Олег Янковский в «Ленкоме» в роли Ленина и в других ролях…
Сегодня, товарищи, мы вспоминаем Олега Янковского и лучшие для нас его роли, поскольку 20 мая 2009 года он скончался, уже более десяти лет назад — а как-то не привыкнем ещё… Вообще, советское кино давало такой простор любому сильному актёру — что десятки, а то и сотни ролей покрывали бисером всю его творческую биографию. Но мы сконцентрируемся на нашем.
Начнём, давайте, с Кинопанорамы-1983 (жмите гиперссылку, жадный Ютуб не даёт встраивать из-за авторских прав эту передачу сюда рамкой), которую ведёт вездесущий наш бесогончик — тогда вполне советский режиссёр и актёр, с Янковским на дружеской ноге, само собою, и даже о «Ностальгии», снимаемой Тарковским в Италии, упомянул… В фильме «Влюблён по собственному желанию» показан без прикрас рабочий класс СССР — как высокий уровень его образования, так и низкий уровень культурных запросов.
Вот об этом-то и стоило тогда говорить — строго и критически. То самое свободное время, которое с гигантским трудом и именно что трудом, трудом миллионов — завоёвывал рабочий класс СССР, расходуется, по сути, впустую. Уходит в бутылку, в пустоту, а не на самообразование и культурный рост идёт — и только протянутая рука товарища Женщины, способна вытащить рабочего, хорошего, вникающего в главное парня уже не юных лет, — вновь на путь осознанного бытия в обществе. Мне особенно любимы в фильме «аутотренинг у станка» (оптимизм Труда!) и самый его «постельный» финал, с часами.
Вот другая часть той же самой Кинопанорамы, которая таки может быть встроена сюда по буржуйским законам — и она (вот сюрпризы осведомлённых поисков!) радует вдобавок с самого начала ещё большим фрагментом кинофильма «Я — Куба», в котором потрясающая операторская работа Сергея Урусевского (жил у нас в Абрамцеве в посёлке скульпторов и живописцев, был ещё и потрясающе талантливым художником) на крыше гаванского отеля показывает, пожалуй, тот уже мировой, международный размах советского кино, который имелся на начало 1960-х.
Мы шагали впереди! Американское чёрно-белое кино тех лет на фоне нашего проигрывает в разы (и в количестве, кстати, тоже — «догнали и перегнали» при Хрущёве хоть в этом, но не благодаря Хрущёву, а потому что разгон брали до войны). Это нам, нашему кино 1920-30-х подражали «радугисты» итальянские и затем неореалисты, на соцреализм ориентировались и ему подражали. Ни в одной стране мира не было такого количества профильных вузов, киностудий и творческих объединений внутри них. И вот «этой стране»-то не хватало демократии? Да демократичнее в области кино и искусств вообще — страны не было в ХХ веке, пора это понять и забыть все ворчания неблагодарных шестидесятников о тоталитаризме и «работе в стол». Работали лучшие (благодаря соцсоревнованию) так, что отзывалось их творчество на всём населённом разумными человеками пространстве Земли!
И это было мирной победой социализма на ниве культуры — важнейшей победой. Такие фильмы, как «Я — Куба» (1962) могли завоёвывать кинофестивали Европы и даже США в те годы — но, увы, фильм, снятый Калатозовым по написанному уже на месте сценарию Евгения Евтушенко, заругали кинокритики как в СССР, так и на Кубе, глупо, мелко (кубинцы не рассмотрели там «национального» сочли «мнением Белого мира» это кино)… В итоге уникальный коммунистический агитматериал высшего уровня и полёта — лёг на полку. Конечно, рядом с ним то, что снимали в 1980-х — далёкое эхо былых побед, в котором меньше режиссёрской и операторской работы, и больше актёрской.
Никита Михалков, который вёл тогда Кинопанораму, расспрашивает советских кинозрителей разных возрастов у кинотеатра после показа фильма «Влюблён по собственному желанию», а затем общается с Олегом Янковским в кафе, располагающемся в кинотеатре «Октябрь» (меня там принимали в октябрята, кстати — в большом зале). Поражает, во-первых, образованность школьников 1980-х! Хоть и стесняясь, но вполне взрослое суждение о фильме высказывает мальчик… Да и сам Янковский — как приятно слушать развёрнутые мысли, речь эту богатую! — с точки зрения работы актёра раскрывает перед нами удивительный мир закулисья советского кино.
А вот, наверное, открытие для многих. Да-да, Ленина играл в нашем самом демократичном из театров — даже Янковский!
Это ещё самое-самое начало перестройки, времена, когда Марк Захаров готов был прямо-таки погибнуть «за новую, Социалистическую цивилизацию» (его слова из интервью «Взгляду» 1989 года), был верным ленинцем, активным членом КПСС… В спектакле Шатрова, как Захаров сказал, Янковский исполнял не роль Ленина, но публицистическое поручение коллектива театра. Ни внешнего сходства, ни напора мысли, ни темперамента — ничего у медлительного красавца Янковского общего с Лениным.
Однако и вполне уже в стране популярный Олег Янковский считал за честь сыграть, с неподдельным интересом играл такую роль! Ибо партийным было даже тогда, в начале перестройки — искусство. Сравнение этой роли с его последними ролями (в том числе в «Стилягах» — плясочки в высотке не своими ногами) — будет не в пользу «Стиляг»… Кстати, вот — опять 1985-й, переломный, но ещё не победившая в умах Perestroyka даёт увидеть и понять многое.
Но если говорить о партийном — то есть важном для нас и сейчас искусстве, о театре и кино, — то конечно нельзя не вспомнить роль Олега Ивановича в фильме (изначально — спектакле) «Премия». Вот он как раз повествует о том, что расшатывало «развитой социализм» изнутри и стало ступенькой вниз по лестнице социального регресса — уже здесь мелькают темы ком-сепаратизма (отдельной компартии СМУ) — который в умелых руках Ельцина сыграет на распад КПСС и СССР…
Остального Янковского вы знаете. Как сообщил он Михалкову, он — в постсоветское время миллионер, избалованный всенародной славой, но не пестривший политкорректным антисоветизмом, в отличие от коллег по Ленкому, — мог быть в дни съёмок «Ностальгии» Тарковского незнаком кому-то в Италии! Удивительно…
Кстати, проникнутая режиссёрским отчаянием и в чём-то переламывающая собственную творческую судьбу Андрея Тарковского, «Ностальгия» не стала для Янковского высшим (мировым) актёрским достижением. Запад фильма не понял, не принял, не поразился — разве что остатки белоэмиграции. Роль яркая, но всё же какая-то упадническая.
Это та линия, от которой учитель Тарковского, Марлен Хуциев пытался его удерживать, но начиная с «Зеркала», как он считал, Андрей «стал увлекаться своей непОнятостью.» Тарковский подался в «невозвращенцы» после «Ностальгии», Янковский же остался дома, и правильно сделал — тут ждало ещё много ролей, именно тут, в СССР жило признание его таланта, его общество. И — ждала роль Ленина в родном Ленкоме. Парадокс, но она была — потом!
Удивительно теперь не это, а то — видимое на расстоянии, — что только громадный и слаженно работающий механизм советского общества, позволял ТАК самореализовываться артистам. Заставляло не ограничиваться лицедейством, но быть думающим актёром, творцом ролей наряду с режиссёром. Хоть (и вновь — в отличие от большинства невостребованных коллег по цеху) Янковский и снимался в 90-х и 00-х, но конечно, ничего затмевающего его роли трёх советских десятилетий не явил современникам. Скорее, наоборот, смазал впечатление…
Дмитрий Чёрный, гражданин СССР
Светлая память последнему народному артисту СССР — Олегу Ивановичу Янковскому…
Мигалков о статье Дмитрия Чёрного:
«Слушай, ЭТО — замечательно, ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!»
(передача «Бесо-папо-травма», эфир 21 мая 2021)
В своих воспоминаниях (кусок о Михалкове я, кстати, тебе отсылал на досье) бывший зам. пред. Госкино СССР Борис Павлёнок привёл такой эпизод, связанный с «мэтром» Тарковским. Отлетая во время съёмок «Ностальгии» на нелюбимую и «несвободную»
советскую Родину, киношник так загрузил своим барахлом самолёт, что он не смог взлететь. Разгрузились. «Сторожить» вещи Тарковский поставил Янковского. Так и стоял часами у тюков.
Потом Павлёнок спрашивал Янковского о съёмках — как проходили? Олег Иванович (со свойственным ему самоиронией) ответил: «Вот ходил со свечкой по воде — туда-сюда, туда-сюда. Ничего не понял…»
Да-а, спасибо тебе за статью!
«Стаканы, стаканы давай!..»
За твоё здоровье!
вот как раз два гранёных стакана с мероприятия, о котором ты тут скоро прочитаешь, и вновь улыбнёшься как аксакал КПРФ-СКМ — унёс два гранёных, новеньких стаканА! зная, что так скажешь — дабы всё же увидеть ЭТУ кривую ухмылку 😉
Слова Янковского (парторга Соломахина) в «Премии» — как никогда актуальна для ком-брожения:
«Мы все умеем и любим подниматься на трибуны и говорить красивые слова о рабочем классе: он у нас грамотный, современный, настоящий хозяин стройки! А когда он пришёл к нам, Этот «хозяин», когда выложил нам всё, что наболело, — мы его не узнали…Вначале мы думали, что он рвач (было, было!), затем мы думали, что он подставное лицо, потом сказали ему: «Ты — парень хороший, только забери назад свои тетрадочки, они нам мешают!».
А вы знаете, Владимир ……вич, почему рабочие не идут в ОКП? Потому что они НЕ ВЕРЯТ, они не верят, что Чёрный хоть чего-нибудь добьётся, что можно хоть ЧТО-НИБУДЬ изменить в этой партии!
Товарищи! Мы члены Объединённой Коммунистической партии, а не партии треста АБ и компании. Такой партии нет!
Я ставлю вопрос о предложениях товарища Чёрного на голосование.»
А.К. (парторг, в прошлом — работник ЦК КПСС)
вот это ща прозвучало! уверен, комсомольцы, побаивающиеся тут читать критику КирВаса и А.Б. — поймут!
А что «другого» Янковского (прохиндона Семёнова) 1970-х в «Нижеподписавшихся» — не выложил?
По тому же Гельману ведь…
ну вот кажутся мне «подписавшиеся» какими-то не того уровня… роль там у него не велика. а вот «Дракона» — может, и вмонтирую поутру. есть одно соображение — в контрапункт к 1985-му и там сказанному им…
Скорее к 86-му (я прислал тебе материалы о скандальном Пятом съезде кинематографистов — начало «конца» кина и нашей страны.
Мигалкин там — в «оппозиции» к своим парха…м «товарищам» (С.Соловьеву и комп.) — его интервью в Кремле.
ну, в чём тогда была оппозиция — даже интересно! попробую вникнуть, хтя уверен, ты б написал лучше и осведомлённее
Аутотренинг (голос): Я спокоен…Я удивительно спокоен…
Шиловский: Что за бодяга?!
Янковский: Вступление…
Янковский у станка: А что если вместо вот этих вот плакатов за список КПРФ — Венеру повесить… голую?
Зюганов дуба даст…
(«Влюблён по собственному желанию», 1982)
P.S. Теперь вместо аутотренинга страна уже 20 лет слышит другой голос. Он спокоен.
«Историк»: А ты знаешь, что товарищ Ленин из дворян?
Чёрный: Ты вот только мне товарища Ленина не погань!! Имей в виду, историк — я был зам. ком. Форум и одного гада-дельца вот этой вот рукою шлёпнул!
Ленин (Янковский в спектакле): «Маркс сказал бы о нас, современных «коммунистах»: «Я посеял Драконов, а пожал блох…»
Впрочем, Маркс цитировал своего друга Гейне.
Но — верно.
А.К. — Чёрному: «Ну что, Прохожий, — ВСЁ СНАЧАЛА?
Может быть — не сейчас? (кивая на Кальмара) Всё-таки
дети…»
Чёрный (поглядывая в жаждущие правды глаза Кальмара): «Нет — сейчас!»
А.К.: «Ну вот… Теперь-то и начнётся САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ…ГОТОВЬСЬ!!»
Оба удаляются. В небесах медленно всплывает змей с портретом Сталина.
Мигалков: «Какое горЯево-Куняево? Загорянка? Откуда они тут? Вали отсюда, тут день ЮрКузнецовссского бутылкоплавания… да Николина ГОРА там зашифрована родимая моя — панимаеКе?» (с говорком Гурченко)
Вот так вот, тц-ц …
Янковский Олег Иванович:
1977 — заслуженный артист РСФСР
1977 — лауреат премии Ленинского комсомола
1983 — лучший актёр года («Советский экран»)
1984 — народный артист РСФСР
1986 — Государственная премия СССР
1989 — Государственная премия РСФСР
1991 — Народный артист СССР
«Правильно!»
Да отпустит Советский Зритель ему «грешки» 1990-х — «нулевых». Хоть помои не лил, как Ганжа…
Светлая память Народному…
Я тебе прислал на сегодня-завтра материалы к 35-летию Пятого («похоронного») съезда киношников в Кремле в мае 1986 года. Начало перестроечной бучи, съезд-символ грядущего распада.
«Наслежу» в комментах интересными фактами, которые знаю от участников того съезда. Рассказывали мне в 1990-х.
Продолжаем кино! И искусство-политику.
P.S. Там и Мигалков есть!
Пошарь в обеих последних посылках (вчера-сегодня)
о 5-м съезде — получишь удовольствие для очередной статьи.