Виктор Шендерович: юморист и суд истории
Известна история о том, как А.А. Блок ответил некоему поэту, заявившему, что поэзия Блока ему писать не дает. Поэт-символист в ответ сказал, что ему тяжелей – ему Толстой мешает.
Юморист Шендерович написал, что «Стыдно и тоскливо быть гражданином РФ». Допустим, что это действительно повод для стыда, хотя мне думается, что настоящее гражданство, как и настоящая человеческая родина – это идея, а не кусок земли с легендированным ярлыком. Так же я допускаю, что именно этот стыд привел Шендеровича к тоске, а тоска к умственному расстройству.
Здесь надо дать место самому юмористу расправить плечи: «Мы позволили сделать себя рабами. И мы несем прямую ответственность за то, что это преступное государство, от нашего имени, творит снаружи». Лучше и не скажешь, раб описывает свое рабское состояние, приписав к этому рабству в итоге всех «россиян» («россияне, виноватые или не виноватые прямо в этом зле, несут ответственность за это, конечно»), а приписав, предписывает историческое воздаяние: «Матушка /Клио, сама, так сказать, История/, как установка «Град», бьет по площадям… И в отличие от Господа из старой книжки, совершенно не заморачивается тем, чтобы праведники покинули город перед огнем и серой».
До сей поры история совершенно не считалась с жертвами, что совершенно точно описывает помянутая Шендеровичем «старая книжка», где кроме истории с Содомом и Гоморрой описываются и приключения многострадального Иова и казни египетские, не говоря уж о методе освобождения земли Обетованной от живших там народцев и их скота. Но ведь Шендерович писатель, а не читатель, а еще он не только историк-юморист, или юморист-историк, но и ее судья, скорости и основательности решений коего позавидовала бы любая сталинская «тройка».
На основании чего он вообще приговорил «россиян» к ударам по площадям из своей исторической установки «Град»? Шендерович обосновал кары тем, что «Поддержка очередного тирана — не новость. Российская Федерация сегодня — прямое историческое зло». И что скажешь мыслителю-юмористу на это?
Что тирания в сколько-нибудь серьезном значении слова – это правление, основанное на произволе, идущем против объективного интереса большинства населения. И что поддержка РФ или, скажем, США каких-либо режимов связана с политическими и экономическими требованиями истеблишмента этих империалистических государств, и больше говорит о том, что представляют собою в международном отношении Россия и Америка, а не о том, чем является режим, ставший объектом чьей-либо «поддержки». Но боюсь, это слишком крупные претензии к полету мысли нашего писателя-сатирика – он ведь все больше про эмоции пишет: «Эмоционально нынешнее предательство по отношению к белорусскому народу воспринимается, конечно, острее, чем венесуэльская или даже любая из среднеазиатских историй, но в сущности, та же подлость, и те же человеческие страдания на выходе…».
Замечательно, что Шендерович, этот сатирический персонаж, имеет право говорить о российском народе «мы». Несколько хуже, когда это «мы» разрастается до практически всемирных масштабов, покрывая собою и РБ, и Венесуэлу и сплошь всю Среднюю Азию, почему-то совершенно не касаясь Колумбии, Афганистана или иных густо окровавленных регионов. Это «мы» Шендровича мне представляется основным симптомом его умственного расстройства, и не в качестве его мании величия, но в качестве мерила его интеллектуальной высоты.
Я не думаю, что московский юморист мнит себя пророком неких исторических общностей, я думаю, что он просто дурак, старый дурак, по свой московской провинциальной привычке не отделяющий выкладки собственного сознания от чего-то более объективного и внешнего. У него же — что он, что мир – все присвоено и унесено на московскую кухоньку, откуда в свое время все виделось и понималось лучше. Почти же как у Мандельштама с его «На Красной площади всего круглей земля и скат ее круглеет добровольный», только без Красной площади и, разумеется, Мавзолея, и в соответствующем личной кухне масштабировании. Ибо Советский Союз без идеи, Мавзолея и прорывов в неизвестном человечеству направлении – это скучная и навязчиво-претенциозная провинция, как и бывшая советская интеллигенция – всего лишь вторичная субстанция провинциальной дыры, ничего кроме Шендеровича и Алексиевич не могущая вырастить.
Впрочем, кудахтать про «нашу общую беду» и «мы все виноваты» в России принято издавна, так что пафос сатирика из ДК прошедших пятилеток не нов. Нов умственный и моральный масштаб того, что мешает быть людьми этой новороссийской поросли. В частности, Шендеровичу мешает РФ.
Мелок он, как и его моральное препятствие, – мелок и ничтожен. И уже скоро, скоро будет смыт волной истории, которая даже не заметит отдельную фракцию пищащей субстанции, как не обратит внимания и на ее пророчества вокруг одного из многих современных мировых бараков. Но случится это вовсе не потому, что именно Шендерович мнит о Клио и ее Немезиде, а потому что карлики на телесах поверженного великана до сих пор сосут прошлое, а для будущего у них за пазухой только кончающиеся углеводороды и линейка мельчайшего масштаба, которой не моральные или мировые проблемы мерить, а отдельные части писателя-сатирика, заболтавшегося до судебного пафоса районного судьи РФ – последних путинских времён.
Олександр Матяш, Союз Коммунистов