Мягков в роли Герцена. Не знали? Не видели?

Единственный опомнившийся в тотально обывательской, уже идущей по всем телеканалам, и особенно по Первому «гражданской панихиде» голос — был голос Евгения. Фамилия мало что скажет, поэтому мы её скроем. Он один вспомнил, что Мягков вообще-то не одних современников семидесятников-восьмидесятников играл, но играл и исторических персонажей. Например, в «Днях Турбиных» — Алексей Васильевич — полковник, артиллерист, профессиональный вояка. «Ушёл не Лукашин, ушёл Турбин!» — провозгласил Евгений (кстати, профессиональный вояка тоже, в ЛНР, в рядах коммунистической интербригады «Призрак»).

Искусство перевоплощения — да-да, именно оно было в изобилии представлено в таланте Мягкова (роль Артиста в последнем фильме Гайдая досталась ему не случайно). А ещё Андрей Мягков был художником непосредственно на холсте. То, что вы видите выше — это его работа. Правда, в ней изначально не было отрицательного смысла. На «картинке» 1986 года — мечта либерально-шестидесятнической интеллигенции, которая осуществилась. Няшный, в стиле анимэ (которого тогда не было) Иисус Христос (а ля Глазунов) кровью из ран своих пишет, малюет, благословляет нового генсека Горби (кровью вырисовывая его метину) на борьбу с «бесами» — «Лениным», «Сталиным», «Брежневым» и ещё каким-то страшилкой в духе Босха.

Горбачёв, разглядывая картину на даче у Мягкова, спросил: «Это что ты этим хочешь сказать? Бог шельму метит?». Но его Райке понравилось… Похожие картины маслом писал в период 1991-92 мой дядя, Эдуард Кржипов, профессиональный художник, убеждённый, упорный сторонник «демократии», Ельцина — его обычный жанр это московские пейзажи, а тут — «Справедливость» (с пером и мечом), ну и как бы постмодернистские мотивы — распятые рабочий и колхозница на фоне прогуливающегося у пирамиды черепов Сталина…

Нам, однако, как вчера уже было замечено, интересен ранний Мягков — и в роли Ленина, и в роли Герцена. Да-да, товарищи, была и такая роль — наверное, самая первая роль Андрея Мягкова такого уровня (Герцен, затем уже Ленин) в кино. Как приятно открывать для давно знакомых с «новогодним» артистом новые страницы. В этом — Советская школа, в этом — советский масштаб. Как и поэт тут был всегда больше, чем поэт (иногда во вред социализму), так и артист воспитывался в многостаночника, который уже не мог остановить своего воображения — и оно несло его, уносило, часто тоже слишком далеко от магистрального коммунистического направления соцреализма и соц-историзма. Но зато оставались на этом пути такие гениальные без преувеличения роли.

Сперва, однако, послушаем статью «Памяти Герцена» В.И.Ленина (1912) .


Пусть не смущает вас трёхзубый публикатор этого фильма — в Сети и не такое бывает. Чем оказался мил банедровцам Герцен? Может, отмеряя всё по своим примитивным представлениям они увидели в нём лишь звавшего Русь к топору собрата по террористическим устремлениям? А вообще, — что и прозвучит справедливым укором Путин-ТВ, — этого фильма 1969-го года вы на российском ТВ не увидите. Поэтому цените возможность! Найти сейчас вроде бы можно в Сети всё — важно лишь верно сформировать запрос. Но наш «запрос» задан, увы, печальным событием, кончиной Андрея Мягкова, весь талант которого, все роли в советском кино — и известные и неизвестные, нам ещё только предстоит оценить.

Дмитрий Чёрный, член ЦРК ОКП

11 thoughts on “Мягков в роли Герцена. Не знали? Не видели?

  1. А.И.Герцен о Николае Первом (сегодняшнем Путине — с унаследованной им от исторического предшественника идеологической «триадой» — «православие, самодержавие, народность» и лже-патриотизмом):

    «Россия, «патриотизм» были всего лишь средством укрепить самодержавие, народ никогда не обманывался насчёт национализма Николая; ярчайшее выражение его царствования — девиз деспотизма: «Пусть погибнет Россия, лишь бы власть неограниченной и нерушимой».

    (Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954-1966. Т. 7.
    С.201).

    Звучит как никогда актуально…
    Плохо и лениво мы читали классиков.
    История повторилась в точности, в деталях!
    А у путинских «уваровых» свого умишка и таланта никогда не было — вот и извлекают нужное для себя
    из старых заброшенных сундуков полуистлевшие остатки — «ильиных», «уваровых», «булгариных»,
    «шевырёвых» («Шевырки» — как называл его Герцен; про стукача-«патриота» Фаддея Булгарина, воевавшего против нас в наполеоновской армии, — смешно и говорить, все наши великие писатели ХIХ века его презирали). Вот на такое «духовное наследие» опирается эти «патриоты»-убийцы России и её народа, холуи западных хозяев.
    Ещё с середины 1990-х было абсолютно ясно, что вся эта шобла будет искать «скрепы» в этой ржавой помойке. Путинщина — лишь логический финал такой «эволюции» либералов. Суть — та же.

  2. Вот ещё из Герцена — о сегодняшнем правительстве:

    «Русское правительство — не русское, но вообще деспотическое и ретроградное… Принцип его власти не национален, абсолютизм более космополитичен, чем революция».

    (Герцен А.И. «О развитии революционных идей в России» (1851 г.) — Там же. Т.6. С. 220-221)

  3. Спешу, поэтому — иногда опечатки (что поделать, дела и прочая «писня» всякой всячины по работе — здесь надо всё чётко).
    Что там с Сашей? Включу аквариум с Кальмаром — посмотрю. Кстати, он опять зазвал к себе эту морду Гигу. Антисоветчика и русофоба, якобы «против империи», но русские для него — вечные «рабы и скоты».

    Больше некого приглашать на посиделки? Чёрти что, а не «Советское» ТВ…

  4. Кстати, сегодня исполняется очередная годовщина
    учреждения «Вольной русской типографии» А.И.Герцена и Н.П.Огарёва в Лондоне (21 февраля 1853 г.). У меня есть отличный сов. телеспектакль
    по «Былому и думам» Герцена — все 16 серий (1972)
    Последние две серии — об открытии типографии,
    выпуске «Полярной звезды» и «Колокола» и реакции
    общества на них в России, о встрече Герцена и Чернышевского в Лондоне и их спорах, о полемике Герцена с бывшими московскими друзьями-либералами и актёром М.С.Щепкиным (Ю.Каюров), о памяти в СССР имени и наследия великого революционера и писателя — можно было бы как-нибудь использовать в деле. Многосерийный спектакль замечательно воспроизводит атмосферу того времени, заняты великолепные сов. актёры.
    Снят он был к 160-летию со дня рождения Герцена.

  5. Спектакль на моей памяти показывался лишь один раз
    — в феврале 1988 года. Через месяц — «Карл Маркс, Молодые годы». Больше по ТВ не крутили с тех пор.
    (только в 2014 году этот фильм о Марксе показали днём по «Культуре», до этого — по «Ностальгии».
    «20 декабря» о создании ВЧК — однажды, поздно вечером по «Звезде» (без обозначения «фильм»).
    Табуизированные темы, несмотря на участие в этих
    фильмах знаменитых актёров. Так пока и будет.
    Зато бесконечное созвездие «Псов» и «Сватов» для обывательского быдла — что уже 30 лет. И остоелозевшие, когда-то любимые сов. комедии. Ну здесь всё ясно давно было… Закономерно. Пользуйся пока, товарищ Че, Госфильмофондом «от дяди Аркаши».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *