Максим Горький о фашизме и его историческом могильщике — пролетариате
Сегодня день рождения великого русского и советского писателя — Максима Горького. 28 марта (16 марта по старому стилю) 1868 года родился Алексей Максимович Пешков, взявший себе этот всемирно ныне известный псевдоним.
Удивительно, но пару десятилетий назад называть Горького великим — было кощунственно для царствовавшей тогда морально либеральной интеллигенции. А книги его — ОГИЗовское, прижизненное издание! — московская интеллигенция прочила на помойку отправить, если я, знакомый, не заберу. Бабушке своей, не только современнице Горького, но и Ленина видевшей вблизи в особняке Морозова на собрании партийной молодёжи в 1918-м, — показал я тогда эту бордовую книгу с тиснением на обложке. Она конечно же одобрила мою инициативу — забрать ту книгу из семьи нынешнего активиста «Бессмертного барака». А потом подарила вдобавок мне его ПСС из своей библиотеки — тридцатитомник, он венчает литературу ХХ века в моей библиотеке…
Горький не просто сам по себе прекрасный, самобытный писатель — он ещё и общественный долг просвещённого пролетария ставил выше личных дел, был гениальный организатор литературного и научного процесса. Им начатая серия Жизнь замечательных людей — перекочевала за порог ХХ века (хотя в неё попала и всякая шушера контрреволюционная, реакционная — но сейчас не об этом). Им созданный Институт Мировой Литературы (ИМЛИ РАН) работает по сей день! Им сформулированный и сделанный флагманским для Союза писателей стиль — социалистический реализм сияет всё выше, всё недосягаемей как для эпигонов, так и для противников реализма как такового, социализма как советской жизни…
После отъезда с родины из-за разногласий с большевиками, Максим Горький вернулся в СССР ненадолго в мае 1928 года по личному приглашению Сталина. Он приехал на Родину впервые за семь лет. Во время грандиозной поездки по СССР, растянувшейся на пять недель, Горькому предстояло ознакомиться со всеми достижениями страны за десять лет, прошедших со времени Октябрьской революции. Писатель был впечатлён успехами СССР, но в Союзе не остался и осенью 1928 года вернулся обратно в Италию. Второй раз он побывал в СССР в следующем 1929 году, посетив в этот раз и Соловецкий лагерь особого назначения. Поскольку Горький особое внимание уделял проблеме политических заключенных в Советском Союзе, его очень интересовало, в каких условиях они содержатся. Уехал писатель опять в хорошем расположении к советской стране, подчеркнув, что условия содержания на Соловках удовлетворительны и процесс перевоспитания заключенных построен как надо.
Впоследствии именно это посещение Соловецкого лагеря Горькому посмертно с упрёком припоминали критики советской власти и диссиденты. Последней книгой, вышедшей под редакцией и при руководстве Горького, была коллективная — «Канал имени Сталина» (1934). Она была посвящена той самой перековке системой ОГПУ контрреволюционеров и уголовников — в граждан социалистического общества, — тема Гулага (не выдуманно-ужасного, каким его дорисовали во второй половине ХХ века отсиденты и диссиденты, а прогрессивно-воспитующего) интересовала Горького всерьёз. Потому-то он и решил после второй поездки по СССР окончательно переселиться на родину, чтобы изучить вопрос основательно, писать о нём не из-за границы…
Москва, столица пролетарского государства — о котором мечтал в своей партийной прозе и работе Горький, — принимала его из эмиграции с невиданным до того восторгом. Тверскую улицу, по которой ехал он в 1928-м году от Белорусского вокзала к Кремлю — назвали в его честь после безвременной смерти этого великого пролетарского писателя и организатора. Увы, улицу — которую расширяли и создавали как архитектурно единый облик, именно как улицу Горького, — лишили его имени в ходе контрреволюционной декоммунизации московской топонимики, ещё до рокового августа 1991-го года.
Сделал это первый мэр Москвы Гавриил Попов — всё у неё тогда на заморский лад реформировалось, вместо Моссовета появилась мэрия… Кстати, этот же самый Гавриил Попов в те же самые годы, когда проводил декоммунизацию топонимики Москвы — писал книгу «Вызываю дух генерала Власова», её переиздают поныне, это откровенный профашистский панегирик пособнику гитлеризма, первому в ХХ веке советскому по происхождению и выучке «пропагандисту» триколора, который был повешен в СССР вместе со своими подельниками… Это постыдное для Москвы деяние — должно быть исправлено, улица Горького должна вновь обрести советское имя. Без этого — все разговоры о русофобии, о ненависти «Запада» к русским (и советским), к нашей культуре, так и останутся разговорами лукавых миллиардеров, на деле точно так же, как их братья-антисоветчики на Западе, ненавидящих Горького, Ленина, Сталина и большевиков вообще.
Кстати, коль скоро нынче обе стороны драматического, катастрофического для единого советского народа конфликта, разыгрывающегося между Путинской Россией и Украиной, «пинаются» термином «фашизм» — стоит вновь прочесть то, что Горький писал об этом явлении и о том, как пролетариат должен с ним бороться.
Дмитрий Чёрный, писатель, гражданин СССР
Из статьи М. Горького «Пролетарский гуманизм»:
«Мир обезумел», — это всё более громко говорят люди, которые избрали ремеслом своим защиту и оправдание безответственной, бесчеловечной власти капитала над миром трудящихся, — защиту неограниченной и уже бессмысленной эксплуатации хозяевами энергии рабочих.
Нет нужды доказывать лживость и лицемерие буржуазного «гуманизма» в наши дни, когда буржуазия, организуя фашизм, сама вышвыривает свой гуманизм, как изношенную маску, которая уже не прикрывает морду хищного зверя, — вышвыривает потому, что поняла гуманизм как одну из причин своего раздвоения и гниения. Факты, указанные выше, говорят о том, что каждый раз, когда чувствительные люди, будучи встревожены зрелищем мерзостей мира, проповедовали человеколюбие в наивном стремлении смягчить эти мерзости или же прикрыть их красноречием, — хозяева жизни, лавочники, допускали эту проповедь только как попытку успокоения людей, раздражённых нищетою, бесправием, угнетением и прочими неизбежными результатами всемирной «культурной» деятельности лавочников. Но как только это раздражение рабочих масс принимало социально-революционные формы, буржуазия отвечала на «акцию — реакцией».
Что ставят капиталисты всех стран против роста революционного правосознания рабочего класса?
Напрягая последние усилия сохранить свою власть над миллиардом трудового народа, защищая свою свободу бессмысленной эксплуатации труда, капиталисты организуют фашизм. Фашизм — это мобилизация и организация капиталом нездоровых физически и морально отслоений истощённого буржуазного общества, мобилизация юных потомков алкоголиков и сифилитиков, мобилизация истерических детей, пострадавших от впечатлений войны 1914—1918 годов, — детей мелкой буржуазии, «мстителей» за поражения и за победы, которые оказались для буржуазии не менее разрушительными, чем поражения.
Кто видел парады фашистов, тот видел, что это — парады рахитичной, золотушной, чахоточной молодёжи, которая хочет жить со всею жаждой больных людей, способных принять всё, что даёт им свободу выявить гнойное кипение их отравленной крови. В тысячах серых, худосочных лиц здоровые, полнокровные лица заметны особенно резко, потому что их мало. Это, конечно, лица сознательных классовых врагов пролетариата или авантюристов из мелкой буржуазии, вчерашних социал-демократов, мелких лавочников, которые хотят быть крупными и голоса которых вожди германского фашизма покупают тем, что дают лавочникам немножко топлива и картофеля даром, то есть за счёт рабочих, крестьян. Обер-кельнерам хочется иметь свой маленький ресторан, мелкие воры хотели бы заняться воровством, узаконенным властью крупных воров, — вот «кадры» фашизма. Парад фашистов — это одновременно парад и силы и слабости капитала.
Вооружая подростков и юношей, кроме револьверов, отжившими идеями национализма и расизма, воспитывая в молодёжи социальный цинизм, садическую страсть к убийству, разрушению, капиталисты организуют из этой молодёжи не только помощников полиции в её борьбе против революционного пролетариата, но обрабатывают её как яд, который будет влит в кровь армии рабочих и крестьян, вооружённых современной механической техникой человекоистребления.
Капиталисты хорошо помнят, что рабочие и крестьяне, дисциплинированные зверской казармой, показали в 1918—1920 годах, что их бессмысленная, самоубийственная автоматическая служба классовому врагу имеет свой предел и что за этим пределом штыки и пушки, — после того, как миллионы рабочих и крестьян истребят, изуродуют друг друга, — перестают служить интересам капитала. Разумеется, «лучше поздно, чем никогда», но в этом случае следовало бы учиться у классового врага: капиталист уничтожает рабочего прежде, чем рабочий законно успеет поднять на него свою честную руку.
Национальные группы капиталистов поспешно готовятся к новой мировой войне, по-новому хотят перераспределить мир для более широкой и удобной эксплуатации труда рабочих и крестьян. Маленьким странам снова угрожает опасность оказаться в железных объятиях «великих», у них снова хотят отнять право свободного развития их культур.
В массах разноязычного, разноплемённого пролетариата империализм и фашизм сеют злые семена национальной розни, расового пренебрежения и презрения, которые могут перерасти в расовую ненависть и затруднить развитие в мире трудящихся сознания единства его классовых интересов, — спасительного сознания, которое только одно может освободить рабочих и крестьян всего мира из положения беззащитных, бесправных рабов обезумевших лавочников. Их национальная торгово-промышленная вражда легко может перерасти — и уже перерастает — в проповедь расовой вражды и расовых войн.
Сегодня они проповедуют — и уже осуществляют на подлой практике — антисемитизм, завтра возвратятся к проповеди антиславянизма, вспомнив постыдные мнения о славянах Моммзена, Трейчке и других и забыв о том, сколько талантливых людей дали немецкой культуре поляки, поморяне, чехи. Так как все заводчики и лавочники Европы производят одни и те же товары и торгуют ими, то вполне естественно возникновение вражды и войны германской расы против романской, так же, как и против англосаксонской. Конечно, существуют союзы, но если необходимо продать, то что же мешает предать? Например: существует союз Англии — Японии, но японцы в Лондоне продают шёлковые чулки по 3 пенса, — то есть по пятачку за пару, — это, конечно, мелочь, но японский «демпинг» — вполне достаточная причина для возникновения вражды и ненависти к жёлтой расе. Безнаказанность действий японских империалистов в Маньчжурии — Китае очень соблазнительна для империалистов Европы.
Быстрота культурного роста населения Союза Советов признана честными людьми всех стран. Казалось бы, что честные люди, признав этот факт, должны сделать из него соответствующий, очень простой, морально-гигиенический вывод: и субъективно и объективно гораздо полезнее, гораздо честнее жить в среде здоровой, чем в среде, смертельно заражённой социальными недугами и осуждённой на гибель. Признав пролетариат способным к социальному творчеству, гораздо полезнее всячески способствовать развитию в нём его жажды знаний, его талантов и сознания в массе пролетариата…
Казалось бы, что чувство собственного достоинства мастеров культуры, «гуманистов» должно быть глубоко возмущено фактами отрицания культуры лавочниками, их походом против роста всякой техники, кроме носимой, назначенной истреблять людей. Но не заметно, чтоб мастера буржуазной культуры возмущались сожжением книг, неугодных фашизму, проповедью человеконенавистничества, заключённого в смыслах национальной и расовой теорий, подготовкой к новой яростной войне — к бессмысленному истреблению миллионов наиболее здоровых людей, к новому истреблению огнём вековых культурных ценностей, к разрушению городов, уничтожению результатов тяжкого труда масс, которые создали фабрики и заводы, обработали поля, построили мосты, дороги. Безумие хищников невозможно излечить красноречием, тигры и гиены не едят пирожное.
Не заметно, чтоб «гуманистам» было свойственно подлинное человеколюбие, не видно, чтоб они чувствовали величайший, героический трагизм эпохи и понимали, кто именно её герои… Человечество не может погибнуть оттого, что некое незначительное его меньшинство творчески одряхлело и разлагается от страха пред жизнью и от болезненной, неизлечимой жажды наживы. Гибель этого меньшинства — акт величайшей справедливости, и акт этот история повелевает совершить пролетариату. За этим великим актом начнётся всемирная, дружная и братская работа народов мира, — работа свободного, прекрасного творчества новой жизни.
Материалы по теме:
С днём рождения великого русского пролетарского писателя,
одного из главных организаторов и пропагандистов советской литературы, мыслителя-ницшеанца и гуманиста, крупнейшего общественного деятеля дореволюционной и Новой Советской России — Алексея Максимовича Горького, товарищи!
ну, Ницше он воспринимал критически на усы не отвлекайся)) идейно он был марксист, хоть и богостроитель…
и ещё скажи — одно время был близок к меньшевикам.
а «богостроительство» — всё оттуда, от Ницше
«Антихристианин»
Кстати, в период «Несвоевременных мыслей»
Горький ласково-иронично называл Маркса КарлУшкой, а Ленина — «дворянчиком».
Молодец. Спасибо тебе за отличный материал.
А фильм «Мать» с Баталовым (1955) — забыл?
(или я пока не заметил?)
или опять Ютуб, «мать их»?…
«Мать» надо б встроить — пока не нашёл логического места… можно в финал, пожалуй
«По Руси», снятый к 100-летию писателя в 1968 г. по одноимённому циклу рассказов и ряду других произведений М.Горького — к сожалению почти не демонстрировали по ТВ
(и по советскому редко, нашёл его впервые) — сильный фильм, приятное открытие для меня и, надеюсь, — для читателей и зрителей нашего сайта.
И антифашистское выступление Горького привёл, молодец,
правильно и актуально.
Ну а фильм «Мать» где?
ага, ну тогда подождём.
правильно, — в финал.
А Сванидзе, присланного тебе, так и не выложил в предыдущих статьях?
Боишься этого мразотного ж…да — антисоветчика обидеть?
«Не интернационально» (хорошо этим абстрактным термином левакам манипулировать), «опасно»?
Он не боялся призывать убивать наших в 1993-1996-м. Всю жизнь гадил.
По делам вору и мука.
Надо выложить его истерику.
О, у тебя 30-томник Горького. Как же я уважаю подобное собирательство. К тому же — там и его публицистика (тогда ещё не вся) и избранные письма в последних двух томах — что особо ценно. Но это издание — ещё не ПСС.
Моё издание — ПСС (1968 — ) — 25 томов художественных произведений. Кроме того издали и 10 томов «вариантов».
В 1980-е издание было «приостановлено» на публицистике (понятно, почему — «Несвоевременные мысли» (1917-1918), «О русском крестьянстве (1922), «Две души» — полемическая статья 1915 года и проч.). Так что публа и критика до сих пор, очевидно, не вышла. Начали издавать письма (третья «серия» этого ПСС). Пока вышло томов шесть.
Издательство «Наука» приказало долго жить.
Сегодня Элмар ходил, как Христос среди учеников, и проповедовал. призывал к единению коммунистических сект
по стране (включая какую-то отдельную ВКП(б) в Красноярском крае)
А вечером — душевный разговор в эфире с А.Васильевым.
Антонъ как всегда вещал (орал) из «Му-му». Уподоблял себя Герасиму-му. Но я бы за такой ор и гвалд поступил бы с ним, как с собачкой.
(он пытался переорать детские вопли посетителей кафе)
под конец, когда идиота стали выгонять из кафе — был затеян разговор о недопустимости восстановления смертной казни.
Странно, что бывший участник всех возможных войн Элмар выступил (как и его собеседник — обладатель недвижимости в Болгарии Васильев) категорически против смертной казни. Он же собирался (в случАе восстановления «трудоросской» тусовкой «сов. власти» (?) в РФ — пойти освобождать братский народ Украины от нациков).
«Это чушь. Большевики не являются сторонниками отмены смертной казни» (В.И.Ленин, 1918)
«Лево»-либеральные кафешные трепачки.
«Рустамов тоже — бесполезной жизни человек…»
(М.Горький, «Мещане»)
На ТВЦ мы с тобой сегодня «отметились» по походно-полевым жёнам.
Но передача 2019, если не раньше.
случайно сообщили о присутствии тебя на экране, что порадовало. оказался и я, хотя взяли кусок из другого выпуска.
Ты там обнажаешь «позор» четы Щёлоковых на фоне шикарного камина и прочих ин-терьеров.
Когда обзавёлся? И на какие «шиши»…?
Забурел, забурел! Сигары с мраморной пёплей только не хватает.
я так и понял — снимали в твоём Ашукинском бунгало им. дворянина-антисемита Белинского.
да. пора к тебе подослать твоего «исторического могильщика»
а то, понимашь, канарейки у него за кадром свиристят.
видать — и личный бассейн с сауной недалеко
В маленькой комнатке штаба МООК (Межрегионального объединения оставшихся коммунистов) — огромный бюст Ленина на фоне ещё более гигантского портрета Ленина и с его же отдельной фотографией в углу (??).
Три Ильича. Музей какой-то…
И ещё портрет Маркса поменьше. Но без бюста.
вот бред
это горкомчик наш, ОКПшный — с почином-визуальным-визитом, наблюдатель. обставлял Зоммер)
на чате у «Трудовых недорослей» — на 95% — бездельники и левацкие придурки (те же бездельники). Содержимое Кащенко.
Нормальных уже почти нет. Не пишут Кальмару и умные девушки. Виктория Советская осталась одна — да и та уйдёт из-за дебильных речёвок дурака А.Васильева. «Какие же ты гадости, Антон, говоришь!» — пишет она.
Это о прокладках.
И это — «Коммунисты»?.. Докатились… Шваль какая-то. Писец вашему левак-тусняк, «тов. Че». Даже мне со временем это надоест (знал подобных кретинов ещё с давних лет, но всё ж не таких убогих) — «хорошего» понемногу. Цирка тоже. Обдристали они идею. Да и нет у них ни «идей», ни ума.
Ничего, место чище будет.
А закрыть бы их Инет-катышки и заставить работать, реально быть полезными своими профессиями (если есть) трудовому народу.
вот тогда я поглядю на них.
А Элмара — в цирк, в цирк. Он же артист (по образованию и по сути)
А мы всё ж хорошо на ТВЦ про «позор» беспорядочных денежных отношений рассказали.
И камин мне твой понравился в кадре.
тебе повезло, что увидел. каминная комната, кстати — тут у меня рядом, антикафе называется, мы там и свои ролики по философии снимаем