К 121-й годовщине начала издания «Искры»
В декабре 1900 года вышел первый номер созданной В. И. Лениным газеты «Искра», сыгравшей выдающуюся роль в истории российского и международного рабочего движения. Владимир Ильич Ленин был глазным редактором и руководителем «Искры».
Ленинская «Искра» — первая общерусская нелегальная марксистская газета, газета нового типа, невиданная прежде в истории рабочего движения. Создание этого боевого органа революционных марксистов явилось, по определению товарища Сталина, основным звеном и основной задачей в цепи звеньев и задач, стоявших в тот период перед партией. Беспощадно громя врагов революционного марксизма, ленинская «Искра» подготовила идейное и организационное сплочение партии.
Благодаря Ленину и Сталину была обеспечена победа искровского направления, была создана партия нового типа. Коммунистическая печать всего мира растёт и совершенствуется, следуя великому учению Ленина—Сталина, принципам большевистской печати, впервые нашедшим своё воплощение в ленинской «Искре». Её славные традиции, как и традиции большевистской партии в целом, находятся на вооружении у братских коммунистических партий, успешно борющихся за освобождение трудящихся от капиталистического гнёта, борющихся против империалистических поджигателей войны, за мир, демократию и социализм.
Ленинская «Искра», первый номер которой вышел 11 (24) декабря 1900 года, была первой общерусской нелегальной газетой подлинно большевистского направления. Инициатором её создания, идейным и практическим руководителем, её фактическим главным редактором был великий организатор и вождь большевистской партии Владимир Ильич Ленин.
Создание В. И. Лениным первой общерусской марксистской газеты явилось событием огромного исторического значения. «Искра» возникла в то время, когда в России фактически ещё не было единой партии рабочего класса. Существовавшие тогда социал-демократические комитеты, группы и кружки были разрозненны, не имели между собой ни идейной, ни организационной связи. Кустарничество и кружковщина, идейный разброд и оппортунистические шатания являлись характерной чертой внутренней жизни социал-демократических организаций.
…В этот период, — указывает товарищ Сталин, — основным звеном и основной задачей в цепи звеньев и в цепи задач, стоявших тогда перед партией, оказалось создание общерусской нелегальной газеты («Искра»). Почему? Потому, что только через общерусскую нелегальную газету можно было при тогдашних условиях создать спевшееся ядро партии, способное связать воедино бесчисленные кружки и организации, подготовить условия идейного и тактического единства и заложить, таким образом, фундамент для образования действительной партии.
Гениальный план издания нелегальной политической газеты и её величайшие задачи были всесторонне разработаны В. И. Лениным. Чтобы выполнить свои исторические задачи, газета должна была быть не местным, а общерусским политическим печатным органом. В ряде городов России марксистские группы издавали свои газеты, но они носили узкий, местный характер и к тому же выходили крайне редко.
Так, за два с половиной года (1897— 1900) в 6 городах России вышло только 30 номеров таких газет. Они не только не устраняли, а, наоборот, поддерживали и закрепляли кружковщину и кустарничество. Настоятельно необходимо было создать общерусскую марксистскую газету. Без неё, подчёркивал В. И. Ленин, «невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации, которое составляет постоянную и главную задачу социал-демократии вообще и особенно насущную задачу настоящего момента…»
Только при помощи общерусской газеты, выражающей интересы не одной какой-либо группы рабочих, а рабочего класса в целом, можно было вывести пролетариат как класс на широкую дорогу революционной борьбы. Только при помощи такой газеты можно было преодолеть разброд, оппортунистические шатания и обеспечить создание Российской социалдемократической рабочей партии.
Чтобы стать подлинным выразителем интересов всего рабочего класса, общерусская газета должна была освещать не только вопросы экономической, но также и политической борьбы. Без политической газеты, указывал Ленин, нельзя будет сконцентрировать все элементы политического недовольства и протеста и оплодотворить ими революционное движение пролетариата.
Общерусская политическая газета призвана была стать трибуной для всенародного политического обличения царского правительства, трибуной, с которой марксисты призывали бы все революционные слои русского общества к объединению вокруг рабочего класса для решительной борьбы за переустройство страны на социалистических началах. Создавая общерусскую политическую газету, Ленин подчёркивал её ярко выраженное марксистское направление. Об этом с ленинской ясностью сказано в «Заявлении редакции «Искры»», явившемся её программным документом.
Марксизм — таково направление «Искры»
и нам, — говорится в заявлении редакции, — вряд ли есть надобность добавлять, что мы стоим за последовательное развитие идей Маркса и Энгельса и решительно отвергаем те половинчатые, расплывчатые и оппортунистические поправки, которые вошли теперь в такую моду с легкой руки Эд. Бернштейна, П. Струве и многих других.
Общерусская социал-демократическая газета — это могучее оружие пропаганды марксистской теории, средство идеологического воспитания рабочего класса и собирания всех революционных элементов общества вокруг пролетарской партии для решения коренных социально-политических вопросов. Но роль газеты этим не ограничивается.
По классическому определению В. И. Ленина, газета является не только коллективным пропагандистом и коллективным агитатором, но также и коллективным организатором. В этом последнем, т. е. организационном, отношении Ленин сравнивал газету с лесами, которые строятся вокруг возводимого здания для того, чтобы облегчить сношения между отдельными строителями, помочь им распределять работу и обозревать общие результаты, достигнутые организованным трудом.
Осуществление ленинского плана создания газеты было связано с огромными трудностями, вызванными условиями царского режима и необходимостью преодолеть отсталость, косность и узкий практицизм местных партийных работников. Но никакие трудности не могли сломить железной волн Владимира Ильича. В борьбе за создание «Искры» и партии нового типа он показал себя не только гениальным теоретиком марксизма, но и величайшим мастером революционной практики. Он смело и беспощадно ломал все препятствия, встречавшиеся на трудном пути, уверенно шёл к достижению великой цели.
План издания общерусской марксистской газеты был разработан Лениным ещё в сибирской ссылке. Вернувшись оттуда, Ленин развёртывает колоссальную работу по реализации своего плана. Ещё по дороге из ссылки в Псков, к новому месту своего жительства, он заезжает в Уфу, Москву и Петербург, где встречается с социал-демократами, договаривается об их участии в издании и распространении газеты «Искра». Обосновавшись в Пскове, Ленин развивает ещё более энергичную деятельность по подготовке издания нелегальной марксистской газеты. Он объезжает ряд городов — НижнийНовгород, Самару, Уфу, Казань, Ригу и Подольск, знакомит местных социал-демократов со своим планом, вербует себе сторонников, создаёт опорные пункты будущей газеты. Ленин подбирает для неё агентов и корреспондентов, разрабатывает темы статей, пути доставки их в редакцию, правила строжайшей конспирации.
Вся эта большая и чрезвычайно сложная подготовительная работа заняла почти весь 1900 год. С 26 февраля, т. е. со дня приезда Ленина в Псков, этот город стал конспиративным центром революционных социал-демократов, их штаб-квартирой. Сюда к В. И. Ленину социал-демократы приезжали для переговоров, за советом, за указаниями. Здесь же по инициативе Владимира Ильича в апреле 1900 года состоялось совещание представителей русских социал-демократических групп, на котором был обсуждён и одобрен написанный Лениным проект заявления редакции будущей газеты и научно-политического журнала.
В этом документе не только намечается идейно-теоретическая и политическая программа газеты «Искра» и журнала «Заря», но и определяется также круг вопросов, которыми призван заниматься каждый печатный орган. В них должно было быть уделено много места вопросам теоретическим, причём журнал призван был служить преимущественно пропаганде, газета — преимущественно агитации.
Но и в журнале и в газете необходимо отражение всех сторон движения, и мы особенно хотели бы подчеркнуть наше отрицательное отношение к такому плану, чтобы рабочая газета помещала на своих страницах исключительно то, что непосредственно и ближайшим образом затрагивает стихийное рабочее движение, отдавая все относящееся к области теории социализма, к области науки, политики, вопросов партийной организации и прочее — в орган для интеллигентов. Напротив, необходимо именно соединение всех конкретных фактов и проявлений рабочего движения с указанными вопросами, необходимо освещение теорией каждого частного факта, необходима пропаганда вопросов политики и партийной организации среди самых широких масс рабочего класса, необходимо внесение этих вопросов в агитацию.
Эта часть заявления была направлена не только против «экономистов», но также и — против «легальных марксистов». Известно, что Ленин вёл переговоры с «легальными марксистами» по вопросу об их содействии изданию «Искры».
Ленин считал возможным и целесообразным привлечь «легальных марксистов» к работе прежде всего для того, чтобы использовать их средства и связи в интересах революционных марксистов. Но П. Струве своё согласие на участие в издании социал-демократических органов печати давал на таких условиях, которые оказались совершенно неприемлемыми. Струве настаивал, чтобы «Искра» была «чисто» рабочей газетой без общеполитического отдела.
Кроме «Искры» и «Зари» редакция обязана была ежемесячно выпускать ещё «Современное обозрение», идейным руководителем которого являлся бы Струве. В этом «Современном обозрении» и должен был быть сосредоточен весь материал на общеполитические темы, причём Струве потребовал, чтобы «Искра» не конкурировала с «Современным обозрением», чтобы она освещала только вопросы экономической борьбы рабочих.
Ленин сразу понял политический смысл условий, выдвинутых Струве, и категорически отверг их. Но Потресов и Засулич, участвовавшие вместе с Лениным в переговорах с «легальными марксистами», настаивали на принятии условий П. Струве. В. И. Ленину стоило огромных усилий, чтобы отстоять «Искру» как общерусский политический орган революционного пролетариата.
Отвергая требования П. Струве и осуждая неправильную линию Потресова и Засулич, Ленин писал:
Если нам суждено и возможно добиться действительной гегемонии, то исключительно при помощи политической газеты (подкрепленной научным органом), и когда нам с возмутительной наглостью заявляют, что политический отдел нашей газеты не должен конкурировать с политическим предприятием гг. либералов, то наша жалкая роль ясна, как божий день.
В. И. Ленин решил прекратить переговоры с П. Струве и просил Плеханова поддержать его в этом вопросе. Но Плеханов не поддержал В. И. Ленина, а стал на точку зрения тех, кто готов был пойти на любые уступки либералам. Этот факт показывает, что только Ленин понимал великую роль общерусской марксистской газеты в последовательной и непримиримой борьбе за интересы пролетариата во всех областях общественной жизни — идеологической, политической, экономической.
* * *
Владимир Ильич ценил Плеханова как выдающегося пропагандиста марксизма и литератора и считал крайне необходимым его личное участие и участие всей группы «Освобождение труда» в предполагавшихся изданиях. Но переговоры, состоявшиеся между Лениным и группой «Освобождение труда», показали, что Плеханов с иных позиций подходит и к газете и к журналу и не понимает их величайшей роли в создании Российской социал-демократической рабочей партии. Оторванный от рабочего движения в России, Плеханов рассматривал предполагавшиеся издания как чисто литературное предприятие, являющееся делом рук узкого круга марксистских литераторов.
Вместе с этим Плеханов проявил явное стремление быть фактически единовластным редактором и газеты и журнала, стремление превратить остальных соредакторов в простых исполнителей своей воли. Всё это неизбежно привело бы к отрыву «Искры» от широких рабочих масс, превратило бы её в сухой академический орган оторванных от рабочего движения социалдемократических литераторов. Ленин же стремился создать общерусскую политическую газету, тесно связанную с широкими рабочими массами и опирающуюся на их сочувствие и всестороннюю поддержку, на массовое революционное движение пролетариата.
Нелегко было Ленину отстоять свою точку зрения на газету и на правильные взаимоотношения внутри редакции. Но, в конце концов, его принципиальная линия победила. Оба печатных органа и прежде всего «Искра» фактически оказались под идейным и практическим руководством Владимира Ильича Ленина. В редакцию «Искры» кроме В. И. Ленина входили Г. В. Плеханов, Ю. О. Мартов, П. Б. Аксельрод, А. Н. Потресов, В. И. Засулич.
Плеханов был создателем и руководителем первой русской марксистской организации — группы «Освобождение труда», проделавшей большую работу по распространению марксизма в России. Но у Плеханова имелись очень крупные теоретические и политические ошибки. Он был оторван от российского рабочего движения, не знал во всей полноте его запросов. Плеханов больше всего тяготел к журналу «Заря». В этом противопоставлении журнала газете сказывался академизм Плеханова, его недооценка организаторской роли политической газеты. Только благодаря настойчивости и влиянию Ленина Плеханов выступал в газете со статьями на теоретические и общеполитические темы.
Аксельрод, входивший в состав «Искры» также от группы «Освобождение труда», был ещё более далёк от массового рабочего движения в России, чем Плеханов. Длительное время он находился в эмиграции и слабо был связан с революционной борьбой. Ленин называл Аксельрода «вечно отсутствующим» членом редакционной шестёрки. Оценивая впоследствии деятельность редакции, Ленин писал, что «Аксельрод не работал вовсе (ноль статей в «Заре» и 3—4 во всех 45-ти №№ «Искры»)».
Третьим членом редакции от группы «Освобождение труда» была Засулич. Но и она не играла руководящей роли в газете. За всё время существования ленинской «Искры» она написала в неё несколько статей на второстепенные темы и никогда не вела редакторской работы. Следует иметь в виду и то, что В. Засулич была активной участницей народнических кружков. Хотя она и отошла от народничества, но до конца не изжила своих симпатий к индивидуальному террору.
Потресов никогда не был последовательным, революционным марксистом, он отличался крайней политической неустойчивостью и теоретической беспомощностью. Разумеется, Ленин не мот опереться на такого работника. Его литературное участие в газете было весьма незначительно, а о руководящей роли не могло быть и речи. «Потресов был ее редактором, — писал В. И. Ленин, — но не он вел старую «Искру», а старая «Искра» вела его». Оказавшись впоследствии в рядах меньшевиков, Потресов сожалел, что поддерживал в своё время Ленина, лез из кожи вон, чтобы очиститься от «греха молодости», т. е. от участия в редакции ленинской «Искры».
Именно таким оппортунистическим колебаниям Потресова, его беспринципности и политической неустойчивости посвящён прекрасный ленинский фельетон «Социалдемократическая душечка», написанный после того, как Потресов переметнулся в лагерь меньшевизма.
Приветствуемый «Освобождением», тов. Старовер ,— писал В. И. Ленин, — продолжает в новой «Искре» каяться в грехах, содеянных им (по неразумию) участием в старой «Искре». Тов. Старовер очень похож на героиню Чеховского рассказа «Душечка». Душечка жила сначала с антрепренером и говорила: мы с Ваничкой ставим серьезные пьесы. Потом жила она с торговцем лесом и говорила: мы с Васичкой возмущены высоким тарифом на лес. Наконец, жила с ветеринаром и говорила: мы с Количкой лечим лошадей. Так и тов. Старовер. «Мы с Лениным» ругали Мартынова. «Мы с Мартыновым» ругаем Ленина. Милая социал-демократическая душечка! в чьих-то объятиях очутишься ты завтра?»
Что касается Мартова, то он принимал в работе редакции довольно активное участие. Но Мартов плохо разбирался в марксистской теории, был склонен к оппортунистическим шатаниям, и, естественно, Ленин не мог положиться на него. Дальнейшее поведение Мартова, ставшего лидером меньшевизма, наглядно показало, что его колебания в период старой «Искры» не были случайны, что и тогда он не был последовательным марксистом.
Таким образом, состав редакции был отнюдь не однороден, он не представлял собой единого спевшегося коллектива. Это приводило к крупным разногласиям, к острым столкновениям и спорам. Однако, несмотря на чрезвычайно сложную обстановку в редакции, Ленин всегда добивался последовательного осуществления в «Искре» своих принципиальных взглядов по всем теоретическим, тактическим и организационным вопросам.
Вся тяжесть работы по ведению «Искры» целиком лежала на Ленине. Его кипучая деятельность и железная воля ломали все препятствия на пути к намеченной цели. В те годы вся деятельность Ленина была посвящена одной цели — созданию марксистской партии, и Владимир Ильич, будучи уже тогда величайшим теоретиком марксизма и мастером революционной практики, блестяще справился с этой исторической задачей.
И. Портянкин, из статьи «В.И.Ленин — создатель и руководитель Искры»
С очередной годовщиной выхода газеты «Искра» — органа революционных социал-демократов, товарищи!
Такого боевого издания у нас сейчас, увы, нет. Да и в Инете, главным образом, — левацкая или догматическая дребедень.
А та газета была — НОВЫМ Словом, СВЕЖЕЙ пламенной Идеей горела — для пролетариев России.
А эти писульки нынешние — у…..у-пу-пу…….пу
Теперь сайт СКМ, ведомый Чёрным и ещё одним тов. (пока)
для Вас, товарищи — «главный коллективный агитатор, но и организатор Ваших мыслей в нужном для возрождения комдвижения направлении!» (если при этом отключить левацкие вывихи Д.Ч., но он пиит — что взять него ? — уже нечего!)
А тов. Чёрному надо позаботиться о том, чтобы такой важный для просвещения орган не захватили нео-меньшевики (А Б, г-да Васильев, Елдонский, Зыков и Пипеш).
1 ноября 1903 года — тому пример!
да, у меньшевиков — свои органы пониже пояса, Зыков себе прихватил админку ФБ-коммунити ОКП (не самая большая для меня потеря), ну АБ на своём с 1998-го ресурсе пасёт редеющее стадо (в новом году, будет тыщонки полторы за день читателей), остальные — по соцсетям пасутся, филИстерствуют — вот нынче «поле» агитационное, широко-глубоко…
А тов. Чёрный сегодня спецрейсом из Томска, загрузив на борт спиленную в тайге ёлку и снятую им медвежью шкуру (для дивана), возвращается в Москву купить мандаринов (в тайге их нет)
Он уже завершил Фадеева, обдумал свою статью о Чаушеску и запишет правильные мысли.
Также — ждите на сайте его послания к Новому кюар-году
в стихах
к новому куар-кагуар-голубинному-народу!
Элмар подвёл в эфире свои неутешительные итоги.
Давно пора. Маски сброшены.
Завтра дослушаю лапульку нашего.
…кстати, Рустамов совершенно не умеет слушать — на многочисленном мероприятии, посвящённом 30-летию современного комдвижения (просуществовавшего с 1989 по 2004 год), — он нахально перебивал своими возгласами выступавшего тов. В.Лакеева, который говорил правильно и по существу.
тов. Рузанов как всегда был принципиален и скромен в своих новаторских идеях. Вёл заседание тактично. Всем давал
высказаться в рамках регламента.
Вообще-то — неправильную датировку они дают (1991 год)
май 1989 — создание Объединённого фронта трудящихся
июль 1989 — возникновение общества «Единство»
Вот — начало.
1990 г. — «марксистские» и «большевистские» платформы в КПСС.
Тогда же тов. Летов пишет свою знаменито-скандальную песню «Общество «Память»…
Была с воодушевлением прослушана аудиторией во время его гастролей в демократическом государстве Израиль в 1990-е.
насчёт этой песни вышел не то чтоб скандал, но мунд-штюк на концерте ГО в ноябре 2000-го ,в к/т Марс. там была пресс-конференция после концерта, где усталый Летов говорил вместе с братом некоторые умные вещи, а народ задавал в основном глупые вопросы (один из них — задал я, но сейчас не об этом, щёкотном)) — Егор что-то объяснял про постмодернизм и отстранённость себя нынешнего от своих песен 1980-х. мужик в плаще делового человека, подвыпимший и не очень похожий на панка, сказал — есть у меня любимая песня, «Общество Память»… неужели это стёб был? Егор ему: ну а вы сами как думаете? что я звал к отопру и вешать ж*дов?.. мужик сказал честно и смешно: а как же иначе? да!))) Егор едва улыбнулся, а остальные громко поржали — вот был пик твоего «национал-коммунизма» ;-)) завтр буду, кстати, проезжать Балтийскую — посвищу из окошка 😉
всё. Завтра за пультОм меня сменит black
кстати, неплохо бы тебе дать запасной ключ от пульта — не новобранцам же передавать (хотя предлагал несколько раз, но слабоваты — не только в исторических знаниях)