Полвека назад окончилась городская партизанская война Карлоса Маригеллы

Пятьдесят один год назад попал в засаду и был убит Карлос Маригелла.

Революционер, практик и теоретик, писатель, автор и разработчик фундаментальной инструкции, настольной книги «Учебник Городской Геррильи», руководитель Бразильской коммунистической партии (БКП) до 1967, основатель и лидер «Действия за национальное освобождение» (ALN) (порт. Ação Libertadora Nacional) Жуан Карлос Маригелла ярко проявил себя в коммунистическом революционном движении. В отличие от большинства бразильских ультралевых в разгар мировых молодёжных выступлений второй половины 1960-х годов он уже не был молодым человеком. В 1967 году ему было пятьдесят шесть лет. Не самый подходящий возраст для ухода в партизаны, но сам Маригелла так, разумеется, не считал.

Человек поколения Коминтерна, Маригелла вступил в ряды Бразильской коммунистической партии в ранней юности, в 1927 году. Ему было всего шестнадцать лет, когда он стал членом Бразильской компартии, которая и сама тогда была очень молодой организацией — ее первый учредительный съезд прошел 25-27 марта 1922 г., а в 1924 г. партия присоединилась к Коминтерну. Тридцатые годы, когда происходило становление Маригеллы как политического бойца, выдались для бразильских коммунистов особенно тяжелыми. В ноябре 1935 г. коммунисты и тенентисты (левые националисты Бразилии) подняли вооруженное восстание против президента Жетулиу Варгаса. Однако восстание быстро было подавлено правительственными войсками. Руководившего восстанием бывшего офицера инженерных войск тенентиста Луиса Карлоса Престеса (1898-1990) арестовали и бросили в тюрьму, а его беременную жену-еврейку выслали в Германию, где она погибла в концлагере. Лишь спустя девять лет, в 1945 году, Престес вышел на свободу. Репрессиям подверглись и многие другие коммунисты и члены левых националистических организаций Бразилии. В тюрьме оказался и молодой Карлос Маригелла.

Его арестовали в 1936 году, но через год выпустили. Впрочем, уже в 1939 году Маригелла был вновь арестован и провел в заключении шесть лет — до 1945 года. В 1945 году Бразильская коммунистическая партия была легализована, а политические заключенные амнистированы. Но уже в 1948 году президент Варгас вновь запретил деятельность коммунистов, испугавшись стремительного роста их влияния в стране. Компартия перешла на нелегальное положение.

Еще в 1943 г. он стал членом Центрального комитета Бразильской компартии, а в 1957 г. был избран в Политбюро ЦК Бразильской коммунистической партии. То есть к этому времени Маригелла находился в числе признанных лидеров бразильского коммунистического движения. Однако он всегда занимал более радикальные позиции, чем руководство компартии, и склонялся к маоистской интерпретации марксизма.

В 1953-1954 гг. Маригелла посетил Китай, куда его официально пригласило руководство Коммунистической партии Китая. Все это время бразильские коммунисты оставались на нелегальном положении. Ситуация изменилась только в начале 1960-х годов, когда в стране начались процессы демократизации. Бразильской компартии удалось провести свой пятый съезд 2-6 сентября 1960 года.

Однако уже в 1964 году в стране произошел военный переворот и коммунистическая партия вновь была запрещена. Середина 1960-х годов была отмечена для многих стран Латинской Америки драматическими событиями. Как раз в этот период, под влиянием успешного опыта Кубинской революции, в Латинской Америке активизировались левонационалистические и коммунистические силы. Своей главной целью революционеры, действовавшие практически во всех странах Латинской Америки, провозглашали освобождение от политического и экономического диктата США. В этом сходились интересы и коммунистов, и социалистов, и левых националистов — боливарианцев.

В ответ латиноамериканская олигархия, тесно связанная с правящими кругами США, ужесточила репрессии против оппозиционных движений. Не была исключением и Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки. В 1964 году в Бразилии произошел очередной военный переворот. Военные свергли президента страны Жуана Гуларта. К власти пришел маршал Умберту Кастелу Бранку (1900-1967), занимавший прежде пост начальника Генерального штаба бразильских вооруженных сил.

На посту президента Кастелу Бранку приступил к ужесточению политического режима в стране. Он ввел законы о национальной безопасности и о контроле над прессой, приостановил деятельность политических партий страны. Естественно, что политика маршала Кастелу Бранку вызывала негодование со стороны многочисленных бразильских левых. Тем более, что при прямом попустительстве правительства ультраправые «эскадроны смерти» развернули настоящий террор в отношении бразильских левых.

К этому времени в Бразилии действовали две крупнейшие коммунистические организации — просоветская Бразильская коммунистическая партия (БКП), созданная еще в 1922 году и придерживавшаяся советского варианта марксизма-ленинизма, и более радикальная Коммунистическая партия Бразилии, отколовшаяся в 1962 году от БКП и ориентировавшаяся на маоизм. Ее основали Жоао Амазонас, Маурисио Грабойс, Педро Помар, недовольные «ревизионистской» политикой просоветской Бразильской компартии.

18 июля 1967 года маршал Кастелу Бранку погиб в авиакатастрофе. Его сменил маршал Артуро да Коста-и-Силва (1902-1969), занимавший прежде пост военного министра. Казалось бы, сложились идеальные обстоятельства для выступления левых сил против военного правительства. Однако Бразильская компартия не решалась призвать народ к выступлению и начать вооруженную борьбу против правительства. Это в еще большей степени настроило против нее как маоистов из Коммунистической партии Бразилии, так и радикальных коммунистов, которые входили в состав левого крыла БКП.

Неформальным лидером радикалов в рядах Бразильской коммунистической партии стал Жуан Карлуш Маригелла (1911-1969), более известный миру как Карлос Маригелла. Карлос Маригелла еще в 1964 году выступил с критикой позиции партии, так как он счел ее нерешительной, неспособной оперативно реагировать на изменение политической ситуации в стране. В 1967 году Маригелла официально заявил, что слагает с себя полномочия члена ЦК Бразильской коммунистической партии и обвинил партию в оппортунизме и отказе от революционных методов борьбы. Теперь у Маригеллы и его соратников был только один путь — создавать собственную организацию, способную к вооруженному противостоянию с режимом военной хунты.

В конце 1967 г. Маригелла и его единомышленники создали «Действие за национальное освобождение» (порт. Ação Libertadora Nacional — ALN) — военно-политическую организацию коммунистического толка, провозгласившую своими главными целями свержение военной диктатуры, установление власти трудового народа и создание революционного правительства. Основным методом достижения поставленных целей бойцы ALN избрали городскую герилью, то есть — партизанскую войну в пределах городов. Для Латинской Америки городская герилья была новым словом в вооруженной борьбе революционеров, поскольку большинство радикальных организаций латиноамериканских стран, учитывая кубинский опыт, ориентировались на традиции сельской партизанской войны в горной и лесистой местности.

Теоретиком городской партизанской войны в Латинской Америке был именно Карлос Маригелла. В отличие от Эрнесто Че Гевары, который утверждал необходимость развертывания партизанской войны в сельской местности, Карлос Маригелла, как классический марксист-ленинец, был убежден в ведущей роли городского пролетариата. Он считал, что партизанскую войну надо начинать в городах, а уже затем, из городов, рабочий авангард распространит ее на сельскую местность, где получит поддержку беднейшего крестьянства. Однако окончательный успех революционного движения, учитывая специфику латиноамериканских стран, Карлос Маригелла все же связывал с победой партизанской войны в сельской местности. В отличие от таких теоретиков революционной герильи, как, например, Режи Дебре с его концепцией фокизма («Фоко» — революционный очаг, освобожденная территория. Именно Режи Дебре сыграл крайне негативную роль в судьбе «боливийского десанта» с Кубы, переоценив или же просто не изучив «революционные» настроения крестьянства, которое по прибытии к ним партизан Че Гевары просто выдавало их рейнджерам из ЦРУ, — прим. Д.Ч.), Маригелла считал, что революционерам ни в коем случае нельзя создавать «освобожденные районы», как предписывала маоистская доктрина. Такие «очаги» позволят правительственным войскам бросить против них все силы, и революционное движение будет подавлено с большими потерями, в том числе и среди мирного населения.

Перейдя на нелегальное положение, Карлос Маригелла написал большое количество статей, в которых излагал свои взгляды на организацию повстанческого движения в Бразилии. Необходимость вооруженной борьбы Маригелла объяснял тем, что в современном массовом обществе сознание народных масс все более затупляется инструментами пропаганды, и только вооруженная борьба способна пробудить массы к всеобщему революционному выступлению. Перу Карлоса Маригеллы принадлежит знаменитая книжка «Краткий учебник городской герильи», написанная революционером в июне 1969 года, незадолго до гибели. В ней Маригелла отразил многочисленные и разносторонние аспекты городской партизанской войны, уделив внимание и психологии партизана, и его физической подготовке, и вооружению, и экипировке, и методам вооруженной пропаганды и психологической войны. Проанализировал Маригелла и основные ошибки, с которыми может сталкиваться партизан в процессе вооруженной борьбы.

В 1968-1969 гг. Действие за национальное освобождение провело ряд вооруженных операций, преимущественно сводившихся к нападениям на полицейские участки и банки. Крупнейшей операцией стал захват в заложники посла США в Бразилии Чарльза Элбрика. Его схватили бойцы Действия за национальное освобождение совместно с бойцами Революционного движения 8 октября, выставив требование освобождения 15 политических заключенных-революционеров. Властям Бразилии не оставалось ничего иного, как согласиться на требования революционеров — слишком высоки были ставки. Жизнь посла США висела на волоске, и только освобождение 15 политзаключенных, которые тут же вылетели в Мексику, привело к его освобождению. Чарльз Элбрик вернулся в США.

В своей повседневной деятельности Действие за национальное освобождение тесно сотрудничало с другой радикальной организацией «Революционный народный авангард». Ей руководил Карлуш Ламарка (1937-1971) — выходец из многодетной семьи сапожника, которому, тем не менее, посчастливилось получить военное образование в Военной Академии имени Агульяс-Неграс. В 1962 г. молодой офицер служил в составе бразильского миротворческого батальона в зоне арабо-израильского конфликта, где и заинтересовался марксизмом. В 1967 г. капитан Карлуш Ламарка создал вместе с несколькими сослуживцами подпольную группу «Революционный народный авангард». Выйдя на связь с Карлосом Маригеллой, он, благодаря международным связям последнего, сумел переправить жену и детей на Кубу. После этого капитана Ламарку уже ничего не связывало и не останавливало.

24 января 1969 года Ламарка и его соратники напали на военную казарму, где захватили 63 винтовки FAL и 3 пистолета-пулемёта INA. После этой акции офицер перешел на нелегальное положение. В подполье Ламарка создал учебный центр по подготовке городских партизан, а для финансирования деятельности Революционный народный авангард стал совершать экспроприации. Всего группа Ламарки провела 20 нападений на банки, во время одного из которых Ламарка собственноручно застрелил сотрудника службы безопасности банка.

Активизация городских герильерос привела к усилению в Бразилии полицейского режима. Власти страны пытались сделать все возможное, чтобы победить волну насилия в бразильском обществе, вспыхнувшую после начала вооруженной борьбы коммунистических радикалов. Было усилено патрулирование городских окраин, спецслужбы сосредоточились на прослушивании и слежке за подозрительными гражданами.

В конце концов, 4 ноября 1969 года Карлос Маригелла попал в полицейскую засаду и был застрелен. До своего 58-летия этот легендарный революционер не дожил ровно месяц и один день. Через две недели в тюрьме скончался от пыток Мариу Алвиш — ближайший соратник Маригеллы. После этого Действие за национальное освобождение возглавил Жоаким Камара Феррейра (1913-1970). Как и Маригелла, Феррейра, журналист по специальности, был старым коммунистом, вступившим в коммунистическую партию еще в 1933 году — совсем молодым человеком. Именно он вместе с Маригеллой создал Действие за национальное освобождение. Но и Феррейре удалось недолго поруководить городскими партизанами. 23 октября 1970 г. его, после пыток и избиений, застрелили в затылок полицейские в одной из тюрем Сан-Паулу.

Алёна Агеева, ICSA «SOUTH-EASTERN STAR»

9 thoughts on “Полвека назад окончилась городская партизанская война Карлоса Маригеллы

    1. воистину — с Восстанием (скоро иду на Площадь Восстания, кстати)) нефтяники там бузят у БД, поглядим-поддержим по линии первички

    1. календарь вообще-то повторяется — цикличность) хорошо хоть не китайский

  1. Опять троцкистских латино-леваков прославляем…
    Ну-ну. Когда вся эта «революционная» псевдо-романтическая дурь испарится из хороших и умных головушек?…Там и провокаторов достаточно было
    (как и в Минске).
    Не сможете вы повторить эту чушь, оторванную от масс — «Красные бригады», «РАФ» (их «№3»-юрист
    потом стал нацистом и членом НДПГ при «кураторстве» спецслужб ФРГ) и прочую провокаторскую дребедень тех дальних стран и лет.
    Просто смех. Вдвойне обидно, что это пишут талантливые и идейные девушки…

    1. так никто и не призывает чушь повторять — это опыт, который надо изучать, включая его трагизм, субъективизм и ошибки. вот тов. Агеева нам в этом и поможет, безусловно. тут ведь тоже «вилка» своего рода: с одной стороны ревизионизм, хрущёвщина и всё то что тебе тоже ненавистно (сусловщина) — то есть неминуемая гибель даже такого громаного плацдарма социализма, как СССР, а с другой — только маригеналы… есть над чем подумать! надеюсь, коммисар Алёна экспертно присоединится к нашей с тобой тут дискуссии — тем более что она не в пример форумским срачам и спаму — отборная (без вкраплений фриков) и интересная

      1. Да, насчёт М.А.Суслова. Мы друг друга прекрасно понимаем.
        М.А. — абсолютный аскет в жизни, эдакий обер-прокурор Коммунистического идеологического
        Синода (как история повторяется!), в повседневной политике повторил путь чеховского Беликова — «как бы чего не вышло».
        Был сильно напуган при Сталине или пугал себя сам — на 35 лет. Настоящим идеологом-практиком был в 1930-40-х А.А.Жданов и, конечно, сам Вождь.
        Единственное положительное в «консерватизме» Суслова — он играл роль некоего «баланса» между либералами в ЦК и
        возникнувших тогда «почвеннических» тенденций в определенных партийных и культурных кругах, был «хранителем (и хоронителем) «марксистско-ленинского» партийного официоза. Либералов не любил больше, чем национал-коммунистов в ЦК.
        Кроме того — замечательные помощники (Воронцов, кстати, один из инициаторов издания более полного Маяковского), помогавшие патриотам (Кузьмину, Семанову и др. Семанов тогда был убеждённым сталинцем, таким с некоторыми идейными «заскоками» остался до конца своих дней. Тебя, кстати, искренне любил. А характер…
        Видел бы ты его в 1990-е!).
        Но, конечно, главное: Суслов уничтожил партийную идеологию, не давая ей развиваться, идти в ногу со временем, превратил её в набор «мантр» и новое «святое
        писание». Консерватизм хорош, но до определённых разумных «пределов». Оставил после себя многосот-тысячную «армию» начётчиков и потенциальных предателей (все — будущие либералы). Теперь «идейных» осталось, в лучшем случае, несколько тысяч,
        никому не нужных, кроме своей родни (с характерной фамилией «попов» — как выражение коллективного явления тех застольных золотых лет; попы «коммунистической» церкви).
        А вот пропаганда советская была многослойной и довольно эффективной (но не для обывателя): сов. патриотизм, борьба с кап. Западом, антисионизм, критика еврокоммунизма и левачества в МКД, пропаганда всего лучшего из отечественной истории (здесь продолжалась и развивалась прежняя сталинская «линия» в агитпропе).
        Вот этой «многоголосицей» и «высшей диалектикой» в общественной, партийной и культурной жизни я и занимался с начала 1990-х: курсовые-диплом-кандидатская-книги, публикации, ряд передач на ТВ и радио.
        Прочтёшь и будешь пользоваться. Тем более,
        что многих деятелей советского прошлого мы с тобой застали.
        Да, спасибо тебе за интересное интервью с покойным В.С.Бушиным. Он был давним другом и единомышленником С.Н.Семанова, но более идейно «выверенным». У них вообще в СП был «свой круг», противостоящий антисоветски-либеральному.

    1. да говорю же — цены нет товарищу! ничего — милые бранятся, только тешатся. как будет проездом из партизанских заграниц в казатчину свою наша атаманша, может, ещё и выпьем по бокалу красного у Казанского вокзала на троих 😉 познаний на тоже энциклопедических, а стажировку проходила в Никарагуа — не то, что некоторые москали)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *