145 лет со дня рождения наркома Литвинова
17 (5) июля исполнилось 145 лет со дня рождения Максима Максимовича Литвинова (1876—1951), старого большевика, революционера, наркома иностранных дел СССР (1930—1939), в 1941—1943 — посла СССР в США.
Илья Эренбург вспоминал о нём: «У Максима Максимовича была вполне миролюбивая внешность: толстый, добродушный, хороший семьянин. Да и досуги его были заполнены невинными развлечениями — за границей, когда выпадали два-три свободных часа, шёл в кино, глядел мелодраматические фильмы, «страсти-мордасти». Он любил хорошо покушать, и приятно было на него глядеть, когда он ел — так восхищённо он макал молодой лучок в сметану, с таким вкусом жевал. Любил разглядывать большой атлас, — наверно, колесил по далёким незнакомым странам. Он любил жить. Однако этот добродушный человек умел полемизировать, и западные дипломаты поглядывали на него с опаской. Некоторые из его выступлений в Лиге Наций облетели мир. Жолио мне рассказывал, что выступление Литвинова, сказавшего, что нельзя договариваться с бандитами о том, в каком квартале города они могут безнаказанно разбойничать, помогло ему понять не только безнравственность, но глупость западной политики за несколько лет до Мюнхена… Литвинов хорошо знал Запад, он прожил много лет в эмиграции, женился на англичанке. Он говорил о Ленине: «Это был человек, который понимал не только претензии русского крестьянина, но и психологию Ллойд-Джорджа или Вильсона…»
Литвинов был на три года старше Сталина. Максим Максимович о Сталине отзывался сдержанно, ценил его ум и только один раз, говоря о внешней политике, вздохнул: «Не знает Запада… Будь нашими противниками несколько шахов или шейхов, он бы их перехитрил…»
Характер у Литвинова был далеко не мягкий. Я.3. Суриц рассказал мне о сцене, свидетелем которой был. В 1936 году Сурица вызвали в Москву. На совещании Литвинов изложил свою точку зрения, Сталин с ним согласился, подошёл и, положив руку на плечо Литвинова, сказал: «Видите, мы можем прийти к соглашению». Максим Максимович снял руку Сталина со своего плеча: «Ненадолго…»
Острые политические конфликты возникали у Литвинова и с Чичериным, и позднее с Молотовым.
Их отзвуки хорошо видны в книге Феликса Чуева «140 бесед с Молотовым». Вячеслав Михайлович говорил: «Я, конечно, не очень хорошего мнения о Литвинове, но заслуги у него есть. Он, конечно, дипломат неплохой, хороший. Но духовно стоял на другой позиции, довольно оппортунистической, очень сочувствовал Троцкому, Зиновьеву, Каменеву, и, конечно, он не мог пользоваться нашим полным доверием». «Литвинов только случайно жив остался», — добавлял Молотов.
Лев Троцкий говорил в одном из выступлений в конце 1930-х годов: «Я слышал даже, что Литвинов всегда увозит с собой из-за границы в кармане сюртука свежий номер «Бюллетеня [оппозиции]». Под присягой я этого, правда, заявить не могу, тем более, что не хочу причинять неприятности советскому дипломату».
Илья Эренбург: «На заседании, когда Литвинова поносили и вывели из ЦК, он возмущенно спросил Сталина: «Что же, вы считаете меня врагом народа?» Выходя из зала, Сталин вынул трубку изо рта и ответил: «Не считаем». Когда я думаю о судьбе моих друзей и знакомых, я не вижу никакой логики. Почему Сталин не тронул Пастернака, который держался независимо, а уничтожил Кольцова, добросовестно выполнявшего всё, что ему поручали?.. Почему, убив почти всех помощников Литвинова, не расстрелял строптивого Максима Максимовича? Всё это остаётся для меня загадочным. Да и сам Литвинов ждал другой развязки. Начиная с 1937 года и до своей последней болезни он клал на ночной столик револьвер — если позвонит ночью, не станет дожидаться последующего… За несколько дней до смерти он лежал днём с закрытыми глазами; жена тихо спросила его: дремлет он или задумался? Он ответил: «Я вижу карту мира», — то, что называется «дипломатией», было для него творчеством, он мечтал, как предотвратить войну, сблизить народы и континенты, карта для него была тем, чем служат художнику тюбики с красками».
Александр Майсурян
От редакции: Вообще, конечно, вопрос сильного писателя, но слабоватого в политике Эренбурга, насчёт того, почему же Сталин «не тронул» Пастернака и Литвинова — звучит сегодня остро только в отношении вопрошающего. Сама постановка вопроса — какой-то бред. Как будто лично Сталин просто решал — кого «брать», а кого нет. Всё-таки была же доказательная база во всех показательных процессах, о чём мы недавно писали, включая стенограммы — как в случае того же Михаила Кольцова («самооговор»? но кто ж тут нависал, кто заставлял столь многогранно наговаривать на себя — причём ведь есть и стартовое письмо из Испании, где пораженческие беседы Кольцова отражены — есть причины не верить вождю интербригадовцев?!) Или тот же сообщивший о себе и подельниках «на десять расстрелов» (его же выражение) Бухарин или Тухачевский с его ровным почерком написанной «чистухой» на 140 страниц — что это? Это вот «лично Сталин ненавидел и убил» — или всё же было расследование, был суд, были авокаты и т.д.? Ладно, сегодняшним либеральным бабалолам — но Эренбургу-то зачем в столь явный примитив вдаваться?!
Д.Ч.
Ниже приводится подборка на тему «Максим Литвинов в советской карикатуре».
Отлично! Молодец ты.
Спасибо за материал.
А Мухин интересные мысли вчера высказал — насчёт марксизма (смотри на Рот фронт Урал ютуб). Я-то всё это знал и слышал, когда ещё Кальмара (О,Аллах, ниспошли ему Победу! — на встрече с Магниткой у него был полный позор. Как же я не хотел этого) и в замыслах у его родителей не было.
Твой учитель. И молодец. Хотя истолкование — примитивное, не «диет-лектическое».
Сказал бы прямо — что к чему. Но, нельзя.
Я его хорошо понимаю.
Они все «с Урала».
Разумеется, это я о Ю.И.Мухине.
За Кальмара обидно.
Хоть бы такого мудрака в Дуру…
КПРФ-шные бездари (за зарплату) поставили его стоять на 1,5 часа.
Молодец, Эльмар! Продержался. Хотя хотел, дрыгался…
Ему ничего не дали сказать. А он ничего и не мог сказать, кроме пропаганды «давай-давай» (??)
Он меня тоже подвёл.
Нет, Эльмар стоял более двух часов!
Завтра — годовщина великой Олимпиады-80.
Отметь этот факт. Преемственность, новый рекорд.
Идиоты-«агитаторы», ничтожества (как Горби в 1950-х), поздняя ВЛКСМ-КПСС-ная шваль, беготня за водкой для своего дундука-начальника ( те тоже начинали карьерку так). Те же е…ные и уничтожившие партию «традиции». А люди в зале умные собрались, рабочие. И по делу (в основном) говорили.
Вот пусть посмотрит Эльмар этот замечательный фильм и решит для себя: а мог бы он так вести себя, когда была настоящая борьба (а не «парламентский
кретинизм», В.И.Ленин).
Или этот мальчик ужу успел пропитаться цинизмом?
Это были «твёрдые искровцы».
Большевики.
А Литвинова ты знаешь — по какому «вопросу» убрали
с поста «наркоминдела».
Связочки…
А белорус Николай Ерёменко (делегат съезда ВЛКСМ в мае 1982 г. от творческой молодёжи — после члена ЦК ВЛКСМ Прокловой, она была снята с поста за идиотский доклад) — хорошо сыграл еврея Литвинова.
Абдул — тоже (Баумана). Хорошо, что напомнили об ЭТИХ ролях двух секс-гигантов советского кино 1970-х — середины 80-х.
Вот ТАК начиналась у них жизнь в кино.
А у Абдулова, пожалуй, первая — значимая.
Когда отсылал тебе — думал, что опять «куркули»
с Трубы помешают.
Но у меня есть много «разных» вариантов.
Тебе решать — выбирай. Или делай ссылку.
Ссылку…
«Повезло вам сегодня» (Фокс) — «Кому повезёт — у того петух снесёт!» (Жеглов)
Абдулов (смотря в бинокль из тюрьмы в противоположное окно): «Господи! Это ж Капа!»
Ничего не вспоминается, товарищ Дмитрий?
Сильный фильм.
Спасибо, что поместил.
Это — к будущим нашим материалам по ленинской «Искре» (будут в декабре. И раньше).
А Эренбург… Да понимаешь ты всё.
То, что он в 1919 году на беляков работал, как и А.Н.Толстой и А.И.Куприн, И.А.Бунин — это ещё ладно… Один сразу вернулся, другой — потом, третий наконец-то признал наших (и наши красноармейцы, бежавшие из лагерей у него же скрывались во время оккупации Франции).
Илюша Эренбург — «вопрос» тот ещё. Спецслужбы… Как же его хвалили в Горбачёв-фонде в начале никаких нулевых. Сам видел.
тогда странные это спецслужбы — он же в воспоминаниях упоминал эпизод общения с Лениным за границей, как тот его едва ли не за кудряшки теребил, гладил — «Наденька, он из Москвы, он общался с нашей молодёжью!» — и вряд ли сидя в клубах дыма и составляя свои тома мемуаров, он на улице Горького (в том же доме что и Бедный Демьян) был под присмотром, уж больно вольно всё вышло… а что так легко отрёкся от Сталина — то ему же и минус. но сами книги от этого хуже не стали, а вот как личность подешевел… между прочим, 60-ков он ревниво не любил, не видел в них последователей — как-то к нему на порог прям с улицы, по чей-то наводке наивной припёрся друг Леонида Губанова Алейников (смогист номер два) за поддержкой, так он его продинамил, слушал-слушал и потом вежливо выставил вон, продолжая писать мемуары с трубкой в зубах))
А не «вышло вольно» с письмом 25-ти в феврале 1966 (накануне XXIII съезда КПСС) — против возможной реабилитации Сталина на съезде?
Эрнст Генри-публицист, сексот, замечательный ж..д, сидевший при «антисемите» Сталине, занимался «сбором подписей» против «возвращения Сталина. С чьей подачи?
Подписи собрал хорошие: О.Ефремов, А.Попов (Стал. премия 1952), П.Корин, И. Смоктуновский (Лен. премия 1964), К.Паустовский, И.Эренбург, Г.Товстоногов и др.- привести все подписи?
Кстати, М.М.Ромм тоже среди подписантов. Досталось и ему в период сталинской антиеврейской «космополитии».
Могу и его последние интервью прислать.
Выложены (а я читал ещё году в 89-м)
Рисунки хороши.
Архивист ты (не только некоторые тебе знакомые профи)
Молодец, отлично материал оформил. Постарался на совесть.
Все бы так у вас…
ну, это автору спасибо за подборку кариткатур — кстати, что-то АБ прокукарекал этот его текст, раньше всё тягал из ЖЖ Майсуряна, но теперь не «май» Сурян уже для него, наверное… кстати, член РРП (троцкист)
Главное — «картинки». Источник.
Слава РРП, в еп-дать…
Пррошу пррощения.
Молодые коммунисты! Посмотрите этот замечательный и умный фильм.
Стоит того. И сравните…
Знаете — с кем.
Элмар поключил уже Могутина в свои агитаторы.
С блатной музычкой.
Товарищи, запомните: Эльмар — человек глупый.
И как многие глупые люди — тщеславный.
Но он тем нам и дорог! За Эльмара!
«Надо отдать ему должное: он человек — глупый»
(Паратов о Карандышеве, «Бесприданница»)
Только бы он победил.
Пообещал отказаться от думской зарплаты и снимать комнату в Магнитогорске, устроившись на завод.
Редактором многотиражки и фрезеровщиком (посменно).
У Эльмара ведь и техническое образование есть.