К 83-летию народного артиста РСФСР Александра Збруева

Актёр Збруев отметил 31 марта 83-летие — не юбилей, но среди потерь последнего года всё равно заметно и отрадно! Уроженец 1938-го… Из ленкомовцев советского периода — он едва ли не последний. И тут забудешь все их нелепые придирки к Советской власти, всё их холёное, неблагодарное ворчание на КПСС и СССР, без которых ни их, ни фильмов, сделавших актёров популярными среди миллионов — не было бы.

Ушли за год пандемии актёры, конечно, покрупнее, как В.С.Лановой. Ушли по воле — опять же, и тех, в конечном счёте, кто не опустил «железный занавес» перед коронавирусом в феврале, и сейчас гордится российской вакциной в Кремле, — но вот были же и те, кого она не спасла, как Василий Лановой… Мягкова тоже потеряли недавно, хоть и не в пандемии — а всё равно, год был небывало суровый на это «ниве» високосный. Потому дороже нам становится даже в тех, кто не был советским патриотом и уж тем более коммунистом (ни в партии, ни в душе), — то советское, что они успели сыграть. У Збруева в киноролях замечательно получались советские оптимисты и забияки. «Два билета на дневной сеанс» — замечательно показывающий всё ту же борьбу с буржуазностью (но в виде «цеховиков» пока) и капитализмом, что сейчас оформлена уже вполне классово и масштабно. Только «цеховики» теперь правящий класс…

И всякий, а не только крупный актёр — выступает либо с позиций этого класса, либо против него. Этой оппозиции и выбора не избежать никому. В основном мастера культуры, — и в этом нет ничего необычного, — с классом правящим. «Артистов и дворников не трогать, они нужны при любой власти» — говаривал Колчак… «Если ты не за один класс — значит, ты за другой» — говорит герой «Десяти дней, которые потрясли мир» Джона Рида.

В 1995-м в разгаре приватизации, на фоне тотальной социальной апатии — появляется фильм по названию песни Юрия Визбора «Ты у меня одна», в котором Збруев играет бедного советско-постсоветского инженера, довольного своей жизнью (тяжёлой, в однокомнатной квартире, но — в любви). Оптимизм в кино тогда был в дефиците, а Ельцин собирался на второй срок, ради чего «семибанкирщина» и США выложили немало миллиардов рублей и долларов (кампания «Голосуй или проиграешь»)…

Збруев этим и интересен — он всегда был активным гражданином. Вполне соответствовал образу работника театра им. Ленинского комсомола, то есть — выглядел комсомольцем. Мало кто знал, что он сын репрессированного замнаркома, который в САСШ завёл опасные связи, за что по возвращении в СССР и был наказан. Не был индифферентен Збруев и к тем переменам, что охватили СССР в перестройку, от которого осталась вскоре лишь РФ — и в 1991-м, в августе, был конечно же на стороне «защитников демократии»…

И конечно же, в том же самом проклятом 1991-м он с комическим наслаждением играл Сталина в довольно-таки проходном кино «Сталин. Ближний круг». Как ни странно — и сколь сам он не соответствует по характеру и амплуа этой роли, — получилось не так плохо. Хотя нечто монголойдное — и это работа гримёров плохая, конечно же, — портит облик.

Это уже после «Убить дракона», в котором — чем гордился Марк Захаров, — они вроде бы всё рассказали про «тоталитаризм», всей своей большой «сборной» командой «Ленкома», — забыв, что Шварц писал вовсе не о социализме, а о фашизме, вообще-то… Но тогда для них это было одно и то же. И долгий знак равенства они тянули изо всех сил коллектива. Ну конечно же Сталин и Гитлер единое зло! Только свобода предпринимательства спасёт Россию — так сверхдержава становилась сырьевой империей, под кивание вот этих самых голов интеллигенции творческой.

Если для кого-то среди актёров, как для Нонны Мордюковой 1991-й год стал рубежом, за которым нет их профессионального будущего, где гибель страны (она почему-то называла её Россией тогда, хотя это был СССР) и её культуры, — то вот Збруев не горевал. Напротив, прогуливаясь по Арбату, проклинал Ленина на телекамеру: «Лениным торгуешь? Я копейки бы не дал» (говорил арбатскому торгашу о знамёнах Советской эпохи с изображением Ильича). Не гнушался сниматься ни в сериалах, ни в фильмах о новых русских — именно что новых русских давая в выигрышном свете. Это уже роли по качеству сомнительные — хотя, и сыгранные с полной моральной отдачей. «Быть счастливым здесь и сейчас, для себя — без какого-то общего светлого будущего» — вот была его мораль. И это не просто роль, это гражданская позиция.

Как тут не вспомнить Сабадажа из «Двух билетов», страдающего от экскурсионных «ужасов царизма» в Петропавловской крепости потому что не славят экскурсоводы советские тех «кто капитал вложил» (царей)… Вывернутая наизнанку та бандитская мораль, приукрашенная триколором и кремлёвской позолотой — вполне сгодилась для некоторых звёзд советского киноэкрана. Тут, однако, они сами себе судьи. Но не только они, ещё и потомки, что-то берущие в своё будущее, причём на десятилетия, а что-то просматривающие не долее минуты, чтобы тотчас забыть.

Нам вот какой Збруев будет дорог — тем, кто и СССР своими глазами и ощущениями помнит по 1980-м, для кого это Дом, а не Миф. Так что привыкайте, Александр Викторович — лучшего отношения уже не будет…

Тут ведь кто не сдался — тот и выстоял, и состоялся.

А тошнотворная музыка из того рупора власовцев доносится до сих пор, перемежаемая фразой «Бойцы Красной армии — сдавайтесь!»

И со власовцами — как тогда, под командованием генералиссимуса Сталина, так и теперь — будет разговор короткий… «Товарищи-сволочи» всё замечают и ничего не простят.

Дмитрий Чёрный, гражданин СССР

25 thoughts on “К 83-летию народного артиста РСФСР Александра Збруева

  1. Великолепное поздравление с характерной нарезкой.
    Молодец, учуял мои вкусы и выложил лучшие эпизоды
    и фильмы.
    Одним словом — с Днём рожденья, Александр Викторович! Вы нам дороги своими ролями 1960-половины 1980-х, а не поглупевшим Ганжой на Арбате 1990-х. Не будем опускаться до такого «ганжества».
    Здоровья Вам и ролей, которые (хоть отдалённо)
    «напомнили бы Ваши прежние»! (как сказал Белинский Гоголю)

    1. ну, не то чтоб прямо поздравление — но всё же рассуждение. да, сейчас власовца добавим, и будет комплит, как говорит потенциальный враг)

  2. Збруев (капитан Ермаков) — Караченцову (Орлов):
    — Сколько у тебя коммунистов осталось?
    — Не знаю. С парторгом было девять человек. Парторг
    убит утром…
    Збруев (к бойцам): Коммунисты есть?

    «Батальоны просят огня», 3-я серия (1984)

    1. если б там не было членов КПСС, кто б там жёг партбилеты (есть на ТВ)… жизнь-то Колю (авария) наказала посуровее «высшего суда, коммунистического» (Евтушенко) — сколько миллионов граждан СССР сделала «овощами» контрреволюция их…

  3. О, у тебя уже и Зотов печатается?
    Хороший автор.

    Я всё тебя понять не могу — что ты эту власть так не любишь?
    1) Инет есть (в 1970-х не было, даже у буржуев)
    2) Бритву купил — и похожь на себя уже.
    3) Коку-Колу пил.
    А раньше?
    Мог только адидасные калоши, катуху с приводом
    и журнал «Весёлые картинки» приобрести.
    Даже твоего любимого Антонова — с большой переплатой у фарцы. А на «Естердей» тебе бы не хватило.
    А сейчас про расизм в пани-братской Польше писать можешь!
    ЧЕГО ТЕБЕ ЕЩЁ НАДО?!!

  4. Я тебе в письме про отца Каменева и говорил. Или
    ты считаешь, что кровь и иудейская религия — одно и тоже?
    М.Казаков — тоже «по папе» (но римскому). Это для обрезанных (кыых-гиюр) надо чистоту иудейску чтить! А «своих» они всегда вычислят (как с Марком Анатольевичем Ширинкиным — Карабасом Ленкома — 1/4)
    В паспортных книжках 1906 года отсутствовала графа «национальность» (коммунизм уже был построен) — только «вероисповедание» и «сословие».
    Графа «национальность» была введена в 1932 году
    (из-за драпа из деревни была проведена паспортная реформа — ЧИТАЙ МОЮ КНИГУ!!) «могильщиком коммунизма» и «скрытым фашистом», внебрачным
    сыном Пржевальского (от его лошади) — Сосо Джугашвили (Павлиашвили).

  5. Кальмар зазвал к себе Сулакшина. Тот уныло что-то
    доказывал, потрясал томами Багдасаряна, но детей
    клонило в сон (время позднее). Холеричен был лишь Санта Клаус:
    Гуськов: Очнитесь!!
    Стёп-Стёп Сулакшин: Нет, это ВЫ очнитесь! Коля, ну что ты всё по-женски как-то?..
    Гуськов: Нет! Я — Человек и Пароход! Правдоруб я!!..
    Под занавес действа Коля решил прочесть свои стихотворные опыты, но зарядка кончилась.

  6. Где твой материал об убийце ленинской партии Сталине?
    Где изничтоженный им Коминтерн с взаимообменом
    его представителей между Москвой и Берлином?
    Где надстроечная реставрация атрибутов бывшей Российской Империи — погон, офицерских балов, раздельного обучения и гимназической формы для советских школьников, неоклассицизма, русского великодержавия и национализма в пропаганде и культуре, антисемитизма и «процентной нормы» для евреев — а?

    Где? Где? ГДЕ??!

    Где мои шведские лезвия? Я же просил тебя купить шведские лезвия для меня!! (и для старика Мюллера)

    Чем ты вообще прозанимался с 24-01 до 00-45??

    А тов. КЗотову я мог бы и сам позвонить в «Н.С.»

  7. Ермаков (Збруев) — сельчанкам: Далеко ли, товарищи-бабоньки?
    — Подмогли бы, товаришу ночальник!…
    Олег Ефремов (полковник Гуляев): Ну, идите, бабоньки…(Збруеву) А ты всё шутишь, ухарь-купец…
    — А Вы что-то располнели, товарищ полковник, располнели!..
    Ефремов (машет рукой) А!…Дубина ты эдакая…

  8. В бывшем АПшном штабе.

    Бульбанюк (читая «Вестник НОДа») У, дармоеды! На русском языке пишут!!
    Караченцов (листая журнал «Анархия-мать твоя!»):
    Стервецы…Одни голые бабы!
    Збруев (стучит по клаве одним пальцем мелодию из «Штатского советчика»)
    Бульбанюк: Прекрати фортепьяну, Ермаков!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *