Запрет НБП в России признан политически мотивированным в ЕСПЧ
В 2005 году Президиумом Верховного Суда РФ было принято решение о ликвидации Межрегиональной общественной организации «Национал-большевистская партия». В 2006 году Минюст отказал в регистрации НБП как общероссийской политической партии. Оба эти решения были обжалованы в Европейский Суд по Правам Человека и были объединены в один иск.
С тех пор прошло 15 лет. Множество нацболов, активистов и руководителей самой репрессируемой партии, прошли через тюремные сроки. В 2007 году НБП была признана экстремистской организацией и окончательно запрещена. Медленно мелят жернова европейской бюрократии. Только в конце 2020 года ЕСПЧ вышел на финишную прямую. 14 сентября 2021 последовало решение. ЕСПЧ единогласно признал ликвидацию НБП и отказ в регистрации партии нарушением Конвенции.
Суд назначил 10,000 евро компенсации наследникам Эдуарда Лимонова (его детям, Богдану и Александре), а также другим заявителям — Александру Аверину, Сергею Фомченкову, Алексею Волынцу и Андрею Дмитриеву.
Сегодняшнее решение ЕСПЧ вступит в силу через три месяца. В этот срок представители российского правительства имеют возможность его обжаловать.
Так как НБП признана экстремистской организацией, основанием для возобновления деятельности запрещенной организации решение ЕСПЧ от 14.09.2021 не является.
Я посоветуюсь с товарищами по партии «Другая Россия Э.В. Лимонова» о том, как распорядиться присужденной мне компенсацией.
Я расцениваю решение ЕСПЧ как политическую победу.
Фактически, суд признал преследование нацболов в России политически мотивированным.
Александр Аверин
От редакции: Осмелюсь, хоть мне и не делегировано таких прав, от имени всего Союза коммунистической молодёжи поздравить товарищей с этой небольшой победой. Поздравляю на правах члена СКМ с мая 2000-го года, — как шедший в колоннах маршей «Антикапитализм» рядом. Мы были тогда соорганизаторами: СКМ, АКМ, НБП, РКСМ(б). Кстати, уже на первом таком марше, в 2001-м осенью колонна НБП была самой многочисленной.
В условиях торжествующей в Путинской России политической проституции и девальвации публичного политикума, разваливающего партии оппортунизма — событие это едва ли не единственное стоящее в сентябре. Конечно, и главенство ЕСПЧ после принятия «путинской» конституции в прошлом году — иллюзорно, и последствия решения этого, кроме разве что финансовых, в самой России официоз постарается не замечать. Но всё же весть эта — радостна. Не сама по себе, конечно — а прежде всего тем, что есть ждавшие её, не только ветераны партии. И не только переметнувшиеся в запутинцы расстриги вроде «Фомы» (Фомченкова) — ныне за мироновские деньги работающего на Прилепина.
Партия с потерями, но всё же сумела пройти период запрета и гонений, репрессий и рассеяния — когда правящий класс ставил на испытание временем, на испытание стойкости тех, кто остался рядом с вождём партии и после минимум одного раскола (если считать помимо ухода Романа Попкова сотоварищи дугинский дрейф в сторону Кремля, то их было два) сохранил организацию, её стиль, её обращённость к массам. Поэтому новость из Брюсселя прозвучала не как воспоминание о чём-то утраченном и экзотическом, не в пустоте или на рабочих местах крутых журналистов (Лимонов, помнится, ставил в заслугу партии выучку таких кадров), но и в ушах новых членов партии, которую, как и Вторую социалистическую революцию в России — не запретить. И это — замечательный повод, хоть и под другим названием, наращивать ряды и заниматься тем ответственным делом, которому обучались мы в боевых нулевых.
Дмитрий Чёрный, член ЦРК ОКП