Ушёл большой Советский режиссёр
Когда получаешь подобные сообщения, невольно останавливаешься, где бы ни находился. Если не идёшь, а сидишь, то останавливаются мысли — это и называют «не хочу верить»… Пытаешься пристопорить ход такого времени.
Тем кто считал, что пандемия отступила — поступило очередное суровое напоминание о её присутствии и даже наступлении. В этом году мы уже потеряли из золотого фонда советского кино Василия Ланового, по той же причине — хотя, была уже вакцина, уже прививались многие… В такие годы и «естественный» уход не был бы трагедией, но то что режиссёра убил коронавирус, а точнее его последствия — ещё раз указало нам, во что превращён СССР контрреволюцией и реформаторами.
Нет непрошибаемого некогда щита Санэпиднадзора и КГБ (который и чёрную оспу мог придушить не хуже контры в 1937-м), а буржуазная власть даже не пыталась выставить на пути коронавируса «железный занавес», приостановить авиасообщение со столицами уже поражённых им стран в феврале и марте 2020 года, когда ВОЗ объявила пандемию. Мы это помним — и понимаем, что классовое презрение к «плебсу» новорусской элиты, которым и было пронизано то попустительство, а по сути вредительство — даёт и такие печальные всходы. Нельзя жить в обществе и быть независимым от действующей в нём власти, все её деяния и недеяния коснутся и тебя, и заслуженного деятеля искусств РСФСР…
Попробую вспомнить, как Владимир Меньшов возникал своим кино в наших кинозалах и домах. Как его «Москва слезам не верит» появлялась сперва в виде песен и эпизодов в ещё детсадовском нашем информационном пространстве (по песне «Александра» мы сверяли имена в своих группах — узнали, что бывают и девочки Саши) — и сейчас-то мы понимаем, что только большая его собственная любовь к городу, жене и родине могла породить такой фильм. И этот дар, в итоге, оценил весь мир — не так их было много, «оскароносных» отечественных кинофильмов.
Что странно: мы знали фильм, знали актёров в нём, но не знали режиссёра. Как-то растворился он в своём произведении, и это наверное, даже к лучшему. Хотя, вот — как бы подпись, многие режиссёры так делали, «подписываясь» в эпизодах, являя себя ненавязчиво, даже Гайдай в парочке фильмов «засветился», не говоря уже об Эльдаре Рязанове…
До сих пор немало фильмов с яркими ролями Владимира Меньшова, о которых мы и понятия не имели (спасибо постоянному консультанту нашего сайта из старой гвардии большевиков 90-00-х) — но сам он мог бы снять только «Москву», чем увековечил бы и её, и на почтенном расстоянии снятое время, конец 1950-х… Однако Меньшов пришёл к нам (лично ко мне, уточню) как режиссёр уже не в СССР, а в РФ — и как раз тогда, когда кино, политизированно говорящее о происходящем в стране, было очень нужно.
Относительно того, чей фильм «Ширли-Мырли» — уже не было разночтений. У фильма была и широкая информационная поддержка, и премьера в кинотеатре «Россия» (кажется, «Пушкинским» он в 1995-м ещё не был) — сам помню афишу на торце «Нового мира» (которого теперь там нет), примыкающего к кинотеатру. Но этот фильм-фарс тогда мало кто понял и практически никто не принял, лишь спустя пятилетку к нему стали возвращаться и сквозь него разглядывать болячки постсоветского общества, которые «высмеивал» в диалогах Меньшов. Такое кино, снова с весёлыми путешествиями по Москве, с хорошими актёрами и сюжетом — можно было снять только при поддерже банков, в которые перелились прежде всенародные богатства — там бесконечный список спонсоров, давно забытых и рассеянных аббревиатур и капиталов…
Фильм вышел всё же эпохальным, но поняли это многие только десятилетие-два спустя — да, о 90-х, о нас, о неразберихе в умах кино было. Кухонные разговоры интеллигенции со всеми её полюсами и растерянностью Меньшов вытащил на большой экран. Причём рассказать в диалогах это всё больное, нездоровое с улыбкой фарса — было очень сложно, но он смог. А иначе — никто и не пробовал.
Он был одним из немногих, выражавших позицию советского патриота тогда, когда это было неполиткорректно, немодно… Мог себе позволить — а для этого надо прежде всего иметь свои произведения, свои роли.
Мало кто, например, помнит, что в антисоветской фантасмагории «Город Зеро» Меньшов как актёр здорово сыграл очень близкую себе в дальнейшем роль прокурора, хоть её Шахназаров и пытался повернуть в комическое русло, — удержал её над бездной, и теперь она выглядит своего рода последней вехой перед пропастью контрреволюции 1991-го. Причём в этом эпизоде патриот Филатов слушает патриота Меньшова с легка наигранным непониманием… Кстати, это в реальности и была единственная противостоящая наступающему капитализму «русская идея» — увы, она была абстрактно-государственническая тогда, из неё ушёл большевистский стержень…
Вернёмся же теперь в день потери нами крупнейшего режиссёра второй половины ХХ века — режиссёра не эстетского, а широкоэкранного в широком смысле, народного кино. Кино, отражающего нечто не личное, но через личное — всеобщее, национальное — к тем фильмам, что выпадали из узенькой полосы внимания Ельцин- и Путин-ТВ.
Тот же «Розыгрыш», дебют Меньшова — фильм, очень тонко выразивший настроения «битломанской» молодёжи. В нём и Харатьян, кажется, дебютировал. Меньшов был интересен режиссёрским взглядом (ноу-хау «сдвигов», перелётов из помещения в помещение в докомпьютерную эру в этом фильме он повторит в «Зависти богов») с первой же картины — и с первой же картины поднимал общественные проблемы, узкое его не влекло. И, помимо прочего, дарил в фильмах хиты — песни, перекочёвывающие далеко за пределы сюжета, как «Школьный вальс«.
А кто смотрел фильм «Человек на своём месте» 1972 года? Там он главную роль играет, кстати. Вообще, не случайно в своём же фильме «Любовь и голуби», таком же популярном, как и последовавшая за ним «Москва» — Владимир Валентинович играл колхозника. Это без прикрас — его амплуа, меньшовское.
Но я всё же вернусь к Меньшову-режиссёру. Как и «Ширли-Мырли» прогремели в пустоте, озадачив современников надолго, так и его «Зависть богов», кинокартина пронизанная не только ностальгией, но отчасти и оптимистической ревизией 1970-80-х — пришла вовремя, выразила наперёд реваншистский дух боевых нулевых, когда не только политическую смелость нагуливали мы на «антикапитализмах», но и смелость в оценке родных недавних реалий, поспешно приплющенных штампом «совок». Меньшов, в отличие от Мигалкова, который на радость Запада и всей отечественной антисоветской сволоты снимал в 1994-м «Утомлённых солнцем» (и никак не мог потом остановиться, раз заработав такого же, как у Меньшова «Оскара» за «самокритику советских») — снял фильм о любви в СССР и любви к самому СССР, вложив в уста нестареющей музы свою философию того момента, момента начала 21 века.
Впрочем, вот тут — об этом же подробнее.
Я начал с того, что коронавирус уже в этом году добрался до Василия Семёновича Ланового — которого я знал лично, отчасти даже в совершенно домашней обстановке. Странным образом этот «учёт» воскресил и лето 2002-го года в топографической ясности: театр Вахтангова, где я ловил тогда Василия Семёновича для интервью, работая в «Независимом обозрении», и вот вдруг выходит из актёрской двери (она в Большой Николопесковский выходит) Меньшов. Я не растерялся — сплетник-газетник-московский-листок, — сунул ему номер, рассказал о концепции тайно-коммунистического еженедельника, сказал что был бы рад поговорить о «Зависти богов», о советском патриотизме, и вообще…
Бывают люди, с которыми мгновенно устанавливается контакт — так было в том же году и даже в том же квартале, в гостях у Марианны Вертинской, так было во ВГИКе ранее, зимой, когда я терпеливо, неделю ходил на экзамены Марлена Хуциева, чтобы взять у него получасовое интервью… Но с Меньшовым такого контакта не было. Я со своей скороговоркой словно растворился в его водянистых, всеобъемлющих глазах — вероятно, он думал о чём-то своём, и идея газетного интервью не прельщала в тот момент. Прошёл мимо…
Теперь эти глаза, видевшие так много и так профессионально остро — закрылись навек. Он ушёл после долгой и плодотворной жизни — недосказанное (кто знает, до чего тогда бы мы договорились?), несомненно, осталось, но больше всё же высказанного, сделанного.
Светлая память большому Советскому режиссёру и актёру, так и не ставшему назло современникам Постсоветским!
Дмитрий Чёрный, гражданин СССР
Светлая память.
Где остальные присланные фильмы с Меньшовым?!
Материал памяти замечательного Советского (до 1990) режиссёра и актёра ты добротный написал, молодец.
«Ширли-мырли» — «прогремели» на обломках советского кино и озадачили своей шизоидной буффонадой «надолго» (на год-полтора, включая время анонсирования сего шедевра). Бред полный, недостойный таланта признанного мастера.
«Зависть богов» — там один великий Владлен Давыдов действительно хорош и мудр (сталинское поколение). Об иных подробностях мещанско-«богемной» тусни и говорить скучно. «Голоса», телеса…
Страна-то другим тогда жила, несмотря на сгущающуюся атмосферу возможных ядерных салютов, очередей и желания обывателем барахла «Мэйден ин». Хороша «ностальгия»…
Лучше бы вместо «евро-одесской» ленты а ла Катаефф выложил здесь фильмы, в которых Меньшов играл председателей колхозов, рабочих,
советских моряков, инженеров.
Чёрная ты коряга!
Нет, материал твой не совсем добротный.
Язык материала хорош (что приятно стало удивлять, да и скорбная новость обязывает, увы)
Но:
Ты окунулся в омут постперестроечных кино-поделок (однодневок) выдающихся мастеров. Как будто не было ничего заслуживающего внимания у талантливого режиссёра до 1990-х. Понимаю, тебе это эстетически ближе. А советский зритель знал совсем другого Меньшова. Таким он и останется в нашей памяти.
О, Ютуб…Понятно. Каюсь. Человек оказался на своём месте. Глубочайшие…
А ты бы рассказал не о «Зеро» с «Мырлями», а об этом фильме и многих других, о долгом и трудном пути режиссёра и актёра к зрителю. Всё польза.
А «Москву…» действительно долго не показывали по ТВ (в «Кинопанораме 1982 года был показан только отрывок с песней — мама
тогда всё удивлялась — когда же покажут полностью по ЦТ — в кино в 1981-м с сестрой смотрели). Что поделать, — известная конкуренция между Госкино СССР и советским
«лапинским» ТВ. «Борьба за зрителя», прокат.
То же самое было и с «Любовь и голуби».
На ТВ, если не ошибаюсь, премьера фильма состоялась только в январе 1988 — в наши зимние каникулы. До этого демонстрация картины шла только в кинотеатрах (с 1984 г.)
А «Экипаж» Митты (1979) по ТВ показали только летом 1986 года.
ну так от в кинотеатре «Любовь и голуби» — и показал сам Меньшов в «Зависти богов»)) на Пресне… нет, фильм хорош. конечно, не как «Москва», но что-то есть в нём — в расплывшихся прелестях музы, музыке (кстати, редкий случай, когда и она хороша, симоническая) и в «а ля рюсе», и в первом орга(н)зме настрадавшейся («что это было?»)… впрочем, да, Оберпрокурор энтого не любить! («буржуазен этот ваш секс») — а вон как Алентову-то показал в чужих лапах, непримиримой к старению — истинный Муж!
Поместил-таки в «розовом».
Спасибо (дяде Аркаше тоже).
Действие фильма «Зависть богов» разворачивается в августе-сентябре 1983-гою
А фильм (можешь посмотреть в титрах) — 1984-го
Здесь Меньшов либо специально поместил близкую по времени картину, либо немножко перепутал. Скорее — первое.
Юрский в «костюме» дяди Мити заявился в гостиницу после съёмок. Не пускали. Скандал
ты чаво, товарищ? Зависть богов — типичная реконструкция СССР ИЗ нулевых (там в финале, где «танец» у посольства — видно даже старательно замотанную вывеску одной ресторации), какой 1984-й? где твоё зоркое кино-око? это 2000 года фильм (см. в титрах)) ты по лицу весьма погрузневшей и тяжелее в достоинствах ставшей Алентовой, по «картошке» Депардье время не определяешь?)))
остальные фильмы, Белый клык, в гиперссылочке под названиями — Мосфильм их банит выставлять как иконки (ага, с обеих смыслях))
Кальмар бьёт копытцем: «Голосуйте за коммуниста Эльмара Рустамова. Мы соберём в Магнитогорске смотр левых сил. О помещении я договорюсь (есть на что, слава Хармсу!).
На аборт-аборд-абордаж!!! Седьмого улетаю, восьмого приезжаю!!»
«Сегодня играем, завтра уезжаем! Спешите видеть!!»
(афиша над шапито)
«У меня самолеттт!!!…» (Мигалков)
Рассказал бы поподробнее о лучших фильмах и ролях большого советского Мастера и таланта — Владимира Меньшова (или присовокупил бы к своей статье из материалов Инета). О его творчестве в 1970-1986 годах. Твоя статья-Прощание с Мастером было бы более полной и более советской.
Хорошо, что интервью с Меньшовым поместил.
Светлая память Вам, Владимир Валентинович!
ну, я сделал как монолог, без занудства — биографии и без меня напишут