Книга «Виртуализированный мир капитализма» доступна не только в печатной, но и в электронной версии
Книга Марины Бурик «Виртуализированный мир капитализма» уже вышла в печати. Книга является продолжением теоретических исследований, начатых в сборнике статей «Человек и экономика в виртуализированном мире», что вышел в 2016-м году ограниченным тиражом.
Огромное спасибо всем, кто сделал это возможным. Предоставляем электронный вариант книги.
Размещение на любых других площадках и перевод в другие форматы приветствуется. По ссылке книга в формате PDF и dox, odt (то же, что и здесь)
Предисловие к изданию 2016 года
Две отмычки к тюрьме капитала
(вместо предисловия, размышления заинтересованного читателя)
В небольшой книге о, казалось бы, столь абстрактно и одновременно навязчиво звучащей виртуализации Марина Бурик не только раскрывает это понятие в связи с динамикой современного капитала, но и ищет ответы на самые окаянные политические вопросы современности. На те самые вопросы, без ответов на которые общество в его нынешних фракциях обречено лишь отступать, то есть делиться на микросообщества. В этот «забой» мало кто отваживался спускаться прежде – всё копошились по верхам и отделывались выводами, соответственно, поверхностными: «предательство верхов», «пассивность низов»…
Да, порой терминология в этих исследованиях сложна, а уровень проникновения в политэкономические пласты действительности – пугающе глубок, логически громоздкие рождаются схемы на пути к горчайшей истине. Но разве не своей сложностью и слаженностью побеждал первое социалистическое государство на Земле столь им, казалось бы, презренный и раскритикованный капитализм – изнутри и снаружи? Да и сама капиталистическая эксплуатация перестала быть настолько прямой и явной, чтобы одновременно и сплачивать и озлоблять против себя пролетариев. Эксплуатация с развитием средств коммуникации, безусловно, стала виртуальнее, если можно так выразиться. А это значит, что надо раскрывать суть этой виртуализации эксплуатации.
На первый взгляд терминология, употребляемая в этой книге может показаться странной. Поскольку слово «виртуализация» употребляется в не совсем привычном значении. Об этом свидетельствует обсуждение отдельных глав книги, опубликованных в Сети. Один из очень вдумчивых читателей даже советовал отказаться от этого «дурацкого» слова, чтобы оно не мешало вникать в те социально-экономические процессы, которые Марина исследует. Однако слово это выбрано не случайно.
Вот как сама автор определяет свой терминологический выбор:
«Если честно, из всех, известных мне слов я не могу подобрать для обозначения этих процессов какое-либо лучшее, чем слово «виртуализация». Почему именно оно — ведь виртуализированной принято называть часть реальности связанной с компьютерными технологиями, а «виртуальную реальность» противопоставляют реальности настоящей? Тем не менее, даже если речь идёт о виртуальной реальности, созданной при помощи компьютеров, хоть и делается акцент на её «ненастоящести», не отрицается тот факт, что в этой «ненастоящей» реальности существуют вполне реальные люди, а с ними и вполне реальные общественные отношения. Которые являются продолжением отношений вне виртуальной реальности, но при этом и оторваны от них. Люди живут в этой реальности. Но то же происходит не только с виртуальной реальностью в узком смысле этого слова. Тот же эффект можно наблюдать в различных сферах жизни общества. На него больше всего обращали внимание в связи с развитием масс-медиа и, в связи с ним на то, как он влияет на жизнь вне масс-медиа. Однако этот эффект характерен далеко не только для них. И дело тут отнюдь не во внешних проявлениях мира картинок и образов, который обычно отождествляют с виртуальной реальностью, а в тех общественных отношениях, которые через эти образы реализуются. То же касается виртуализации социально-экономических отношений в самом широком смысле этого слова. Это слово не будет препятствием, если вдумчивый читатель постоянно будет иметь в виду определение виртуализации социально-экономических процессов, данное в первой главе.
Становление есть данность бытия так же, как и небытия. …Переход есть то же, что становление, – выписывает материалист Ленин эти слова из работы Гегеля, а позже добавляет: «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности. Единством (тождеством) бытия и небытия».
Попытаемся вместе проследить возможный путь перехода от одного способа производства людей к другому, ведь если мы не совершим этот диалектический переход в мышлении, нам не удастся совершить его и в действительности. А для этого нужно изучить существенные стороны этого типа производства».
(Конец цитаты)
Чтобы вскрыть (причём вскрыть сперва в научной лаборатории) законы жизни и соответственно преобразования этой жизни европейской цивилизации эпохи господства капиталистических отношений – потребовалась целая жизнь Карла Маркса, с её личными трагедиями и общественными дерзаниями, потребовался громадный систематизаторский и аналитический труд, упакованный под обложкой «Капитала». Чтобы сдвинуть отсталую монархическую Россию в сторону СССР и века социалистического развития – потребовалась сгоревшая в непрерывном мозговом штурме голова великого Ленина, семилетка его работы (по-прежнему как теоретика, как практика и как проектировщика будущего, верставшегося уже на десятилетия вперёд – ведь первые научно-исследовательские институты В.И.Ленин основывал, когда гремели бои Гражданской, на Москву шли белые полчища). Веку великих социальных преобразований предшествовали величайшие открытия в теории.
