Все мы тут советские таджики, господин Рахмон!
Небольшая волна (у кого-то восхищения, у кого-то удивления) поднялась в связи с высказываниями главы одной из постсоветских неофеодальных республик. Рахмон (такой же бессменный, как Путин, кстати) всего-то потребовал уважения к тому самому праву нации на самоопределение, которое «питерские» вполне показательно сейчас игнорируют на Украине, и вообще считают наихудшим наследием Ленина, большевиков, «раздававших земли», «атомной бонбой» и т.д.
Приводим само высказывание Рахмона:
Мы хотим, чтобы нас уважали. Мы что, какие-то чужеземцы? Не надо в нас много денег вкладывать. Владимир Владимирович, просьба к вам, чтобы не было политики к странам Центральной Азии как к продолжению Советского Союза.
Смешно ждать от неофеодалов чего-то позитивного в отношении СССР и социализма, однако важно здесь услышать как раз не антисоветское (ничем, кстати, не отличающееся от «питерского» недавнего: «Советский Союз никогда не возродится, и слава Богу»), а актуальное, определяющее взаимоотношения внутри того странного союза, что некоторое время именовался СНГ (Союз независимых государств — ну, то что нам подсунули вместо СССР в 1992-м по итогам Беловежья). Понятно, что для Рахмона, как и для Путина, СССР с «совдеповской идеологией» (так именовал преемник Ельцина марксизм-ленинизм и научный атеизм, которые якобы мешали развиваться Европе, соцлагерю) — это не Союз, а империя (в том изображении, что имелось у диссидентов, советологов и прочих «друзей» советского народа), в которой власть централизована, и Москва решает за все республики. Вот что не нравится нынешним независимым государствам — и это объяснимо, каждый князёк хочет быть полным хозяином своего княжества. Князёк напоминает царю, что не «по понятиям», а формально он не указ экс-советским республикам — которые и республиками-то называются условно, власть там, как и в РФ, не народная.
И вот парадокс: статус «чужеземцев» это как раз признание всего формального в отношениях Таджикистана и РФ. Но сильнее, конечно, братство советского народа, отношения неформальные, охватившие несколько поколений, выросших в СССР и даже после 1991-го — и как раз по ним-то таджики нам никакие не чужеземцы, не инородцы (дореволюционный словарь тут богат, ещё есть «иноверцы»), но братья-трудящиеся, — именно как члены семьи советского народа (постсоветские границы тут формальны и аномальны). Есть ли тут противоречие? Нет — если мы в советской диаматической («совдеповской» по Путину) парадигме, если право нации на самоопределение уважаемо по ленинским нормам. Именно национальное равноправие, уважение ко всем культурам членов семьи советского народа — было отличительной чертой СССР, и государственной формулой дружбы народов. Но контрреволюция в Москве изменила это положение, Союз «посыпался» отсюда, а не с «окраин». Откровенно имперская политика государственных антисоветчиков — конечно, вызывает тревогу в республиках после «цивилизованного развода». Всего лишь об этом и пытался на своём (господском, противоречивом) языке сказать Рахмон.
Но что ответили ему слуги царя! Вот это заслуживает большего внимания, несомненно, потому что здесь имперское, антисоветское — проявилось в большей степени, нежели в словах Рахмона.
Вот пишет некто «Голос Мордора специально для 360» (незатейливый колумнист ворбьёвского таблоида):
А еще Эмомали заявил, что у Таджикистана есть свои культура и история и с этим необходимо считаться. И вот тут я с ним соглашусь, но все равно задам несколько неприятных вопросов.
Господин Рахмон, а откуда такая нелюбовь к Советскому Союзу? Позволю себе напомнить, что независимый Таджикистан и близко не приблизился к уровню развития Таджикской Советской Социалистической Республики. И это не попытка унизить вашу страну, а медицинский факт.
Кроме того, при Советском Союзе были исключены вот такие войны, которые вы сейчас регулярно ведете со своими соседями киргизами. Я не знаю, может, там на самом деле очень веская причина, но сомневаюсь, что она стоит того, чтобы гибли гражданские и военные с обеих сторон. В СССР это было просто невозможно, если, конечно, не брать период, когда он распадался.
Также господину Рахмону стоит вспомнить, что именно Россия остановила кровавую гражданскую войну между «юрчиками» и «вочиками», которая бушевала в Таджикистане в первые годы его независимости.
Еще господину Рахмону стоило бы вспомнить, сколько русских парней отдали жизни за его страну. Простых солдат и офицеров, которые обеспечивали мир в Таджикистане, в том числе охраняли мирную жизнь от очень неспокойных соседей с юга.
Господину Рахмону стоило бы подсчитать, сколько граждан его страны работает в России и шлет деньги домой, поддерживая экономику Таджикистана. И это огромные деньги, без которых Таджикистан просто бы не выжил.
Не понимаю, с чего вдруг у господина Рахмона случился такой, с позволения сказать, приступ. Но только все претензии, которые имеются, надо бы в первую очередь предъявить самому себе и больше никому другому. Потому Россия относится к Таджикистану не просто хорошо, а слишком хорошо…
Слова о независимом Таджикистане звучат как будто с некоей кафедры, с возвышения «России» (которая «относится» — ну, за господ «Голосу Мордора» писать, конечно, приятно: относятся господа, но пишем, что вся Россия…) — а что, РФ может чем-то сильно отличительным от неофеодального Таджикистана похвастаться, какими-то безусловными достижениями по выходе из СССР 12 июня 1990-го (государственный праздник, «День России»)? Ну, разве что в сфере Трубы Священной — построена масса газопроводов и нефтепроводов, по которым (sic!) продаётся социалистическая собственность (в ней имеет долю и упомянутая «голосом» ТССР, каждый таджик). Поскольку это СОВЕТСКИЕ газ и нефть, достояние всего советского народа. Но об этом Рахмон заявлять пока не отваживается, об этом разок заговаривал только Лукашенко — и «питерские» его тотчас услышали, строят порт, а об отдельном месторождении «в дар» (как жене Медведчука) только думают.
Однако лакейский «голос» вроде бы укоряет в антисоветизме Рахмона — формально есть за что, но суть-то обратная. Слова «ПРИ Советском Союзе» — чётко выдают мировоззрение. Как «при царе» это звучит не случайно, это не оговорка или опечатка — это именно понимание советского как имперского. И войн тут не было не потому что национальное равноправие и дружба народов базировались на социалистической собственности, — не из-за чего было воевать в процессе созидательного труда в направлении коммунизма, — а по какой-то иной причине. Видимо, потому что тогдашние генсеки были мудры, а не потому что сами таджики были в праве, ныне у них изъятом — в праве свободного перемещения по всему СССР, доступа к высшему образованию в любом вузе, работали на великих стройках (включая первые трубопроводы Уренгой-Помары-Ужгород), в советских НИИ…
Да что там искать подтверждений? Ни войн, ни неуважения к таджикам не было потому что семья была дружна. А вот когда пошёл делёж земель и приватизация — идеологически запущенные из Москвы ельцинским «парадом суверенитетов», — тут же и войны начались. Причинно-следственная связь тут чётко отображена в хронологии событий. «Голос Мордора» тут явно с позиций «бремени белого человека» высказывает претензии: мол, вы, неразумные недочеловечки, только под пятой «красной империи» были мирными, а как только пята сдвинулась, так тотчас и стали убивать друг друга, и опять же только «белые», только русские офицеры («господа офицеры, по натянутым нервам…») спасли вас от дальнейшего кровопролития…
Здесь есть правда, но только часть правды: разделённые постсоветскими границами и приватизацией единого советского экономического наследства точно так же как «25 миллионов русских», таджики и воевали в рядах СА (она название и краснознамённую символику ещё долго не меняла), даже в Чечне, и глупо тут искать какие-то национальные преимущества — кто за кого гиб… И защищали друг друга, и убивали друг друга на гражданке и в войнах — такова была цена августовских «перемен, мы ждём перемен» 1991-го. Контрреволюция, приватизация, медленный распад СССР — были одинаково для всех членов семьи советского народа катастрофичными, если это трудящиеся, а не господа, не приватизаторы, не латифундисты. И вот тут-то как раз «Голос Мордора» служит своему господину — что для Таджикистана «хорошо» (пребывание в СССР), то для его-то господ просто смерть как для класса. Но отсюда вырастает замечательный в своей итоговости упрёк уже не Рахмону, а пролетариату Таджикистана — что он, чумазый и недостойный, имеет счастье работать на российских капиталистов, и это важное экономическое подспорье, без которого экономика страны рухнула бы…
«Огромные деньги» даются таджикам в тяжёлом трудовом поту, в невыносимых условиях труда — но «Голосу Мордора» это как-то не заметно, либо просто упоминать это в данном «засоветском» спиче не к месту. Застраивающий Подмосковье со своим семейным «Аэропланом» губернатор-единоросс Воробьёв — даёт рабочие места таджикам, и за это Рахмон обязан в ножки кланяться Воробьёву, как и Собянину (за рабочие места в общественном транспорте, на стройках)! Право быть эксплуатируемым в России — ещё надо заслужить прилежным поведением. Речь, понятно, не о Рахмоне, а о «чадах его» — как видим мы, неофеодализм не в экономике, а в умах сырьевой империи торжествует. Медицинский факт.
«вот такие войны, которые вы сейчас регулярно ведёте со своими соседями киргизами» — легко отображается на «события вокруг Украины» как по-лакейски изящно называют «невойну» такие же «голоса»…
Кто бы укорял-то? Впрочем, в Мордоре ведь не один мультимиллиардер Саурон укоряет, и не один «золотой миллиард», а многоголосые малобюджетные орки тоже обязаны напоминать заграничным братьям по классу, что они — ниже орков…
Кстати, а так ли на деле выше положение «имперских» пролетариев на фоне таджиков, которым «Россия» даёт счастье работать на стройках, на тяжёлых дорожных работах, и прочие «высокотехнологичные рабочие места»? Сырьевая империя вздувает для своих граждан цены в период якобы всеобщей экономии — не только на ЖКУ, всё дорожает стремительно, даже хлеб, пачка сливочного масла ушла за 200 рублей (год назад стоила меньше ста), даже проезд в общественном транспорте, в электричках дорожает (билет до Можайска подошёл к 350 рублям! что — и нам электричество обходится дороже? бомбим чужие электростанции — так и самим надо научиться ценить электроэнергию?!).
Советский народ, разрубленный на нации приватизаторами единой, ЕГО социалистической собственности, только воссоединившись по классовому принципу и возвратив своё НЕДЕЛИМОЕ, устранит причины войн, невзгод и междоусобиц. Помня ленинское «две нации в одной нации», мы знаем — где выход.
Дмитрий Чёрный, гражданин СССР
Материалы по теме:
Окна Овертона и кивающие из них классовому врагу мраксиZты
Тихо и незаметно прошла годовщина пенсионного предательства
Не только «настоящая декоммунизация», но и десоветизация памяти об СССР!
Классовая природа войны непостижима как для путриотов, так и для либералов
Сто четыре года назад за наше социалистическое будущее погибли 26 бакинских комиссаров