Об империалистической войне в Закавказье

В эпоху позднего империализма события, связанные с его противоречиями, необходимо приобретают черты, будто бы воспроизводящие в миниатюре историю более чем столетней давности. Что не делает их менее трагическими. А перед открывающимися возможностями мировой, финальной катастрофы, — без внятной альтернативы социалистической революции, – объективно более страшными.

Столкновения на задворках Европы – даже вопреки воле его главных участников – могут с легкостью, по случаю оказаться прологом последней мировой бойни. Конечно, Армения и Азербайджан – это не Российская и Австро-Венгерская империи, но стоящие за ними силы – а это прежде всего империалистические Россия и Турция, – обладают гораздо большим разрушительным потенциалом, чем их предшественники начала 20-го века.

Можно смеяться над шовинистическими и одновременно лицемерно-миролюбивыми фразами Пашиняна и Алиева, но разве официальные бредни РИ про освобождение Царьграда выглядят менее комичными? Между тем цена 1-й Мировой войны – это 10 миллионов прямых человеческих жертв.

Тем более актуальным для нас является учение В.И. Ленина, его статьи, написанные с принципиальных позиций коммунистической теории по отношению к империалистической фазе развития капиталистической формации, перманентно от империалистического мира переходящей к империалистической войне.

Согласно Ленину: «Империализм есть высшая ступень развития капитализма, достигнутая лишь в 20-м веке./… /Из освободителя наций, каким капитализм был в борьбе с феодализмом, империалистический капитализм стал величайшим угнетателем наций. Капитализм из прогрессивного стал реакционным, он развил производительные силы настолько, что человечеству предстоит либо перейти к социализму, либо годами и даже десятилетиями переживать борьбу «великих» держав за искусственное сохранение колоний, монополий, привилегий и национальных угнетений всякого рода».

Из данного определения следует и революционное пораженчество Ленина: «Революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения своего правительства, не может не видеть связи его военных неудач с облегчением низвержения его. Только буржуа… /…/находит «смешной» или «нелепой» идею о том, чтобы социалисты всех воюющих стран выступили с пожеланием поражения всем «своим» правительствам», при том что «борьба за социалистическую интернациональную революцию против империализма невозможна без признания права наций на самоопределение».

Соответственно Ленин указывает и на то, что «Наша «программа мира» требует, чтобы главный пункт демократии в этом вопросе – отрицание аннексий – применялся на деле, а не на словах, служил интернационалистской пропаганде, а не национальному лицемерию».

Насколько ленинские суждения принципиально верно определяют нынешнюю ситуацию начала империалистической войны в Закавказье понять нетрудно: несамостоятельность Армении и Азербайджана наилучшим образом демонстрируется их апелляциями к союзникам (России и Турции), которые и являются главными сторонами этого конфликта; в любое время армяно-азербайджанский конфликт может перерасти в мировую войну; никакой твердый мир в рамках империалистической системы невозможен, в частности и для Армении и Азербайджана; разрешения конфликта между империалистическими блоками возможно только на почве социалистической революции, мира без аннексий и контрибуций и права народов на самоопределение; долг любого коммуниста состоит в требовании поражения своей «родины» в этой прелюдии к мировой бойне; всевозможная аргументация за ту или иную сторону в этой войне является шовинистической пропагандой и выводит ее адептов за пределы не просто ленинизма, но и сколько-нибудь цивилизованного мировоззрения.

Войне и шовинистической истерии должно быть противопоставлено учение Ленина, на основе которого были разрешены противоречия 1-й империалистической бойни на территории бывшей РИ.

Шовинистам и прочим племенным радетелям должно быть отказано не только в праве называться коммунистами, но и в самом человеческом отношении к ним. В 21-м веке подобное скотское мировоззрение никак не может связываться с человеком в обязывающем смысле слова. Империализм себя пережил, нам надо попытаться пережить его, не утратив человеческого достоинства и облика.

Олександр Матяш, Союз Коммунистов

12 thoughts on “Об империалистической войне в Закавказье

  1. Мировая война (которой «прежней» уже не будет — по вполне понятным причинам), может начаться с обязательным участием мировых ядерных держав.
    Самоубийцы есть?
    Даже в годы Советской власти была скрытая неприязнь между армянами и азербайджанцами (турками по своему этническому происхождению), между узбеками и таджиками и др. Все это проявлялось на бытовом уровне и в политике местного руководства. Национальную вражду (увы!)
    и недобрую историческую память не погасить никакими радужными лозунгами о «братстве народов»
    В Армении еще с 1960-х гг. существовала разветвленная националистическая сеть, поддерживаемая значительной частью населения,
    каталикосом Армении, мощными криминальными структурами. А новогодний подарок, сделанный
    рабочими Затикяном, Багдасаряном, Степаняном
    в московском метро 8 января 1977 года? А «трудящиеся» на рынках, связанные со своей мафией представители Азербайджана, Армении, Грузии, сев.-кавказских республик (почему не Белоруссии, Казахстана и др.?) О таком положении дел знали многие, но реальной информацией обладали структуры КГБ и МВД и их руководители (Андропов,
    Бобков, Щелоков, Федорчук, Чебриков). Для остальных — телевизионные бравурные картинки.
    Все что «аукнулось» нам в 1986-91 гг. И поныне расхлебываем. Расплата за произвольную в 1920-х
    перекройку границ (пусть и «условных») в угоду
    идеологическим химерам. Пусть мы можем «проглотить» отрыв от России ее исконных земель
    (как это уже не раз было в истории). Но у других народов бывшего СССР историческая память —
    х о р о ш а я. Конечно, дружба между Магомаевым и
    Бабаджаняном, смешанные интернациональные браки, занятость в различных сферах производства на территории СССР. Но о своих национальных корнях, традициях, религии, о с в о и х землях
    с компактным проживанием с в о е г о народа они не забывали никогда. И плевали они на идеи двух
    гениальных бородачей, никогда не бывавших за пределами родной Западной Европы 19 столетия.
    Какая революция? Предпосылки для этого есть? История 100-летней давности не повторяется.
    А, впрочем, я за вашу позицию. Очень хочется долго
    смеяться над идеалистами.
    А вам еще раз скажу: между пожеланием и результатом — «дистанция огромного размера». Хотя,
    выучив несколько лозунгов, учиться диалектике,
    постигать реальные исторические знания вы не желаете. Скучно… Сами с усами.

    Но я — за вас. Мне без чудаков скучно.

    P.S. К слову, у «интернационалистов» Маркса. и Энгельса в их статьях и письмах довольно много «шовинистических» высказываний о других народах
    — без каких-либо упоминаний о буржуазии, дворянстве,
    «эксплуататорской» нац. власти. «Интернациональная»
    доктрина Маркса-Энгельса распространялась лишь на пролетариат Западной Европы ( и лишь за год до смерти Маркс обратил внимание на уже разгромленных народников в России). В мае 1941г. в журнале «Большевик» И.В. Сталин довольно крепко приложил одного из «основоположников» (Энгельса) за необъективный подход к истории России.
    Дружба между честными трудящимися разных национальностей всегда будет. А вот тот наш СССР — увы… Жизнь не подгонишь под теорию, как бы этого не хотелось. Тем более — под утопию, пусть и красивую.

  2. Из беседы с таджикскими рабочими-гастарбайтерами:
    — Как там на родине?
    — Х..(ругается по-таджикски). Вот при Советской
    власти!…Да не вернется она…
    — А в СССР хотели бы вернуться?
    — Нет.

    Да, в добротной коммуналке жизнь вспоминается ностальгически. А в своей отдельной паршивой
    квартиренке думаешь о затратах на ремонт.
    Но она СВОЯ!!!
    Человеческую природу у основной массы людей
    не изменить…

    1. ну «природа» — это тоже социальное, всё формируется, всё воспитывается. как марксист бывшему еврею сообщаю, как выготскианец 😉

  3. Мы, товарищи с Кропоткинской, подло филоним и не дуем на кострище революции с балкона Большого Каретного. И лишь ты один, Черный,
    поднял транспарант, машешь алым ф…ом борьбы!
    И еще Ермолай, отец-удалец, со своего охотхозяйства
    присылает деньги на АКП-КПСС (А К П -Авангардная
    Коммунистическая партия). Савва Морозов нашъ…

    Да, видел в гастрономе Ивана Баранова. Он перепутал выход и вход. Пытался спокойно пронести
    пузырь с кагором там где не положено. Денег он не признает ( все общее и божье!). На замечания персонала реагировал бурно, пугал «гиеной». Придрался к надписи на турникете «Без покупок».
    Требовал заменить на другую — ему показалось, что там написано «Бес попутал».

    1. я бы эти фельетоны отдельно собрал и издал — причём, замечал их и на ФФорумске ранее))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *