К 103-летию гибели В.И.Чапаева

Незамеченный расеянским официозом, прошёл день смерти красного героя, героя Гражданской войны, в которой победил социализм и трудовой народ — день гибели Чапаева (5 сентября 1919 года) в бою с белоказаками. Мы традиционно подождали какой-либо реакции хотя бы на уровне Министерства Обороны РФ, телеканала и радиоканала «Звезда» мордашовского, но в угаре СВО, понятно, кремлядям не до таких «мелких» дат. Хотя, мы-то понимаем, что игнорирование это не случайно, конечно.

Власть триколорных приватизаторов тщится втереться в доверие к трудовому, эксплуатируемому ею в мирной (и теперь не только мирной) жизни народу. Она очень давно и сильно хочет навязать советскому народу новых, антинародных героев — на доступной ей части СССР и кусочке истории. И памятники царям ставит, и Маннергейма славит… Как Бандера, Шухевич и Петлюра на Украине, так беляки, монархисты и коллаборационисты времён Великой Отечественной — не случайно стали в повестке дня правящего паразитарного класса героями Новой России. Ведь они все так или иначе сражались под триколором против красных, против большевиков, против национализации средств производства, банков и т.д.

А, как учил ещё в 1991-м непререкаемый авторитет Путин, большевики совершили самое страшное для «исторической России»: уничтожили зачатки рыночной экономики, частной собственности! Потому не оставляют попыток декоммунизации топонимики в городах и сёлах триколорные господа — недавно, как мы знаем, во Владимире единороссы пытались переименовать улицу Парижской Коммуны в «героя России» (России, пытающейся стереть Украину с родной всему советскому народу карты СССР). Точно так же, ранее, в октябре 2020 года в селе Красном триколорные власти пытались установить бюст казаку Сладкову, в бою с подразделениями которого погиб Чапаев. Но резко негативная реакция сельской общественности, которую о возможности установки сего монумента даже не спрашивали, поддержка восставших против реакционной пропаганды селян со стороны внучки Чапаева Татьяны — не позволили попам и имперцам восторжествовать на советской земле.

Наша просветительская работа на данном направлении остаётся той же самой. Стирая в памяти трудящихся позднесоветские (антисоветские!) анекдотики про Чапаева и пелевинскую убогую «Чапаева и Пустоту», просто рассказывать современникам биографические факты, объясняющие, как крестьянин, плотник, а затем солдат ещё царской армии Чапаев — пришёл к большевикам, к борьбе за социализм, к идеям научного коммунизма и Третьего Интернационала.

Василий Иванович родился в селе Будайске (Казанская губерния, Чебоксарский уезд) 28 января 1887 года. Его дедушка Степан Гаврилов был простым крестьянином. Односельчане уважали его, выбрали деревенским старостой. Отец, Иван Степанович, получил другую фамилия — Чапаев, производную от семейного уличного прозвища Чепай (этот глагол в местном наречии означал нечто сродное «цапай», «хватай», однокоренное слово — «чапельник»). Национальность отца – эрзя, мама красного командира имела смешанное, русско-чувашское происхождение. Василий был третьим ребенком в семье, всего же детей было девять, но четверо из них умерли еще в младенчестве.

Иван Степанович был плотником, мастером своего дела. Когда Василию исполнилось десять лет, большое семейство перебралось на новое место жительства, в Самарскую губернию. В этих хлебных местах простому народу жилось легче, отец надеялся на лучшую долю для своей семьи. Он очень скоро получил плотницкий подряд, стал работать вместе со старшими сыновьями. Василий начал учиться в церковно-приходской школе, средства на содержание которой давал его двоюродный дядя.

Отец мечтал выучить мальчика на священника, но неприятность, произошедшая с Василием, заставила его пересмотреть свои взгляды. За небольшую провинность мальчика жестоко наказали «святоши», закрыв его зимой в неотапливаемый карцер пожарной каланчи. Замерзший, испуганный подросток сумел выбраться из своего заточения, прибежал домой. После пережитого стресса он болел до самой весны.

Иван Степанович забрал подростка из церковно-приходской школы, разорвав все отношения со своим зажиточным родственником. Так впервые у будущего командарма вспыхнула ненависть к попам и буржуазии. Василий стал работать вместе с отцом, затем Иван Степанович отдал его в услужение к купцу Белоглазову. Здесь подросток прошел все стадии ученичества, помогал в домашних делах, разносил товары из лавки по домам, работал за прилавком.

ВСЕ БЫЛО ХОРОШО, НО ПОДРОСТКА СТАЛИ ОБУЧАТЬ «ПРАВИЛЬНО» ОБРАЩАТЬСЯ С ПОКУПАТЕЛЯМИ: ОБВЕШИВАТЬ, ОБМЕРИВАТЬ ИХ. И ЭТО СОВСЕМ НЕ НРАВИЛОСЬ ВАСИЛИЮ И ЕГО ОТЦУ, ОН И РЕШИЛ, ЧТО ГОРАЗДО ЛУЧШЕ, ЧЕСТНЕЕ УЧИТЬСЯ ПЛОТНИЦКОМУ ДЕЛУ.

Способный, рукастый молодой человек быстро овладел всеми тонкостями плотницкого дела. После этого отец отправил третьего сына обучаться столярному мастерству. Но стать заправским мастером Василию не удалось, настало время для службы в армии. Через полгода молодого человека комиссовали по медицинским показаниям – на его глазу появилось бельмо. После возвращения домой он стал встречаться с дочерью священника и очень скоро женился. Василий организовал мастерскую по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, затем стал зарабатывать средства на жизнь в иконописной мастерской, принадлежащей его тестю.

Когда началась Первая мировая война, Чапаева призвали в армию, отправили в запасной пехотный полк города Аткарска. Ему было гораздо легче осваивать трудную солдатскую науку, чем многим новобранцам, поскольку он уже имел опыт службы. Командиры быстро оценили потенциал бравого служаки, отправили его в учебную команду, готовившую унтер-офицеров. В боях младший унтер-офицер Чапаев проявил себя с самой лучшей стороны – был находчив, отважен, воевал, не щадя своей жизни.

Те, кто знал Чапаева близко, всегда удивлялись его бесстрашию. Этот человек как будто совсем не дорожил своей жизнью, искал смерти в бою. Такое поведение во многом объяснялось неурядицами в его семейной жизни. Перед отправкой на войну Василий Иванович перевез жену с тремя детьми в дом своего отца, Ивана Степановича. Чапаев прекрасно понимал, что Пелагея без него, без кормильца не выживет: такова была суровая доля «низшего сословия», бесправная женщина, жена «при детЯх», муж работает, а война-то не кормит… Но родные люди никак не могли ужиться вместе, между свекром и невесткой постоянно вспыхивали ссоры. В письмах Пелагея жаловалась на родственников, все это не могло не отразиться на эмоциональном состоянии воина, пока что по долгу службы защищавшего «родной» романовский сырьевой империализм (Россия накануне войны, в 1913-м была поставщицей лучших сортов зерна в ту самую Европу, с которой теперь воевала — худшее шло на прокорм крестьян, которые этот хлеб собирали). Чапаев, несомненно, между боями задумывался о той «войне в мирной жизни», что осталась в доме его отца — в поисках выхода из бытовой, родительской ловушки-избы для молодой семьи (подробно, исторически изученной Энгельсом в работе «Происхождение семьи и частной собственности»).

За отвагу Чапаев был награжден Георгиевской медалью, Георгиевским крестом 4-й степени.

В ОДНОМ ИЗ БОЕВ ВАСИЛИЙ ПОЛУЧИЛ ТЯЖЕЛОЕ РАНЕНИЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО У НЕГО ОКАЗАЛОСЬ ПЕРЕБИТЫМ СУХОЖИЛИЕ НА РУКЕ. ЧЕРЕЗ ТРИ МЕСЯЦА ХРАБРЕЦУ ПРИСВОИЛИ НОВОЕ ЗВАНИЕ, ОН СТАЛ СТАРШИМ УНТЕР-ОФИЦЕРОМ, ЗА ВОИНСКИЕ ЗАСЛУГИ БЫЛ НАГРАЖДЕН ГЕОРГИЕВСКИМ КРЕСТОМ 3-Й СТЕПЕНИ.

После очередного ранения и лечения в госпитале воину предоставили трехнедельный отпуск. Еще в госпитале из письма отца Василий узнал, что жена бросила детей, ушла жить к соседу, служившему кондуктором на железной дороге. Приехав на побывку, унтер-офицер Чапаев сразу же вернул беглянку домой. Мирная семейная жизнь была налажена, отец пообещал быть добрее к невестке, но Василий опасался, что после его отъезда все вернется на круги своя, так позже и оказалось. От семейного дискомфорта жена бежала в объятия кондуктора. Вернувшись на фронт, Чапаев стал участником Брусиловского прорыва, за храбрость получил очередной Георгиевский крест и следующее звание – фельдфебель. В автобиографиях он указывал, что был кавалером всех Георгиевских крестов, имел полный бант, однако официальных документов на присвоение последней награды исследователям до сих пор не удалось найти.

В 1916 году от тяжелого ранения скончался земляк и друг Василия – Петр Камишкерцев, перед смертью он просил Чапаева позаботиться о своих дочерях. Во время отпуска в 1917 году Василий отправился к вдове погибшего, и сказал, чтобы она собрала вещи детей, которых он перевезет к своему отцу. В ответ Пелагея Камишкерцева стала собирать и свои вещи: вопросы любви были в быту крестьян второстепенными, главное выжить, а выжить можно только при живом кормильце. Чапаев был обескуражен, он еще не был разведен с Метлиной, продолжавшей сожительство с кондуктором. Через некоторое время он, напротив, перевез своих детей к Камишкерцевой.

Летом 1917 года его назначили фельдфебелем запасного полка, дислоцировавшегося в Николаевске. В армии в это время было уже очень неспокойно, солдаты, уставшие от войны, отказывались воевать, появилось много дезертиров. В воинской среде активно работали агитаторы-большевики. Но Василий не сразу примкнул к большевикам, он пытался узнать, какая политическая партия ближе всего к нему самому, выражает его взгляды на жизнь.

Василий Чапаев и Пелагея Метлина

ПО СЛОВАМ САМОГО ЧАПАЕВА, ОН НА «ЗУБ» ПОПРОБОВАЛ КАДЕТОВ, ЭСЕРОВ, АНАРХИСТОВ. ИДЕИ ПОСЛЕДНИХ ОСОБЕННО УВЛЕКАЛИ ОТВАЖНОГО ВОИНА, НО ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ОН ПОНЯЛ, ЧТО АНАРХИЗМ – ЭТО ПУТЬ В НИКУДА.

Чапаев примкнул к большевикам, вступил в РСДРП(б), однако товарищи не сразу поверили бравому усатому фельдфебелю, увешанному крестами. Они подозревали, что этот человек – яркий представитель черносотенцев, весьма распространенных в среде казачества. Но совсем скоро авторитет нового члена партии взлетел на небывалую высоту, товарищи увидели этого человека в деле.

Чапаев был прирожденным полководцем. В бою он чувствовал себя гораздо уверенней, чем в обычной жизни. Он сражался с белогвардейцами в Поволжье и в Предуралье. В начале 1918 года он стоял во главе разгона Николаевского земства, затем был направлен на подавление антисоветских мятежей, стал создателем уездной красной гвардии. В мае этого же года молодой военачальник занимался реорганизацией маленьких отрядов в красноармейские полки.

Летом 1918-го власть Советов в Самаре пала, началась Гражданская война. Чуть позже войска белочехов заняли Уфу, Сызрань, Бугульму. К концу августа красногвардейцы, которыми руководил Чапаев, отбили Николаевск. Василий Иванович предложил переименовать этот город в Пугачев.

ЗИМОЙ 1919 ГОДА ОТВАЖНОГО КОМАНДИРА КРАСНОЙ АРМИИ ОТПРАВИЛИ УЧИТЬСЯ В МОСКОВСКУЮ ВОЕННУЮ АКАДЕМИЮ. НО СКОРО ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОМБРИГ СБЕЖАЛ ИЗ-ЗА УЧЕНИЧЕСКОЙ ПАРТЫ. ЕМУ ХОТЕЛОСЬ НАСТОЯЩЕГО ДЕЛА, АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА КАЗАЛАСЬ ЧАПАЕВУ СУХОЙ И БЕЗЖИЗНЕННОЙ, А МНОГИЕ СТАРОРЕЖИМНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ НЕ УМЕЛИ НАЙТИ ПРАВИЛЬНОГО ПОДХОДА К СВОИМ КУРСАНТАМ.

Общая подготовка прирожденного военачальника была слабой и тоже сказывалась на его отношении к учебе. Бегство из академии нисколько не помешало Чапаеву продвигаться по карьерной лестнице. Летом 1919 года он уже был комдивом 25-й стрелковой дивизии, сражавшейся с Колчаком. В июне того же года комдив Чапаев был ранен в голову, в июле – получил высокую награду, Орден Красного Знамени.

Внешне легендарный комдив был необыкновенно красивым человеком. Это был мужчина среднего роста, ловкий, подвижный, с ясными светлыми глазами, изящными кистями рук. Он не был былинным богатырем, но производил впечатление чрезвычайно сильного человека.

Родители не зря отговаривали Василия от женитьбы на Пелагее Метлиной, они знали, что дочери священников часто бывают капризными и избалованными. Он горячо любил эту женщину, но жизнь с ней не принесла ему счастья. Первая жена, которой он отправлял с фронта все свое жалование, предала его, несмотря на прекрасное отношение к ней. Она скончалась от тифа.

Вторая супруга, тоже Пелагея, Камишкерцева не оказалась в свою очередь образцом верности. Она изменяла легендарному комдиву, встречалась с начальником артиллерийского склада. Однажды Василий Иванович приехал домой, где как раз гостил любовник его жены. Отважный воин не стал скандалить, молча уехал на фронт.

«Пелагея Вторая» пыталась помириться с мужем, но он был непреклонен. На самом деле, Чапаев был однолюбом, и на свою первую жену он тоже не держал зла. Поняв, что не создан для семейной жизни, Василий Иванович вообще не судил строго ни первую Пелагею, ни вторую за измены — хотя, во втором случае выполнял наказ погибшего «за царя и отечество» друга, содержал и навещал уже обе семьи.

Раскрывающиеся под наступлением красных просторы новой социалистической жизни затрагивали, по-новому освещали и представления о семье-товариществе (в терминологии А.М.Коллонтай), и теперь нормой становилась совместная жизнь в гражданским браке, то есть исключительно на основе любви и взаимопонимания, без попов и венчаний, без внешних принуждений и самодовлеющих обязанностей, без неизбежного соседства в избе с родней. Потому не было у Чапаева ни зла, ни обиды на обеих Пелагей — «с кем тебе лучше, с тем и живи». У легендарного комдива-красавца (которому, с его-то опытом сражений настоящих, просто некогда и незачем было становиться деспотом в мирной обстановке) были позже и любовницы – Татьяна, дочь казачьего полковника, Анна Стешенко, супруга Дмитрия Фурманова. В масштабах исторических событий, участником которых уже был Чапай — не имела никакой власти старая ненавистная буржуазная мораль, и ее тоже рубали шашкой красные казаки под командованием Чапая!

Поп и черносотенцы освящают бюст Сладкова, командира убийц Чапаева

Отважный и уже легендарный Чапаев, не ведающий страха, очень мешал белогвардейцам как центр притяжения для казаков и крестьян, нахлебавшихся бед при царе и при белых. Красные побеждали не только умением и знанием, но уже и числом, поскольку беднейшее крестьянство только в них видело своих защитников от былых помещиков, кулаков и временщиков. Уральские белоказаки, сословие привилегированное (близкое к кулачеству как раз), организовали под командованием сотника Сладкова рейд, напали на штаб 25-й дивизии в городе Лбищенске. В бою комдив был дважды ранен – в живот и в руку.

Он уже не мог сражаться, красные бойцы переправили легендарного командира через реку Урал на плоту, сделанном из калитки. Когда плотик достиг безопасного берега, оказалось, что комдив уже не дышит. Никаких подручных средств не было, бойцы вырыли могилу для героя в песке руками, замаскировали ее камышом. Сейчас это место находится под водой, поскольку за сотню лет русло Урала не раз поменяло свое направление.

Самый момент гибели Чапая в бою, конечно же, оброс легендами — которые вполне воплотились в фильме 1934 года, принесшем комдиву всемирную известность.

 РАЗГОВОР С ЧАПАЕВЫМ

Пришли к Чапаеву ребята.
- Товарищ дядя, Ване - пять,
А мне уже пошёл девятый,
Мы тоже будем воевать.
- А как зовут тебя?
- Серёжей!
- А не расплачетесь... в дыму?
- Ну, что же?
Раз так - так так! Приму, приму!..
"Бойцам" вручают две винтовки.
- А как стрелять-то?
- Ай-ай-ай!
А говорили: мы из ловких.
К себе, мол, дядя, принимай.
Что ж делать, братцы?..
Трудновато
Придется мне без вас - беда!
Но вы ещё малы, ребята,
Вот подрастёте, а тогда...
Тогда ко мне. А я: Серёжа!
Ванюша! Вы ли? Хороши!
Да только уж тогда, Серёжа,
Врагов не будет ни души!
Со всей земли прогоним взашей,
Прогоним бешеных собак!
Вся, вся планета будет нашей -
Советской! Петька, что? Не так?
Ступайте же расти, ребята.
Я постараюсь и за вас.
Ступайте...
И ушли два брата.
И выросли. И пробил час.
Стоял Серёжа на кордоне.
Стоял, берёг страну свою,
Винтовка стиснута в ладони:
- Эй, самурай, смотри - свалю!
Но сразу двадцать самураев
Напали вдруг на одного.
Стрелял Серёжа, как Чапаев!
Но пуля обожгла его:
Когда на помощь подоспели,
Он всё ещё хотел стрелять.
С последней каплей силы в теле
"Где брат?" - успел он прошептать
И умер.
И услышал Ваня
Такой родной далёкий зов.
И на границу вышел Ваня
И стал бойцом среди бойцов.
Стоит, границу озирает
Сквозь ночь, не хуже чем сова!
В ночи тревожной вспоминает
Чапая твёрдые слова:
"- Со всей земли прогоним взашей,
Прогоним бешеных собак!
Вся, вся планета будет нашей -
Советской! Петька, что? Не так?.."
Он слушает: шпион ли, ветер
В реке затронул камыши?
Врага он меткой пулей встретит!
И будет так, пока на свете
Врагов не станет ни души!

Павел Панченко, 1935

Материалы по теме:

В селе Красном установлен бюст белого казачьего командира убийц Чапаева

Бюст Сладкова в селе Красном будет демонтирован, но в Дивеево вернут ли Ленина?

В Севастополе стараниями РВИО появится милосердная сестра монумента Независимости Украины










4 thoughts on “К 103-летию гибели В.И.Чапаева

    1. этот же вопрос хотел задать вам, товарищ Кац, то есть Потц!) тридни не видать вас было — доклад в Малом Совнаркоме?

  1. а мы-то тут строчим, не устаём, практицки ежедневно. скоро будет эксклюзивная новость с дач 😉 будешь ржать и метать))

  2. зато вчерась видали с мамой вас по телевизору! рассказывали вы, товарищ, о товарище Луначарском и его личной жизни (как-то не очень «зашло», как говорят подростки — всё же нарком Луначарский был хорошим дядей, а мы его буржуям на посмешище)… но про Ежова было веселее и интереснее 😉 только не путаем ли мы список изъятого у Ягоды и у Ежова? (у Ягоды были даже порно-киноленты! и фаллоимитаторы, опять же — хотя он-то натурал был в основном)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *