Женщина из мёда и стали
В эти дни, когда кубинский народ переживает сложный период нового накала политической обстановки со стороны своих хищных империалистических соседей, хочется вспомнить о тех прекрасных товарищах, которые вместе с Фиделем, Раулем, Камилло и Че выковывали звонкую сталь Великой кубинской революции. Их мужество и последовательная самоотдача – как в военно-партизанский, так и в мирный период Революции и построения социализма, – стоит за плечами современных кубинцев, придавая им силу и уверенность.
Преемственность, сопричастность стоящим у истоков социалистических преобразований героям Кубинской герильи — помогла кубинскому народу в этом тяжелом июле выдержать новый натиск внутренней контрреволюции и внешних жестких приёмов информационного противостояния, – в русле разрабатываемой североамериканскими аналитиками и диссидентами в Майами гибридной войны, выстоять при касании «мягкого удара», по силе ничем не уступающего прямой интервенции.
…Когда экспедиционеры яхты Granma высадились на Плайя-лас-Колорадас, – представительница городского подполья, активистка «Движения 26 июля» Селия Санчес Мандули придумала способ получения ценных разведданных. Они были необходимы для воссоединения подпольщиков на Кубе с вернувшимися из политической ссылки в Мексике будущими комбатантами революции и добровольцами, – Фиделем, Раулем и Че, выживающими группами в прибрежных кубинских зонах, заполненных батистовскими солдатами. Селия была замаскирована под беременную, и охранники в одной из стратегически значимых казарм, куда ей было необходимо проникнуть, уважительно пригласили беременную молодую женщину выпить кофе.
Так Селии Санчес удалось выполнить свою миссию, имеющую значимую роль в становлении революционной повстанческой армии на Кубе: полученные героической подпольщицей разведданные помогли высадившимся повстанцам выжить, полагаясь не только на разведку боем, но и на реальные сведения о противнике, необходимые для воссоединения двух групп партизан. Им удалось скоординироваться и стать мощной кубинской революционной армией.
Очевидцы вспоминают день – 15 июня 1957 г., когда Фидель сказал своим товарищам Селии и интернационалисту-добровольцу Фрэнку Пэйсу: «Вы и Дэвид (псевдоним Фрэнка) — наши основные столпы. Если с ним и с тобой все в порядке, мы можем быть спокойны»…
В этом же году Селия Санчес приняла боевое партизанское крещение – в бою при Эль-Уверо, где Фидель назначил её командиром одного из взводов. Селия была первой женщиной в рядах Повстанческой армии, которая к тому же принимала участие в разработках стратегических шагов революционных сил. Так, она приложила свои решительные усилия в деле подготовки одного из основополагающих Советов Генерального штаба, который прошел 4 сентября 1958 года в Сьерра-Маэстре, и длился шесть часов. Одним из решений Штаба во главе с Фиделем было создание вооруженного формирования им. Марианы Грахалес.
Этот взвод, известный под названием «Лас-Марианас», был сформирован из женщин-комбатантов, а во главе его стала Селия. В начале существования взвода ответственным за него, кроме Селии, поставили комбатанта «Тете», – мужчины-партизаны не верили, что женщины смогут сами вести военные действия. Позже Тете стал одним из ближайших сотрудников и друзей Селии, а «Лас Марианас» приобрели заслуженную известность даже в среде мирных крестьян.
Фидель доверял взводу партизанок наиболее ответственные участки операций, где была необходима разведка боем. Соратницы Селии Санчес вспоминали: «Часто, когда мы добирались до мест военного действия, люди говорили: «Марианские налёты? Конечно, Фидель идет позади!» …
В день победы революции Селия Санчес с боевыми друзьями и подругами была откомандирована в распоряжение Четвертого фронта под командованием Делио Гомеса Очоа, – Фидель направил их в Баямо для соединения с Караваном Свободы, предпринявшим долгожданный поход в Гавану. Во время этого похода Селия, как и ранее, воюя в горах Сьерры, действовала, отказывая себе в отдыхе, – революция нуждалась в ней, а значит, — надо было любой ценой выполнять своё предназначение.
По воспоминаниям, «она была как будто из стали, и не хотела знать покоя. При этом, командование вверенным ей контингентом не мешало Селии Санчес отдавать время своему увлечению историей. Она осознавала, что присутствует на сцене великой истории, и ревностно заботилась обо всех документах, материалах, ведя дневники, – с целью сохранить все моменты революции для потомков. Позже она организовала исторический архив с огромным арсеналом ценных документов.
Став членом Президиума Совета министров Кубы, Селия Санчес продолжала всю себя отдавать делу революции, — теперь уже в его мирной форме. Фидель отмечал, что в построении Новой Кубы Селия Санчес «была его правой и левой рукой».
Памяти кубинской героини многие латиноамериканские музыканты и певцы посвящали своё творчество. В том числе – Маргарита Пастене, чилийская подпольщица, которая в годы вынужденной ссылки из фашистской Чили была корреспондентом «Радио Гавана» в Берлине, и одну из своих песен, написанную в контексте Nuevo cancion de Chile, посвятила памяти великой кубинской революционерки. А приведённые ниже мною подстрочником удивительные поэтические строки посвятил Селии Санчес её земляк Адольфо Альфонсо Фернандес – основатель фольклорного движения в социалистической Кубе, своим творчеством сливший в одном горниле крестьянский фольклор и историю Острова Свободы с ее освободительными традициями, восходящими к великому поэту Хосе Марти.
Родной цветок, женщина,
Отлитая из мёда и стали
Радиантовый поток света,
Который омывает рассвет.
Вы родились, чтобы быть
Увековеченной историей!
И хотя крутая Сьерра
Грохотом орудий
Выковала вашу храбрость, –
Никогда и нигде еще не было
Столь личностной нежности…
О, оливково-зеленый голубь!
Трудно придумать иной эпитет
Для такого количества её света,
чем звёздная королева!
О, ученица Хатуэя!
Это – блаженство настоящего
И плод, выросший из
Семени, посаженного тобой,
Селия Санчес Мандули.
Алёна Агеева
Да, героическая женщина. Интересный материал.
А сегодня, будь добр и бодр, — нада сказать и о «наших» антигероях.
Выложи сегодня по Бовину — то, что тебе я присылал.
Продолжаем цикл по иудам.
Деро рождение у этого (….) сегодня.
Нада сказать и о нём, надА!
О дер(..)о рождении ах какого человека!
Тоже ведь член ЦРК.
Но до тебя ему в принципиальности ох как далеко (мягко говоря)! Что в тебе и ценим.
Да и партия тогда другая была…
бовАйн — как назвал бы его один соратник Анпилова, который точно так же произносил название группы «Морфин» — «МорфАЙН» )))
Алёне — как всегда отбиваю поклоны за новый отличный материал.
Давно не было Вас в наших палестинках-бейрутАх.
Кальмар повесил всенародно свою канадидатскую
ксиву. И сказал, что теперь «будет очень следить за своим языком». И ничего плохого о Бахметьеве не говорить. И ничего хорошего.
Вот такие будут «дебаты». Без Бахметьева…
Вах, Элмар!…
Да он — Мудрость молодая. «Только так победит!»
За Элмара!