оставил звонкие, умные строки поэмы «Лонжюмо» — для написания которой он конечно же был командирован во Францию.

Посвящается слушателям школы Ленина в Лонжюмо

Авиавступление

Вступаю в поэму, как в новую пору вступают.
Работают поршни,
соседи в ремнях засыпают.
Ночной папироской
летят телецентры за Муром.
Есть много вопросов.
Давай с тобой, Время, покурим.
Прикинем итоги.
Светло и прощально
горящие годы, как крылья, летят за плечами.

И мы понимаем, что канули наши кануны,
что мы, да и спутницы наши,—
не юны,
что нас провожают
и машут лукаво
кто маминым шарфом, а кто —
кулаками…

Земля,
ты нас взглядом апрельским проводишь,
лежишь на спине, по-ночному безмолвная.
По гаснущим рельсам
бежит паровозик,
как будто
сдвигают
застежку
на «молнии».

Россия любимая,
с этим не шутят.
Все боли твои — меня болью пронзили.
Россия,
я — твой капиллярный сосудик,
мне больно когда —
тебе больно, Россия.

Как мелки отсюда успехи мои,
неуспехи,
друзей и врагов кулуарных ватаги.
Прости меня, Время,
что много сказать
не успею.
Ты, Время, не деньги,
но тоже тебя не хватает.

Но люди уходят, врезая в ночные отроги
дорог своих
огненные автографы!
Векам остаются — кому как удастся —
штаны — от одних,
от других — государства.

Его различаю.
Пытаюсь постигнуть,
чем был этот голос с картавой пластинки.
Дай, Время, схватить этот профиль,
паривший
в записках о школе его под Парижем.

Прости мне, Париж, невоспетых красавиц.
Россия, прости незамятые тропки.
Простите за дерзость,
что я этой темы
касаюсь,
простите за трусость,
что я ее раньше
не трогал.

Вступаю в поэму. А если сплошаю,
прости меня, Время, как я тебя часто
прощаю.

Струится блокнот под карманным фонариком.
Звенит самолет не крупнее комарика.
А рядом лежит
в облаках алебастровых
планета —
как Ленин,
мудра и лобаста.

1

В Лонжюмо сейчас лесопильня.
В школе Ленина? В Лонжюмо?
Нас распилами ослепили
бревна, бурые как эскимо.

Пилы кружатся. Пышут пильщики.
Под береткой, как вспышки,— пыжики.
Через джемперы, как смола,
чуть просвечивают тела.

Здравствуй, утро в морозных дозах!
Словно соты, прозрачны доски.
Может, солнце и сосны — тезки?!
Пахнет музыкой. Пахнет тесом.

А еще почему-то — верфью,
а еще почему-то — ветром,
а еще — почему не знаю —
диалектикою познанья!

Обнаруживайте древесину
под покровом багровой мглы,
Как лучи из-под тучи синей,
бьют
опилки
из-под пилы!

Добирайтесь в вещах до сути.
Пусть ворочается сосна,
словно глиняные сосуды,
солнцем полные дополна.

Пусть корою сосна дремуча,
сердцевина ее светла —
вы терзайте ее и мучайте,
чтобы музыкою была!

Чтобы стала поющей силищей
корабельщиков,
скрипачей…

Ленин был
из породы
распиливающих,
обнажающих суть
вещей.

2

Врут, что Ленин был в эмиграции
(Кто вне родины — эмигрант.)
Всю Россию,
речную, горячую,
он носил в себе, как талант!

Настоящие эмигранты
пили в Питере под охраной,
воровали казну галантно,
жрали устрицы и гранаты —
эмигранты!

Эмигрировали в клозеты
с инкрустированными розетками,
отгораживались газетами
от осенней страны раздетой,
в куртизанок с цветными гривами
эмигрировали!

В драндулете, как чертик в колбе,
изолированный, недобрый,
средь великодержавных харь,
среди ряс и охотнорядцев,
под разученные овации
проезжал глава эмиграции —
царь!

Эмигранты селились в Зимнем.
А России
сердце само —
билось в городе с дальним именем
Лонжюмо.

3

Этот — в гольф. Тот повержен бриджем.
Царь просаживал в «дурачки»…
…Под распарившимся Парижем
Ленин
режется
в городки!

Раз!— распахнута рубашка,
раз!— прищуривался глаз,
раз!— и чурки вверх тормашками
(жалко, что не видит Саша!) —
рраз!

Рас-печатывались «письма»,
раз-летясь до облаков,—
только вздрагивали бисмарки
от подобных городков!

Раз!— по тюрьмам, по двуглавым —
ого-го!—
Революция играла
озорно и широко!

Раз!— врезалась бита белая,
как авроровский фугас —
так что вдребезги империи,
церкви, будущие берии —
раз!
Ну играл! Таких оттягивал
«паровозов!» Так играл,
что шарахались рейхстаги
в 45-м наповал!
Раз!..

…А где-то в начале века
человек,
сощуривши веки,
«Не играл давно»,— говорит.
И лицо у него горит.

4

В этой кухоньке скромны тумбочки
и, как крылышки у стрекоз,
брезжит воздух над узкой улочкой
Мари-Роз,

было утро, теперь смеркается,
и совсем из других миров
слышен колокол доминиканский
Мари-Роз,

прислоняюсь к прохладной раме,
будто голову мне нажгло,
жизнь вечернюю озираю
через ленинское стекло,

и мне мнится — он где-то спереди,
меж торговок, машин, корзин,
на прозрачном велосипедике
проскользил,

или в том кабачке хохочет,
аплодируя шансонье?
или вспомнил в метро грохочущем
ослепительный свист саней?

или, может, жару и жаворонка?
или в лифте сквозном парит,
и под башней ажурно-ржавой
запрокидывается Париж —

крыши сизые галькой брезжат,
точно в воду погружены,
как у крабов на побережье,
у соборов горят клешни,

над серебряной панорамою
он склонялся, как часовщик,
над закатами, над рекламами,
он читал превращенья их,

он любил вас, фасады стылые,
точно ракушки в грустном стиле,
а еще он любил Бастилию —
за то, что ее срыли!

и сквозь биржи пожар валютный,
баррикадами взвив кольцо,
проступало ему Революции
окровавленное
лицо,

и глаза почему-то режа,
сквозь сиреневую майолику
проступало Замоскворечье,
все в скворечниках и маевках,

а за ними — фронты, Юденичи,
Русь ревет со звездой на лбу,
и чиркнет фуражкой студенческой
мой отец на кронштадтском льду,

вот зачем, мой Париж прощальный,
не пожар твоих маляров —
славлю стартовую площадку
узкой улочки Мари-Роз!

Он отсюда
мыслил
ракетно.
Мысль его, описав дугу,
разворачивала
парапеты
возле Зимнего на снегу!

(Но об этом шла речь в строках
главки 3-й, о городках.)

5

В доме позднего рококо
спит, уткнувшись щекой в конспекты,
спит, живой еще, невоспетый
Серго,

спи, Серго, еще раным-рано,
зайчик солнечный через раму
шевелится в усах легко,
спи, Серго,

спи, Серго в васильковой рубашечке,
ты чему во сне улыбаешься?
Где-то Куйбышев и Менжинский
так же детски глаза смежили.

Что вам снится? Плотины Чирчика?
Первый трактор и кран с серьгой?
Почему вы во сне кричите,
Серго?!

Жизнь хитра. Не учесть всего.
Спит Серго, коммунист кремневый.
Под широкой стеной кремлевской
спит Серго.

6

Ленин прост — как материя,
как материя — сложен.
Наш народ — не тетеря,
чтоб кормить его с ложечки!

Не какие-то «винтики»,
а мыслители,
он любил ваши митинги,
Глебы, Вани и Митьки.

Заряжая ораторски
философией вас,
сам,
как аккумулятор,
заряжался от масс.

Вызревавшие мысли
превращались потом
в «Философские письма»,
в 18-й том.

Его скульптор лепил. Вернее,
умолял попозировать он,
перед этим, сваяв Верлена,
их похожестью потрясен,
бормотал он оцепенело:
«Символическая черта!
У поэтов и революционеров
одинаковые черепа!»
Поэтично кроить вселенную!
И за то, что он был поэт,
как когда-то в Пушкина — в Ленина
бил отравленный пистолет!

7

Однажды, став зрелей, из спешной
повседневности
мы входим в Мавзолей, как в кабинет
рентгеновский,
вне сплетен и легенд, без шапок, без прикрас,
и Ленин, как рентген, просвечивает нас.

Мы движемся из тьмы, как шорох кинолентин:
«Скажите, Ленин, мы — каких Вы ждали, Ленин?!

Скажите, Ленин, где победы и пробелы?
Скажите — в суете мы суть не проглядели?..»

Нам часто тяжело. Но солнечно и страстно
прозрачное чело горит лампообразно.

«Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?»
И Ленин отвечает.

На все вопросы отвечает
Ленин.

1963

27 thoughts on “«Ленин был из породы распиливающих, обнажающих суть вещей»

  1. Красава ты наша! Всё учёл.
    Принимаю работу.

    Товарищи! Читайте тов. Чёрного и смотрите всё выложенное здесь. Для партии это сейчас пока — ГЛАВНОЕ!
    И учебно-теоретическое Первоначало всему.
    Без Этого — не было бы Октября 1917-го.
    Ликбез нужен — чем по мере сил мы с тов. Чёрным и занимаемся для партийцев. Но это — лишь «введение» в темы.
    На повестке дня одно, давно назревшее — осовременить правильную в основе Теорию, получить в руки «карту» будущей активной и ЭФФЕКТИВНОЙ работы. Особенно важно это сейчас — в годы полит. «безвременья» и идейных шатаний части партийцев в оставшихся ком. организациях и «партиях». Параллель с годами «реакции» 1907-1910 годов очевидна, только в более «мягкой» (пока) форме. Найдутся и настоящие теоретики. И лидеры. Это неизбежно.

    А пока — учитесь у Ильича.
    И читайте наш сайт. Обещаем много интересного.
    И — полезного.

      1. документалку заливать в утрУбу надобно, чем поутру и занялся — додадим!

    1. такить я и вчера и позавчера мог)) эта лампа Ильча-Алладина горит непрерывно

  2. Впрочем, даже несмотря на новый революционный подъём 1910-1914 годов в России — реакция только усиливалась вплоть до февраля 17-го ( в связи с начавшейся в августе 14-го империалистической войной. Диалектика на все времена.

    1. а у них вообще очень похожие начала этих поэм — «Братской ГЭС» и «Лонжюмо», о чём-то они там недоспорили, Евтух с Андрюшею — и у обоих почему-то в прологе бабская тема и не очень-то скрытый эротизм: паровозик как «молния», где-то расстёгиваемая и тут же «Россия любимая» — а Евтух и вовсе в машине с бабой ночует…

  3. «На все вопросы отвечает Ленин».

    А сам-то? Удобная у тебя позисия, товарищ Дэбыж…
    На все (и за всё) Ильич у тебя с Андрушей отвечает.
    А мы — по стихи-рам спецы.

    А не о тебе ли он писал в 1970-х, предвидя непоправимое:
    «Уберите Чёрного с сайта!»
    (Вознесенский)

  4. Фильм «Ленин в Париже» (1981) впервые посмотрел
    по 4-й (учебной) программе ЦТ в понедельник, 31 октября 1983 года вечером — накануне каникул (с 4-го).
    В мире уже веяло ядерным подарком (хорошо помню эту напряжённость нашей пропаганды по ТВ начала-середины ноября. И документы уже рассекретили некоторые, и интервью есть). А ты всё уже забыл.
    Тогда — миновало…

  5. Сегодня редкая радость для меня — Эльмар в Эфире.
    Он дарует нам лишние годы жизни (которые — не «лишние» никак).
    Вообще, стыдно мне перед пареньком! Слова доброго не сказал об этом молодом даровании (раза два-три лишь).
    Но любя. Оказывается, — его ценит ещё какой-то историк, который смотрит его боевые всплески и фиксирует у тебя. Не знаю такого… Но, по-моему, он поступает правильно — страна должна знать своих молодых героев сцены, Кальмар — народный артист СССР. И его «боевые подруги» эфира в лице Эдика,
    Стаса и Фантомаса (Антона Васильева).
    В добрый путь, дети наши!
    И это — наше будущее…

  6. Теперь я буду строгать Эльмара до абсолюта, обнажая его молодую левацкую мелкобуржуазность и идеологическое кликушество. Все увидят.
    Пусть не обижается…

    А ты, Д.В. — человек приговорённый уже, что с тобой возиться?..
    Твоя политическая кровь прокисла. Лет 20 назад смысл был тобой заняться. Но ты уже — старый филин своего дупла. И стихи пишешь (в дупле). И читаешь из дупла. Интересна только твоя потаённая биография, спрятанная от масс.
    Ею и займусь (кое-что уже читателю поведал)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *