Учитель Энвер
В период реакции и организационного бессилия, торжества оппортунизма, филистерства и бессмыслицы в некоторых компартиях, мы вглядываемся в биографии вождей коммунистического движения ХХ века. Чтобы не только не забывать «делать жизнь с кого», но и — «учиться, учиться, учиться коммунизму», поскольку начинается он не на страницах, конечно, а в реальной жизни. Жизнь эта складывалась для будущих всемирно известных теоретиков и вождей — чаще всего тяжело, начиная с Маркса. Но именно высокая, надличностная цель, постоянное стремление к самообразованию и самосовершенствованию не «личности» ради, а Дела для — выводили из тяжкой рутины этих людей, и это поразительно. Это вдохновляет и окрыляет порой даже тех, кто кивая на бессилие масс сложил руки…
Само собой, вражеская идеология и их же спасительная (для буржуазии и буржуазности, для обывательщины и бездеятельности) рутина, либералы и реакционеры — ставят на таких людях, на вождях клеймо «диктатор» и даже «тиран». Они полагают, что за этой примитивной ширмой свободомыслящим людям будущего будет сложно рассмотреть ими же, либералами же воспетую Личность и Образованность… Это, конечно, ошибка. Истина не скроется от глаз просвещённого человека в эпоху сетевой доступности всего объёма информации. Потому мы уверены, что изучая не только революционную теорию, но и биографии практиков революции — мы тоже ведём классовую борьбу на информационном уровне.
Сегодня наш герой — легендарный албанский учитель с малой и большой буквы, по профессии и по избранному политическому призванию. Учитель авангарда рабочего класса, не побоявшийся обличать ревизиониста Хрущёва в то время, как большинство европейских компартий восприняло десталинизацию на «ура»…
Рассмотрим довоенные и военные (ВОВ) годы биографии коммунистического лидера Албании. (Обратим внимание особенно на не утихающую партийную работу в условиях оккупации и Второй мировой войны — как говорится, нам ли на фоне этой биографии жаловаться на плохие условия работы, апатию населения и реакцию!)
Энвер Ходжа родился 16 октября 1908 года в городе Гирокастре на юге Албании. Его мать, Гьюло (Gjylo), была простой албанской женщиной. Отец Энвера Ходжа, Халил (Halil), до и во время первой мировой войны, работавший в эмиграции, был мелким служащим, с трудом обеспечивавшим семью, воспитание и обучение пятерых детей.
Большое влияние на духовное развитие Энвера Ходжа оказал его дядя Хюсен Ходжа (Hysen Hoxha). Этот человек, которого можно было по праву считать настоящим патриотом своей родины, являлся руководителем многих национальных и культурных организаций в Гирокастре, создателем первой албанской школы в этом городе.
Детство и юные годы Энвера Ходжа прошли в Гирокастре в очень тяжелый для страны период, когда сменявшие друг друга иностранные захватчики сжигали и разоряли целые области, совершали массовые убийства населения, сея повсюду горе и несчастье. Уже в марте 1913 года, спустя всего лишь три с половиной месяца с даты провозглашения Албании 28 ноября 1912 года независимым государством, город Гирокастра и окружающие области были заняты греческими националистами, которых три года спустя в соответствии с Лондонским тайным договором 1915 года сменили итальянские оккупанты.
Оглашение Советским правительством после победы Великой Октябрьской Социалистической Революции тайных договоров империалистических держав, заключённых в ходе Первой мировой войны, сыграло большую роль в подъеме национально-освободительного движения в Албании. Антиимпериалистическое движение — за обеспечение свободы, независимости и территориальной целостности, против Лондонского договора, предусматривавшего раздел Албании между Италией, Сербией, Черногорией и Грецией, охватило албанский народ.
Это движение, героическая Влорская битва летом 1920 года, завершившаяся изгнанием итальянских империалистских захватчиков из Албании, включая родной город Энвера Ходжа Гирокастру, оказали на молодого Энвера огромное влияние, укрепили его патриотические чувства.
В 1917-1923 годах Энвер Ходжа учится в гимназии в городе Гирокастре, которая была открыта благодаря усилиям национальных патриотических сил еще в годы итальянской оккупации.
Учеба в школе проходит на фоне нарастающего демократического движения 1920-1924 годов, которое также оставляет неизгладимое впечатление в сознании взрослеющего мальчика.
После успешного окончания гимназии, Энвер Ходжа продолжает обучение (1923-1927г.г.) во Французском лицее города Гирокастры.
Жизнь научила его ненавидеть врагов Родины, и поэтому, несмотря на свою молодость, он активно присоединяется к демократическому движению 1924 года, носившему революционный, антифеодальный и антиимпериалистический характер. Это движение, кульминацией которого явились вооруженное восстание и приход к власти буржуазно-демократического правительства в Албании во главе с Фан Ноли в июне 1924 года, просуществовавшего чуть более полугода, явилось составной частью и активным элементом мощного революционного движения народов, начавшегося после Великой Октябрьской Социалистической революции. Октябрь придал не только надежду на освобождение колониям Востока, но и зарядил мощнейшим импульсом национально-освободительные движения Европы: мировая революция в начале 1920-х вовсе не была мечтой одиночек, а становилась всё более реальной перспективой перестройки Европы на социалистический лад — советские республики возникали в самом сердце Европы, и это не могло не беспокоить экономическое ядро империализма…
В 16 лет Энвер Ходжа стал одним из основателей и секретарем Студенческого Общества города Гирокастры, образованного в июле 1924 года. Эта организация активно пропагандировала идеи свободы, равенства и национальной независимости. Приход к власти во главе с Ахметом Зогу сил реакции, вторгнувшихся в декабре 1924 года в Албанию при поддержке западных держав, сербских и белогвардейских войск и свергнувших правительство Фан Ноли, навсегда вписали Энвера Ходжа в ряды непримиримой оппозиции к режиму средневекового мракобесия, утвердившегося в Албании. Что проявилось, в том числе, в его руководстве студенческим сопротивлением в ответ на требование зогистской администрации о закрытии Студенческого Общества.
В 1927 году Энвер Ходжа переезжает в город Корчу, где продолжает и заканчивает обучение в Лицее (1927-1930). За время обучения во Французском лицее г. Корчи, он изучает прогрессивную иностранную литературу, философию, историю, приобщается к национальной и мировой культуре, большое внимание уделяя изучению албанского языка, многовековых традиций своего народа.
Корча в 1927-1930 годах был достаточно крупным, по меркам Албании, городским центром с нарождающимся рабочим классом. Городом, где революционное движение было наиболее развито. Именно, в городе Корча была образована в 1929 году первая коммунистическая группа, положившая начало организованному коммунистическому движению в Албании.
В этом городе Энвер Ходжа впервые прочитал «Манифест Коммунистической партии», который ему передал рабочий по имени Кочи Бако (Koçi Bako), ряд работ классиков марксизма-ленинизма и албанских коммунистов. А знакомство с идеями Французской революции XVIII века, пришедшими в соприкосновение с влиянием Великой Октябрьской Социалистической Революции, еще более вдохновили Энвера Ходжа, открыли для юноши новый мир, новую идеологию, определили его культурное развитие и политические взгляды.
Летом 1930 года Энвер Ходжа с отличием заканчивает Корчинский Лицей и в октябре того же года получает по конкурсу стипендию на обучение на факультете естественных наук в городе Монтпелльер во Франции.
Не имея возможности продолжить обучение социальным наукам, как ему того хотелось, из-за недостатка средств, он поступает на факультет естественных наук, для обучения на котором была предоставлена стипендия. Тем не менее, общественные науки оставались его основной страстью и увлечением.
В течение всего периода обучения, он много времени уделяет изучению истории, философии, особенно изучению марксистско-ленинской литературы. Посещает лекции, семинары в рабочих клубах, организуемые Французской Коммунистической партией.
В период летних отпусков Энвер Ходжа регулярно посещает родной город Гирокастру, отдавая дань уважения своим близким, друзьям, оставаясь тесно связанным со своей родиной.
В ноябре 1933 правительство короля Зогу лишает Энвера Ходжа стипендии. Несомненно, это решение принималось в виду его активной борьбы с реакцией, и являлось косвенными признанием его организаторских способностей. В этом же году, как мы помним, нацисты взяли в Германии власть мирным путём, на выборах…
После неудачных попыток найти работу для продолжения обучения, Энвер Ходжа оставляет Монтпелльер и уезжает в Париж в надежде получить там работу и там же продолжить обучение на юридическом факультете.
В столице Франции, городе Парижской коммуны, Энвер Ходжа знакомится с французскими коммунистами, принимает активное участие в работе парижских рабочих кружков и собраниях, проводимых коммунистической партией. В Париже он установил связь с редакцией газеты «Юманите», органа Центрального Комитета Коммунистической партии Франции, и начал сотрудничать в газете, публикуя материалы, разоблачающие режим Зогу в Албании.
В это же время он изучает главный труд К. Маркса «Капитал» и «Анти-Дюринг» Ф.Энгельса.
Благодаря собственным усилиям и с помощью своих друзей, в 1934 году Э. Ходжа получает работу служащего в албанском консульстве в Бельгии. Там же он продолжает учебу на юридическом факультете Свободного Бельгийского университета, не оставляя изучение основ марксизма-ленинизма. Изучение марксистко-ленинской теории, сквозь призму складывающейся ситуации в Албании и анализа пролетарского движения, в том числе во Франции, еще более укрепили революционное мировоззрение Энвера Ходжа как убежденного коммуниста. Однако находившиеся за границей агенты Зогу раскрыли его антизогистскую деятельность. В 1936 году он был уволен с работы под предлогом того, что превратил албанское консульство в Бельгии в арсенал распространения марксистской литературы.
В течение всех лет учебы и работы во Франции и Бельгии, в ходе своих поездок в Албанию и обратно, Энвер Ходжа часто останавливался в городе Бари (Bari) в Италии. В этом городе он познакомился со многими антизогистскими эмигрантами, покинувшими Албанию после поражения буржуазно-демократической революции в 1924 году, и имел возможность изучить их настроения, их видения перспектив развития политической ситуации в стране. В дальнейшем эти знания оказались очень полезными и были использованы руководством Коммунистической партии Албании для сплочения всех патриотических сил в борьбе против итальянских оккупантов.
Оставшись без работы и денег и не имея возможности продолжить обучение в университете, Энвер Ходжа летом 1936 принимает решение возвратиться в Албанию.
В это время он уже был убеждённым, образованным коммунистом, который решил посвятить всю жизнь борьбе за освобождение албанского народа. Спустя несколько дней после возвращения на Родину, на могиле известного албанского патриота Байо Топули (Bajo Topulli) в Гирокастре он дал клятву в том, что он до конца жизни будет бороться «за лучшую Албанию», «за процветание Родины», «за настоящее объединение нации». Эта клятва стала для него программой борьбы.
Зогистские власти с подозрением отнеслись к возвращению Э. Ходжа в Албанию и более месяца отказывали ему в предоставлении работы. В конце концов, он был принят на работу на неполный рабочий день учителем в Тиранской гимназии. В апреле 1937 года он был принят на неполный рабочий день в Корчинский лицей. Он установил связь с Коммунистической группой Корчи, созданной еще в 1929 году и ознаменовавшей своим появлением начало организованного коммунистического движения в Албании, и стал одним из самых активных ее членов. Он умело использовал преподавательскую трибуну для вооружения учащихся демократическими и коммунистическими идеями. Он стал также одним из основных воспитателей внешкольной организации «Корчинская молодежь» и неустанным борцом за объединение албанского коммунистического движения.
1939 год. Серьезная опасность нависла над Албанией. Фашистская Италия, которая через многочисленные концессии и несправедливые политические соглашения фактически превратила Албанию в полуколонию, начала приготовления к прямому военному вторжению и оккупации страны. Как прямое следствие глубоко антинациональной политики существующего режима, явился отказ клики короля А. Зогу и ее приспешников, в лице коррумпированных землевладельцев и крупной албанской буржуазии, от каких-либо шагов для организации вооруженного сопротивления фашистской агрессии.
В этих условиях только коммунисты могли стать силой, способной организовать народное сопротивление — защиту свободы и независимости Родины. Это прекрасно понимал Энвер Ходжа.
Он выделялся среди других членов Корчинской Коммунистической группы своими активными действиями по разоблачению истинных целей фашизма и созданию широкого антифашистского движения.
В марте-апреле 1939 года многочисленные демонстрации, организованные коммунистами проходят по всей стране. По инициативе членов коммунистических групп и албанских патриотов открываются Центры вербовки добровольцев в Тиране, других городах Албании для отражения фашистской агрессии.
7 апреля 1939 года Италия вероломно напала на Албанию. Зогу и его клика позорно бежали, бросив страну на произвол судьбы. Кровавое и героическое сопротивление албанских патриотов, которые встретили агрессоров с пулями во всех портах Албании и в других местах, было сокрушено вооруженными до зубов фашистскими ордами. Албания была оккупирована.
Полностью осознавая историческое значение сложившейся ситуации, Энвер Ходжа был среди тех, кто был в состоянии видеть сквозь захлестнувший страну фашистский мрак будущее своей свободной Родины. Будучи убежденным коммунистом, истинным патриотом своей страны, с первых дней фашистской оккупации он стал пламенным агитатором идеи развертывания Национально-освободительной войны в рядах школьной молодежи.
Учащаяся молодежь еще до оккупации страны отличалась патриотическими и демократическими настроениями. После захвата Албании фашистской Италией учащаяся молодежь одной из первых с большой силой выразила свою ненависть к фашистским захватчикам, став надежной опорой для коммунистического и антифашистского движения в целом.
Из-за своей революционной деятельности и решительной открытой антифашистской пропаганды, а также участия во главе демонстрации от 28 ноября 1939, Энвер Ходжа был отстранен от работы в Лицее.
По решению центра Коммунистической группы Корчи он уезжает в Тирану с заданием расширить на прочной основе деятельность группы, организуя антифашистское движение в столице и в других районах страны. Коммунистическое движение этого времени в Албании было расколото и представлено рядом групп и организаций, раздираемых разногласиями как между собой в плане перспектив развития коммунистического движения, форм и методов революционной и национально-освободительной борьбы, так и разногласиями внутри каждой из групп из-за раскольнической деятельности отдельных фракций. Так, одной из таких фракций, нанесший наибольший ущерб намечавшемуся в конце 30-ых – начале 40-ых годов прошлого века единству коммунистических групп в Албании, явилась группа «Молодых». Данная группа выделилась из Коммунистической группы Корчи и выступила с антимарксистской идеологической и политической платформой. Отдельную опасность для коммунистического движения представляли троцкисты в лице так называемой «албанской коммунистической партии», созданной в Греции и более известной как группа «Зьяри».
Попытки объединения групп в единую партию предпринимались неоднократно, но всегда терпели провал.
Энвер Ходжа стал первым, кто понял, что объединение коммунистических групп должно произойти не путем соглашений между их руководителями, а путем движения снизу, через совместные действия коммунистов в развертывающейся национально-освободительной борьбе. Оценив решимость рядовых членов коммунистических групп бороться против фашизма и их горячее стремление к объединению коммунистического движения и основанию единой партии, Энвер Ходжа терпеливо и умело повел среди них неустанную разъяснительную и организационную работу.
В качестве маскировки своей революционной деятельности Э. Ходжа умело использует открытый благодаря помощи своих друзей небольшой магазинчик «Флора» («Flora») в Тиране.
Вдохновляемый горячим желанием скорейшего объединения албанских коммунистов в единую партию Энвер Ходжа не отступил перед трудностями, созданными фракционной деятельностью группы «Молодых» и группы «Зьяри». Он находит общий язык с выдающимися активистами другого важного очага албанского коммунистического движения — Коммунистической группы Шкодера — Василем Шанто и Кемалем Стафа, которые вскоре стали играть главную роль в этой группе.
Коммунистическая группа Шкодера, первая организация которой была создана еще в 1934 году, охватывала своей деятельностью Тирану, Эльбасан, Гирокастру и другие города. Важнейшим объединяющим фактором всех коммунистов Албании становиться их совместная борьба с фашизмом. Общая политическая линия сблизила группы Шкодера и Корчи и обеспечила их совместные антифашистские выступления, позднее к ним присоединилась и группа «Молодых».
Среди совместных антифашистских выступлений, проведенных этими группами, наиболее важным была крупная антифашистская демонстрация, организованная в Тиране 28 октября 1941 года, в годовщину фашистского праздника «поход на Рим».
Фашисты приняли жестокие меры. Энвер Ходжа, преследуемый фашистами, вынужден был уйти в подполье. Фашистские власти заочно приговаривают его к смертной казни. Демонстрация в Тиране была пробным камнем сплоченности албанских коммунистов. Она показала силу этой сплоченности в огне борьбы против фашизма и ее большое значение для мобилизации народных масс в рамках развертывающегося национально-освободительного движения.
Тиранское отделение, руководимое Энвером Ходжа, постепенно превратилось в подлинный организационный центр всего коммунистического и антифашистского движения в Албании. Вокруг него сплотились стойкие коммунисты из различных групп. Они составили фундамент той Коммунистической партии Албании (КПА), которая и была основана 8 ноября 1941года.
Собрание коммунистических групп по вопросу об основании компартии проходило с 8 по 14 ноября 1941 года в Тиране, в условиях подполья.
Собрание коммунистических групп определило идеологические и организационные основы партии и разработало основные вопросы ее генеральной линии в период Национально-освободительной борьбы.
Для руководства партией был избран Временный Центральный Комитет в составе 7 человек. Руководство Комитетом было поручено Энверу Ходжа, хотя не было назначено ни одного секретаря.
В соответствии с принятым условием в партийное руководство не вошел ни один из бывших основных руководителей (председатель или заместитель) групп. Это было не следствием простого соглашения, а требованием развития коммунистического и революционного движения. Лидеры групп, проникнутые ярко выраженным духом групповщины, в течение долгого времени серьезно препятствовали объединению албанских коммунистов в единую партию и показали себя неспособными руководить коммунистами и революционными массами.
Решения Собрания коммунистических групп, сыгравшего по сути роль Учредительного съезда партии, позволили в короткий срок структурно оформить партийные организации от низовых ячеек до областных комитетов. К январю 1942 года организация партии была почти завершена. Одновременно, Временный ЦК принимает меры по организации Албанской коммунистической молодежи.
Энвер Ходжа в условиях свирепого фашистского террора, приговоренный фашистами к смертной казни, принимает самое активное непосредственное участие в организации коммунистической молодежной организации. 23 ноября 1941 года он от имени ЦК КПА принимает участие в организационном совещании, провозгласившим создание организации Албанской коммунистической молодежи.
Вскоре Энвер Ходжа проявил себя в качестве настоящего лидера партии. Он развертывает интенсивную деятельность по организации работы партии в Тиране, различных городах и областях Албании.
Энвер Ходжа руководит первым совещанием актива КПА, состоявшимся в Тиране 8 апреля 1942 года. Узловым среди всех вопросов, стоявших на повестке дня, являлся вопрос о тесной связи партии с массами, об их организации и мобилизации на Национально-освободительную борьбу.
Под председательством Энвера Ходжа в Тиране с 28 по 29 июня 1942 года проходит Чрезвычайная конференция КПА, посвященная вопросам обеспечения партийного единства. Конференция очистила партию от фракционных элементов, в первую очередь в лице А. Люля, С. Премте и их приспешников, отрицавших необходимость ведения вооруженный борьбы против итальянских оккупантов, союз с националистами и крестьянами, и развернувших подрывную антипартийную деятельность в рядах КПА.
Энергичные меры, принятые Временным Центральным Комитетом, и полная поддержка этих мер со стороны всех парторганизаций привели к тому, что был искоренен дух групповщины и фракционности, предотвращена опасность, угрожавшая молодой Коммунистической партии, и обеспечено прочное, боевое единство на марксистско-ленинской основе.
Создание национально-освободительного фронта, зарождение органов народной власти в лице первых национально-освободительных советов, расширение вооруженной борьбы требовали от партии налаживание выпуска регулярного партийного издания. Этим мощным политическим оружием в руках коммунистов стала газета «Зери и поппулыт» («Голос народа»), орган КПА, первый номер которой вышел 25 августа 1942г.
Энвер Ходжа, автор первых печатных изданий, распространяемых коммунистами еще до основания единой партии, был одним из инициаторов создания и непосредственным руководителем нового партийного издания. В борьбе с оккупантами своей разъяснительной, мобилизующей и организующей работой партия уже в первые месяцы своего существования сумела заложить основы боевого единства албанского народа. Чтобы закрепить эти основы и подвести под народное единство здоровую политическую и организационную базу в национальном масштабе, ЦК КПА созвал Албанскую Национально-освободительную конференцию. Принимая активное участие в разработке политической и организационной платформы конференции, Энвер Ходжа внес непосредственный вклад в ее подготовку, организацию и проведение.
Конференция состоялась 16 сентября 1942 года в Пезе.
Пезская Национально-освободительная конференция заложила основы Национально-освободительного фронта и народной власти. Она закрепила руководящую роль Коммунистической партии Албании в Национально-освободительной борьбе и тем самым ознаменовала ее первую крупную политическую победу.
Свою борьбу с оккупантами КПА непосредственно увязывала с созданием в освобожденных районах страны новых органов народной власти. Такими органами власти становились национально-освободительные советы. В качестве основы для создания национально-освободительных советов были приняты тезисы Энвера Ходжа, изложенные им в докладе «Национально-освободительные советы как органы объединения и борьбы албанского народа», с которым он выступил на Пезской конференции.
Албанский народ с энтузиазмом воспринял исторические решения Пезской конференции. Ряды Национально-освободительного фронта неуклонно ширились, усилилось партизанское движение в занятых оккупантами сельских местностях, росло вооруженное сопротивление в городах.
Из тех тревожных лет — так хочется заглянуть в Албанию будущего, свободную и социалистическую!.. У нас есть такая возможность.
В совместной борьбе против захватчиков и местных коллаборационистов в лице помещиков и крупной буржуазии выковывался союз рабочего класса и беднейшего крестьянства, в освобожденных и оккупированных зонах под руководством КПА создавались новые органы народной власти.
В декабре 1942 года Коммунистическая партия Албании получила от Исполкома Коммунистического Интернационала директивы, касавшиеся Национально-освободительной борьбы.
Это событие имело большое значение для молодой Коммунистической партии Албании. Кстати, оно же доказывает, что в самые для СССР тяжелые годы Великой Отечественной войны, Коминтерн на улице Вильгельма Пика неустанно работал во главе с Георгием Димитровым, и не случайно подвергался точно таким же бомбёжкам фашистов, как и другие важнейшие объекты Москвы — в основном индустриальные (Завод им. Серго Орджоникидзе, например). Линия Коминтерна на национально-освободительную борьбу (сравнимая с ленинским НЭПом: «отступление в окоп для накопления сил и дальнейшей атаки») в масштабах мирового комдвижения, определённая Сталиным и Димитровым ещё до начала Великой Отечественной — была тактически необходимой, вполне выверенной и стратегически верной, и в Албании находила очередное подтверждение. Отсюда же исходила актуальность и востребованность на местах директив Коминтерна.
Эти директивы показывали, что политическая линия молодой албанской компартии, разработанная еще на Собрании по основанию партии и получившая дальнейшую конкретизацию в директивах Временного Центрального Комитета, была правильной. Кроме того, КПА была признана отрядом международного коммунистического движения. В декабре 1942 года Энвер Ходжа перемещается в горные районы под Эльбасаном, где с этого момента по декабрь 1943 года размещаются главные партийные и военные организации КПА. В конце декабря 1942 года Временный Центральный Комитет, собравшийся под руководством Энвера Ходжа, принял решение о созыве в марте 1943 года I Национальной конференции КПА.
А как здорово пойдёт международный революционный процесс после Второй мировой!.. Как начнёт складываться соцлагерь уже за пределами Европы — пока это кажется сном, но при работе таких учителей, как Энвер, это всё скоро будет явью, уже в 1950-х.
Накануне I Национальной конференции КПА добилась еще одного важного успеха в борьбе против троцкизма и оппортунизма в Албании: в начале марта 1943 года была полностью разгромлена группа «Зьярри». Последний удар нанес ей товарищ Энвер Ходжа своей статьей «Несколько слов о некоторых прислужниках фашизма — группа «Зьярри»», опубликованной в январе месяце в газете «Зери и популлыт».
В этой статье разоблачалась троцкистская тактика главарей «Зьярри», которые выступали то под левыми лозунгами «за пролетарскую революцию», «за борьбу против капитала», «за диктатуру пролетариата» с тем, чтобы завоевать доверие трудящихся масс, сочувствующих коммунизму; то как «националисты» в расчете оторвать патриотически настроенных националистов от Национально-освободительной борьбы и Коммунистической партии. В статье на основе фактов доказывалось, что главари этой группы являлись врагами коммунизма и албанского народа, провокаторами и приспешниками захватчиков.
Глубокий кризис, охвативший вражеский стан (включая окончательное сползание в ряды приспешников итальянских оккупантов националистической организации «Баллы Комбетар», созданной в ноябре 1942 года буржуазной реакционной интеллигенцией, крупными помещиками и реакционным духовенством, и до недавнего времени позиционировавшей себя как выразителя истинных интересов албанского народа и вносившей тем самым раскол в национально-освободительное движение), расширение вооруженной борьбы, рост революционной патриотической сознательности народа и благоприятная международная обстановка ставили на повестку дня вопрос об организации всеобщего народного восстания и создании Албанской Национально-освободительной армии.
Будущее мирное социалистическое строительство (при поддержке СССР) тогда лишь начинало вырисовываться — но было оно не за горами. А страна это горная и гордая…
В разрешении этой задачи сыграла историческую роль I Национальная конференция КПА. Она состоялась в Лябиноте (под Эльбасаном) и вела свою работу с 17 по 22 марта 1943 года.
По рассмотренным вопросам и принятым решениям данная Конференция имела значение партийного съезда. Конференция избрала Центральный Комитет КПА в составе 15 членов и 5 кандидатов, а также же Политбюро ЦК и товарища Энвера Ходжа Генеральным секретарем КПА. На этой должности (с июля 1954 года — Первого секретаря, в связи с упразднением должности Генерального секретаря) он находился до самой своей смерти в 1985 году.
В год начала перестройки ушёл товарищ Ходжа — как говорится, успел не ужаснуться очередному витку ревизионизма в КПСС, приведшему к краху СССР…
Отметим: в самой Албании, которую Сталин не дал аннексировать «переориентировавшейся» на Англию Югославии, уже к концу 1950-х (об этом периоде предстоит нам рассказать подробно и отдельно) в местах боёв и оккупации уже был построен вполне социалистический базис, и вождём этого великого строительства был Учитель Энвер…
Вот это подарок — к нашим с Лермонтовым и Энвером дням рождения.
Благодарю!
усехда готов! от Лёхи-голосатвоего привет и многая лет)
Пасиба!
Если совсем серьёзно — дату Энвера надо было отметить.
Тебе — спасибо.
«Тот, кто не предал» — это об Энвере Ходже.
Сейчас — редкость немыслимая в нынешнем «комдвижении».
Возродим. Только уже без троцкизма (который так ненавидел Энвер — читайте его книгу «Хрущёвцы», есть в Инете)
так он с этого и начинал, с вычищения троцкатни из КПА
Вот я и про то, чего сейчас так не хватает у ребят-левят.
Где твоя подпись под замечательным материалом?
Ты бываешь излишне скромен («по контрасту» с прочим твоим поведением)
так он и не мой (почти)
Зато мой другой! А-хха!
Многое интересное о Ходже и закрытой для нас с 1961 года
социалистической Албании я уже помещал в комментариях.
Завтра постараюсь воспроизвести (если позволит время)
А.Колпакиди в гостях у Элмара Рустамова на «Трудоднях» (17.10.2021):
Колпакиди: Закавказье мы потеряли на хрен с этими азерами, азербайджанцами, извиняюсь…
Э.Рустамов (моргнул, якобы ничего не заметил, улыбается).
«Проглотил» это оскорбление сратый «интернационалист» Элмар Рустамов. Он глупый, карьерный (на что ещё надеется, дурак?) человек, который даже свою национальность защитить не захотел.
Может только моргать на замечания и оскорбления. И х…ю разводить…
Вот как должен был повести себя этот 30-й мальчик:
— Александр Иванович! А почему Вы оскорбляете таким словом мой замечательный народ? Ведь не все у нас торгаши, абсолютное большинство (но не активное, увы) — честные труженики, талантливый народ с древней культурой. И такие же рабы капитала, как и другие народы бывшего СССР (который я изучал по картинкам и значкам).
Но Элмар Рустамов так не сказал, а хлопал глазами.
Если все эти «левие» Инет-лавочки закроют — это будет только на пользу.
Обидно будет только тщеславным п..здельникам.