В Анкаре снесли культурный центр «Идильджан», но этим актом вандализма не уничтожить Grup Yorum!

Полицаи и чиновники канцелярии губернатора Анкары снесли 17 ноября культурный центр “Идильджан”, расположенный в одном из районов столицы Турции. По известной на данный момент нам информации, приказ о разрушении культурного учреждения был отдан лично губернатором Анкары, а группы разрушителей охранялись плотным кордоном из агентов политической полиции и отрядов по борьбе с беспорядками, а также отрядов спецназа, в сопровождении бронетехники.

Культурный центр «Идильджан» связан с коммунистической музыкальной группой Grup Yorum и марксистско-ленинским движением Народный фронт. Скромное здание, в котором в течение нескольких лет находился центр, было снесено почти через 20 дней после волны массовых арестов по всей Турции членов Народного фронта. Во время полицейских рейдов в конце октября было арестовано 83 человека, 35 из которых были заключены в тюрьму.

Культурный центр “Идильджан” работает в Анкаре с конца 1980-х годов. На протяжении всего своего существования культурное учреждение подвергалось всевозможным нападкам, а его постоянные посетители — репрессиям со стороны фашистствующей олигархии и различных фашистских банд, которые обслуживают ее.

В декабре 2019 года в культурном центре был совершен полицейский рейд и обыск, несколько его сотрудников были задержаны, двое из которых были заключены в тюрьму.

В 2015 году, когда центр размещался ещё в своём бывшем здании в районе Тузлучаыр в Анкаре, он подвергся обстрелу из автоматического оружия со стороны полиции.

Мы привели всего лишь два случая из цепи непрерывно продолжавшихся нападений, атак, обысков, диверсий — за почти 32-летнюю историю существования культурного учреждения.

Здание, как вы видите на фото, разрушено до основания — но не сломать, как эти стены, стремление Человека жить при коммунизме, сбросить с себя оковы фашиствующей власти, оковы религии и классового общества! Свой новый дом непобедимая в нас коммунистическая культура несомненно найдёт, в Турции нынешней…


От редакции: Это пишут наши турецкие товарищи, и они должны знать, что каждый удар молотов и ковшей вандалов — отзывается и в наших сердцах. Мы помним наше совместное выступление в центре Москвы в феврале нынешнего года — когда усилиями самих товарищей из Grup Yorum, Московской рок-коммуны, ОКП и «Боротьбы» удалось прорвать завесу информационной блокады, сгустившуюся вокруг турецких коммунистов, положение которых при султане Эрдогане (как некоторые из них его прямо и зовут) не лучше, чем у курдов и прочих «нежелательных элементов» в этой нео-османской империи.

Мы помним тот оптимистический огонь в глазах наших турецких братьев (некоторые из которых вынуждены прятаться по другим странам из-за антикоммунистической истерии султаната), с которым они приветствовали нас со сцены международного фестиваля «Не пряча лиц» — «счастливые выступать на родине первого в мире социализма, на родине Ленина, родине Сталина»!.. Такие яркие моменты освещают весь год — который выдался довольно мрачным не только в Турции.

Для немногих, но отважных из Grup Yorum, ночная и прохладная февральская Москва на «стрелке», в пятнадцати минутах прогулки от Кремля, засияла своей советской славой, согрела их сердца, и все выступавшие в этот день группы, конечно же, выражали солидарность с этими удивительными, стальными людьми, подлинными наследниками Назыма Хикмета и тех турецких коммунистов, что ещё в начале ХХ века мечтали сделать страну социалистической — борьба которых в самой Турции обретала уже тогда формы радикально-ультимативные и смертельно опасные для них самих. Об этом великим поэтом Назымом Хикметом, прожившим большую часть вынужденно в Москве, написано (превращённое группой-основательницей МРК «28 Панфиловцев» в песню) стихотворение «15 ножей»…

За это время, с февраля текущего года не только умерли на сухой голодовке Ибрагим Гёкчек и Хелен Бёлек, но постоянно подвергаются гонениям десятки их товарищей по музыкальной работе, граждан Турции — только за их убеждения, только за мечту о другой, прогрессивной Турции. Вот что писал в мае 2020 года ещё живой, но уже доведённый голодовкой до крайней степени истощения Ибрагим Гёкчек, басист Grup Yorum:

— В феврале 2019 г. меня арестовали, когда я был в нашем культурном центре, а в мае 2019 г. мы начали голодовку «за снятие запрета на наши концерты, за прекращение набегов на наш культурный центр, за освобождение членов нашей группы, находящихся в тюрьме и прекращение начатых против них судебных процессов и, в конце концов, за исключение наших имён из списка террористов». 

Ибрагим писал о стамбульском культурном центре, удар пока нанесён не по нему, но Анкара — явно только начало наступления реакции на центры культурного сопротивления коммунистов социальному регрессу… На момент проведения международного фестиваля «Не пряча лиц» в феврале 2020 Ибрагим и Хелен держали голодовку десять месяцев! И власти за это время не услышали их, на их вполне цивилизованные и разумные, отнюдь не террористические требования отвечали всё новыми атаками на культурные центры, а теперь и вовсе доломали один из них в Анкаре. 7 мая Ибрагим Гёкчек скончался — но даже мёртвым он оставался врагом для режима, который опасался превращения похорон в несанкционированные выступления и митинг. Его тело было похищено властями из морга (!!!). А прихвостни режима, активисты фашистской партии «Серые волки» уже после похорон хотели выкопать и сжечь(!) тело музыканта Ибрагима Гёкчека, который скончался в результате почти годовой голодовки протеста. Мало того, что похоронную процессию разогнала полиция, арестовав 21 участника похорон, включая отца музыканта, так теперь местные неонацисты пытались надглумиться над телом погибшего героя-коммуниста. Но культурная крепость ещё стояла тогда в административной столице…

Важно отметить, что эта скромная лачуга (по меркам советских домов культуры) была сродни именно крепости — той идеологической и культурной крепости, что не сдаётся под напором целого государства и его карательных сил. (В таком же примерно неказистом деревенском одноэтажном домике проходил 1-й съезд РСДРП(б) — в Минске это государственный музей, кстати).

Типичный для Турции участочек земли в три сотки, не более, окружённый каменными оградами домик с черепичной крышей (такие крыши характерны для Муглы и Анкары — некурортных городов, в которых ещё Ататюрк запретил ставить крыши со скатами, требуя строить только со внутренним сливом, по европейским образцам — скаты, особенно покрытые металлом, слепили туристов, купающихся в море, суда и самолёты) — вот и всё, что было нужно коммунистам для пропаганды среди соотечественников другой, лучшей жизни, где не станет не только султанов, религий и господ, но и денег, войн, государств, правительств!

В этот дом культуры, сколь мал он ни был — шли вереницы детей, подростков, тянулись те, кому дороги не религиозные шоры, но свет знаний. Здесь бесплатно коммунисты учили турецких детишек музыке, играть на национальных инструментах, и так, поколение за поколением, самые лучшие и упорные — становились членами легендарной Grup Yorum. И кропотливая эта работа велась не зря! В час, когда недовольство государством социального неравенства вcкипало в Стамбуле и других городах — в 2015-м году, например, Grup Yorum выступали на площадях своей родины и не раз собирали там более миллиона слушателей, которые пели давно знакомые им песни легендарного коллектива. Конечно же, и песни на слова Назыма Хикмета, которые в Турции знают даже детишки — если их родители просвещённые граждане своей страны и мира.

Нам особенно дорого, что в Москве на первом за год фестивале НПЛ мы собрали широкий спектр левых музыкальных сил, и с нами выступил Вадим Курылёв («Электропартизаны»), которому наиболее из всех нас близка тема притеснения государством тех, кто поёт о свободе от буржуазных и фашистских оков. Помимо удивительно национальных по духу и звуку песен, которые закрутили всю нашу публику в турецкий хоровод, нехарактерный для рок-концертов — со сцены звучали и характеристики режима Эрдогана как фашистского. Нам это казалось, скорее, фразой, чем реальностью — но посмотрите на эти руины и вспомните, что творилось в отношении любых инициатив коммунистов в Германии при нацистах или Италии при Муссолини и Испании при Франко? Да, это именно фашизм — сносящий экскаватором точку сугубо культурного, безоружного сопротивления диктатуре капитала, эрдогановской олигархии, социального регресса.

Снос «красного» домика культуры в Анкаре венчает для репрессивных властей административной столицы Турции этот год борьбы с инакомыслием — не только умершие члены Grup Yorum, но и стены, наполнявшиеся созвучиями коммунистической мечты, стихами Хикмета, пали… Но это победа временная, если не будет ослабевать международная солидарность с турецкими коммунистами, с Grup Yorum!

В знак этой солидарности включаем в это открытое интернет-письмо — те песни, что звучали в феврале на НПЛ-1. Одну невесёлую, констатирующую временный разгром (исполнение дуэтом эшелонским за месяц до НПЛ), и одну оптимистическую — перевод с турецкого, сделанный Александром Кубаловым и его группой «Строки и звуки». Вглядываясь в лица неисчислимой и непобедимой Grup Yorum, мы уверены, что победим — вместе!

Дмитрий Чёрный, координатор МРК, лидер Эшелона

15 thoughts on “В Анкаре снесли культурный центр «Идильджан», но этим актом вандализма не уничтожить Grup Yorum!

        1. перевыпустим! мне уже предлагал один чел «Тоталитаризм» (2004) на КРАСНОМ виниле забацать)))

    1. мы пойдём иным путём)) путём сосуществования двух вокалов и развития Основного из двух источников марксизма-ленинизма ;-)))

    1. кстати, ближайший радиотеатр на той же интернет-волне будет 26-го: «гАга-нОва, гАга-нОва, хови меня так!» прочту из твоих любимых Турбиных эпизодик в поезде…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *