Департамент Кибовского, верни Музей Маяковского!

Как бывает-то. Казалось бы — миллион куда более актуальных, важных тем. И ситуация на Донбассе, и бессилие путинизма обуздать цены на своей же территории, и новые санкции США «против суверенного госдолга» (идиотские штампы таблоидов), долги которые успели наделать «суверенные демократы» в нулевых-десятых — а приходится продолжать, углублять вчера затронутую тему. Самоубийство Маяковского, которого в Москве хоронила многотысячная толпа — был фактически национальный траур. И никто из этих тысяч, а в масштабах страны миллионов (никто!!!) тогда не сомневался, что это отчаянный, во многом перечёркивающий собственный оптимизм и советский патриотизм поэта шаг — но ЕГО ШАГ. Лишь Сергей Эйзенштейн сделал максималистскую запись в дневнике, фактически фиксирующую его сомнения — всё то же неверие, что поэт-оптимист мог ТАК уйти… И на этом строить теперь «альтернативную» версию? На рукописной, для себя, фразе «его убрали»?

Павел Панченко (1907-1994)

«В.В.Маяковскому«

Сердце поэта упало навзничь,
И захлебнулась песня.
Ваше слово,
Товарищ маузер,
Сказано неуместно!
Только подумать…
Всё выше пламя,
Пламя стены Кремлёвской,
Пламя стены,
У которой плавил
Песни свои
Маяковский.
Только подумать…
Гудят комбайны…
Дым над страною, искры… И —
Донесло до степных окраин
Не голос его,
А выстрел.
Что же, страна!
Молодыми славься,
Чьей силе под блузой
Тесно…
И ваше слово,
Товарищ маузер,
Сказано… неуместно!
Сердце завода не знает пауз,
Бьётся
В победной
Сшибке…
Ваше слово,
Товарищ маузер,
Сказано… по ошибке!

Газета «Известия». 16.04.1930

И вот находятся поныне деятели «Русской партии в КПСС» (больше миф, чем правда — либо они просто задним числом приписывают себя к ней) — сумасшедшая старуха Морева (или Молева, всё время путаю), «личный разведчик Брежнева» Байгушев, ещё какие-то умственные калеки (приравнивающие большевизм к фашизму), которые со страниц «Литературной России» доказывают, что Маяковский был убит в результате «еврейского заговора в ОГПУ» — причём цепляются и цеплялись в начале девяностых конспиролухи этого же рода за всякие мелочи. Якобы подарил револьвер, из которого Маяковский застрелился, ему Агранов… Ну, улика и вина в убийстве тогда налицо!

Всем поголовно конспиролухам, всем шизо-аналитикам — предпосылаю нижеследующий сюжет с баллистической экспертизой рубахи, в которой он застрелился. Да, правой рукой — потому что сердце слева и нажать на курок это — не писать, например, не так сложно. Там ещё одно интервью Вероники Полонской, данное в 1992-м уже из Дома ветеранов сцены («Дом престарелых» — в нём же жила до последних дней старшая бабушкина сестра, актриса немого кино Лидия Васильевна Былеева).

Но если с мотивами и обстоятельствами самоубийства всё более-менее ясно — хоть и приходится тратить время, чтобы доказывать очевидное, — то вот с чем неясно совсем, так это — что с Музеем Маяковского?! Вот вопрос вопросов — причём и конспирологическая трилогия, части которой мы приведём всё же (в порядке гласности и демократии) ниже, ведь начинала сниматься в этом музее. Он был! А теперь его нет, и неизвестно, когда его вообще откроют.

Мы проводили серию «Маяковских чтений» на выходе из «Библио-глобуса», у ограды, за которой есть дом, но нет музея — в прошлом году. Я и Кирилл Медведев читали там свои стихи о Маяковском и Революции (мои аж 2000-2002 годов), но «воз и ныне там», хотя было много слушающих нас милых дам, включая активистов «виртуального музея». И мне хочется спросить очаровашечку Кибовского и его Депкульт в Правительстве Москвы: куда музей украли, идолы?! Где экспозиция 1989 года? Когда советский — не вами созданный! — музей возобновит свою работу?

Задавал (и буду задавать, пока не откроют) эти неприятные Правительству Москвы вопросы — со страниц той самой «Литературной России», ФОРУМа.мск, а теперь отсюда — потому что за этим вопросом не маргиналы, а миллионы. Миллионы туристов, знающие (а кто не знает — легко проверить в Сети), что этот музей в центре Москвы — был одним из самых посещаемых, поскольку находится в туристической зоне «пешей доступности» от гостиниц и мест высадки из автобусов.

Здание, куда изначально созданный в том самом 1937-м Лилей Брик на их квартире в переулке Маяковского (Гендриков пер.) музей-библиотека был переведён в 1972-м, при Брежневе — было закрыто на капремонт ещё до Кибовского, при министре-капиталисте Капкове (креатура Абрамовича, как и Собянин). Ремонт таким образом длится уже восемь лет! Четырёхэтажное здание они ремонтируют столько же времени, сколько при Сталине и товарище Берия требовалось чтобы построить с нуля — ДВА ЗДАНИЯ МГУ (одно, которое на Ленгорах, построили за 4 года и закончили ещё при Сталине, в 1953-м)…

Очевидно, что купающееся в миллиардах и триллионах московского бюджета собянинское чиновничество — просто «забило» на музей. Зачем им эта пропаганда коммунизма в центре столицы? А музей действительно был пропагандистским в его новом виде, созданном в 1989-м году. Это и парадоксально: тлетворные веяния перестройки, гласности, капитализма, как будто только здесь не затронули ничего, но напротив создали целостный конструктивистский (Родченко бы одобрил) объект, в котором выразились представления Маяковского о коммунистическом будущем. Как бы раздвинувшие стены изнутри конструкции, надстройки, проекты «Отечества, которое будет», чертежи-построения «Коммуны из света и стали»…

Но нет отечества — нет и музея…

Причём таким был музей от самого подвала доверху! Этакая Мастерская Поэта, его внутренний мир, заселяющий реальную коммуналку получше воображения Булгакова по адресу 302-бис… Музей был обустроен под мероприятия такого характера, который бы Маяковскому понравился — вроде бы искусство, литература, антиглобализм (Бузгалин и Булавка были дружны с дирекцией), но всё это проникнуто политикой, конечно же.

Прислушайтесь к словам Егора Исаева, большого советского поэта и патриота!

В подвальном зале проходили важнейшие «красные» мероприятия даже в 1990-х (акустические выступления «краснозвёздного» Владимира Селиванова и «28 Гвардейцев Панфиловцев», здесь же в нулевых и десятых выступали и мы — со стихами, песнями). Зал музея стал одной из центральных площадок в Москве, где звучала новейшая, актуальная, авангардная поэзия — всё благодаря руководству музея. Где оно теперь? На кого умельцы собянинские сменили тех «китов»?!

Музея самого нет — как локации, его нет на карте Москвы, но у него есть сайтик. Открываю сайтик, читаю первую новость — точнее, анонс на 24 апреля.

«В рамках акции «Библионочь» приглашаем на лекцию «Маяковский и русский футуризм», которая состоится 24 апреля в «Квартире в Студенецком переулке». «Плотское хулиганство!» – так отзывался Иван Бунин о футуризме. За дерзостью, непонятностью и эпатажем футуристов сложно было разглядеть новаторство и талант стремящихся в будущее. Именно о них пойдет речь на лекции – о революционерах в искусстве в самом начале ХХ века. Мы попробуем разобраться, кто же первым встал на путь футуризма – итальянцы во главе с Томазо Маринетти или русские во главе с Давидом Бурлюком?..» — произойдёт сие лекционное действо в «Квартире вв Студенецком переулке«…

Маяковский вынужден в ипостаси музея — скитаться по чужим квартиркам.

Хорошо, нетоварищ Правительство!

У тебя не хватает наших, бюджетных средств на восстановление музея там, на Лубянке, подле крупнейшего книжного магазина? (И хватает при этом миллионов на содержание всего персонала «Музея истории Гулага» в течение года непосещаемости из-за пандемии!!! Этот «музей» переехал за период «реставрации» на Лубянке из подвальчика на Петровке в 4-этажное здание в 1-м Самотёчном переулке близ Типографии НКВД-КГБ и «Жургаза», что больше Музея Маяковского, но внутри обустроено не хуже реконструкции 1989-го!)

А что в исконном помещении музея-библиотеки, обустроенном Лилей прямо там, где они жили в 1930-м большой своей тройственной семьёй? Там вообще офисные помещения! Окна ПВХ — и хотя и имеется табличка, пометившая дом как объект исторического наследия, но внутри — ничего уже, с Маяковским связанного…

Там сделайте временную экспозицию — или у Правительства Москвы нет средств, чтобы снять у самого (у ДГИ) помещение под музей? Почему Музей Маяковского скитается по окраинным квартиркам, как обериут Введенский или будетлянин Хлебников (с наволочкой, полной стихов-черновиков), а в центре пустует дом, целиком перестроенный в СССР под музей?! Может, и до «ночёвок по бульварам» дойдёт дело — музей будут демонстрировать в рамках дней исторических реконструкций, летом, на правах артефактов времён «советской утопии»?..

Эти вопросы бы задавать не в Сети, а на площади Маяковского, многоголосо… Но кто ж туда нынче пустит митинговать? Уведомительно-карантинные времена-с…

Но я уверен, что однажды Москва и москвичи, а так же гости нашей столицы потребуют вернуть всем нам НАШЕ достояние, НАШ Музей!

И никаких гвоздей!

Вообще, для буржуа, привыкшего к патриархальной семье (как основе и отражению доминирования отношений частной собственности в обществе) характерно бессилие понять эту Семью коммунистического будущего — в которой интимные отношения отведены на второй план, ревность признана пережитком буржуазного общества, как рудимент отношений частной собственности, но вот Общее Дело, Маяковский-Поэт, ЛЭФ — на первом плане.

Лиля как проект первоначального, самого безоглядного на обывательщину и Прошляков микрокосма — удерживает Семью-Триаду (с Осипом — не вместе физически с 1916-го, с Маяковским — с 1925-го)… Надо отдать ей должное — эта уникальная, умная Любовь, Любовь Будущего (и любовь к коммунистическому будущему, когда от подобных пут освободятся и прочие люди), способная понять и влюблённость любимого в другую, потому что ценит в нём Поэта, — и была основой, фундаментом того образа Маяковского-горлана-главаря пролетарской поэзии, который мы узнали после его «канонизации» в 1930-х…

На самом деле, не жалея В.В. но завидуя ему смертной завистью, обыватели того Будущего, в которое от так верил — и сами бы, высказывая вслух лишь отражённое в «понимании» Семьи-триады своё сокровенное похабство, мечтали иметь такую жену, которая понимала бы сколь важны влюблённости и новые женщины Поэту с точки зрения его творчества, хотели б иметь такую Семью!..

Но нет таких семей-коллективов в царстве победившей буржуазности и социального регресса (потому что нет цели над-семейной — Коммунизма), где прошлый муж ради общего Дела, презрев Личное, тихо отошёл бы в сторонку, продолжая вместе с новым работать над его поэмами (первым издал «Облако в штанах» Осип!) и в ЛЭФе. (Об этом в «Октябрьской поэме» всё рассказано, как преодолевали голод и холод этим тесным коллективчиком: «Лиля, Ося, я и собака Щеник»…) Не пустит в свою квартиру в Гендриковом переулке Лиля юную красавицу Полонскую, приветствуя её как старшая сестра, даже не пытаясь «делить» Маяковского — но понимая, что все они соработницы, имеющие точно такую же свободу влюбляться, уходить к другим, но теперь и обязанность всегда возвращаться для Работы, для укрепления позиций Пролетарской поэзии, правды, силы Слова!.. Вот этого закона Полонская по юности и не поняла (в чём и винить её глупо) — была случайной прохожей по сути, не оценила того, что взята в этот растущий, прирастающий любовями ВСЕХ Коллектив производства Маяковского, крамольную и непостижимую для традиционалистов-регрессников ячейку Нового Общества…)

Дмитрий Чёрный, поэт, коммунист

33 thoughts on “Департамент Кибовского, верни Музей Маяковского!

    1. сейчас поправим — уже и места не хватаить! и дозалью третью часть фильмы 1993-го (слава богу, там только о бабах во второй, а что в третьей — гляну, надеюсь, не хуже)

    1. в 1987-м… так экспозиция 1989-го… или до реконструкции даже? ну тогда уважаю. нет, я бы тогда тёмен и далёк от этого всего…

        1. Кстати, там ещё не всё было обустроено до конца, были чистые экспозиции. Но музей таким я себе и представлял (стиль конца 1960-х — в передачах о Маяке и в телепостановках, иллюстрациях в книгах —
          так вообще изображали Октябрь 1917 и первые советские годы (вспомни иллюстрации к серии «Пламенные революционеры). Некая «условность» только дополняла колорит эпохи… Да и в спектакле 1969 г. ты это видишь.

    1. ну, зачем Бузгалина обижать… он помогал иногда нам (издавал пУблу, например, за счёт Фонда Розы Люксембург — покажу при встрече, — литературе я писал убедительно) — да и какой он троцкист, он горбачёвист)) член последнего ЦК КПСС, на котором всё и кончилось

      1. да все эти полюса нынче мнимы — есть вектор, есть вихрь общественный, и появляются книги, даже презентации с сабантуями, а когда все по квартирам и под бирками (как нынче), то и пьём пробирками))))

    1. да ладно, дело проходное (Сеня, береги спину)) — надо было, надо. ты молодец что убедил, вон сколько я и сам нарыл попутно — Филатова зацени! вот это — Формат! (не от слова Форумск, там движок такого не позволяет))

    1. так она у меня на даче «Новое о Маяковском» Перцова, кажется — хорошая книга, полезная! как буду писать о нём что-то книжное али тут программное (жена всё агитирует, я даже открытые уличные лекции на эту тему вёл в 2015-м — Брики-Маяк)) — непременно сошлюсь

  1. Уже 41 страница поэмы о Брейгеле написана.
    Надо превращать в книгу.

    А я с тобой — романтиком от «марксизма» беседую…Впрочем, все вы созданы для радостного отдыха, на бляго людям…

    Всё. К бумаге тянется перо…
    за-за-за-за-ЗА РРРОДИНУ!

    1. хренАссе! это кто ж такое прочтёт? или она на немецком сразу, поэма-то? не знал тебя с энтой стороны, приятно удивляешь… хоть покажи потом Брейгеля-сорокауста)

      1. Да знал ты всё… (частично)
        А я просто не обо всём рассказывал.
        Ты думал, что я пишу лишь a la Иванофф?
        Думай так дальше… Мне же спокойней.
        А на книгах «нулевых — начала 20-х всё равно не моя фамилия будет. Что «нам» и надо с ней.
        Там — 50 / 50 текста (иногда и 70 /30 — в мою пользу, иногда иначе — там где чистая «лирика»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *