А, может, нужно было заранее?

«Ну шо, Надь, ты тоже эвакуируешься?», — спрашивает сегодня вечером уже сделавшая покупки горловчанка знакомую, которая с тележкой только подошла расплачиваться на кассе в амсторовском «Moloko». Та, ведя за собой ребенка лет 8-9, удивлённо отвечает: «Та я шо, больная шоли». И такие в городе разговоры уже полдня, хотя об эвакуации официально было объявлено только пару часов назад. Всё дело в том, что слухи о подобных мероприятиях поползи ещё вчера. Причина — сообщения масс-медиа о «вывозе» жителей «посёлка Александровка в пригороде Донецка из-за роста напряженности на линии соприкосновения».

Итак, вкратце о сегодняшней обстановке в Горловке (для тех, кто не читал мои военные аудионаблюдения в Facebook утром). В 07:25 со стороны дзержинского посёлка Шумы по горловскому посёлку шахты им. Изотова («Бессарабка») вооруженными формированиями Украины было выпущено две мины калибром 120 мм. Итог чуть позже сообщило Представительство ДНР в СЦКК: «Обесточена трансформаторная подстанция, питающая посёлок шахты им. Изотова. На данный момент подстанция переподключена к другой линии в аварийном режиме». В то же время, по словам «пятоквартальцев», уже днём электричества не было в ж/м «Солнечный».

Далее. 08:25. Со стороны Новолуганского по Доломитному украинскими военными выпущено 4 мины калибром 120 мм. Около 08:45 отслеживающие военную ситуацию в Горловке группы «ВКонтакте» сообщают: «В связи с обстрелом районов Пантелеймоновки и Красного Партизана временно перекрыто движение по трассе Горловка — Донецк. Просим скорректировать свои маршруты движения» и чуть позже: «Детей в школе Пантелеймоновки эвакуировали в бомбоубежище из-за опасности обстрела».

Представительство ДНР в СЦКК: «В результате обстрела по н.п. Верхнеторецкое (южное) была повреждена трансформаторная подстанция «Раздольная» 35кВ. На данный момент более 200 абонентов н.п. Верхнеторецкое и н.п. Красный Партизан остаются без электроэнергии: энергетики не могут провести ремонтные работы из-за продолжающихся обстрелов».

В 09:10 Telegram-канала главы Администрации Горловки публикует: «Пожарные машины и машины МЧС едут в сторону Углеснаба, локальные пожары в следствии обстрела ВФУ». В 09:45 ВФУ одновременно ударили ещё по двум горловским посёлкам: со стороны Чигарей по «Глубокой» (посёлок шахты им. Гагарина) — выпущено 16 мин калибром 120 мм, и вновь со стороны Шумов по посёлку шахты 6/7 — выпущено 12 мин того же калибра. 

Уже через пять минут Представительство ДНР в СЦКК информирует: «н.п. Новгородское — н.п. Широкая балка: выпущено 9 гранат из СПГ, 25 гранат из АГС; Новосёловка — н.п. Широкая балка: выпущено 6 мин калибром 82 мм, 4 гранаты из СПГ, а также применялось стрелковое оружие». В 12:07 и 13:43 они же сообщают: «Поступила оперативная информация о повреждениях жилых домов в н.п. Широкая Балка и в посёлке шахты 6/7. В результате обстрела со стороны ВФУ в Широкой Балке, по адресу ул. О. Дундича, 80, зафиксировано повреждение остекления жилого дома. В доме проживает семья из трех человек, в том числе ребенок 4-х лет. По счастливой случайности, никто не пострадал». В 13:00 со стороны Верхнеторецкого по Пантелеймоновке украинскими военными вновь выпущено 10 мин калибром 120 мм. Новые «бахи» в западных районах начались около 19:07. Представительство ДНР в СЦКК: «19:10 — н.п. Жованка — н.п. Зайцево (южное): выпущено 20 мин калибром 120 мм, 27 мин калибром 82 мм».

Насколько мощными были обстрелы? Ну, как правило, в Горловке за последние семь лет выработалась своя шкала — не десятибальная, а… «годовая». Мощность, примерно, на уровне конца 2016 и начала 2017 года. Не то, чтобы сильно, но очень неприятно, учитывая «затишье» последних двух лет. Особенно для тех, кто начал возвращаться в Горловку после долго отсутствия — года эдак с 2018 года. И по городу потянулись слухи, приправленные рассказами об эвакуации. Нужно сказать, что большинство жителей прифронтовых районов отреагировало на происходящее в центре удивлённо. «Да никуда мы не собираемся. Были обстрелы и пострашнее. Просто нервно как-то из-за всей этой шумихи», — высказал мне свою точку зрения один из гольмовчан.

Пока в Украине последние несколько недель судачили о «вторжении российских войск», Горловка жила размеренной мирной жизнью — дороги, плитка, текущие кровли, вакцинация, «дистанционка», оформление паспортов и так далее по житейским дорогам быта. «Отсутствие вторжения» 16 февраля большинство горловчан восприняло с улыбкой. Хотя военные и выставили на дорогах/разъездах по окраинам города дополнительные мобильные посты (понятное дело, они всегда на чеку). И, как известно, если гора не идёт к Магомету, то… В общем, украинские военные решили взять дело в свои дула. Итог вы читали выше.

Вечером 16 февраля Егор Воронов уже сообщал, что на многоэтажных жилых домах появились красные стрелки, указывающие направление к местам, где можно спрятаться в случае артобстрела (t.me/eg_voronov/4212). 17 февраля на подъездах работники КП «УКГГ» разместили объявления: «Внимание!!! В дневное время двери подъезд должны быть открыты!!!». В это же самое время на городских заправках стали появляться очереди из автомобилей, чтобы заполнить полный бак. К вечеру некоторые подразделения МЧС укрепили свои здания мешками с песком (райотделы и отделы полиции их и не снимали). Тут уж люди начали нервничать. Особенно от того, что вечером 17 февраля всё ещё было окутано тайной и загадочными перешёптываниями-перемигиваниями.

18 февраля «нервный ком» пошел лавиной. После сообщения «Детей в школе Пантелеймоновки эвакуировали в бомбоубежище из-за опасности обстрела» родители помчались забирать детей из всех школ. Даже центральных (как во время «танкового наступления ВСУ» в Чигарях 2018 года). Да, занятия в школах и посещения детских садиках никто не отменял, даже после того, как ЖЭКи начали рисовать красные стрелки на подъездах (ну, собственно, когда началась подготовка к эвакуационным мерам). Поговаривают, что завтра могут даже пройти олимпиады (хотя вот только-только пришло сообщение, что «обучение в школах Республики частично приостановлено из-за эскалации конфликта», а олимпиады пройдут в онлайн-режиме). А тут ещё объявление на дверях Миграционной службы МВД Центрально-Городского района: «По техническим причинам временно не работаем. Приём граждан не производится». Одновременно с этим силовые структуры города переводят в усиленный режим дежурства. Работников некоторых бюджетных организаций предупреждают, что они могут быть сопровождающими «эвакуационных автобусов». У банкоматов почти весь день огромные очереди, чтобы снять деньги (в течение нескольких дней бюджетникам выдали заработные платы). Очереди и супермаркетах – за традиционными наборами «гречка-спички-соль-вода».

Днём также появляется два сообщения из официальных источников ДНР: «Попытка проникновения украинской ДРГ на территорию ДНР произошла в районе Железной Балки под Горловкой. По информации НМ ДНР, противник понес потери — 2 убитые, 3 раненые, — и отступил» ,а также «МГБ ДНР предотвратило попытку подрыва емкостей для хранения аммиака на территории завода «Стирол» в Горловке. Во время спецоперации был ранен охранник предприятия, 1957 г.р., которому оказана медицинская помощь».

В больницах начинается переучёт койкомест и подсчёт сотрудников, которым намекают, что эвакуация – это не совсем для них. Финалом всего этого «нервного кома» за день становится сирена. Около 17:25 жители 88 квартала, посёлка шахты им. Ленина, 245 квартала и ж/м «Строителей» слышат то, к чему они привыкли в 14:00 по средам. Проверка ли это систем оповещения или что-то более существенное — никто не объясняет. По неофициальной информации, тех горловчан-мужчин, кто решил сегодня выехать рейсовыми автобусами в РФ, останавливают на блокпостах, спрашивают с какой целью туда едут, а некоторых просят вернуться — взять справки в военкоматах (несколько минут назад Глава ДНР заявил: «Все мужчины остаются в ДНР») «Ну, как тут не начнёшь нервничать, — признался мне один из житель Широкой Балки. — К обстрелам мы привыкли, а вот к разговорам об эвакуации и сиренам, когда этого не было даже в самые жёсткие времена, как-то нет. Нам ведь никогда не предлагали эвакуироваться. Мы просто тут умирали всё это время под обстрелами. А сколько этих наступлений-то уже было. И вдруг… Тут волей-неволей начнёт глаз дёргаться».

И после… как вы уже знаете, приходит сообщение об эвакуации. Около 19:30 она начинается с площади Победы — маршрутными автобусами ПАЗ. Как говорят очевидцы, пока там людей меньше, чем свободных мест (по крайней мере, на 19:30). Стремительность всех этих действий и выбила горловчан из привычной колеи. Да, они привыкли к обстрелам (особенно прошедшие 2014-15 годы и жители прифронтовых посёлков, хотя далеко не все), но не ко всем этим мерам по безопасности. «Понимаешь, учения с геометрическими фигурками на машинах полиции мы уже проходили, — высказал своё мнение мне один из горловчан. — Но ничто так не пугает, как чересчур пристальное внимание к нам. Вся эта волна, словно готовится большое отступление, а нас спасают. Можно ещё понять, когда выступят военные и скажут – не паникуйте, будем палить из всех орудий. Не отдадим и пяди земли. Выстоим, как и все эти годы. А тут – какое-то бегство. Думаешь — ну точно что-то серьезное намечается. И вот именно постоянное «успокойтесь», «сохраняйте покой», «действуйте чётко» — как раз рождает это самое беспокойство. Когда неделями молчат, а потом бац! и, давайте, не нервничайте. А, может, нужно было как-то подготавливать народ заранее?».

Егор Воронов

11 thoughts on “А, может, нужно было заранее?

    1. это я-то юзер??
      Ты мне, анархист, напомнил твоего реального прототипа:

      Матрос Железняк (увидев Дзержинского): «Юзеф! Мать честная, это же Юзеф, это же Дзержинский!» (радостно хлопает себя по коленкам)
      («20 декабря», 3 серия)

    1. вот когда Чекрыгин будет с автоматом задержан (завтра) — то будет новость… намёк понял 😉

    1. ага) у меня военный билет на руках — причём советский! «годен к нестроевой в военное время» 😉 писаревым или писемским

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *