Чилийский референдум низложил конституцию Пиночета
На состоявшемся в Чили референдуме абсолютное большинство – 78%! – высказались за принятие новой конституции взамен нынешней, написанной ещё диктатором Пиночетом. Этот референдум, как любой подлинно-демократический акт, не был дарован буржуазной властью по доброте душевной, а был взят народом с боя: более года назад в стране вспыхнуло народное восстание против неолиберальной политики наследников Пиночета.
Именно это восстание и заставило власть пойти на уступки.
Вначале на уступки частные: повышение стоимости проезда в столичном метрополитене, ставшее триггером, но не причиной массовых протестов, было отменено. Однако этого было уже недостаточно. Гнев народа был направлен не против частных «непопулярных» мер, а против самой неолиберальной системы, власти олигархии и полицейского насилия, охраняющего эту систему и эту власть. И лишь после многомесячной напряжённой борьбы режим согласился на референдум по конституции.
Итак, референдумом была выиграна важная битва в этой борьбе, однако окончательный исход противостояния определит способность народных масс сохранять бдительность и сплочённость.
¡Viva Chile!
¡El pueblo unido jamas sera vencido!
Илья Знаменский, член ЦК ОКП
От редакции: А теперь попробуем увидеть это отрадное событие в континентальном контексте. США весь год, не смотря на куда более страшную, чем консерватизм, пандемию и убыль населения, — сотрясают массовые, левые по духу выступления Black Lives Matter, валятся памятники конфедератам, рабовладельцам и колонизаторам. Из Сената «святых вон выносят» — столпы консерватизма и неолиберализма шатаются. В Боливии берут — причём тоже законным, демократическим путём, — парламентское большинство социалисты (без Моралеса, но это ничего не меняет). Теперь и народ Чили делает широкий шаг влево от тех пиночетовских скрижалей неолиберализма, которые стали матрицей для российских реформаторов, расчленителей-приватизаторов социалистической плановой экономики СССР. Как говорили в боевых нулевых по таким латиноамериканским поводам во фракции КПРФ великие парламентские умы, «маятник качнулся влево» (забывая, что образ маятника — глупейший, это обязательный возврат и вправо, в том числе, что мы сейчас наблюдаем как раз в РФ).
Что же было в России похожего на чилийский почин? Да вроде совсем недавно проводился плебисцит как раз по вопросам внесения изменений в конституцию — и кстати, вполне местами пиночетовскую, потому что принималась «на крови», вместо Советской конституции 1977 года. Ну, и можно ли сравнить то, что было в РФ — с тем что будет в Чили? Конечно же, нельзя. Под командованием Путина Ельцинскую конституцию, конституцию этапа приватизации, выправили ещё «правее» — подкорректировали до монархической местами, чтобы награбленное защищалось не просто законом, но и «стабильной властью», властью класса-приватизатора, властью миллиардеров. Главный вопрос — о власти и собственности, — теперь в конституции гарантирован для силовигархии, для тех, кто возглавлен Путиным, а сам Путин де факто становится монархом. Ради несменяемости власти плебисцит и затевался.
Тоже ведь как бы референдум — но какие результаты (которые оппозиция, включая КПРФ, нисколько не пыталась оспаривать — возможно, из-за карантина умов, так сказать). То есть и сам по себе плебисцит (не референдум, а его суррогат, инициированный правящим классом) — не гарантирует демократических перемен в конституции, а в российском случае является, наоборот, методом осуществления преобразований социально-регрессных. Это не вселяет в нас пессимизма на будущее, — напротив, это вселяет надежды на чилийский почин, в мировом балансе сильно меняющий расстановку классовых сил, — починят конституцию так, что и в Кремле последователям Пиночета, «абсолютно либеральным лидерам» стыдно станет.
Дмитрий Чёрный, член ЦРК ОКП