И напрасно полагать, что давшие новому, вскормленному в цехах капиталистической индустрии, человечеству ту самую архимедову точку для сдвига земного шара – что Маркс и Ленин сегодня изъяснялись бы в теоретических трудах проще… Нет, в своём выживании, видоизменении и «терминаторском возвращении» — капитал требует для слежения за его метаморфозами всё более сложных исследовательских приборов, усложняющегося понятийного аппарата. Два «ключика» к его нынешним экономическим доспехам, а заодно к поясу верности, которым капитал заковал современное общество в культурном плане, — в данном тексте имеются. Закономерности виртуализации социально-экономических процессов (здесь автор книги подчёркивает именно процессуальную сторону) и напоминающий в разных формациях и укладах кубик Рубика «некапиталистической капиталистичности» — вот эти «ключи», а может, и отмычки, позволяющие с долгожданной ясностью взглянуть и на случившуюся в СССР реставрацию капитализма, и на поведение империализма, диктуемое объективными законами движения капитала, в условиях небывалой вседозволенности… Кто бы из критиков «тоталитаризма» мог помыслить тогда, когда они «из-под глыб» взывали к «мировому сообществу», что подлинными винтиками в фундированной их моральными дерзаниями Системе станут их собственные дети, свобода личности начисто попадёт в полон свободы предпринимательства, а развенчание социализма легитимизирует откровенное рабство?
Решать подобные исторические задачи надо имея надлежащий теоретический инструментарий, и в данной книге он есть.
Дмитрий Чёрный
Материалы по теме:
О, Komolov! Oleg!
Замечательное и прославленное имя было бы для теплохода (как и «Михаил Светлов» — в том фильме).
И человек хороший. И пароход. «Олег Комолов». Звучит!
Как в сталинские времена — при жизни назвать бы.
Не хуже звучало бы, чем «Михаил Свелов»!
Комсомолов, да… (внутренняя рифма)
и я о том же хотел. ну нельзя же хитить мысли мои!
Опять ничего не отписал на мои замечания по статьям к Съезду нардепов СССР и к статье тов.Ежова!
Сегодня — годовщина Н.Э.Баумана (великого революционера и немца). Тебе было прислано на почту. Здесь где?
А ты опять в теоретический сарай залез — за «струментарием»..
З-з-заачем?
а, ну да, «без теории — нам смерть!» (Сталин в письме Чеснокову, декабрь 1952)
очень понравился мне, как учёному, вышеприведённый отрывок.
чувствуется, что книга написана живым популярным языком.
спокийно, будет и Бауман…
И где обещанный материал в PDF ?
Во грехе живёшь!
лезь на пошту, однако. там ПДФ, там! (интонацией Бухарина из фильма «Враг народа…»)
небось прислал только-что? совесть заела?
По третьему фильму о Камо — я тебе отписал в предыдущем.
Послушаю завтра великолепную Марину.
А то с мыслей собьюсь, боюсь — заболтают в «теорияхъ».
«конец цитаты» — о, это уже вдохновляет!
послушай- послушай. я же тебя почитаю как время будет завтра… дел тут порядочно накоплено
вот-вот, «накопитель»!
А.П.Кириленко — А.Н.Яковлеву: «Ты нас, Саша, в теорию не втягивай!» (после обсуждения на Секретариате ЦК статьи «Против антиисторизма» в Литгазете, ноябрь 1972)
И ты меня не втягивай! У меня теория — своя, собственная…
и у тебя.
ладно, пришли мне электронную версию этой полезной книги.
а-пчхи!
Старик Ивашов опять выступил против СВО.
Планктошкин уже скандалит.
Разорался: «Мужиков в Думе — не осталось?! Офицеров — не осталось?! Одна Анжелика Егоровна — мужик в лучшем смысле!!»
? ?
Бауман тебя зовёт!
Откликнись завтра материалом и моими посылками.
вместо конкретики — опять в талмудизмы запрягаешь народ!
«Швабода Личности начисто попадёт в полон-эшелон»
у-у, недобрый ты человек!
Эдика Рубика хоть бы не трогал.
А то после тебя его уже не собрать.
брюколор — и дело с концом.
Да если бы закоперщиком переговоров НСДАП с большевиками был только Штрассер — почитай ту книгу, что тебе выслана — там на партийных документах РКП(б)
«Я не сплю! Артисты — песню!»
брюколор, адназначьно!
Класс — ведОм! а не ведёт.
Хвостизм у тебя какой-то!!
ни фига ты PDF не прислал
последнее твоё послание — о Тухачевском (ответ на мои замечательные материалы)
Трухачевского больше не получишь!