Бизнес-центр на месте Института мирового рабочего движения? «Это красиво»!
Раньше такое называли злой иронией, но сейчас не ирония, а злая воля местечкового российского капитализма — вошла в обыденное русло. Торжествуя, перестала удивлять. Раньше, двадцать лет назад, в 2000-м — снос конструктивистского здания на Рабочей улице (дом 6) мог стать событием городского масштаба. На защиту конструктивизма я созывал всех, до кого дотягивался провод телефона: философа и культуролога из Института философии РАН Вадима Львовича Рабиновича, программу «До 16 и старше» с Первого канала (пока работал там Захар Мухин), поэта Данилу Давыдова и его группу «Ельцин-трип»… Да, на месте того архитектурно уникального жилого дома, что построен был в 1936-м по проекту архитектора Ваммуса, а снесён в мае 2000-го — сейчас безликая 16-этажка, мы проиграли. (Но так я лично пришёл в СКМ, и с тех пор связал свою судьбу с организацией — вот, верно веду её сайт)
Сейчас капитал, укрепившийся за 20 лет социального регресса, громит по всей Москве памятники архитектуры — и остановить его может только громкая, широкая, неумолимая солидарность москвичей, выходящая за пределы районов их проживания. Недели не проходит без новости об акции какой-либо инициативной группы, столкнувшейся с неумолимым ковшом капитала, загребающего под себя московскую землю…
Но этот случай, конечно, — удивительно красноречив.
Мировое рабочее движение проиграло московскому капиталу?
В Москве и Подмосковье, как известно, сейчас катастрофически мало школьных зданий, целые митинги устраивают жители Одинцово, требуя строительства школы — новых вообще не строят, а старые административно «сливают» с детсадами, в общем, оптимизируют. И особенно мало при нынешней плотности населения школ в ЦАО — многим родителям приходится возить детишек в дальние школы. Но здания школьные имеются — причём в очень хорошем состоянии! Одно такое здание, имеющее безусловную историческую и культурную ценность (причём здание, изначально спроектированное под школу) — если украсить его подобающими мемориальными досками, — может быть легко переоборудовано для нужд образования.
Но что такое нужды образования и мировое рабочее движение — перед обретшей государственные масштабы, ставшей приоритетной ЖАЖДОЙ НАЖИВЫ? (на языке чинуш — «инвестиционная привлекательность»)
Пользуясь временным поражением и отторжением от власти пролетариата как в России, так и во всём мире — радуясь тому, что мировое рабочее движение стало для вкусивших приватизации в 90-х и 00-х экс-комсомольцев архаикой, — собянинские структуры жаждут передать школьное здание, на котором не хватит места для мемориальных досок, если перечислить всех гениев, тут бывавших (столько тут работало и бывало легендарных людей с мировыми именами), — буржуям на съедение ковшами. Передать тем, с кем успешно в 20-м веке боролось (но врага всегда нужно приканчивать, и потому, в итоге, сперва в СССР, а потом и повсеместно оно отступило) мировое рабочее движение…
«Большевики разрушали наши храмы» — поют денно и нощно с экранов Путин-ТВ «пострадавшие» от социалистической революции классы. Теперь — они, буржуи, заполучившие власть, проводят свою реконкисту, хотят сносить здания, в которых крепла мировая солидарность, и главное — теоретическое сознание рабочего класса.
Согласно торжествующей буржуазной морали, «храм» сопротивления рабочих буржуазии — должен быть снесён, не смотря на его культурную и историческую неотъемлемость от истории Москвы. «Пролетарский Карфаген должен быть разрушен» — заявляют своим витиеватым языком штамповщики разрешений на снос и застройку Москвы безликими глыбами, с которых пойдут доходы в их коррумпированные семьи.
На сайте Департамента культурного наследия появился приказ об отказе во включении здания Института международного рабочего движения на Ивановской горке, лучшем по сохранности историческом районе Москвы (между м. Китай-город и Бульварным кольцом), в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Решение об отказе в статусе памятника принято без проведения историко-культурной экспертизы.
Несогласие с выводами научного исследования, обосновывающего историко-культурную ценность здания — не мотивировано вообще ничем. Решение по заявлению принято за 6 рабочих дней вместо предусмотренных законом 90.
Торопились настолько, что даже имя бывавшей в здании Анджелы Дэвис в официальном тексте приказа написано с орфографической ошибкой: «Девис».
Решение принято несмотря на то, что рассчитанная в соответствии с утвержденной Департаментом методикой оценки историко-культурной ценности сумма набираемых зданием баллов более чем в 6 раз превышает необходимую для присвоения статуса вновь выявленного памятника. По закону если здание набирает более 200 баллов в соответствии с утвержденными критериями — включение в перечень выявленных памятников и проведение экспертизы аттестованным Минкультуры РФ экспертом — обязательны. Институт по нашим подсчетам набирает 1344 балла.
Обоснованность включения здания в реестр памятников поддержали Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Философский факультет МГУ, а также Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. Они направили в Департамент письма, подтверждающие историко-культурную ценность объекта и необходимость его государственной охраны.
Мы не согласны с очевидно противоречащим закону и здравому смыслу решением и добьемся его отмены.
На сносе здания Института и возведении на его месте бизнес-центра, в 2.5 раза большего по строительному объему, настаивает девелопер. Ранее на основе заключений специалистов мы доказывали, что снос Института и строительство массивного бизнес-центра с девятиметровым котлованом в этом месте не только визуально испортят один из самых аутентичных уголков Москвы, но и физически угрожают ближайшим объектам культурного наследия: усадьбе Г.П. Юргенсона, комплексу Архива коллегии Иностранных дел, Палатам дьяка Украинцева. Проект предусматривает вырубку 42 деревьев.
Заявление о постановке здания на охрану было подано членами инициативной группы защитников Ивановской горки. Заявление основано на исследовании-монографии профессиональных историков А.А. Исэрова и Т.Ф. Кузнецовой.
Презентация монографии в Государственной публичной исторической библиотеке России прошла во вторник 8 февраля. Представители Департамента культурного наследия проигнорировали приглашение на презентацию.
Ранее против сносов в лучшем по сохранности историческом районе Москвы высказывались Российское историческое общество в лице его председателя С.Е. Нарышкина, Общественное движение «Архнадзор», историки, академики РАН, известные актеры, художники, писатели и музыканты. Под петицией против сносов на Ивановской горке и в защиту здания Института собрано свыше 21 000 подписей. С 18 октября 2020 года неравнодушные москвичи собираются на «Воскресные Хохловские Стояния» — серию просветительских и художественных мероприятий, проходящих перед зданием Института каждое воскресенье. В рамках Стояний проходили многочисленные художественные акции, театральные, балетные и оперные представления, экскурсии, мастер-классы и другие мероприятия.
Краткая историческая справка
Здание в Колпачном переулке 9-а было построено в 1939 году изначально для размещения школы — по проекту архитектора Б.Ф. Рогайлова: с просторными классами, высокими потолками и новацией школьного строительства конца 1930-х годов — актовым залом. Спроектированная в ожидании войны, школа получила бомбоубежище с эвакуационным выходом через подземный ход за пределами периметра здания – на случай завала. Здесь училась поэтесса Бэлла Ахмадулина, оставившая о своей школе в Колпачном теплые и искренние воспоминания.
Но мировую значимость здание получило потому, что в 1966–1991 гг. годах тут находился Институт международного рабочего движения АН СССР. Бессменным директором Института был Тимур Тимофеев, с раннего детства воспитывавшийся в СССР сын генерального секретаря Коммунистической Партии США Фрэнсиса Уолдрона. Особое положение директора позволило Институту вести совместную научную работу при участии крупнейших мировых ученых, в том числе, не придерживавшихся марксистских позиций.
Здесь выступали с лекциями и вели совместные с сотрудниками Института исследования крупнейшие социологи XX вв., в том числе Толкотт Парсонс , Иммануил Валлерстайн , Джованни Арриги и другие. В проходивших в Институте дискуссиях принимал участие Бруно Понтекорво — один из наиболее значимых физиков XX века, итальянский коммунист, принявший решение об эмиграции в СССР.
Институт стал местом диалога Советского союза с зарубежными деятелями левого движения, набиравшего популярность в 1960-1970е годы. С Институтом активно сотрудничали борец за права афроамериканцев Анджела Дэвис, лидер итальянских коммунистов Энрико Берлингуэр , а также Фелипе Гонсалес — глава Испанской социалистической рабочей партии, почти полтора десятка лет возглавлявший правительство Испании. Здесь работали философы Мераб Мамардашвили, Пиама Гайденко и Эрих Соловьев, театровед Виталий Вульф, переводчик Леонид Володарский и многие другие.
Московская рок-коммуна — против бизнес-вандализма!
Мы уже провели одно выступление в поддержку Института у самых его стен — в защиту здания, с которым связаны незабываемые страницы не просто советской, а мировой славы пролетариата, периода наступления труда на капитал. Зная хватку буржуазии, мы не отступимся — не пустим её туда, где сейчас школьное здание гармонирует с детской площадкой!
Дмитрий Чёрный, координатор МРК
Спасибо, что привлекаете внимание к проблеме
не просто привлекаем, но будем теперь следить — наша публикация это внимание организации
кстати, можете сюда дополнительные факты складывать — будет гуглиться