Поэт планеты Пабло Неруда: его красная звезда и неразгаданная смерть…

В 2019 году практически незаметно в России и мире прошло 115-летие со дня рождения одного из выдающихся поэтов ХХ века — лауреата Нобелевской премии по литературе Пабло Неруды… А ведь когда-то его книги издавались в СССР весьма солидными тиражами, его переводили и посвящали ему стихи многие советские поэты, его именем называли улицы в городах нашей страны. На его произведениях основана известная рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Среди рок-опер своего поколения, это советское, в лучшем смысле интернационалистское кинопроизведение — уровня «Красных колоколов», — выглядит особенно, стоит особняком потому что оно трагическое. В чём-то оно сходно с «Иисусом Христом супервездой», но всё же трагичнее, не смотря на весёленькое ковбойское начало — гениальная работа Рыбникова

Помимо того, что Неруда был нобелевским лауреатом, он удостоился и Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Эта премия и открыла ему все издательства СССР, которые не закрылись после хрущёвского предательского «развенчания» — да и у самого Неруды хватило такта и ума не отрекаться от этой славы и от имени того, с кем она связана, как сделал, увы, Назым Хикмет…

Неруда известен не только как поэт, но и как дипломат и политический деятель. У него даже были шансы стать президентом Чили, однако он в то время снял свою кандидатуру в пользу Сальвадора Альенде.

Впрочем, Пабло Неруда — это псевдоним (впоследствии ставший официальным именем). Настоящее имя классика — Рикардо Нефтали Рейес Басоальто.

Он появился на свет 12 июля 1904 года в небольшом чилийском городе Парраль в семье сотрудника железной дороги и школьной учительницы. Рано потерял мать. Его отец женился второй раз, и после этого семья переехала на юг страны, в город Темуко.

Писать стихи будущий поэт начал в 10 лет. А когда ему было 12 лет, он встретился с поэтессой Габриэлой Мистраль — она фактически дала ему дорогу в литературную жизнь. Псевдоним он вынужден был взять из-за разногласий с отцом, который не желал, чтобы его сын занимался литературной деятельностью.

В 1921 году Неруда поступил в пединститут Сантьяго на факультет французского языка. Но далее его успехи в литературе стали столь стремительными, что он принял решение посвятить свою жизнь ей. В 1923 году вышел первый сборник поэта «Собрание закатов», затем было еще несколько. Его стихи получали широкую известность не только в Чили, но и во всей Латинской Америке.

В 1927 году началась дипломатическая карьера Неруды — он был направлен в Бирму в качестве консула. Затем трудился на Цейлоне, в Сингапуре, в Голландской Ост-Индии, а параллельно писал стихи. Познакомился с будущей первой женой Марикой Антониетой Хагенаар Фогельзанг — голландкой, жившей на Бали. (Всего поэт был женат трижды.)

После короткого возвращения на родину Неруда был послан на дипломатическую службу в Буэнос-Айрес. Там его ждало знакомство с испанским поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Благодаря этой встрече чилийскому поэту стала особо близка Испания. Он очень тяжело воспринимал гражданскую войну в этой стране, которая началась 18 июля 1936 года, и зверское убийство Лорки. Находясь в Мадриде, написал книгу «Испания в сердце». Одно из стихотворений гласило:

Мадрид, одинокий и гордый,
июль напал на твое веселье
бедного улья,
на твои светлые улицы,
на твой светлый сон.

Черная икота военщины,
прибой яростных ряс,
грязные воды
ударились о твои колени.
Раненый,
еще полный сна,
охотничьими ружьями, камнями
ты защищался,
ты бежал,
роняя кровь, как след от корабля,
с ревом прибоя,
с лицом, навеки изменившимся
от цвета крови,
подобный звезде из свистящих ножей.

(Перевод И. Эренбурга.)

За свою позицию Неруда и пострадал — он заявил, что его страна поддерживает республиканцев в Испании. Но власти Чили дистанцировались от этой позиции и отозвали его. Впрочем, поэт сумел оказать беженцам-республиканцам помощь, находясь во Франции, содействуя им в деле эмиграции в Чили.

В 1939 году его направили в Мексику — сперва в качестве секретаря посольства, а затем он стал генконсулом. Находясь там, Неруда внимательно следил за тем, что происходило на арене Второй мировой войны. Был вдохновлен борьбой Советского Союза с фашизмом, начиная с интербригад в Испании.

Особенно его поразил героизм защитников Сталинграда. В 1942 году он написал «Песнь любви Сталинграду», в которой провел параллели с событиями в Испании. А в следующем году была создана «Вторая песнь любви Сталинграду»

Твой взор всё так же ясен, словно небо.
Неколебима твердь твоей громады,
замешанная на осьмушке хлеба.
О грань штыка, граница
Сталинграда!

Твоя отчизна — это лавр и молот.
Пылает взгляд вождя над канонадой,
а лютый враг вмерзает в лютый холод
и в снег, залитый кровью
Сталинграда.

(Перевод С.А. Гончаренко )

После войны в ходе визита в СССР родилась еще и «Третья песнь любви Сталинграду» (1949 год), в которой поэт радовался тому, как восстанавливается мирная жизнь в городе, разрушенном войной.

Сталинград под палящими крыльями лета:
мирно встают перед нами дома;
город как город — обычный, простой:
люди спешат на работу,
собака плетётся под солнцем, в пыли,
торопится девушка с конвертом в руке…
Никаких происшествий,
только Волга спокойно несет свои тёмные воды.
Но эти дома
не из земли поднимались,
а из сердца людей.
И вернулись почтовые марки,
почтовые ящики,
деревья;
школы вернулись,
вернулась любовь,
матери
снова рожали;
вишни вернулись
на ветки,
ветер —
под небо…
И что же?
Да, он тот же!

В марте 1945 года поэт и дипломат становится сенатором Республики Чили. В том же году вступает в Компартию, а заодно — получает Национальную премию по литературе.

Затем Неруда вступает в открытый конфликт с тогдашним президентом страны Габриэлем Гонсалесом Виделой. Нужно сказать, что этот человек в своей избирательной кампании использовал левую риторику, пролез во власть на плечах коммунистов и даже на какое-то время ввел их в состав правительства. Однако затем Видела отрекся от своих обещаний в социальной сфере, изгнал левых из правительства и начал их преследовать.

Неруда, который лично принимал активное участие в поддержке президента, обрушился на него с резкой критикой и назвал марионеткой США. За это его лишили депутатского мандата и изгнали из страны. Несколько месяцев поэт провел на нелегальном положении, после чего в 1949 году выехал сперва в Аргентину, а оттуда — во Францию. Находясь в изгнании, он создал поэму «Всеобщая песнь», которая была запрещена у него на родине.

Несколько раз он посетил Советский Союз.

В 1953 году Неруда вернулся в Чили благодаря тому, что власти пошли на некоторые послабления для левых. Там активно продолжал литературную и общественную деятельность. С воодушевлением встретил революцию на Кубе, посвятив этому событию «Героическую песнь».

В 1969 году Коммунистическая партия выдвинула Пабло Неруду в качестве кандидата на президентский пост. Однако он выступил в поддержку другого политика — кандидата от блока «Народное единство» Сальвадора Альенде, который и одержал победу в 1970 году. А Неруда после этого был назначен послом во Франции.

В 1971 году поэт удостоился Нобелевской премии, а в 1972 году — вновь вернулся в Чили. К сожалению, тогда он уже был болен (страдал онкологическим заболеванием).

Как известно, 11 сентября 1973 года в Чили произошел военный переворот, в ходе которого законный президент Альенде не пожелал пойти на компромисс с врагами и погиб во дворце Ла Монеда.

Считанные дни после этого остались и Пабло Неруде. Он успел дописать последние страницы своей книги воспоминаний «Признаюсь: я жил». И они были посвящены Альенде

Всюду, где я бывал, в самых далеких странах люди с восхищением говорили о президенте Альенде, о плюрализме и демократичности нашего правительства. Здание Организации Объединенных Наций за всю свою историю не слышало такой овации, какую устроили чилийскому президенту представители стран всего мира. Ведь в Чили, наперекор огромным трудностям, строили подлинно справедливое общество, основой которого стали наш суверенитет, чувство национального достоинства, героизм наших лучших сынов.

Вечером 23 сентября 1973 года сердце Неруды перестало биться. Официально он скончался от болезни, которая усилилась из-за глубоких переживаний по поводу трагических событий в стране. Однако есть и другая версия — поэт был отравлен. Человек, который провел с Нерудой его последние дни, водитель, охранник и помощник Мануэль Арайя Осорио, в одном из интервью рассказал о том, что происходило в доме поэта после госпереворота.

По его словам, на следующий день, 12 сентября к Неруде в дом заявились представители пиночетовской хунты. Они вели себя как хозяева, решая, кому жить в доме, а кому — нет. После этого приходили еще несколько раз — искали оружие и людей, которые якобы укрывались в жилище. Тогда родные Неруды решили укрыть его в больнице (при этом, по словам водителя, поэт чувствовал себя вполне сносно). Речь шла о том, чтобы отправить его в Мексику. Но в больнице Неруде был сделан укол, после которого тот почувствовал себя очень плохо и вскоре умер.

В 2013 году была произведена эксгумация тела поэта. Следов убийства выявлено не было (хотя, что там можно было обнаружить в костях спустя сорок лет? яды бывают мгновенно химически распадающиеся, в ещё живущем организме). Но в любом случае, прямо или косвенно, пиночетовский режим виновен в смерти Неруды — хотя бы уже потому, что последние дни его жизни были отравлены вторжением, обысками, моральным давлением. «Черная икота военщины», о которой поэт писал в Испании, застала его и на родине, в его собственном доме.

«Но горько выстонать: Альенде, но страшно выдохнуть: Неруда», — откликнулся на это событие советский поэт Евгений Долматовский. А ведь тогда же был убит еще и певец Виктор Хара, которому перед смертью переломали пальцы!

Остается лишь добавить, что все скромные попытки осудить Пиночета не увенчались успехом. Совсем другое можно видеть, когда «мировая демократия» реально желает вычеркнуть из списка живых того или иного политического деятеля. На самом деле судить хунту, пришедшую к власти при поддержке ЦРУ, никто не хотел даже за уничтожение десятков тысяч человек, в числе которых оказался и нобелевский лауреат.

По материалам topwar


От редакции: В 2005-м году поздней осенью на барахолке в Пушкино, которая тянулась вдоль платформы транзитного прибытия поездов из Москвы, у гаражей, — увидел малиновый том стихов и поэм Пабло Неруды с графическими иллюстрациями. Хорошее литературно-художественное издание, но без суперобложки, которая таким изданиям полагается. Спрашиваю у мужичка (который этой книгой торгует заодно с запчастями велосипедными, приговаривая весело, приманивая покупателей: «Всё пропить, ничего не оставить!») — почём хочет за книгу. А он и говорит: десять рублей дашь, и спасибо.

Вот так ценил наш спившийся пролетариат поэта планетарного масштаба в годы «стабилизации». Я конечно же книгу купил, порадовал приобритением Блондушку, мою звезду того плодотворного периода — она умела так просиять голубеющими из серого глазами, что её волосы начинали казаться лучиками солнца… Потом мы с нёю смотрели «Звезду и смерть…» у меня дома на ВХСке — и она напевала мелодию и слова про двух Хоакинов. Что-то было в этом больше пения — может, мысли о материнстве первые без страха. Остальное — в одноимённой первой главке из книги «Верность и ревность» (2012)… Всё же отрадно, как была культурно насыщена наша любовь — нынче, на фоне трёхгрошового искусства!

Д.Ч.

26 thoughts on “Поэт планеты Пабло Неруда: его красная звезда и неразгаданная смерть…

    1. Особенно показательны там бовинские воспоминания. И про несостоявшиеся новые республики СССР — Монголию и Болгарию.
      Уверен, что наш уважаемый читатель об этом ещё не всё знает. Хотя подробности известны уже 20-25 лет.

    1. Эльмар: «Для меня это первые выборы! Вы же знаете, что я все эти 20 лет принципиально не избирался! Никто не может упрекнуть меня в этом!»

      Едва ли тов. Рустамов мог представлять интерес для Центризбиркома в 2003 и в 2007 годах, да и позже (даже будучи вундеркиндером)

  1. Эльмар сказал, что надо «не просто жечь, а жечь напалмом».
    Опять я озадачен. Как же он тушил?
    Пожарнику виднее.

    Вообще-то угарный газ весьма затрудняет процесс тушения — вплоть до удушения.
    (сам помню, когда тушил пламя)

  2. Переписка

    Антон Васильев. Эльмар! Сейчас по радио сообщили, что уже вторник. А я ведь знаю, что понедельник. Скажи, Эльмар!

    Антон Васильев. Я же вижу, что сегодня понедельник. Скажи, Эльмар!

    Антон Васильев. Сегодня понедельник! Это они специально меня-коммуниста путают! Суки! Скажи, Эльмар!

    Антон Васильев. Скажи, Эльмар!

    Антон Васильев. Почему не отвечаешь?!! Скажи, Эльмар!

    Эльмар Рустамов. На моих «без четверти»

    Антон Васильев. Ты мне не ответил!! Скажи, Эльмар!

    Эльмар Рустамов. (——) сказать вам всем: «знание — сила!». Голосуйте за ме…

    Антон Васильев. ПОНЕДЕЛЬНИК!!! Скажи, Эльмар!!

  3. Вот что написано о Руслане Каблахове
    на сайте Всисион — Кызы:

    «Владимир Ленин социализм София Ротару абазинец
    СССР Родина моя я ты он она»

    Что это? И причём здесь абазинец София Ротару?
    Где биография Иеруслана Лазаревича Каблахова?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *