Почему актуален Чернышевский, а не Набоков?
Мыслить о революции и научном коммунизме, тем более в России, без освоения теоретического наследия Н.Г. Чернышевского невозможно. Несмотря на то, что Чернышевский был на 10 лет моложе Маркса, можно смело сказать, что и диалектиком, и материалистом он был до Маркса и совершенно независимо от него.
Исторически Россия жила еще в другом времени. И во время формирования своих взглядов великий российский мыслитель не был знаком с работами немецкого философа. Фактически Чернышевский в России наметил контуры диалектического материализма и встал на путь от социализма утопического к социализму научному.
Иван Поляков, автор документального фильма о Николае Чернышевском, рассказывает Марине Бурик и сообществу Engels, как происходил этот процесс и какое влияние он оказал на общество.
Так же полезным нашим читателям и зрителям будет и этот документальный фильм Нижне-Волжской студии кинохроники 1969 года. Фильм рассказывает о жизни и деятельности выдающегося русского революционера-демократа Н.Г. Чернышевского. Съемки: весна-зима 1969 г. Режиссер: Ю. Чибряков. Авторы сценария: В. Попова, Ю. Чибряков Операторы: Ю. Селиванов. Звукооператор: Н. Дорофеева. Другие авторы: Н. Суровцев Места съемки: Ленинград (Санкт-Петербург), Саратовская область, Республика Саха (Якутия), Иркутская область.
В годину торжествующего в нашей стране социального регресса, когда не просто разброд, апатия, а и потеря всяких ориентиров людьми образованными — вырывает из наших рядов товарищей, которые могли бы быть полезными Второй социалистической революции в России, — Чернышевский и его наследие стали своего рода последним рубежом, далее которого нельзя отступать и «искать». Под исканиями в данном случае мы понимаем вполне логичное нащупывание линии «старта» в 19-м веке — теми, кто хочет осмыслять реставрацию капитализма в России теоретически-адекватно, по-марксистски вооружённо.
Злые языки, настроенные либерально, буржуазно или лоялистски к путинизму, языки тех, для кого капитализм не катастрофа, а отец родной, — конечно же попробуют сбить вас с этого пути. Сбить хотя бы цитатой из Набокова, который не одного Чернышевского, а и Горького всё норовил «сбросить с парохода современности». Владимир Набоков провозглашал «Что делать?» произведением антиэстетическим — ну, и т.д. и т.п. Что мы — Набокова не знаем? «Разбить молотом эти гипсовые статуи» — вот к чему он призывал в предисловии к русскому изданию «Лолиты»…
Но «где» и «о чём» его «Лолита» — и где, извините, роман о новых, героических людях Петербурга, роман Чернышевского о тяжелейшей борьбе в условиях царизма с этим самым царизмом? Автору ли «Лолиты» — книги талантливой, но в той же мере и буржуазной (которая могла появиться только в США и только на английском языке изначально), безусловно, — замахиваться молотом на памятник Чернышевскому?
Уверен, что этим «замахом» Набоков повредил исключительно себе — впрочем, не мы ли вам говорили, что и литература есть территория классовой борьбы? И не сам ли Набоков в «Других берегах» признавался, что имеет к большевикам и конкретно к Ленину отнюдь не имущественные претензии (ах, как это пошло — воевать за поместья и привилегии)? Ну так вот — он и пытается бить выше молотом «чистой эстетики» (что есть бред — в обществе всё имеет классовый характер) по своим непосредственным врагам, а точнее — по их предшественникам.
Так пусть же «молот Набокова» — станет нам указателем, не кого низводить, кого бояться читать и кем брезговать, а кого, напротив, читать и почитать! Потому что сам Набоков (любимый писатель постмодерниста и махрового антисоветчика Владимира Сорокина, кстати) — тоже классик вполне определённого происхождения и очень узкого содержания его произведения, если говорить откровенно и отдавать себе в этом самокритичный отчёт, потому что все мы были им очарованы в 90-00-х. Вспомним, сколько тысяч образованных, мыслящих жителей Петербурга пришли на гражданскую казнь Чернышевского, к «позорному столбу» на Марсовом поле! Может, такие толпы собирал сам Набоков — хоть раз?.. В том-то и дело, что нет.
Да и на уровне топонимики столь обожаемого либералами и антисоветчиками Санкт-Петербурга — Владимира Набокова нет (кроме разве что мусорного контейнера прямо под мемориальной доской у дома его отца, дома его детства, описанного в «Других берегах»), а Чернышевский — и в метро, и на площадях увековечен и незыблем! Как, кстати, и в Москве — причём памятник ему поставлен уже в период перестройки (мы, рок-коммунары, возле него 13 марта и выступим, но в помещении, в пабе). Наверное, это не случайность и не «волюнтаризм тоталитаризма» — а литературная и революционная слава, поныне удерживающая столь важное для самообразования далёких его потомков имя и личность на уровне уличных ориентиров.
Дмитрий Чёрный, писатель, рокер, коммунист
Живи, Дмитрий, лучше тебя уже не скажешь…
Спасибо за материал, за интервью с замечательным
Иваном! И за публикацию присланных моих посылок
— поклон нисский! Чтобы и впредь так вёл себя правильно. «Хорошо. Веди себя и наперед хорошо!»(Чичиков — трактирщику).
Вот я в твои годы…ладно, это не важно…
Огорчает другое: почему молчишь о том, что мне стереть из присланного, что ты уже скачал —
Зюху-?, Нахалкова-? «Думы» о «Былом» (кстати, там спор Герцена с Чернышевским, закончившийся «мировой» с бренди под баранинку). Класть уже некуда! Байтен на исходе!
От-твечай!..
да Зю стирай смело и Мигалку стирай!
И о задержаниях активистов летом под Питером —
ложи сюда!
Матерiялъ я тебе сегодня откаталъ.
Да, 18 марта, в четверг, — 150 лет Парижской Коммуне.
Материалы готовы, но пока не обозначишь, что мне стереть — байтенов прибавить не смогу
13-го — Перовская.
18-го — Парижская Коммуна.
Посмотрим, что между (перед) ними.