К 103-й годовщине гибели Н.А.Щорса

Если пойти пешком к центру, к Крещатику от железнодорожного вокзала в Киеве — вас встретит памятник Николаю Щорсу. Встретит и воодушевит: памятник создавался как национальная гордость, как всадник-вестник нового, социалистического мира, в котором человек человеку брат, в котором нет национальных междоусобиц и нет буржуев, в котором рабочий класс — правящий…

Щорс — герой Украины, впервые ставшей республикой, Украины, освободившейся и от гнёта царизма с его реставраторами-белогвардейцами, и от немецкого «внешнего управления», и от националистических банд Петлюры, «зелёных», махновщины и прочих явлений мелкобуржуазной контрреволюционной стихии.

Памятник этот имел и имеет конечно всесоюзное значение, потому судьба его и беспокоит коммунистов всех частей света, всех республик СССР, ныне именующихся странами. Увы, в 2016-м году памятник собирались «декоммунизировать» малообразованные националисты — видимо, наследники Петлюры в грош не ставящие независимость социалистической Украины, которую Щорс отстаивал. Однако нашлись киевляне, не давшие свершиться вандализму — хотя, и со странными оправданиями… Что это вовсе не Щорс, поскольку мужчина на коне выглядит старше 24 лет.

Да на войне за год военачальники старятся на десять лет легко! Тем более, в той тяжелейшей обстановке Гражданской войны в Малороссии, где союзником большевиков было лишь беднейшее крестьянство, где биться приходилось не только с деникинцами, где осколки старого мира атаковали красных со всех сторон, и часто — даже в спину. Впрочем, и на том спасибо киевлянам (кстати, попутно — спасибо и одесситам, отгонявшим идиота с кувалдой от памятника бойцам НКВД, сражавшимся с немецкими оккупантами), — памятник стоит, хоть под ним, наверное, и пишут своё излюбленное националисты. Но кто-то не ленится выводить эти «родимые» пятна, что тоже радует.

Таким я его запечатлел на фото в декабре 2014-го.

Однако чтобы понять, отчего красный комдив, погибший за власть трудового народа в 24 года, мозолит глаза неблагодарным его потомкам — нужно заглянуть в историю СССР, которая не только для националистов стала отчего-то нынче terra incognita.

Д.Ч.

***

На известной встрече Сталина с деятелями искусства в марте 1935 года вождь обратился к Александру Довженко с вопросом: «Почему у русского народа есть герой Чапаев и фильм о герое, а вот у украинского народа такого героя нет?». На столь серьёзный вопрос, конечно, надо было кинематографистам Советской Украины отвечать творчески и масштабно. В 1939-м году на киноэкраны СССР вышел художественный фильм «Щорс». Фильм этот в числе прочих морально готовил страну к неминуемой войне с фашиствующим германским империализмом — и в ней, конечно же, первой под удар попадала Украина, потому её красные герои и были, как особое пропагандистское оружие, так нужны стране Советов….

Обратимся к биографии этого подлинно народного героя, которого стыдиться могут разве что малообразованные особи. Ибо Щорс — как раз такой герой, не привозной, не «засланный», какие сейчас нужны Украине чтобы через этап партизанской войны выйти к подлинной независимости — не выбирать между лагерями буржуазии, но установить как век назад власть трудового народа, который уже будет решать, идти ему куда и с кем (к социализму и с какими соседями).

Маленький деревянный дом, укрывшийся под кроной большого раскидистого клена. Его построил в 1894 году Александр Николаевич Щорс. В поисках лучшей жизни он переехал в Сновск из небольшого местечка Столбцы на Минщине 19-летним юношей. Был призван в царскую армию, но после службы снова вернулся в приглянувшийся ему городок. Здесь дожидалась его Александра – одна из дочерей семьи Табельчуков, у которых Александр Николаевич снимал комнату. По соседству с ними молодожены купили участок земли и возвели на нем дом. 6 июня у них родился первенец, названный в честь деда, — Николай Щорс. Шел 1895 год.

Отец трудился на железной дороге. Сначала разнорабочим, слесарем, кочегаром. Потом стал помощником машиниста, а в 1904 году сдал экзамен на машиниста – по Либаво-Роменской железной дороге он водил маневровый паровоз. К этому времени в доме появилось еще четверо детей. Так начинал свою жизнь будущий герой Гражданской войны Щорс. Отец работал, а мать занималась домашними делами и воспитанием детей. Николай не доставлял ей много хлопот. Мальчишка был смышленый и не по годам разумный. Грамоте обучился в шесть лет, а в восьмилетнем возрасте стал посещать занятия у педагога Анны Владимировны Горобцовой – она готовила детей к поступлению в железнодорожную церковно-приходскую школу. В 1905 году в ней начал учиться Щорс. Биография его не могла сложиться иначе – тяга к знаниям у паренька была необыкновенная.

Спустя год семью постигло горе – умерла мать. Она болела чахоткой и скончалась в Беларуси, куда поехала навестить родственников. Пятеро детей, большое хозяйство и работа на железной дороге. В доме нужна женщина – так решил старший Щорс. Николай Александрович позднее вспоминал, что мачеху он на первых порах воспринял в штыки. Но постепенно их отношения наладились. Тем более что новая жена отца, ее звали Мария Константиновна, в последующие годы родила пятерых ребятишек. Семья разрасталась, а Коля был самым старшим из детей. Школу он закончил в 1909 году с похвальной грамотой и очень хотел продолжить образование.

Но у отца были другие планы. Он рассчитывал, что сын пойдет работать и станет помогать семье. Чтобы понять события, из которых складывалась жизненная история Щорса, нужно представить себе его безмерную тягу к знаниям. Настолько сильную, что в конце концов отец сдался. Первая попытка была неудачной. При поступлении в Николаевскую морскую фельдшерскую школу Коля недобрал один балл. В подавленном состоянии юноша возвратился домой – теперь он был согласен пойти на работу в железнодорожное депо. Но неожиданно воспротивился отец. К этому времени с хорошим аттестатом окончил школу и младший брат Константин. Александр Николаевич собрал обоих сыновей и повез их поступать в Киевскую военно-фельдшерскую школу. На этот раз все сложилось удачно – оба брата сдали вступительные экзамены. Выделив сыновьям по одному рублю, довольный отец отбыл в Сновск. Впервые Николай Щорс уехал так далеко от дома. Начался новый этап его жизни.

Условия обучения в военной школе были строгими, но они оказали большое влияние на формирование характера будущего легендарного комдива Красной Армии. В 1914 году в одну из частей, дислоцированных неподалеку от Вильнюса, прибывает выпускник Киевской военной школы Щорс. Николай Александрович начал службу в должности младшего фельдшера. Вскоре последовало вступление Российской империи в Первую мировую войну, и 3-й легкий артиллерийский дивизион, в котором служит вольноопределяющийся Щорс, отправляют на передовую. Николай выносит раненых и оказывает первую медицинскую помощь. В одном из боев фельдшер сам получает ранение и попадает на госпитальную койку.

После выздоровления поступает в Вильнюсское военное училище, которое было эвакуировано в Полтаву. Он старательно штудирует военные науки – тактику, топографию, окопное дело. В мае 1916 года в запасной полк, который квартировал в Симбирске, прибыл прапорщик Щорс. Биография будущего комдива в этот период жизни делала крутые повороты. Через несколько месяцев его переводят в 335-й полк 85 пехотной дивизии. За бои на Юго-Западном фронте Николай Александрович досрочно получил звание подпоручика. Однако неустроенная окопная жизнь и плохая наследственность сделали свое дело – у молодого офицера начался туберкулезный процесс. Почти шесть месяцев он лечился в Симферополе. В декабре 1917 года, демобилизовавшись из армии, вернулся в родной Сновск. Так завершился период службы в царской армии.

В сложное время вернулся Николай Щорс на свою родину. Шла активная борьба за власть между различными политическими партиями. Гражданская война захлестнула украинские земли, а возвращающиеся с фронта солдаты примыкали к различным вооруженным формированиям. В феврале 1918 года Центральная Рада Украины подписала мирный договор с Германией и Австрией. Для совместной борьбы с Советами на территорию страны вошли немецкие войска.

Николай свой политический выбор сделал еще на фронте, когда познакомился с большевиками и понял программу их партии. Поэтому в Сновске он быстро наладил связи с коммунистическим подпольем. По заданию партийной ячейки Николай отправляется в Новозыбковский район, в деревню Семеновка. Здесь ему предстояло сформировать партизанский отряд для борьбы с немецкими войсками. Опытный фронтовик хорошо справился с первым ответственным заданием. Созданный им объединенный отряд насчитывал 350–400 обученных бойцов и вел боевые действия в районе Злынки и Клинцов, проводил дерзкие партизанские рейды на железнодорожной ветке Гомель — Брянск. Во главе отряда стоял молодой красный командир Щорс.

Биография Николая Александровича с этого времени была связана с борьбой за установление на территории всей Украины Советской власти. Активность партизанского отряда заставляла немецкие войска нести ощутимые потери, и германское командование решило покончить с его существованием. С тяжелыми боями партизанам удалось вырваться из окружения и отступить в район города Унеча, который находился на российской территории. Здесь отряд был разоружен и расформирован – так предписывал закон.

Сам Щорс отправился в Москву. Он всегда мечтал учиться и хотел поступить в медицинский институт. Революционный водоворот изменил планы недавнего фронтовика. В июле 1918-го состоялся Первый съезд большевиков Украины, следом — создание ЦК партии и революционного комитета, задачей которого было создание новых воинских подразделений из бойцов партизанских отрядов – Николай возвращается в Унечу. Ему поручено сформировать и возглавить полк из местных жителей и бойцов Днепровского партизанского отряда. В сентябре полку было присвоено имя Ивана Богуна – погибшего на Черниговщине соратника Богдана Хмельницкого. В память об этих днях напротив железнодорожного вокзала в Унече стоит памятник Щорсу – одному из самых молодых полководцев Красной Армии.

Богунский полк насчитывал в своих рядах 1500 красноармейцев и входил в состав Первой повстанческой дивизии. Сразу после формирования красноармейцы начали совершать вылазки в тыл немецких войск. В боевых условиях они приобретали военный опыт и добывали оружие. Позднее Николай Щорс стал командиром бригады, в которую вошли два полка – Богунский и Таращанский.

23 октября 1918 года началось широкомасштабное наступление, целью которого было полное изгнание с территории Украины немецких войск. Бойцы освободили Клинцы, Стародуб, Глухов, Шостку. В конце ноября Таращанский полк вступил в Сновск. Наступающие красноармейцы стремительно занимали все новые города. В январе 1919 были взяты Чернигов, Козелец и Нежин. Конечной целью наступления было освобождение Киева. Командир бригады все время находился на передовой. Бойцы уважали его за личное мужество и заботливое отношение к солдатам. Он никогда не прятался за спинами красноармейцев и не отсиживался в тылу. Написанная в 1936 году «Песня о Щорсе» М. Голодного и М. Блантера почти документально отражала воспоминания солдат о своем командире.

Шел отряд по берегу,
Шел издалека,
Шел под красным знаменем
Командир полка.


Голова обвязана,
Кровь на рукаве,
След кровавый стелется
По сырой траве.


«Чьи вы, хлопцы, будете,
Кто вас в бой ведет?
Кто под красным знаменем
Раненый идет?»


«Мы сыны батрацкие,
Мы за новый мир,
Щорс идет под знаменем —
Красный командир.»

При подходе к Киеву на пути красноармейцев встали отборные части петлюровских войск. Щорс решает незамедлительно вступать в бой и двумя полками, Богунским и Таращанским, атакует позиции численно превосходящего противника. 1 февраля 1919 года петлюровские войска были разбиты, а бригада Щорса освободила город Бровары. Спустя 4 дня был взят Киев, Щорса назначили комендантом столицы Украины. За большой вклад в разгром неприятельских войск и за личное мужество он был награжден именным золотым оружием. В 1954 году, увековечивая память об этом героическом времени, в столице Украины благодарные потомки воздвигнут памятник Щорсу.

Передышка между боями была недолгой. Бригада снова вступила в боевые действия и освободила Бердичев и Житомир. В марте 19-го Щорс становится командиром Первой украинской советской дивизии. Петлюровцы терпели одно поражение за другим. Красная Армия освободила Винницу и Жмеринку, Шепетовку и Ровно. Дивизия пополнялась новобранцами из числа местных жителей, но боевых командиров катастрофически не хватало. По инициативе Щорса была создана военная школа, в которую направили на учебу 300 наиболее опытных красноармейцев, обладающих фронтовым опытом.

В июне 1919 года реввоенсовет реорганизовал Украинский фронт. Дивизия Щорса вошла в состав 12-й армии. За плечами соединения уже был солидный боевой опыт и славные победы. Сложно представить, что командовал дивизией командир, которому было всего 24 года. Щорс действительно обладал удивительным военным талантом. Но это служило причиной, по которой против его соединения выдвигались превосходящие силы врага.

Под напором численно превосходящего неприятеля щорсовцы отступали в район Коростеня. 30 августа командир дивизии Н. А. Щорс, его заместитель И. Н. Дубовой и политработник Танхиль-Танхилевич прибыли в Богунскую дивизию, которая занимала позиции около села Белошица. Находясь на переднем крае обороны, Николай Щорс был ранен в голову. И. Н. Дубовой сделал ему перевязку, но спустя 15 минут комдив скончался. Его тело было отправлено в Клинцы, а затем в Самару, где его похоронили. Так закончилась жизнь одного из самых молодых и талантливых полководцев Гражданской войны.

Гражданская жена Щорса сотрудница ЧК Фрума Хайкина писала в 1935 году:

…Бойцы, как дети, плакали у его гроба. Это были тяжелые времена для молодой советской республики. Враг, чувствовавший близкую гибель, делал последние отчаянные усилия. Озверевшие банды жестоко расправлялись не только с живыми бойцами, но издевались и над трупами погибших. Мы не могли оставить Щорса на надругательство врагу… Политотдел армии запретил хоронить Щорса в угрожаемых местностях. С гробом товарища поехали мы на север. У тела, положенного в цинковый гроб, стоял бессменный почетный караул. Мы решили похоронить его в Самаре.

сборник «Легендарный начдив», 1935 год

Материалы по теме:

Симметричная декоммунизация по обе стороны «спецоперации»

В селе Красном установлен бюст белого казачьего командира убийц Чапаева

День гибели Котовского, чей мавзолей раз разорили нацисты, но слава чья звенит

14 thoughts on “К 103-й годовщине гибели Н.А.Щорса

  1. Вспомним выдающегося полководца Гражданской войны, легендарного красного комдива, сражавшегося с белой и националистической сволочью за Советскую Украину — Николая Александровича Щорса, товарищи!

    Для всех советских людей, для украинцев и русских — он навсегда останется символом беззаветного служения Революции и освобождения народа от цепей капиталистического рабства!

    Сегодня, уже в дни братоубийственной войны, развязанной на НАШЕЙ Советской земле кланами негодяев и толстосумов, его дела — как никогда актуальны для нас, его имя — символ общей Борьбы за освобождение нашей Родины!

    1. Щорс, как и Чапаев, как Котовский и Камо — наши навек! мало его биографию изучают и популяризируют шойгины пропагандисты — понятно, он золотые-то погоны снял, вон, в папаху ,как Чапай переоделся… а глаза у него -украинские! ох, зоркие и красивые глаза! (у Маглеванной такие же, если помнишь такую актрису-киевлянку)

  2. Да, кучно пошли в 2022-м. Кравчук, Шушкевич, Бурбулис, Жирик…
    «А Теперь Горбатый…»

    Кости убийц СССР и мирового социализма — Ельцина, Яковлева (обоих), Шеварднадзе, Афанасьева, Собчака и прочих гнид уже давно гниют в земле. Жаль — не по приговору народного трибунала совершилось воздаяние за смерть десятков и горе сотен миллионов.

    «Пройдут годы, могилы ненавистных изменников зарастут бурьяном и чертополохом…» (из заключительного слова А.Я.Вышинского на последнем московском процессе, 12 марта 1938 г.)

    Эти уже ничего не скажут. Жаль… Я бы им пожелал здоровья и долгих лет — до того долгожданного для многих Дня. Ладно…
    «падёж скота»…

    1. ты, видать — не приметил слева соответствующей темы в запале эмоций. вот под ним — «сиди и пишшши!» ))

  3. «он первым сдвинул глыбу!» (Анатолий Черняев о Горбачёве)

    Да, благодаря этому ничтожеству-«пятну», шарик наш стал вращаться в противоположном к прогрессу и человеческому счастью направлении. Иногда и субъективный фактор бывает решающим — особенно в нашей давней и нелучшей традиции, перекочевавшей и в КПСС. Ничего — повернём в правильную сторону.
    Только бы время…

    1. ну, мы уже выписали в ЦС СКМ ему наградную пачку союзнических, по ленд-лизу «Камель»))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *