С днём рождения Искандера (Герцена), товарищи!
Вчера никем не замеченной проскользнула важнейшая дата в истории отечественного и мирового революционного движения — родился Герцен (Искандер — его литературный псевдоним).
Александр Иванович Герцен (1812–1870) родился в итоге внебрачного союза богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и 16-летней дочери мелкого немецкого чиновника Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг. В юности получил обычное домашнее дворянское воспитание, хорошо знал иностранные языки. В отрочестве на Герцена сильно повлияли французские романы, комедии Бомарше и Коцебу; произведения Гете и особенно Шиллера настроили подростка на романтический и свободолюбивый лад. Этому способствовал и преподаватель русской словесности И.E. Протопопов, познакомивший Герцена со стихами Пушкина и Рылеева. Еще одним важным событием детства стало знакомство с Николаем Огаревым, переросшее в романтическую дружбу.
На физико-математическом отделении Московского университета, куда в 1829 году поступил Герцен, он встретил многих единомышленников. Вместе с однокашниками участвовал в протестах против нелюбимого преподавателя, за что ненадолго попал в карцер, бурно приветствовал Июльскую революцию. Герцен самостоятельно изучал русскую историю и идеи утопического социализма Анри Сен-Симона, которые считал тогда наиболее выдающимся достижением современной ему западной философии.
Последствия не заставили себя ждать: в 1834 году все члены кружка Герцена были арестованы. Сам он был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где был определен на службу в канцелярию губернатора.
К возвращению Герцена к нормальной жизни оказались причастны и русская литература, и августейшее семейство. Провинциальный чиновник организовал выставку местных произведений и сопровождал наследника престола (будущего Александра II) при ее осмотре, в ходе которого давал ему подробные разъяснения. После этого по ходатайству Василия Жуковского он был переведен на службу советником правления во Владимир, где женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне Захарьиной.
В начале 1840 года ему было разрешено возвратиться в Москву. В мае он перевелся в канцелярию министерства внутренних дел в столицу, но уже в июле 1841 года за резкий отзыв в одном письме о деятельности полиции Герцен снова был выслан — на этот раз в Новгород, где и служил в губернском правлении до июля 1842 года, после чего поселился в Москве.
Здесь в 1844 и произошло знаменитое размежевание русской интеллигенции: большая часть участников знаменитого кружка гегельянцев Белинского и Станкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников; другие примкнули к лагерю славянофилов во главе с Хомяковым и Киреевским. Несмотря на ожесточенные споры, обе стороны в своих взглядах имели много общего. Сам Герцен говорил о «чувстве безграничной обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому складу ума» – противники, «как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». В случае с Герценом разделение носило не только идеологический, но и физический характер: вскоре после смерти своего отца в 1847 году он уехал за границу, чтобы уже не возвращаться в Россию.
Во Францию Герцен приехал, настроенный скорее радикально-республикански, чем умеренно-социалистически. Сначала его надежды укрепила Февральская революция 1848 года; однако последовавшее затем Июньское восстание рабочих, его кровавое подавление и наступившая реакция стали причиной его резкого поворота к социализму. В 1849 году, после разгрома радикальной оппозиции президентом Луи Наполеоном, Герцен был вынужден покинуть Францию. Он переехал в Швейцарию, а оттуда в Ниццу, принадлежавшую тогда Сардинскому королевству.
Европейская известность пришла к Герцену после выхода сборника эссе «С того берега», в которой он производил расчет со своими прошлыми либеральными убеждениями. Под влиянием крушения старых идеалов и наступившей по всей Европе реакции у Герцена сформировалась специфическая система взглядов об обреченности старой Европы и о перспективах России и славянского мира, которые призваны осуществить социалистический идеал.
В Ницце Герцен пережил ряд личных трагедий – измену жены, гибель матери и сына в кораблекрушении, а впоследствии и смерть жены и новорожденного ребенка. После этого он переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию, печатавшую запрещенные издания.
С 1857 года начинается самое известное предприятие Герцена – издание еженедельной газеты «Колокол». В годы, предшествующие освобождению крестьян, газета регулярно читалась не только в среде оппозиции, но и в Зимнем дворце. После крестьянской реформы ее влияние начало падать; поддержка польского восстания 1863 года резко подорвала тиражи. К этому времени Герцен оказался под огнем критики «и слева, и справа»: для либеральной общественности он был слишком революционным, для радикальной – чересчур умеренным. В 1865 году после настойчивых требований российского правительства к британскому редакция «Колокола» и «Вольная русская типография» покинули Лондон и переехали в Швейцарию, гражданином которой Герцен к тому времени стал.
Александр Герцен скончался 21 января 1870 года от воспаления легких в Париже, куда прибыл по семейным делам. Похоронен в Ницце.
Один из первых и самых известных российских «невозвращенцев» и одна из ключевых фигур освободительного движения в стране. В советской истории каноном стал взгляд на Герцена как на представителя «первого поколения» русских революционеров, озвученный Владимиром Лениным в статье 1912 года «Памяти Герцена». По Ленину, к нему относились, помимо Герцена, декабристы; второе поколение было представлено разночинцами от Чернышевского до народовольцев, третье – пролетариатом.
Самыми известными литературными произведениями Герцена стали повесть «Сорока-воровка» (опубликованная в некрасовском «Современнике»), в которой изображено ужасное положение «крепостной интеллигенции», и созвучный роману Чернышевского «Что делать?» роман «Кто виноват?», посвященный вопросам свободы чувств, семейных отношениям и положении женщины в браке. Широкую известность приобрели также воспоминания «Былое и думы», помимо автобиографических сведений содержащие ряд ценных наблюдений и характеристик современных писателю России и Европы.
Заработал конвейер (наконец-то)…
Гравицапу у Зомме купил?
надо было на цапу нажать в админке — Крымнаш помог)) потому лично уточню 😉
Спасибо Зомме! И ещё кой-кому…
Что за фамилия — Крымнаш? Казак, хохол?
(Бульбаш, Барабаш и т.п.)
В общем, — «Отченаш».
«Русский националист Александр Герцен» (глава из вышедшей в 1967 году книги Мартина Малиа).
Об их «дружбе» с ранним Марксом — потом цитаты и факты приведу (как обещал).
Вообще, материал твой — блеск. Спасибо за всех!
не мой) на скорую руку с Полит.ру спёр — поскольку этот сайт родственник ОГИ и даже некоторым родом старший)) а это — моё издательство (хоть и в прошлом но всё же) и это тот случай, когда либералы не соврали а дали всё чётко, хоть и деполитизированно
Ладно, и так понятно — при твоём загрузе — уже молодец.
«В набат! В набат!!»
(Пётр Ткачёв, которого Маркс не любил, а любил Лопатина — за перевод «Капитала»)
Да, 11 июля (если ты не увязнешь в огороде) — 100 лет (!!!) Народной Монголии! Второе социалистическое и первое социал-ламаистское государство
(до 1930-х) в мире. СУХЭ!
Помянем и наркомана Унгерна заодно.
Большой оригинал был, хоть и маньяк.
Так тебя ЦРУ финансировало?!!! Ш-ш-ш…
«Свобода» в клубе ОГИ» — слыхал про такое?
С тобой всё окончательно ясно.
«На кого работаешь, Дима?» — правильно тебе отписали в твоём «Блэке».
не только слыхал, но и разок участвовал — с Ивановым, одним из хозяйчиков издательства «АдМаргинем», уже «завернувшего» мою «Поэму столицы» (которую я писал непосредственно в надежде на издание там)), сей в прошлом командир взвода миномётчиков был особливо любим любералами… но ныне и он забыт… а ты — ОГИ))) и ОГИ нет в том виде прежнем, последний раз оно называлось БСГА-ОГИ (какой-то уже консорциум)
Герцен и Маркс ЛЮБИЛИ И УВАЖАЛИ ДРУГ ДРУГА (почти по Хармсу).
Но особенно они любили Бакунина.
То, что я приведу здесь потом — тщательно замалчивалось биографами Маркса и Герцена.
Хотя всё было опубликовано в Собр. Соч. обоих — ещё в советские времена.
Два Вождя в одном Лондоне…
Герцен называл Маркса и его сторонников — «марксидами». Маркс не обижался, т.к. ничего не понимал (русский выучил позднее).
Не смог Карл Герцену его друга-Бакунина простить.
Правда Герцен потом и с Бакуниным поцапается. И с Тургеневым (тот выполнял задание тогдашнего ГРУ)
Но всё кончилось хорошо.
Слушай, Дмитрий!
А ЭТО ВСЁ вообще кто-нибудь ЧИТАЕТ (кроме нас и барона фон Зомме)??
ГДЕ ДРУГИЕ КОММЕНТЫ???
так ты учитывай занятость населения — читают все, партия читает и особенно беспартийные, но каменты это жанр отдельный, не всякому дано (там премодерация)) и такая система — разок ответил, автоматом начинают выкладываться, стальные (там много спама) — только с ведома редахтура
А-а, вспомнил: ещё Саша из Пензы (если уже отпустили, дай бог). И казачка Алина. ВСЁ…
БОЛЬШЕ НИКТО!!!
Для кого тогда дро….ся? Объясни, всели н-н-надежду.
И даже Кальмар енд Комп. не читают?
Это ж их моя любимая передача (как для нас с тобой в начале 80-х — «Спокойной ночи, голыши!», первое эротическое сов. издание «Весёлые картинки»).
Ну нельзя же ТАК!!
КОГО просвещаем? Не тов. Лакеева же…
ГДЕ ДРУГИЕ КОММЕНТЫ???
С нетерпением жду пакостей в эфире.
Тебе не звонил вечером дед Садык?
ТОВАРИЩИ, ПРОЧТИТЕ! Подлинное лицо шовиниста Карла Маркса в 1850-е годы.
Из воспоминаний А.И.Герцена «Былое и думы»:
«(27 февраля 1855 года) Международный комитет избрал между десятком других и меня своим членом, прося меня на митинге сказать речь о России, — я поблагодарил их письмом, речи говорить не хотел; тем бы и заключил, если б Маркс и Головин не вынудили меня явиться назло им на трибуне…Сначала было получено письмо от какого-то немца, протестовавшего против моего избрания.
Он писал, что я известный панславист, что я писал
о необходимости завоевания Вены, которую якобы назвал «славянской столицей», что я проповедую русскую общину как идеал для земледельческого населения (что начнёт проповедовать в 1877-1882 уже сам Маркс (!), назвав в 1882 г. общинный социализм и народническое движение в России «передовым отрядом революционной Европы» — А.П.)… В следующем заседании комитета Маркс объявил, что он считает мой выбор несовместимым
с целью комитета, и предлагал выбор уничтожить…
Маркс сказал, что он меня лично не знает, что он не имеет никакого частного обвинения, но находит достаточным, что я русский (! — А.П.), который во всём, что писал, поддерживает Россию («во всём» — где доказательства? — А.П.), что, наконец, если комитет не исключит меня, то он, Маркс, со всеми своими будет принуждён выйти.
Французы, поляки, итальянцы, человека два-три немца и англичане вотировали за меня. Маркс остался в страшном меньшинстве. Он встал и со своими присными оставил комитет и не возвращался более.»
(Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954-1966, Т. 11. С. 165-166).
Ну что на ЭТО скажешь, Дмитрий Владимирович?
«Интернационализм» в действии?
Вот так и сталкиваются (а потом и сближаются) два социал-национализма.
А «интернациональное» складывается из НАЦИОНАЛЬНОГО (разумеется, пролетарского, «рабоче-крестьянского»).
Иначе — «космополитен-опера»…
Как Карл Маркс унаследовал идеи покойного врага-Герцена:
«Современная русская общинная собственность на землю явится исходным пунктом коммунистического развития. Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе».
(Из «Предисловия ко 2-му русскому изданию «Манифеста коммунистической партии»», Лондон.
21 января 1882 г. — см.: К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.19, С.304).
А на (…) нужно было Марксу спорить с Герценом в 1850-е и оскорблять его?
К ТЕМ ЖЕ ВЫВОДАМ ПРИШЁЛ на склоне лет.
Ну что теперь скажешь, Дмитрий Владимирович, марксист ты наш?