До чего докатилась «нон-фикшна»

На прошлой неделе в Москве прошла книжная ярмарка «Non/fiction». Если верить либеральным СМИ, главным событием ярмарки стала отмена объявленной заранее презентации книги Киры Ярмыш «Невероятные происшествия в женской камере №3». И все такие: вот же, дескать, подлость-то какая, да как их только земля носит.

Если кто не в курсе, Кира Ярмыш – это такая либеральная девушка, работающая пресс-секретарём Алексея Навального. То есть, видимо, в либеральной табели о рангах она не настолько крутая, как Люба Соболь, но тоже молодец. Раньше у Навального была другая пресс-секретарка, по имени Анна Ведута. Однако, после того как однажды её потрогал за всякие интересные места главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» старик Венедиктов, она оперативно эмигрировала в США. С тех пор пресс-релизы от имени «Фонда борьбы с коррупцией» сочиняет Ярмыш.

И вот, стало быть, эта Кира Ярмыш написала книжку. Да не хухры-мухры, а сразу же целый роман! И стали либеральные СМИ его расхваливать на все лады. Такая, дескать, книжка, всем книжкам книжка. Просто второй «Один день Ивана Денисовича»! Послушав рецензии, я обрадовался. Вот, думаю, девушка написала интересную книжку о том, как ведут политическую борьбу ФБК и другие либеральные оппозиционеры, как их задерживают, сажают под арест на сутки или по уголовным статьям на длительные сроки. Надеялся почитать подробный рассказ о тяжкой жизни либералов в местах лишения свободы. (Если приравнять их к «политическим» в Гулаге, о чём они безусловно мечтают, — то им не позавидуешь, чего только уголовники с ними там не делали, даже продавали в ходе карточных игр! – прим. Д.Ч.)

Дождался, когда добрые люди выложат книгу на «Флибусту», скачал. Прочитав, остался сильно разочарован. Книга оказалась очень слабой и глупой, какой-то откровенно надуманной. Ещё хуже, чем книга Олега Навального «3 1/2. С арестантским уважением и братским теплом». Там автор хотя бы рассказывает, как устроена жизнь в колонии, как заключённые мастерят «дорогу», как проносят в лагерь запрещённые предметы и прочие интересные моменты. Из-за этого можно потерпеть его идиотские рассуждения о политике и «сказку про Чубакку». А тут книгу написала либеральная девочка…

Итак, краткое содержание. Главная героиня – девушка Аня. Она приехала в Москву из глубокой провинции, поступила в МГИМО и окончила его. Тут уже возникает ряд вопросов относительно того, что это за провинциальные девушки, которые, не имея денег и влиятельных знакомых, вот так запросто поступают в ведущий вуз страны, готовящий дипломатов. Ну, да ладно… На работу в МИД Аню не взяли по причине её аморального поведения, занимается она не понятно чем и поддерживает либеральную оппозицию. Однажды Аня вместе с друзьями пошла на оппозиционный митинг, где их задержали. Затем в отделе полиции выяснилось, что Аня на своей странице «ВКонтакте» репостнула объявление о предстоящем митинге, поэтому её друзей отпустили, а ей влепили десять суток за призыв участвовать в несанкционированной акции.

Аня попадает в спецприёмник, там её заводят в единственную женскую камеру – в эту самую камеру №3. Там уже отбывают административный арест пять молодых женщин. Три из них попали в спецприёмник за вождение автомобиля без прав, одна обматерила полицейских, одна за неуплату алиментов. И вот эта Аня среди них, как белая ворона, политическая заключённая, мечтает о прекрасной России будущего.

Вот, думаю, сейчас она начнёт втирать им о борьбе с коррупцией, о деятельности оппозиционных партий, о предстоящей революции. Потом расскажет о том, как организована жизнь в спецприёмнике, какие-то тонкости, хитрости. Да только не тут-то было. Все разговоры с сокамерницами крутились вокруг нескольких тем: мужики, деньги, шмотки, семейные проблемы, количество оставшихся до освобождения дней.

Повествование об организации жизни в спецприёмнике тоже не отличалось разнообразием. Оно свелось к рассказу о том, что девушки целыми днями валялись на койках, три раза в день ходили в столовую, с утра до вечера слушали гремевшее в камере радио и отвечали на идиотские вопросы мужиков, сидевших в соседних камерах и во время прогулки заглядывавших к ним в окно. В своём описании персонала спецприёмника автор тоже не радует читателей разнообразием эпитетов. «Тупомордый мент» и «тупомордая ментовка» – вот основные определения этих людей.

Кроме того, главная героиня тронулась умом. Каждую ночь она видела кошмары. Ей представлялось, что её сокамерницы превращались в монстров, пытавшихся убить её различными способами. Видимо, почувствовав себя Пелевиным, Ярмыш решила развить эту тему и порадовала читателей рассуждениями о каких-то древних богинях, управлявших судьбами людей с помощью завязывания узелков и разрывания ниток.

Но это не всё. Кире Ярмыш показалось мало рассказа о бессмысленных буднях арестантов, и она решила сделать ряд лирических отступлений. Автор подробно поведала читателям о любовных переживаниях своей героини. Да не просто любовных, а лесбийского характера. Выяснилось, что Аня с юных лет испытывает влечение к женщинам. Ещё в школе она влюбилась в одноклассницу. Затем, поступив в МГИМО, стала участницей любовного треугольника, в который, кроме неё, вошли парень Саша и девушка Соня. Компания жила в одной комнате общежития, при этом все трое ревновали друг друга. Апофеозом этой любви стал визит в общежитие молодой журналистки, делавшей фоторепортаж о жизни московских студентов. Встреча закончилась грандиозной пьянкой и групповой оргией, фотографии которой были опубликованы в журнале. Разразился скандал, в результате руководство вуза отказалось дать Ане характеристику для работы в МИДе.

Отдельную часть книги автор посвятила рассказу о практике главной героини в этом самом ведомстве на Смоленской площади. Нам снова показывают группу девушек, вся работа которых сводится к тому, что они целыми днями пьют чай, курят, обсуждают местных мужчин и мечтают о том, как выгодно выйти замуж за дипломата и уехать за границу. Во время практики Аня заводит роман с одним перспективным дипломатом, однако её тянет к Соне.

И вся книга забита подобной галиматьёй. Казалось бы, какое отношение все эти лесбийские страдания и древние богини имеют к заявленной теме отбытия наказания за участие в оппозиционном митинге? Полагаю, книга Ярмыш была изначально написана в расчёте на соискание различных литературных премий. Чтобы члены жюри, какой-нибудь Дима Львович Быков, почитав книжку, глубокомысленно изрекли: «Надо же, какая прогрессивная девушка… Мало того, что у Навального служит, так ещё и однополой любовью увлекается. Надо премию дать, непременно надо».

Боюсь, теперь каждая собака, которой посчастливилось быть знакомой с Навальным, сочтёт своим долгом сочинить книгу. Жду выхода в свет литературных трудов Ивана Жданова и Любы Соболь.

Виктор Волков, беспартийный коммунист


От редакции: Вообще, создаётся впечатление, что как сам жанр «нон-фикшн», так и одноимённая выставка-ярмарка — вышли в тираж. Хорошо и подробно об этом пишет Сергей Морозов — пора книгу выпускать о литературной смерти «нулевиков» и их внебрачных детишек, ибо всё что пошло уже с «проклятых десятых» — это какая-нибудь Алиса Ганиева или Гузель Яхина (обе невменяемые либералки-антисоветчицы) и ещё уровнем ниже, а ниже некуда, там нет худлита. Фикшна только и продаётся, остальное, «художественное» без костылей пиара не ходит дальше ближайших кругов (слушателей «Эха Москвы» и т.д.). А запрет презентации — это как раз незамысловатый пиар. Чтобы покупали «запрещённое»! И если описанное Виктором выше — это роман, то я, извините, Роман Абрамович.

Стремительная девальвация именно литературного слова под обложками — потеря смысла чтения (ни нового эстетически, ни политических новшеств, ровные автобиографические заметки почти у всех, с одной стороны, и всё та же скучная, предсказуемая постмодернятина, фантастический реализм — с другой) сказалась и на том, что нынче премируют. Начиная с «Русского садизма» — это премии политические, это фанфары либералов самим себе.

А ведь процесс этой девальвации начался не так давно — с «героического» обмена двумя ведущими авторами-новреалистами своей литературной славы на места в официозном политикуме. Вот как раз об этом мы недавно и говорили. И, поскольку, в данном случае политическая ориентация не имеет никакого значения — патриот-путинист Прилепин пишет о себе на Донбассе, либералка-антипутинка пишет о себе в тюрьме с одинаковым непониманием своей и своих личных жизней незначимости в Истории и той политике, которой они думают что занимаются, — полагаю, не грех ещё раз предложить послушать наши два разговора — на «Сталинграде» год назад и с Сергеем Правосудовым недавний.

Д.Ч.

15 thoughts on “До чего докатилась «нон-фикшна»

  1. Не надоело заниматься мелкотемьем?

    Впрочем, я тебя понимаю — тебе необходимо подготовить директивные статьи по Герцену, а затем и по троцкистско-зиновьевскому Коминтерну 1920-х, проследить переход европейских компартий на национальные рельсы (под контролем Сталина).
    Вопрос — АРХИважнейший! (В.И.Ленин)

    Пиши, Митя. Не отвлекайся.

    1. вот именно — пущай другие пока повыступают. ну а мелкотемье — это крест ежедневника)

    1. если б статей (тем) было больше чем дней в неделе — вот тогда бы была «конкуренция», а так — всё пока по плану. другое дело, что структурировать это всё надо — сам бы написал, меня б устрашать не пришлося 😉

        1. P.S. Но здесь в комментах — мой плацдарм,
          его я не покину (пока). Буду продолжать у вас
          заниматься подлой антикоммунистической агитацией и всех ставить в тупик — это станет для них хорошей проверкой на их «знания» теории и советского её воплощения.

  2. К сведению тов. Че и ВСЕХ благодарных пассажиров сайта:

    Тов Че! Если не приведёшь в своих статьях присланные тебе высказывания Сталина о судьбе
    Коминтерна и «здоровом национализме» для комдвижения (Дневник Г.Димитрова) — в свою почту можешь больше не заглядывать. МОИХ подарков ты уже там НЕ ОБНАРУЖИШЬ.

    Рассуждай дальше о «художественной» лит-ре, которой уже с 1990-х годов — нет как массового культурного явления. Нет — и не будет. Хайя!..

    1. ну, с 90-х))) тут ты как раз не прав: именно в 90-х был провал, потом наоборот подъём — причём подъём бурный, там уже подпирали спрос пермиями типа Нацбеста, но к 2010-м это хитромудрое изоюретение буржуев вполне себя оправдало — так что боевые (и литературные) нулевые это поныне для многих Пик — не 90-е, конечно, и не 80-е

    1. ты про девушку с рекламы МММ? дигитайзеры и пырчмэндайзеры куплены?)) оцени докУмент 90х! журнал «Огонёк», кстати (последняя страница)…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *