Сто один год со дня гибели красного военачальника, большевика Александра Пархоменко
Среди славных героев Первой Конной армии, отдавших свою жизнь в боях за социализм, особенно ярко выделяется командир 14-й дивизии Александр Яковлевич Пархоменко, погибший 3 января в боях с бандами Махно в 1921 году. Пархоменко — представитель той плеяды пролетарских героев-самородков, славная боевая деятельность которых была одной из причин, обеспечивших победу Красной Армии на фронтах гражданской войны.
Именами пролетариев-луганчан, — говорит товарищ Ворошилов, — Пархоменко, Медведева, Рудя, Михайловского, людей, которых по фронту лично знал и за боевые заслуги высоко ценил т. Сталин, — именами этих и многих других гордится не только Луганск, не только Донбасс, но весь Советский Союз. Эти герои жили для своей великой родины и отдали ей свою жизнь.
Жизненный путь А. Я. Пархоменко — от рабочего до профессионального революционера, от организатора боевой дружины Луганска в 1905 г. до командира дивизии Красной Армии — типичен для лучших людей страны социализма. Пархоменко является ярким представителем основных командных и политических кадров Красной Армии. Это — тип командира социалистической армии, вышедшего из народной массы, кровно с нею связанного. Это был командир, который пришел в Красную Армию уже закаленным борцом за социализм, испытанным членом большевистской партии.
Вот почему Пархоменко был не только талантливейшим боевым руководителем, но и исключительным военным организатором и политическим воспитателем бойцов.
Через всю жизнь и боевую работу Пархоменко красной чертой проходят беззаветная преданность большевистской партии, пламенная любовь к своему народу и горячая ненависть к эксплоататорам и врагам социалистического государства.
До Великой Октябрьской социалистической революции Пархоменко пробыл на военной службе лишь несколько месяцев в качестве штрафного солдата. Основной его военной школой были боевые дружины 1905 — 1906 гг. Полученный тогда опыт он сразу же применил в февральские дни 1917 г. в Москве и в боях, которые вела Красная гвардия Луганска против врагов социалистической революции.
Эта большевистская школа и сделала Пархоменко выдающимся командиром Красной Армии.
Александр Пархоменко родился 21 июля 1885 г. в селе Макаров Яр, Екатеринославской губернии. Сын бедняка-крестьянина, он с десяти лет пошел «в люди»: батрачил у соседнего помещика, работал в Луганске мальчиком, водовозом, помощником дворника. Затем лет пятнадцати он поступил на паровозостроительный завод Гартмана, учеником в инструментальную мастерскую.
На этом крупнейшем предприятии Донбасса Пархоменко сближается с передовыми рабочими и уже в 1903 г. во время забастовки распространяет прокламации. Особое влияние оказывает на него руководитель луганской большевистской организации Климент Ворошилов. В своей автобиографии Пархоменко называет его своим главным учителем. В 1904 г. Пархоменко вступает в партию большевиков. К началу 1906 г. большевистская организация Луганска насчитывала уже больше двух тысяч членов партии. Под руководством товарища Ворошилова большевики Донбасса активно готовились к вооруженному восстанию. В Луганске была создана боевая рабочая дружина. Начальником этой дружины стал молодой Пархоменко.
По поручению большевистского комитета в июне 1906 г. Пархоменко выехал в Макар-Яровскую волость для руководства крестьянским движением. В июле уже по всей волости началось восстание. Земский начальник вызвал стражников для расправы с восставшими крестьянами и приехавшими из Луганска агитаторами. Но крестьяне, возглавляемые Пархоменко, одержали победу. И только прибывшему сильному отряду казаков удалось подавить восстание. Пархоменко вплавь переправился через Донец и, скрываясь в лесу, продолжал оттуда поддерживать связь с восставшими. Вскоре он был арестован.
Начались тяжелые годы жизни большевика-подпольщика. Только в 1912 г. ему удалось устроиться на луганский патронный завод.
В 1916 г. на заводе вспыхнула забастовка — против империалистической войны. Жестокими репрессиями царские власти задушили забастовку. Александр Пархоменко был вновь арестован, а потом сдан в солдаты. В Воронежском запасном полку и в экскаваторной команде под Москвой, где служил Пархоменко, он продолжал вести партийную работу. В февральские дни 1917 г. Пархоменко с экскаваторной командой выступает в Москву. Здесь он обезоруживает полицию Марьинского района. Советом рабочих и солдатских депутатов Пархоменко был назначен начальником этого района. Вскоре он был вызван партийным комитетом в Луганск. В это же время сюда возвратился из Петрограда и Климент Ефремович Ворошилов, под руководством которого Луганск быстро был превращен в пролетарскую крепость Украины.
Пархоменко сформировал два отряда Красной гвардии, добывал оружие и вооружал рабочих Луганска, а затем возглавил комиссию, созданную для руководства обороной Луганска от наступавшей контрреволюции. Он арестовывал чиновников Временного правительства и офицеров, укреплял красногвардейские отряды, охранявшие вокзал, железнодорожные мосты, обезоруживал части, шедшие с Дона на помощь Корнилову. И позже, когда атаман Каледин поднял мятеж, Пархоменко во главе красногвардейского отряда отправился в район Миллерово — Лихая и очищал от калединцев Новочеркасск.
* * *
Возвратившись в Донбасс с VII съезда коммунистической партии, товарищ Ворошилов приступил к организации вооруженных отрядов для борьбы с иностранными интервентами. Большевистская организация
Луганска назначила Пархоменко «товарищем председателя мобилизационного штаба Красной армии Луганского района».
Около Харькова Пархоменко присоединился к отряду Ворошилова и с бронепоездом прикрывал отступление красных частей со станции Основа. Когда товарищ Ворошилов был назначен командующим 5-й красной армией, Пархоменко становится его ближайшим помощником.
Вместе с ворошиловской колонной совершил Пархоменко героический поход к Царицыну. Неоднократно товарищ Ворошилов оставлял его вместо себя на самых ответственных боевых участках. Пархоменко дрался в передовых цепях, прикрывал отступление. Во время боя у станций Суровикино он был ранен в спину и руку. Когда армия Ворошилова остановилась у взорванного белоказаками моста через Дон, Пархоменко получил задание пробраться через белоказачий фронт в Царицын. Раны его еще не совсем зажили, но Пархоменко успешно выполнил эту задачу.
В Царицыне Пархоменко назначается особоуполномоченным РВС 10-й армии. По поручению товарища Сталина он очистил Управление Северо-Кавказского военного округа от ставленников Троцкого. Затем отразился с заданием товарища Сталина в Москву к В. И. Ленину. Владимир Ильич принял Пархоменко, расспросил, как идет оборона Царицына, как удовлетворяются потребности фронта, и дал распоряжение центральным органам снабдить всем необходимым 10-ю армию. С огромной напористостью и энергией Пархоменко добивался отпуска соответствующими учреждениями боевых припасов и доставлял их в Царицын.
После освобождения Украины от оккупантов Пархоменко был назначен харьковским губернским военным комиссаром и чрезвычайным уполномоченным по снабжению частей Харьковского военного округа. Весной 1919 г., когда Антанта двинула на Советскую страну белогвардейские полчища Колчака, Деникина, Юденича, Пархоменко оказал громадную услугу родине. Под руководством товарища Ворошилова, применяя свою смелую тактику, он с отрядом в 600 человек освободил Екатеринослав от григорьевских банд.
В бою с бандой Григорьева отряд Пархоменко захватил около 1 000 пленных, 2 орудия, винтовки, пулеметы.
В последующих боях за городом Пархоменко обеспечил разгром главных сил Григорьева. Здесь он проявил исключительную находчивость, военное чутье и храбрость. Ночью, взяв с собой 2 орудия, 50 курсантов и 40 кавалеристов, Пархоменко зашел в тыл противнику и, создав там страшную панику, обеспечил успех операции.
Когда белые полчища Деникина двинулись на Советскую Украину, Пархоменко был назначен начальником обороны Харькова, а затем командующим войсками Харьковского направления.
Осенью 1919 г. Пархоменко был вызван товарищем Сталиным в штаб Южного фронта. Великий стратег пролетарской революции создавал 1-ю Конную армию. Пархоменко принял самое активное участие в ее организации. И с этого момента до дня своей гибели Пархоменко был одним из активнейших участников победоносной боевой деятельности героической 1-й Конной армии.
* * *
8 января 1920 г. буденновская конница вступила в Ростов. Реввоенсовет 1-й Конной армии назначил тов. Пархоменко комендантом Ростова. В городе оставалось еще много белогвардейцев. Создавая подпольные шайки, они пытались вести свою контрреволюционную деятельность. Железной рукой Пархоменко очищал город от белогвардейской накипи.
Весной 1920 г. Антанта начала свой третий поход против Советской страны. На Украину вторглись войска польских панов. 1-я Конная армия перебрасывается с Северного Кавказа на польский фронт.
18 апреля 1920 г. Реввоенсовет 1-й Копной армии назначил тов. Пархоменко командиром 14-й дивизии.
Дивизия еще не была сформирована. Налицо была лишь одна бригада. Из разношерстного, политически недостаточно надежного состава казаков, перешедших на сторону Красной Армии от белых, а также из свежих пополнений Пархоменко создает крепкое боевое соединение.
Многие из бойцов дивизии были еще не обстреляны, надо было их обучать и политически воспитывать. Но начдив Пархоменко обладал удивительным умением сплачивать бойцов. Он повседневно заботился о них, вникал во все мелочи их жизни. Сам исключительно храбрый человек, он ценил храбрецов и привлекал их к себе. И через некоторое время Михаил Иванович Калинин, выступая на митинге 14-й дивизии во время перехода ее с польского фронта на врангелевский, с полным основанием назвал части дивизии «лучшими войсками».
Ожидая прихода 1-й Конной армии, белополяки сильно укрепили свои позиции к югу от Киева. Глубина этих укреплений доходила до 6 — 8 км. Сюда были переброшены свежие белопольские части. К 3 июня ударная группа 1-й Конной армии заняла фронт протяжением в 10 — 12 км у деревень Самгородок, Снежно. В первом эшелоне были 14, 4 и 11-я дивизии.
С утра 5 июня шел дождь, туман окутывал расположение 14-й дивизии, которая должна была нанести удар у Самгородка. Одновременно переходили в атаку 4-я дивизия у дер. Озерно и 11-я — у Снежно. Командный пункт РВС 1-й Конной армии находился юго-восточнее дер. Озерно. Личная разведка Семена Михайловича Буденного, во время которой он захватил в плен польского кавалериста, дала возможность выяснить, где находится стык между кавалерийской бригадой ген. Савицкого и 7-й пехотной дивизией поляков.
Командующий армией отдал приказ Пархоменко атаковать Самгородские позиции.
У 14-й дивизии были броневики. Пархоменко направил их вперед и сам, став во главе 1-й бригады, повел ее в атаку. Упорный бой у Самгородка продолжался до полудня. Пархоменко с бригадой ворвался в окопы и уничтожил находившуюся там часть белополяков силой до 1 000 штыков. Вслед за 1-й бригадой двинулись и остальные части 14-й дивизии. 1-я Конная армия начала рейд на Бердичев и Житомир, который послужил началом общего наступления Юго-западного фронта.
13 июня РВС 1-й Конной армии выделил ударную группу в составе 4-й и 14-й кав. дивизий под командованием товарища Ворошилова. Эта группа должна была отрезать пути отступления 3-й польской армии вдоль дороги Киев — Коростель.
14-я дивизия была направлена на Радомысль. У дер. Старосельцы 14 июня разыгрался тяжелый бой. В этот день Пархоменко выехал на легковой машине вперед и, увидев двух польских солдат, решил достать «языка». На машине он погнался за солдатами. Но вдруг из лесу выскочило человек 30 поляков. Они открыли огонь и стали окружать машину. Шофер не растерялся, развернул машину и дал полный ход. Пархоменко отстреливался из пулемета. Вернувшись к дивизии, он бросил свои части в бой. Поляки упорно сопротивлялись. Бой длился до вечера. После артиллерийской подготовки Пархоменко ввел в бой последний резерв. Этой атаки белополяки не выдержали.
На рассвете 15 июня 14-й дивизии пришлось выдержать упорный бой с арьергардом 7-й польской пехотной дивизии. В 10 часов утра 15 июня Радомысль был очищен от белополяков.
Польские войска поспешно откатывались на запад. К 21 июня они отошли на линию рек Уж и Случь. Командование 1-й Конной армии решило форсировать Случь и взять Новоград-Волынск ударом с юга. 14-я дивизия занимала участок фронта в районе р. Тальки. 26 июня рано утром Пархоменко, проехав по берегу, нашел удобное место, где можно было бы сосредоточить ударную группу. Но на другом берегу недалеко от польских укреплений вражеский караул следил за нашей стороной. Двое красноармейцев, переплыв реку, уничтожили польский караул. После этого Пархоменко перебросил на другой берег четыре эскадрона с пулеметами, которые и пошли в атаку.
Бой на реке Случь был чрезвычайно упорным. К ночи на 27 июня 14-я дивизия переправилась через реку. В тот же день буденновцы заняли Новоград-Волынск.
Жесточайший бой выдержала 14-я дивизия у Харупанских позиций на берегу небольшой, но сильно заболоченной р. Иквы. Харупанские укрепления несколько раз переходили из рук в руки. Но для красной конницы не было непреодолимых преград. Один из боевых эпизодов на подступах ко Львову исключительно ярко характеризует отвагу и храбрость начдива Пархоменко.
Когда одна из бригад, не выдержав натиска превосходных сил белополяков, начала отходить, Пархоменко бросился вперед и с саблей наголо стал перед отступающими. Бригада, увидев своего начдива, остановилась и приготовилась к бою. Изумленные белополяки прекратили стрельбу.
Две группы войск стояли друг против друга. Перед рядами белополяков, призывая их к атаке, метался офицер. Пархоменко, воспользовавшись замешательством противника, выбросился вперед, зарубил офицера увлек за собой всю бригаду. Белополяки обратились в бегство.
Когда польские паны пошли на заключение мира с Советской Россией, 1-я Конная армия была переброшена против белогвардейских полчищ последнего ставленника Антанты, — барона Врангеля. Первой переправилась через Днепр у Каховки 14-я дивизия.
На врангелевском фронте дивизия Пархоменко вместе с 4-й дивизией тов. Тимошенко выдерживает удар главных сил белогвардейцев. Она бьется у Рождественского, Отрады, Ново-Алексеевки. Пархоменко выводит свою дивизию из окружения. Под Ново-Алаксеевкой белая конница оказала упорное сопротивление. Дивизия не раз переходила в атаку. Начдив Пархоменко всегда был впереди; увлекая за собой бойцов, он первым шел в атаку.
В течение пяти дней били белогвардейцев буденновцы на полях Северной Таврии. После взятия укреплений Перекопа Красной Армией 14-я дивизия лавиной пронеслась по полям Крыма, преследуя убегавших врангелевцев.
* * *
С Врангелем было покончено. Белые армии, вооруженные и снабженные Антантой, были разбиты. Но в тылу еще оставался недобитый и опасный враг — банды Махно, Маруси и др.
14-я дивизия, закончив бои против Врангеля, была отведена на отдых в Екатеринославскую губернию. Части приводили себя в порядок. Кони перековывались, ремонтировалось оружие. Бойцы взялись за учебу. Проводились красноармейские конференции, политическая работа среди бойцов и населения.
Пархоменко просил отпуск. Он намеревался отыскать сыновей, которых потерял из виду за время беспрестанных боев и походов. Но 5 декабря 1-я Конная армия получила боевую задачу — ликвидировать банду Махно.
14-я дивизия Пархоменко, преследуя главные силы Махно, за 21 день прошла около 1 000 км. 2 января к вечеру Махно со своим отрядом расположился на ночлег в дер. Вузовке. Пархоменко решил во что бы то ни стало уничтожить или взять в плен банду Махно.
Утром 3 января, приказав дивизии двигаться за ним, Пархоменко вместе с командиром группы Богенгартом, начальником штаба 14-й дивизии Мурзиным, военкомом Упраформа Беляковым и Сергеевым выехал на тачанке вперед.
Вдали показалась деревня. Оторвавшись от следовавшей сзади дивизии, Пархоменко въехал в деревню. Вдруг казавшаяся пустой деревня сразу ожила. Тачанка, в которой находилась группа Пархоменко, со всех сторон была окружена бандитами. Пархоменко и его спутники начали отстреливаться. Когда маузер Пархоменко дал осечку, он стал действовать шашкой. Славный начдив и его спутники сражались до последней минуты. Но силы были неравны.
Узнав о гибели любимого командира, бойцы бросились в погоню за пытавшимся уйти Махно. В тот же день 14-я дивизия вместе с другими подошедшими частями настигла главные силы бандитов. Три часа продолжался кровопролитный бой. Махновцы потеряли 2 орудия, 50 пулеметов и много пленными и убитыми. Сам Махно едва сумел спастись.
Так закончил свою боевую жизнь народный герой Александр Яковлевич Пархоменко.
Со смертью его мы понесли тяжелую утрату. Так отомстим же жестоко за смерть безвременно погибшего от рук бандитов начальника — бойца и друга угнетенных и, исключая его из списков живых, внесем в бессмертный список геройски павших за свободу.
Этими словами заканчивался приказ по 14-й дивизии от 5 января 1921 года.
Молодец ты! Пархоменко тоже.
Кстати, нашёл тебе этот фильм (тоже очень популярный в своё время, да и в наше детство) — без купюр со Сталиным.
С 1960-х уже показывали без него.
Завтра оценю твой предыдущий материал (после стола)
стола, надеюсь,
круглого?))
Сегодня мы должны были здесь «отметить» годовщину
великого борца с диктатурой пролетариата и одного из главных «программистов» поздней КПСС Ф. Бурлацкого.
Но это и на днях не поздно сделать (помнишь, ты печатал здесь интервью с ним — милейшим стариком)
Кстати, не забудь о Рождестве.
«не мир принёс но месть?»))) нет, християнство мы оставим оппорутнистам — у нас с тут тема поважнее, в Казахстане-то что! Айнур Курманов, надеюсь, не только оппорутинстам помогает инфой — сажусь писать!