В этот день героически погиб красный писатель и воин Аркадий Гайдар

26 октября 1941 года на железнодорожной насыпи близ деревни Леплявы трагически оборвалась жизнь Аркадия Петровича Гайдара. Он погиб, спасая бойцов своего партизанского отряда от немецкой засады. Гайдар первым увидел немцев и успел крикнуть: «Ребята, немцы!», — после чего был убит пулеметной очередью. Ему было всего 37 лет. Роковой возраст гибели поэтов…

Никаких доказательств его героической гибели поначалу не было. Станционный смотритель похоронил Гайдара. На табличке были указаны его фамилия, имя и дата, но похоронку послать было некому — командир партизанского отряда, в котором воевал Гайдар, распустил своих подчиненных. И те, кто жили недалеко, как, впрочем и сам командир, вернувшись домой, получили пулю от немецких оккупантов. Киев к тому времени был уже сдан. Архив документов отряда не сохранился. Но двое свидетелей-однополчан — В.И. Скрыпник и С.Ф. Абрамов — выжили. Скрыпник, пробираясь к своим с оккупированной территории, попал в руки смершевцев (самораспустившийся отряд партизан — вряд ли бы вызвал уважение в спецотделе, — прим. Д.Ч.), затем — в штрафроту, «смыл вину кровью» и дошел до Берлина.

Абрамов, переплывая Днепр на прохудившейся лодке, чуть не погиб, но выходили нашедшие его люди. Затем он попал к Сидору Артемьевичу Ковпаку и стал минером-подрывником, командиром саперной роты. И вот только тогда письмо (а точнее — посылка с личными вещами писателя) о героической гибели Аркадия Петровича было отправлено в Москву, в Союз Писателей.

На дощечках Гайдар выцарапывал последнее место дислокации. Просил однополчан в случае его смерти отправить эту дощечку в Москву, в Союз писателей. Это был простой адрес, легко запомнить. Из Союза писателей уже сообщили бы и на место работы, и родным.

Это произошло в мае 1942 года. Затем стали приходить и другие сведения от боевых товарищей. Но могила писателя находилась на оккупированной территории и проверить сведения у НКВД не было возможности.

Увы, поначалу, в отсутствие этой информации легендарного Гайдара обвинили в измене Родине «в форме невозвращения к месту постоянной службы и добровольной сдачи в плен к противнику». Так, еще в течение 6 лет, длилась гражданская смерть Аркадия Петровича Гайдара, но затем он воскрес как советский гражданин и как герой.

Масла в огонь очернения его имени подлили вернувшиеся из Киева буквально в последний момент молодые журналисты «Комсомольской правды» Михаил Котов и Владимир Лясковский, посланные на линию фронта вместе с Гайдаром. «Не разглядели настоящее лицо…», «кто мог знать, что…» — все эти формулировки обычно всплывали рядом с фамилией обвиняемого. А через 26 лет они скажут, что были напуганы, и потому написали посмертные доносы. И даже выпустят книгу про самого Гайдара. Тогда, когда уже будет можно писать и говорить все, что угодно.

Но вот главред «Комсомолки» Борис Бурков этим молодым и преуспевающим «мастерам пера» во время войны не поверил, и когда летом 1944 советская армия освободила Канев, он отправил для самостоятельного расследования редакции опытного журналиста капитана Алексея Башкирова. Его разведка подтвердила все данные о смерти писателя и местонахождении его могилы. Установили крест и табличку: «А. П. ГАЙДАР. Писатель и воин, пулеметчик партизанского отряда. Погиб 26 октября 1941 года».

Также капитан собрал сведения, данные и адреса очевидцев и свидетелей, которые были готовы подтвердить свои слова в Москве.

И казалось бы, «Комсомольская правда» может смело печатать статью о том, что Гайдар мертв и невиновен, но… раздался звонок с Лубянки. Буркову «запороли» полосу, а Башкиров был срочно вновь отправлен на передовую. И тогда Борис Бурков сам отправился на Лубянку, чтобы всё рассказать лично Лаврентию Павловичу. Тот вник в ситуацию, однако настаивал на более весомых доказательствах и обстоятельствах гибели Гайдара, но теперь уже никто не мешал написать Буркову хотя бы совсем небольшой некролог детскому писателю и военному корреспонденту.

«Аркадий Гайдар никогда уже не расскажет о Тимуре, ставшем взрослым. Воин в жизни и в литературе, он умер на посту».

Это была маленькая, первая победа главреда над клеветой. Пусть и в таких коротких строчках.

Продолжил дело о чести военкора первый секретарь Союза Писателей Александр Фадеев, знавший Гайдара лично. Он пошел к Сталину с полученной от Буркова информацией и почтой полученным первым письмом однополчанина Гайдара.

Маленькое отступление: в 1938 году из-за повести «Судьба барабанщика» писательская репутация Гайдара висела на волоске. Печать, после первых глав в «Пионерской правде» — по доносу — прекратили, набор в типографии приказано было рассыпать. Гайдар, при виде знакомых, переходил на другую сторону улицы и не здоровался — чтобы не подставлять их. Все его книги были изъяты из библиотек. И только награждение орденом «Знак почета» 31 января 1939 года — «замечательным талисманом» — спасло писателя. Ведь список номинантов был завизирован лично Сталиным. А «Детгиз» выпустил повесть отдельной книгой, как бы в извинение.

Почти такая же история произошла с «Тимуром и его командой». Мало кто знает, что вначале Гайдаром был написан киносценарий, по которому был снят фильм, а уже затем появилась книга. И вновь — по доносу — запрет печати. И тогда книгу принесли Сталину. Тот прочитал ее за час и одобрил. «Тимура» вновь стали печатать. Тень, нависшая на время над Гайдаром, издательствами и редакциями, отступила.

Сталин, после изучения всех материалов, также одобрил акцию, предложенную Фадеевым: вскрыть могилу, эксгумировать тело, провести опознание с участием родственников и судмедэксперта, с почестями захоронить прах в Москве на Новодевичьем кладбище. Практически все эти мероприятия планировалось заснять и показать в киножурнале «Новости дня» (до эпохи телевидения это был самый главный информационный видеоряд Союза).

Однако, информация о перезахоронении дошла до украинских руководителей, и они… перехватили тело Гайдара. Согласие на это дал Первый секретарь ЦК партии Украины Н.С. Хрущев. Именно по этой причине могила Аркадия Петровича находится в Каневе, в городском парке над Днепром (находится ли сейчас, после «ленинопада» и декоммунизации на Украине — ещё вопрос).

Летят самолеты, плывут пароходы — салют! А вот пионеры — уже не идут…

С эксгумацией тоже прошло не так гладко. Оказывается, в ночь после гибели Гайдара, партизаны сровняли настоящую могилу с землей, а рядом возвели пустую, фальшивую. Это было сделано на случай вероятного осквернения. Поэтому матросам Днепровской флотилии, производящим раскопки, пришлось «перепахать» всю поляну вдоль насыпи. Аркадий Петрович был опознан и с почестями захоронен в городском парке на месте, которое предполагалось отдать под могилу Тараса Шевченко.

Наконец, через шесть лет после гибели, через три года после расследования Башкирова, закончилась клеветническая кампания против писателя.

А последняя — политическая — и самая длинная смерть Гайдара длилась (так как это был долгий процесс «уничтожения коммунизма») с начала 1980-х, около 30 лет. Очень странно, что Егор Тимурович Гайдар, который находился в то время у руля, совсем ничего не смог сделать, дабы спасти честь своего именитого деда. Слишком антагонистичны были они идеологически, видимо, слишком занят он был уничтожением путём реформ излишков советского народа, за который отдал жизнь его легендарный дед… Для книг Гайдара снова наступил 38 год. Их изымали из детских и школьных библиотек и увозили на свалки.

А затем за дело взялись настоящие акулы пера. Чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее верят, и это было, есть и будет, потому что люди — такие забавные зверьки. Единственное, что объединяло все эти статьи — отсутствие ссылок на источники, указание дат, фамилий и мест. Либо наличие ложных данных, специально введенных в текст. Голиков-Гайдар представал в виде кровожадного тирана, маньяка-психопата, учинявшего убийства и резню везде, где бы он ни находился.

Конечно, в самом ужасающем свете эти люди описывали «геноцид в Хакасии».

Итак, в Хакасии Голиков — комбатальона в 124 человека. Задача стояла одна — найти и обезвредить бандита Ивана Соловьева — белого «горного партизана», «защитника хакасиков», как он сам себя позиционировал.

Голикову пришлось контролировать территорию в 10 000 кв.км. Батальон пришлось разделить на мелкие отряды, разослать по селам. Остался всего 41 человек. Молодого парня, заснувшего на посту, закололи «соловьевцы», после чего каждую ночь Гайдар несколько раз проверял своих часовых. Что вообще можно сделать с таким количеством бойцов? — спросите вы.

Однако, удавалось возить продовольствие работникам рудника, ограбленным бандой (увезли всё, вплоть до муки, одежды и оконных рам), отбивать засады «Соловья», и даже завоевать уважение самого есаула. И это за неполных 3 месяца службы.

Но кто может стерпеть, что Москва на подмогу прислала какого-то 18-летнего сопляка? Начались доносы: как и от непосредственного начальства, так и от самого штаба ЧОН. И так на свет «родилось» знаменитое «дело №274 (о злоупотреблении служебным положением) от 3 июня 1922 года».

Проверку, независимо друг от друга, производило 5 ведомств: штаб ЧОН, следственный отдел ГПУ, прокуратура 5 армии, секретарь Енисейского губкома партии и председатель контрольной комиссии при Енисейском губкоме партии.

Приписываемые Гайдару беззакония:

  • брал у населения баранов для прокорма своего батальона (ответ Гайдара: 9 брал, за 6 — заплатил мукой, за 3 — выдал ордера на получение муки, но хозяева не явились);
  • неправильное использование средств для оплаты секретным агентам (не продал, не растратил; выдавал перевербованным при явке. Многие не пришли, потому средства — иголки, пуговицы, рыболовные сети, швейная машинка — остались на складе);
  • сотрудничество с бандой Соловьева (отпускал перевербованных в лесу, чтобы это выглядело как побег и их бы сразу не убили);
  • неправильное ведение документов (не было сейфа для хранения секретной документации, отряд постоянно находился в разъездах);
  • самочинный расстрел. Несмотря на слухи и доносы никаких официально задокументированных сведений на этот счет не поступало. Но были следующие случаи: пленные бандиты сбежали и были застрелены часовыми; еще двое лазутчиков из банды Соловьева были расстреляны; пойманный член банды Сулеков пытался бежать, Гайдар выстрелил ему по ногам, так как кадр был ценный. Сулеков нырнул в реку Июс и утонул.

Все эти факты были проверены и признаны верными. Но ни одно обвинение по доносам не было доказано. В ходе расследования было выяснено, что большинство приписываемых Голикову преступлений – дело рук других лиц или просто выдумки самих доносителей. Он не «топил стариков и матерей с младенцами в озере, покрытом льдом», не «рубил шашкой» мальчишек, не «набивал трупами целые колодцы», не «отрубал головы двум тысячам пленных белых офицеров».

Гайдара не разжаловали, не понизили в звании и лишь временно исключили из партии. Это была дисциплинарная мера вроде позднейшего «строгого выговора с занесением в учетную карточку». Через 2 года автоматически должны были восстановить, но он уже сам не пришел за партбилетом.

Вишенкой на торте «политического заказа» стала педагогика. Книги Гайдара «лишают детей детства, формируют из них «маленьких солдат»! А между тем, Гайдар в своих книгах всегда писал не о слепом подчинении, а о личном выборе в тяжелой ситуации, о честном Слове. Писал для поколения, чье детство пришлось на короткий просвет между двумя Мировыми войнами.

Когда вчерашнему школьнику придется лежать где-нибудь в грязи, то ему будет нелегко, но может стать легче. Ведь на войне человек всегда или очень занят, или очень свободен. Вот он лежит и думает: «Я где-то читал, что был какой-то Овод… Значит, я не один».

— говорил Гайдар на совещании по военному воспитанию. (Борис Камов «Аркадий Гайдар — мишень для газетных киллеров»).

Разным и сложным человеком был Аркадий Петрович. Талантливым и выделяющимся из толпы.

Никто другой не мог так написать для людей той эпохи:

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной.

Таким видел для себя счастье и сам Гайдар — так и не повзрослевший мальчишка, возившийся с ребятами, придумывавший им забавы и игры, за что они любили его с той чистотой, на которую способны только дети.

И кто бы ни был заказчиком, кто бы ни «нажимал на спусковой крючок», имя Аркадия Петровича Гайдара будет жить.

Ася Бажутина

19 thoughts on “В этот день героически погиб красный писатель и воин Аркадий Гайдар

    1. не уверен, что Ася (зафрендить её что ли в ВК?) в курсе что её перепечатал столь одиозный сайт (в размышлениях девушки мелькает «неполживость» и антитоталитаризм, самое эдакое убрал) — но кто знает, может именно здешняя прописка и есть слава земная?))

    1. «мне без сладкого нельзя — где ж я буду столовАться?»))) груб я только с врагами нашего Дела, так что не опасайся — а по-рабочему я прям как телегрАм)

  1. Ладно, это всё педагогика для тебя. А статья тов. Бажутиной действительно хороша и информативна.

    А Гайдара-то «академического» до сих пор нет.

    Маяковский (планировали 20 тт. — издали только 4)
    Блок (планировали 25 томов — вышло только 6)
    и т.д.
    Можно было бы издать и летопись жизни и творчества А.П.Гайдара (научное и популярное издания), в котором с хронологической точностью, на проверенных источниках, — можно было бы воссоздать весь жизненный и творческий путь советского писателя и героя Революции и ВОВ.

    Не изданы обновлённые и исправленные новые сборники воспоминаний о самом популярном советском детском писателе (много было замечательных — но кто с ним сравнится?)

    Поэтому и надо для юношества хоть фильмы выкладывать здесь (читать они в массе своей пока не будут). И не только о писателях, но и о всех значимых событиях советской и русской истории (которая тебя почему-то не очень интересовала, а ведь корни революции — там).
    Такова была главная составляющая сталинской политики воспитания масс, прежде всего — молодёжи.

    Доперестроечная пропаганда строилась тоже на этом.
    Ты это прозевал, постыдно увлекаясь мелоч…

      1. Доругуша! Академическое — это издательство «Наука» — с комментариями, научным аппаратом, вариантами рукописей, ПОЛНОГО эпистолярного наследия и пр.

        10-томный Достоевский (отличное издание для 1956 г.) твой — это тоже не научное, а популярное издание.

        А вот ГЛАВНОЕ-то — в «академке» только и можно найти.

        Есть полное собрание писем Маяковского? Письма к родным — да (избранные), также некоторые его письма и маргиналии печатались в некоторых других изданиях.
        Есть ещё такое латино-насекомое название «Dubia» (приписываемое автору, возможное авторство данного текста)

        1. Кстати, Маяка в 1950-е, если не ошибаюсь, издавали дважды — 13-томники. Были с комментариями и вариантами произведений, но всё равно не академические, хоть и наиболее полные для своего времени (первое — сталинское, было подготовлено к 1953 г.). В 1977-78 гг. вышел 12-томник Маяковского (изд-во «Правда, Б-ка «Огонёк», сост. ведущий маяковед Макаров и помощник Суслова Воронцов — кстати, образованный человек был, помогал нашему с тобой С.Н.). В нём было приведено ещё более полное собрание Окон Роста и Главполитпросвета — по сравнению с 13-томниками. Был и популярный двухтомник 1987 (по «безлимитной подписке»).
          До того, как отец подарил в том же 87-м мне этот 12-томник (узнав о моём увлечении футуризмом), — этот двухтомник был для меня наиболее «полным».
          Хотя, в сталинских двухтомниках я встречал стихи, отсутствующие в моём.
          Кстати, у тебя должен остаться подаренный мною
          в 2003-м сборник неопубликованного Маяковского и материалы о нём (1940 г. изд.). С его юморными рисунками о «Щене» (сидит ж…й на Ай-Петри и жрёт шашлык)

  2. Нашему обывателю нужен вечный Сталин. И лишь лет на 10 Леонид Ильич, но не более (дабы не распускались).

    Но для всего этого нет…. дворянина Ульянова и новой партии (но уже без авантюристов и ж….в — ребят происхождения весьма не пролетарского, потомки которых окончательно прокляли «не свой» советский социализм ещё в 1956-1968-м. А кто-то и раньше… К честным советским евреям-патриотам это не относится, но они, увы, не составляли большинства в СССР)

    Итон ТВ (Израиль): «Маркс во всей своей публицистике был злобным и отъявленным антисемитом. Ни одного слова в поддержку своего народа, одна брань (один раз вступился за единоплеменников, угнетаемых в Иерусалиме). Сталин унаследовал эти его идеи».
    Этот материал тебе был прислан, но ты…..как всегда манкировал. Не марксист ты (по Марксу).

    1. как сказал незабвенный Андрюша Симонянц (издатель листка «Красный опричник» — жаль, не застал ты его — подружились бы)) — «Маркс извратил марксизм!» — да уж, интенационализьму всякую туда вфигачил — когда надо было здоровый «его» бытовой немецкий национализм — и вперёд нах Остен! ))

  3. Непролетарское происхождение Бронштейна (Троцкого), Радомысльского (Зиновьева), Розенфельда (Каменева), Радека и т.д. и т. п.

    Евреев-рабочих в начале ХХ века — 50 тысяч. Почти все «политические» из них — в мелкобуржуазном Бунде.
    (А.Романенко, Классовая сущность сионизма. М., 1986)

    Мелкобуржуазная националистическая среда.

    Хорошо хоть были единицы замечательных борцов за народное дело из местечковой среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *