Турция перед выбором
Если есть где-то в мире места в которых наиболее отчётливо и выпукло видны все язвы и пороки капитализма, то Турция однозначно относится к числу таких стран. Для этого достаточно просто выйти на наиболее оживленные улицы Стамбула, чтобы без труда это лицезреть. Женщины, старики, дети — все работают. Немыслимое число бесправных мигрантов из Сирии, Африки, других стран. Очень много приехавших из Средней Азии, о чем живописно говорят вывески и надписи с флагами Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.
В общественном транспорте, на улице, большое количество русских и вообще русскоязычных людей, особенно в последние несколько дней. Отношение в целом, за редким исключением, гостеприимное, с пониманием. Из-за санкций особенно в последние дни крайне осложнено снятие денег и обмен валюты с карт системы “Мир”и других российских банковских карт. И это в самый разгар массового приезда “дорогих россиян”!
Тяжёлый уличный труд вне зависимости от пола, расы, возраста и состояния здоровья. Ему бы за школьную парту — а он тачку везёт! Нищие и бездомные, порой целыми семьями, с детьми, стоят или лежат с протянутой рукой у дороги прямо на брусчатке. На весь район слышатся отголоски динамика с мусульманской молитвой из мечети. Много женщин в хиджабах, платках и шалях. Говорят, что за последние годы их стало значительно больше. Ведь жена президента стала носить платок! Надо не отставать! И это при формально светском характере государства.
Иногда, когда наступает ночь, слышны звуки выстрелов на улицах. Город засыпает — просыпается преступность…
Вопиющая, кричащая бедность. Этим немаловажным фактором обусловлена популярность левых и «окололевых» партий. Растущие инфляция, резкое падение национальной валюты и уровня жизни не прошли даром. Цены на продукты и многое другое существенно упали за последние несколько месяцев, что говорит ещё и о снижении покупательной способности граждан.
Позиции Эрдогана сильно пошатнулись и открыли для оппозиции большое «окно возможностей» на грядущих в 2023 году президентских и парламентских выборах. Неделю назад состоялось масштабное событие — рождение предвыборной левой коалиции «Союз Труда и Свободы». Её ядром стала прокурдская «Демократическая партия народов Турции». В блоке также участвуют Рабочая партия, Партия Труда, Зелёная партия, троцкисты, профсоюзы. Всего около полутора десятков организаций. Работа съезда широко и активно освещалась местными СМИ.
Представительство, как в количественном, так и в возрастном отношениях завораживает, участников и гостей в Конгресс-центр «Халич» привозили на автобусах, вход абсолютно свободный для всех. В огромном зале море энергичной молодёжи, размахивая флагами как на демонстрации выкрикивает речевки. Им вторят такие же яростные лица на большом экране: показывают кадры рабочих и профсоюзных колонн на манифестации 1 мая 2022 года.
В кулуарах общаемся с активистами. Среди них, как молодые политические бойцы, так и активисты со стажем. Вот нам задорно улыбается ветеран троцкистского движения Турции.
Через несколько минут курды берутся за руки и пускаются в своеобразный хоровод.
Да, программные требования новой левой коалиции реформистские. Но в ситуации постепенного скатывания Турции в средневековое мракобесие и правую реакцию, мощная сила выступающая в защиту прав трудящихся, с действующими боевыми профсоюзами представляется большим шагом вперёд.
При всем вышеуказанном, Стамбул достаточно демократичный город. Митинги и пикеты, политическая агитация левых сил здесь явление привычное и распространенное. Чего стоит уже один тот факт, что советником мэра города является коммунист! Сам градоначальник тоже человек прогрессивный, чем и обусловлена свободная атмосфера в самом Стамбуле. Портреты Мустафы Кемаля Ататюрка — не формальность и не исключительно лишь дань традиции, многие из его идеалов ещё живы в Турции, как бы их не старался похоронить Реджеп Эрдоган.
Этот «мостик» и не позволяет пока окончательно скатиться Турции в откровенное мракобесие и средневековье как многие её соседи по региону. Не лишним было бы вспомнить в этой связи, что именно Советская Россия первой в мире официально признала Турецкую Республику и установила дипломатические взаимоотношения с ней, а между Предсовнаркома Лениным и президентом Мустафой Кемалем Ататюрком велась обширная деловая переписка.
В азиатской части Стамбула (это противоположный остров!) помимо многочисленных плакатов левых партий (до выборов ещё целых девять месяцев!) натыкаемся на граффити с Лениным! Необходимо также отметить, что это молодёжная, «хипстерская» часть города. И вообще, если судить по Стамбулу, Турция очень «молодая» страна — это сильно заметно по огромному числу молодёжи на улицах, и по соотношению молодых людей и представителей старшего поколения в общественных местах.
Эльмар Рустамов, «Трудовая Россия»
От редакции: «Стамбул — город контрастов»… Опыт не единичного, а периодического пребывания в Турции, и не в столице, а в курортных городках поменьше, поспокойнее — позволяет судить о том, что туристический поток, и живущие на этом потоке слои населения, не всегда дают представление о всей Турции. Например, в Дидиме в разгар солнечного, жаркого дня, на его центральной улице, где прохаживаются и сидят в открытых кафе в лёгких одеяниях европейские туристы (причём тоже не из богачей — это пенсионеры и рабочий класс Англии, Голландии, — из тех, с кем мне удавалось пообщаться) — можно наткнуться на турецкую женщину в «скафандре» (это летнее одеяние, религиозно предписанное, в том числе и для купанья — видны только руки, глаза и ступни), которая тащит за собой сына-инвалида и просит милостыню…
Эрдоган на этой странной доктрине (туристам — всё, свои — ничто), как ни странно, снискал популярность у мелкой буржуазии, которая заинтересована в туристическом потоке, но сама никогда не выезжала за пределы Турции. У такой курортной буржуазии работают даже наши советские братья из Казахстана, сезонными официантами. Я общался и с ними: они честно говорят, что тут два месяца год кормят, а сами они работают до последнего туриста, затем переезжая в городки, где всё подешевле, и просто отсыпаются все остальные месяцы года после работы без передыха (прибрежные кафе работают и ночью). Безумно дорого (по постсоветским меркам Казахстана и РФ) там стоят, например, сигареты. Но та буржуазия, что перекочёвывает за пределы мелкой, в среднюю — уже не тяготится национальными и религиозными предрассудками, становится космополитичнее.
Интереснейший товарищ, хозяин небольшого кафе «365», повстречался нам в глубинной (20 минут неспешной ходьбы от пляжной линии) части Дидима, где цены в кафе пониже, и мест там соответственно побольше. Звали его Зия и был он курдом. По убеждениям — социал-демократ, по вкусам — европеец. Зия любил софтрок (в духе песни All for one), тихо восхищался красотой моей первой жены, и именно через это странное сочетание интернациональных симпатий и общих вкусов, мы вышли на тему политики. Зия поразил образованностью и прогрессивностью взглядов: он не держался за кафе и за прибыль в принципе, рассказал, что мечтает продать это место, и даже предлагал в этом ему помочь.
По духу он — байкер, только без показных шлемов и бороды, а байкер мобильного типа, обожает путешествовать на своём спортивном «железном коне» по континентам, при минимуме поклажи, проживая попутно в самых дешёвых мотелях. Зия в виду явного единства как минимум социал-демократических взглядов, вызвался нам (для экономии средств) привозить овощи, зелень, мясо и молоко с базара на своём байке, как возит он их для кухни кафе. Нам и нужно-то было немного, мы мало готовили дома. Позже, на следующий год, он же помог нам снять у англичан (!), которые не планировали в тот месяц жить в своей турецкой недвижимости (там владельцы в основном иностранцы — тоже доктрину Эрдогана высвечивает сие), по вполне сходной цене двухэтажное помещение. Не удивился бы, узнав, что Зия финансово помогал братьям-курдам из РПК за кулисами наших бесед о социализме и реальном светском государстве (женившись на англичанке, он узнал что это такое — но ненавидел тамошнюю погоду и атмосферу, потому и колесил на байке).
Познакомившись с этим удивительно симпатичным и при том не рисующимся ни перед кем, даже на фоне прочих местных замкнутым, немногословным парнем, я понял, что сформировавшаяся при Эрдогане экономическая модель курортного капитализма — работает против капитализма вообще, поскольку бизнес этот не очень-то прибыльный (при высочайшем качестве блюд и обслуживания, надо признать), и там где может зародиться социалистическое, интернациональное, воспаряющее над «генеральной линией» Эрдогана, над социальным регрессом, самосознание — оно немедленно зарождается, и никоим образом стабильности этой системы не способствует (чего не скажешь о российских Zooмунистах из разных партий, например, — которые мечтая о социализме только и делают, что укрепляют олигархическую и бюрократическую «путинскую вертикаль» и наделяют её всё большими полномочиями).
Это было в 2012-14 годах, кстати, почти десять лет назад. До того, как в 2016-м Эрдогана пытались свергнуть военные, а он им ответил ещё большей клерикализацией и «дремучизацией» внутренней политики. Как забыть мусульманских радикалов, плётками (!) в Стамбуле публично наказывавших восставших против султана-Эрдогана танкистов и разгневанных горожан, воспитанных мятежным Таксимом?!.
Ждём новых репортажей, товарищ Э!
Д.Ч.
товарищ Рустамов тоже перед выбором: Турция или Европа
с Лазурными берегами?
не хочет он жить среди братского народа…
лучше давай к нам обратно, Элмар.
СЕЙЧАС!
сейчас! и ты его примешь в гости, на чекистском комоде разложишь его рукописи для дальнейшей публикации? вот ты шутишь, а его публикации наши сейчас очень поддерживают — неизвестно на что товарищ там существует… зато говорить может свободно
не. ну так живописует «красную Турцию» с ея контрастами, что хочется спросить у Элмара — чаго тебе там не так? зачем хочешь покинуть землю древней Византии, завоеванной турками-сельджуками?
Когда Рустамов выступал по скайпу последний раз «оттуда» — над ним виделось свечение.
жара, наверно.
все-то их во Хранцию тянет. И Эльм туда же!
пока он промеж Дарданелл, в Царьграде — где Бурдайтскис, там и он. коммуна, однако! и не завидуй — глядишь, летом его там и навестишь по горящей путёвке
Д.Ч.! — а ты по Духу — Байкер? Который Джо…
Да, ждём, ждём…новых репортажей от тов. Рустамова!
Скоро он к нам по-французски обратиться.
И будет садить алюминиевые огурцы на Елисейских полях.
Элмар! Мысленно я всегда с тобой. Там…
«По убеждениям он — социал-демократ, по вкусам — европеец»
Это портрет Рустамова, хотя он и не курд, но близко, и социал-демократ — р-революционный.
Следующей страной, приютившей революционного Элмара — после Турции и Франции — будет явно Норвегия.
Рустамов решил повторить путь скитаний Троцкого. А там и до Мексики недалеко.
Но без Рамона!
ты вот шутишь, а норвежские краснокожие пьющие дамы западают на турецких мужиков и часто женятся на курортах (история про Зию — почти та)
Ох. Д.Ч.! Любишь ты знакомиться в кафе!
«666»
«за кулисами наших бесед о социализме он финансово помогал»
во-во! Ты был прикрытием, конспиратор.
я был ОТкрытием 😉 жаль нашбайкер не набрал на путешествие через РФ, Сибирь и так далее — увиделись бы. но как показала практика, они очень страдают от мороза и нашей хмурой погоды, прям не выносят, им солнышко давай
В общем, хорошо Д.Ч. провёл время. Общался с бабами в скафандрах, пил турецкое пиво с бараньими кебабами и беседовал (?) с курдом Зией о социализме и за жизнь. Пару раз искупался в Босфоре.
«У-у, прроклятый город!!» (женераль Чарнота)
помню, суетливый А.Б. написал наглый стих в мой медовый месяц, который проходил в Бодруме: «обойдя галикарнасы и откушав шашлыка, напиши, пожалуй, строки и для форум.мск»